• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по дисциплине Материаловедение по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники» для обучающихся СКШ

Рабочая программа по дисциплине Материаловедение по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники» для обучающихся СКШ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального обучения

«Профессиональное училище №62 имени А.Ф.Вепрева»»



Рассмотрено

на методической комиссии

Протокол №___от___________

«___»_______20___г

Согласовано

Зам.директора по УПР

____________П.В.Тихонов

«___»_____________20____


УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГБОУ НПО

«ПУ №62 им. А.Ф. Вепрева»

_________________Н.А. Мальцев.

от «___»__________20___г


Рабочая программа


по дисциплине «Материаловедение»

1(первый) курс


Профессия: «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»»

Код профессии: 18545

Квалификация:

  • «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»

Срок реализации: 10 месяцев

Составлена на основании Сборника учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники» разработан Шмельковым С.В., ст.н.с. ИРПО,2002г.

Разработала преподаватель:_________ Алексеева Н.Н.


г. Назарово 2011




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для организации занятий по дисциплине «Материаловедение» в КГБОУ НПО ПУ№62 имени А.Ф. Вепрева, реализующей программу подготовки квалифицированных рабочих по профессии: «Слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники» для обучающихся СКШ.

Согласно учебного плана КГБОУ НПО ПУ№62 имени А.Ф. Вепрева на учебную дисциплину «Материаловедение» отведено 34 часа.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

- Сборника учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники» разработан Шмельковым С.В., ст.н.с. ИРПО,2002г.

  • Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» составлена в соответствии с положением «О рабочей учебной программе», введенной действие приказом директора.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

пояснительная записка;

квалификационная характеристика;

тематический план,

содержание программы,

промежуточный, итоговый контроль,

критерии оценки,

список литературы для обучающихся.

Квалификационная характеристика

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 разряда должен уметь:

Разбирать сельскохозяйственные машины, комбайны, тракторы, подготавливать их к ремонту;

Ремонтировать, собирать простые соединения и узлы сельскохозяйственных машин, комбайнов, тракторов с заменой отдельных частей и деталей;

снимать и устанавливать осветительную арматуру;

выполнять слесарную обработку и подгонку деталей по II-му квалитету

выполнять работы с применением пневматических и электрических инструментов и на сверлильных станках;

нарезать резьбу метчиками и плашками;

участвовать в ремонте машин средней сложности под руководством слесаря более высокой квалификации;

соблюдать правила безопасности труда, противопожарной безопасности; электробезопасности и внутреннего трудового распорядка.

Должен знать:

принцип действия, правила последовательной разборки на узлы и подготовки к ремонту сельскохозяйственных машин, назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и средней сложности мерительного инструмента;

назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел, топлива;

механические свойства обрабатываемых материалов;

правила безопасности труда; противопожарной безопасности, электробезопасности и внутреннего трудового распорядка.


Тематический план


п\п

Тема

Кол-во

часов

Из них теория

ЛПЗ

1


2


3


4


5


6

Основные сведения о металлах и сплавах

Черные металлы

Цветные металлы и сплавы

Термическая обработка металлов и сплавов

Коррозия металлов

Вспомогательные материалы

6


8


7


2


4


7

5


5


6


2


3


6

1


3


1


-


1


1


Итого

34


п/п занятия

Тема

Кол-во

часов


1

2

3

4


5

6




7


8

9


10


11

12

13

14



15


16

17

18

19

20


21




22


23




24

25


26

27




28

29


30


31


32

33


34





  1. Основные сведения о металлах и сплавах

1.1 Введение

1.2 Понятие о металле и сплаве.

1.3. Кристаллическое строение металла

1.4 Классификация и краткая характеристика применяемых металлов.

1.5 Физические и механические свойства металлов

ЛР №1 Изучение дефектов и изломов на поверхностях деталей


  1. Черные металлы

Понятие о железоуглеродистых сплавах. Чугун и сталь

Классификация и маркировка чугунов

ЛР №2 Изучение свойств белого, серого, ковкого чугуна,области их применения

ЛР №3 Определение маркировки чугуна по буквенным значениям

Классификация и маркировка сталей

Углеродистые стали

Легированные стали

ЛР №4 Определение маркировки стали по буквенным значениям

  1. Цветные металлы и сплавы

3.1 Основные свойства цветных металлов и сплавов.

3.2 Свойства и область применения меди

3.3 Сплавы меди. Маркировка

3.4 Алюминий и его свойства

3.5 Сплавы алюминия. Маркировка

3.6 Свойства и область применения свинца, цинка, хрома и никеля.

