Человек и трансчеловек (антиномикон)

Статья представляет собой размышления автора на философские темы современности... "Духовная ситуация времени причудлива. Самым непостижимым образом в одном и том же сознании одного и того же человека уживаются научные знания, вера в астрологию, представления о политике, шансонно-бандитские «понятия» и тому подобное.  К. Ясперс отмечал, что «мы находимся внутри некоего движения, которое в  качестве изменения знания вынуждает  измениться существование  и в качестве изменения существования, в  свою...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филатов П.В.

Человек и трансчеловек

(антиномикон)


1. Текстография времени

Духовная ситуация времени причудлива. Самым непостижимым образом в одном и том же сознании одного и того же человека уживаются научные знания, вера в астрологию, представления о политике, шансонно-бандитские «понятия» и тому подобное. К. Ясперс отмечал, что «мы находимся внутри некоего движения, которое в качестве изменения знания вынуждает измениться существование и в качестве изменения существования, в свою очередь, вынуждает измениться познающее сознание»[5]. Эту мысль, при желании, можно взять за основу дальнейших размышлений.

Апогей противоестественного синтеза - сайты в Сети, посвященные магии, астрологии и другим подобным вещам. Такое чувство, что современный человек не совсем вменяем. Термин «шизофрения» и означает «расщепление души». Пожалуйста вам. Интернет - достижение науки, результат развития высоких технологий. Наука прошла тысячелетний путь становления, прежде чем появляется это чудо техники. Магия и астрология - это не наука.

Можно до известной степени считать данные проявления разума преднаукой в смысле попытки человечества освоить мир. Но на современном этапе развития человечества магия и астрология совершенно бесполезны. Наука, по законам диалектики, давно уже является отрицанием отрицания для подобных явлений культуры. Но современный человек, сталкиваясь в Рамблере или Яндексе, например, с «любовным гороскопом», совершенно не чувствует conradictio in adjecto.

А ведь подобный строй мышления характерен для древнего, пралогичного мышления, не замечающего противоречий, проходящего мимо них [3. С.136]. То есть, современный человек, прошедший огромный путь социальной эволюции, заплатив за это огромными жертвами, в конце концов, кажется, топтался на месте.

Но это только на первый взгляд. Древнее мышление - это «сознание-в-мифе» [3. С.136]. Это целостный образ мира, отраженный в причудливых формах. Противоречия разрешимы в рамках «мира-мифа». От человека требуется только осуществить ряд действий - и противоречия разрешены. В качестве примера можно привести закапывание жителем Мадагаскара жемчужин в землю, чтобы обмануть бедность[4].

Но то, что современный человек не замечает противоречий, является продуктом эпохи модерна. Эта эпоха жестко демонтирует традицию[1] и выводит человека на состояние «все-что-угодно». Ключевым понятием времени становится «Свобода», понимаемая именно как «все-что-угодно». Мир расщепляется на множество фрагментов, находящих отражение в сознании людей. Обилие разноречивой информации, которую зачастую нельзя проверить на опыте, притупляет критичность восприятия.

Мышление расщепляется. Мир человека разрывается на фрагменты, клипы, каждый из которых - «концепт в себе», каждый концепт имеет «лейбл». Сочетание концептов зависит только от желания человека, от его «все-что-угодно». Ему не мешает традиция и правила общежития, его не сдерживают табу. И именно поэтому человек модерна - не совсем человек. Он - трансчеловек, живущий в ситуации трансмодерна. Когда «мир текст, а жизнь дискурс»[2].

Различные сочетания, зависящие только от воли человека, оторванного от традиции мировосприятия, относительно целостных элементов сознания - концептов - и снимают противоречия которые, казалось бы, очевидны.

...Траснчеловек - заложник и раб свободы. Его свободой очень легко управлять. Свобода слова, мысли, совести, СМИ, позволяет «заботливо» формировать нужные концепты и их сочетания. А затем воздействовать извне. Достаточно найти «Евангелие от Иуды» (в общем-то, обычный гностический текст), создать на пустом месте сенсацию, а затем обратиться к Дэну Брауну и выпустить милионными тиражами «Код Да Винчи». И получить бесплатно, т.е., не вкладывая ничего, огромные деньги. Никто ведь не озаботится чтением текста этого самого Евангелия. Все будут думать, что книга Брауна - новое слово в религиоведении, а не коммерческий проект делания денег из пустоты. Кроме того, трансчеловек начинает чувствовать себя причастным к глубоким и истинным знаниям. От роли всезнающего трудно отказаться. И так далее. В результате глубокая образованность подменяется набором фрагментарных сенсаций, история становится набором «жареных» фактов, а умение работать руками и создавать блага - деланием денег из пустоты. И никто не замечает глубинных противоречий.

