- Преподавателю
- Другое
- Пояснительная записка Использование ИКТ, как один из способов активации познавательной деятельности школьников
Пояснительная записка Использование ИКТ, как один из способов активации познавательной деятельности школьников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Куулар А.М. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Использование ИКТ, как один из способов активации познавательной деятельности школьников», учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 города Чадана Куулар Айрана Маадыр-ооловна
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
-
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
-
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
-
индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. (слайд 3) Качество обучения - это то, для чего мы работаем. Основываясь на целевых программах « Обеспечение доступности образования для всех слоев населения, создание условий для развития непрерывного образования Республики Тыва на 2013- 2015 годы», также Муниципальной целевой программы качества образования в Дзун- Хемчикском кожууне на 2016- 2018 годы» решаются следующие задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений. (слайд 3)
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.(слайд 4)
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. (слайд 7)
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока (слайд8)
-
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме или создания проблемной ситуации (слайд 9)
-
При повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний (слайд 11)
-
На этапе объяснения нового материала, можно использовать таблицы, видеофрагменты, рисунки (слайд 10)
-
На этапе закрепления для определения уровня усвоения темы( показывается не только задание, но и ответ) (слайд 12)
-
На этапе объяснения нового материала, можно использовать видео (слайд 13)
-
Чаще всего на уроках использую электронные физминутки (слайд 14)
Внеклассная деятельность с применением ИКТ:
-
Классные часы. (слайд 16)
-
Исследовательская деятельность. (слайд 17)
-
Работа с родителями. (слайд 18)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
• Повышение уровня использования наглядности на уроке;
• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• Рост качества знаний.
Возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любому предмету и теме.
Применение электронных средств обучения позволяет учителю не делать много записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться.
Таким образом, использование информационно - коммуникационных технологий в начальной школе - это не просто новое веяние времени, а необходимость. Но считаю, что использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе должно быть неразрывно связано с сохранением здоровья детей, только в этом случае преимущества применения ИКТ будут реализованы в полной мере.
Использованная литература:
-
Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. С. 267.
-
Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. С. 21-30.
-
Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. С. 129.
-
Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. С. 119.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2004.