3.7 ЛР №5 Определение марки сплавов по буквенным значениям

4 Термическая обработка металлов и сплавов

  1. Сущность и назначение термической обработки

  2. Понятия о видах термической обработки: отжиге, закалке и отпуске.


  1. Коррозия металлов

    1. Сущность явления коррозии металлов.

    2. Виды коррозии металла: химическая и электрохимическая коррозия.

5.2 Факторы, влияющие на процесс коррозии.

ЛР№ 6 Определение способов защиты металлов от коррозии


  1. Вспомогательные неметаллические материалы

6.1 Конструкционные пластмассы

6.2 Абразивные материалы. Естественные и искусственные абразивы.

6.3 Смазочные и охлаждающие материалы. Требования, предъявляемые к ним.

6.4 Теплоизоляционные материалы

6.5 Резина. Технологические свойства и область применения

6.6 ЛР № 7 Расшифровать условное обозначение вспомогательных неметаллических материалов

Итоговое занятие. Контрольная работа

6

1

1

1

1


1

1



8

1


1

1


1


1

1

1

1


7

1


1

1

1


1


1



2






4

1

1


1

1



7

1

1


1


1

1


1


1


Итого

34

Содержание дисциплины «Материаловедение»

Тема 1. Основные сведения о металлах и сплавах - 6ч

Понятие о металле и сплаве. Классификация и краткая характеристика применяемых металлов. Физические свойства металлов (удельный вес, температура плавления, электропроводность, теплопроводность), магнитные свойства.

Механические свойства металлов: прочность, пластичность, упругость, твердость.Значение физико-механических свойств металлов.

Понятие об испытании механических свойств металлов. Дефекты и изломы металлов.

ЛР №1 Изучение дефектов и изломов на поверхностях деталей

Должен знать: понятие металлов и сплавов. Классификацию и краткую характеристику применяемых металлов. Физические и механические свойства металлов.

Должен уметь: дать краткую характеристику металлов и сплавов. Перечислить физические и механические свойства металлов. Определять дефекты и изломы на поверхностях деталлей

Тема 2. Черные металлы - 8ч

Понятие о железоуглеродистых сплавах. Чугун и сталь - основные металлы, применяемые в машиностроении.

Сорта чугунов и область их применения. Свойства белого, серого, ковкого чугуна. Маркировка чугуна. Классификация стали по химическому составу и назначению. Маркировка конструкционных, легированных и инструментальных сталей.

ЛР №2 Изучение свойств белого, серого, ковкого чугуна,области их применения

ЛР №3 Определение маркировки чугуна по буквенным значениям

ЛР №4 Определение маркировки стали по буквенным значениям

Должен знать: Сорта чугунов и область их применения. Свойства чугунов. Маркировку чугуна. Классификацию стали по химическому составу и назначению. Маркировку конструкционных, легированных и инструментальных сталей.

Должен уметь: Определять маркировку чугуна и стали по буквенным значениям

Тема 3. Цветные металлы и сплавы -7ч

Основные свойства цветных металлов и сплавов. Свойства и область применения меди, алюминия, свинца, цинка, хрома и никеля. Свойство сплавов. Сплавы меди и алюминия. Маркировка

ЛР №5 Определение марки сплавов по буквенным значениям

Должен знать: состав и основные свойства цветных металлов и сплавов, область применения, маркировку

Должен уметь: определять марку сплавов по буквенным значениям

Тема 4. Термическая обработка металлов и сплавов - 2ч

Сущность и назначение процессов термической обработки. Понятия о видах термической обработки: отжиге, закалке и отпуске.

Оборудование для термической обработки металлов.

Должен знать: сущность, назначение и виды химико - термической обработки стали

Должен уметь: рассказать о сущности, назначении и видах химико - термической обработки стали.

Назвать основное оборудование, применяемое для термической обработки металлов.

Тема 5. Коррозия металлов - 4ч

Сущность явления коррозии металлов. Виды коррозии металла: химическая и электрохимическая коррозия. Факторы, влияющие на процесс коррозии.

ЛР№ 6 Определение способов защиты металлов от коррозии

Должен знать: причины явления коррозии. Виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии.

Должен уметь: Определять по образцам, рисункам вид коррозии и способы защиты металлов от коррозии.

Тема 6. Вспомогательные неметаллические материалы - 7ч

Конструкционные пластмассы и их свойства. Применение пластмасс в ремонте сельскохозяйственных машин и оборудования.

Абразивные материалы. Естественные и искусственные абразивы. Применение абразивов при обработке металлов. Смазочные и охлаждающие материалы и требования, предъявляемые к ним. Теплоизоляционные материалы. Резина. Технологические свойства и область применения

ЛР № 7 Расшифровка условных обозначении вспомогательных неметаллических материалов

Должен знать: Классификацию,свойства, область применения пластмасс, абразивных материалов, теплоизоляционных материалов. Смазочные и охлаждающие материалы и требования, предъявляемые к ним. Технологические свойства резины и область её применения.