Путаница в головах приводит уже поставила человека на грань выхода из собственной сущности. Характерным примером здесь является творчество Толкиена. Точнее, не само его творчество, а восприятие его определенной частью молодежи. Художник слова, Толкиен создает сказочный мир, который кажется реальнее реального. Трансчеловек, потерявший способность к реальному мироощущению, имеет в толкиеновском Средиземье суррогат реальности, чувствует возможность обрести себя, нового себя (гномом, эльфом, хоббитом), в этой новой реальности. И вот, люди учат эльфийский язык, шьют одежду гномов, отправляются в странствие вместе с Братством Кольца. Странствие, из которого, возможно не будет возврата.

...Исчезновению Человека, заблудившегося в «трех соснах» своего мышления может помочь «остановка в пути» - рефлексия, повторение пройденного, работа над ошибками. Под этим я подразумеваю формирование, прежде всего, целостного исторического сознания, как некоего фундамента, который не позволит Человеку исчезнуть, подобно «лицу на песке». Нужно только правильно читать и толковать текст времени. Тогда трансмодерн превратится в свою противоположность, и мы сумеем разомкнуть челюсти змее, кусающей себя за хвост. Осуществится новое обретение Человека на Земле.

2. Управление временем. Поэтика повседневности

...Много ли нужно современному человеку для счастья? Всегда больше большего. Именно поэтому мы стали рабами времени. Вот ведь парадокс - свобода делает нас рабами. Например, свободный предприниматель, осуществляющий свободную экономическую деятельность становится рабом своих наручных часов и винтиком огромной машины современной экономики.

Причем эта машина давно уже работает вхолостую, создавая потребности в различных комбинациях и их удовлетворяя. Свободная экономическая деятельность со своими «мерчендайзерами» и «консалтингами» становится еще и бессмысленной.

Да что говорить, я свободно выбравший профессию, род занятий также являюсь рабом наручных часов (или мобильного телефона, или компьютера). Так не свободнее ли меня являлся мой предок-крестьянин, выполнявший только ту работу, которая была действительно необходимой в данное время и в данном месте? Так соблюдалась преемственность поколений, формировавшая целостного Человека на Земле.

Гений К.Ясперса, видимо, замечал подобное, хоть и не в конкретно русской культуре: ««…Было время, когда человек ощущал свой мир как непреходящий, таким, как он существует ... В этом мире человек строил свою жизнь, не пытаясь изменить его. Его деятельность была направлена на улучшение своего положения в рамках самих по себе неизменных условий. В них он ощущал себя защищенным, единым с землей и небом. Это был его мир…»[5]. Также и современный исследователь совершенно верно замечает: «До XX века люди жили в мире соразмерном с их чувственными и мыслительными возможностями»[2].

Конечно, tempora mutantur. Впадать в пасторальную истерику не стоит. Но каждый человек имеет возможность создать собственную границу, за которую миру трансмодерна вход воспрещен. Это та область, в которой человек возвращается к себе, ощущает «Себя Настоящего». Для каждого человека эта область индивидуальна, готовых рецептов нет. Для кого-то это семья, где, по крайней мере, нормальные отношения полов и поколений. Для кого-то - природа. Для кого-то - воспоминания детства. К. Ясперс отмечает: «…что случится, скажет нам не беспрекословный авторитет, это скажет своим бытием человек, который живет. Задачей пробуждающего прогноза может быть только одно: напомнить человеку о нем самом»[5].

Это и есть фундамент формирования здравого исторического сознания, здравого восприятия «Себя-в-Мире». И время здесь абсолютно не властно.

Библиографический список

1. Кутырев В.А. Традиция как бытие //elcom.ru/~human/2007bg/03kutyrev.html

2. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма)// evolkov.net/reflections/Kutyrev.V/Kutyrev.V.Mind.against.man.html

3. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление //Психология мышления. - М., 1980.

4. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии // psylib.org.ua/books/freze01/

5. Ясперс К. Духовная ситуация времени // lib.ru/YASPERS/

© 2010-2022