Должен уметь: Расшифровать условное обозначение вспомогательных неметаллических материалов

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ:


В соответствии с положением КГБУО НПО ПУ№62 имени А.Ф. Вепрева «Промежуточный и итоговый контроль обучающихся» промежуточный, итоговый контроль проводится с целью определения:

Соответствия уровня и качества подготовки обучающихся по дисциплине «Материаловедение» полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине, сформированности умений, сформулированных в разделе требования к результатам обучения.

Формы промежуточного, итогового контроля:

1 полугодие - контрольное тестирование

Методическая организация учебного процесса.

Для реализации программы целесообразно применять традиционные формы обучения. Основная форма организации деятельности обучающихся - частично- поисковая, которая включает поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график.); отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, парная.

Критерии оценки знаний и умений обучающихся


Тематическая аттестация осуществляется преподавателем на основании текущей аттестации, оценки (оценок) полученных обучающимся при проверке усвоения всей темы по окончанию её изучения .

В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка " 5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов преподавателя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка " 4 " :

1 . Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка " 3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами

научных понятий ):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы,

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2.Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри- предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники, атласы; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

1) Показывает знания всего изученного программного материала.

Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформнрованность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии. определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении;

6 отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка " 5" ставится, если обучающийся:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка " 3"ставиться, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: I ) не более двух грубых ошибок; 2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3) или не более двух-трех негрубых ошибок; 4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2"ставится, если у обучающийся :

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Преподаватель имеет право поставить у обучающемуся оценку выше той. которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом поводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка при промежуточной (полугодовой) аттестации.

Эта оценка так же не может быть средним арифметическим оценок тематических аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. Выставляется на основании оценок полученных обучающимся при тематической аттестации и оценки за

полугодовую проверку усвоения нескольких тем. Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени. Эта оценка не может быть, как правило, положительной, если имеется даже одна отрицательная оценка при тематической аттестации. В этом случае обучаемый должен в обязательном порядке доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной теме путём сдачи по ней зачета. Преподаватель вправе поставить положительную оценку по теме, за которую у обучаемого была неудовлетворительная оценка, если обучаемый при выполнении итоговой работы за полугодие выполнил заданная) по данной теме, включённое(ые) в работу.

Оценка при промежуточной годовой аттестации.

Определяется из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом случае являются полугодовые оценки и оценка за контрольную работу и др. по проверке знаний, умений и навыков обучающегося за год.

Если обучающийся в конце полугодия, года по результатам проверки по всем темам показал хорошие знания всего материалам сформированное умений, то ранее полученные оценки не должны особо влиять на полугодовую, годовую, так как к этому времени его знания изменились.

Если по результатам проверки обучающийся показывает знания и умения соответствующие минимальным требованиям, то ему не может быть выставлена хорошая оценка за тему, полугодие, год, несмотря на хорошие и отличные оценки, так как они могли быть получены за ответ на уровне воспроизведения. Такое оценивание знаний стимулирует обучающихся в учебе, особенно при повторении и обобщении, когда выделяется самое главное в теме (разделе, за полугодие, год) и формируются умения применять знания в повой ситуации, творчески.

Оценка при завершающей аттестации. Данная оценка выставляется после окончания изучения дисциплины. Она может совпадать с оценкой полугодовой,годовой.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Оценка эффективности результатов обучения в качестве показателя глубины знаний зависит от уровня усвоения.

1 уровень (узнавание) - учащийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками (урок-лекция, рассказ, работа с учебником).

2 уровень (репродуцирование) - учащийся может не только выбрать на основе ряда признаков, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал (урок, предусматривающий систему самостоятельных работ)

3. уровень (продуктивной деятельности) - учащиеся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью (деловая игра)

Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях.

Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели:

- объем усвоения знаний;

- скорость усвоения учебного материала;

- прочность усвоения; точность усвоения.












ЛИТЕРАТУРА

1. А.М. Адаскин, М.В.Зуев Материаловедение (металлообработка) Учебник для начального профессионального образования: Учебное пособие для среднего профессионального образования. Под редакцией А.М. Адаскина - 2-е издание стер. М.: Издательский центр «Академия» , 2003.

2.О.В. Травин, Н.Т. Травина «Материаловедение», М.: Металлургия, 1989.

3. Материаловедение, под ред. Б.М. Арзамасова, М.: Машиностроение, 2001.

4. Под ред. Ю.П. Солнцева, Материаловедение, СпБ, Химиздат, 2002.






© 2010-2022