Рабочая программа по воспитательной работе в группе 3-4 класса

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по воспитательной работе в группе 3-4 класса.

Составлена на основе Программы «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме» под редакцией Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычевой, Е.Ю. Селивановой, В.В. Титовой.

Москва 2008г.

Содержание воспитательной программы:

1.Пояснительная записка.

2.Тематическое планирование.

3.Ожидаемые результаты.

4.Мониторинг.

5.Литература.

1.Пояснительная записка:

Данная программа разработана на основе методического пособия « Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме» Пособие для воспитателей и учителей (Допущено Министерством образования Российской Федерации. - М:, АРКТИ, 2007г) Авторы: Худенко Е.Д., Гаврылычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на сознание условий для развития и духовно - целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысливание обществом своего отношения к детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно - психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства, в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом возрастном этапе возрастного становления. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей

Целью воспитания является всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, его самореализация в социуме. Успешная социализация воспитанника с особыми образовательными потребностями возможна при соблюдении определенных условий воспитательного процесса. Прежде всего - это комплексный подход, который предполагает использование различных видов деятельности, игры, труда и общения как единого механизма формирования личности.

Задача воспитания - это развитие механизмов продуктивного общения, способствующих овладению воспитанниками основными моделями коммуникативного поведения соответствующей возрастной группы. Формирование нравственных умений и навыков. Регуляция отклоняющего поведения. Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к познанию нового.

Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов - поэтому в предлагаемой программе в основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.

Мотивы:

  • Потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия.

  • Настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания.

  • Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • Игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно - ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности.

  • Учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Программа организации состоит из шести направлений воспитательной деятельности.

  1. Духовно-нравственное (личностное развитие).

  2. Трудовая адаптация

  3. Социальное (гражданско-патриотическое воспитание)

  4. Художественно-эстетическое

  5. Спортивно-оздоровительное

  6. Экологическое воспитание

  7. общекультурное

Работа в начальном звене решает следующие задачи направлений.

Духовно-нравственное (личностное развитие). При работе по этому направлению предлагается сконцентрировать усилия на:

  • диагностике уровня воспитанности, самооценке черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие….);

  • Формировании навыков общения в коллективной деятельности как основой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде.

Трудовая адаптация - это отработка навыков и умений учебного поведения, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться

Социальное ( гражданско-патриотическое воспитание) - знакомство с истоками национальной культуры, основы правового просвещения, знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях - в школе, столовой, спальне, на уроке, на улице, в магазине и т. д. - и отработка этих норм.

Художественно-эстетическое - включает развитие основ творческого мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов самостоятельного творчества как «раскрутка» механизмов компенсации дефекта.

Спортивно-оздоровительное. Учитывая низкий уровень этих показателей у данного контингента детей, данному направлению необходимо уделить приоритетное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурное - оздоровительных технологий, формирование ответственности за свое здоровье, отработка санитарно гигиенических навыков до автоматизма.

Экологическое - освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях; деятельности в ней человека; об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения).

Общекультурное - привитие детям чувства любви к Родине, ее многонациональности, уважение к родителям, старшим, сверсникам.

Все направления воспитательной работы основаны на личностно ориентированном подходе: внушение ребенку уверенности в собственных силах и возможностях: признание за воспитанником не только статуса ученика, но и всех прав человека - гражданина: опора на положительные качества ребенка.

В основе воспитательной работы заложены принципы: принятия ребенка таким, какой он есть; опора на его положительные качества, выбор форм занятий, соответствующих возможностям воспитанников в ситуациях, приближенных к реальным.

Сроки реализации программы реализуется в течение учебного года.

Воспитательная работа имеет свою специфику. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник сам должен на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существенные, нормы и законы общества.

2.Тематическое планирование

Планируя воспитательный процесс, в основу ставим личность ребенка с его недостатками и возможностями. Принцип и мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремление у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Тематическое планирование включает в себя работу по 6-ти направлениям со своими целями и задачами. В свете решения этих задач воспитатель подбирает тематику и содержание занятий. А также опирается на развитие интегративных механизмов самосознания подростка. В ходе каждого занятии развивается система самостоятельных навыков, умений поведения; определяющих стиль общения подростка в разных ситуациях. Занятия насыщены реальными проблемными ситуациями, в ходе решения которых подростки будут усваивать социально одобряемые нормы, и выстраивать свою систему ценностей (см. календарно - тематическое планирование)

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Неделя

п/п






Духовно-нравственное (личностное развитие)

Модуль

«Я и мир», «Семья»

Трудовая адаптация

Модуль

«Я и труд»

Социальное

(гражданско-патриотическое развитие)

Модуль «Отечество моё»

Художественно-

эстетическое

Модуль

«Путь к успеху»

Спортивно-

оздоровительное

Модуль «Здоровье»

Экологическое

Модуль

«Я и мир»

Общекультурное

Программы:

«Человек»

«Отечество моё»



СЕНТЯБРЬ


1 неделя


«Россия - родина моя» - познавательная беседа.


«Я - ученик. Мои обязанности и поручения» - беседа.


Цикл занятий по внеклассному чтению: «Слава русскому солдату».

Чтение рассказа С.П.Алексеева «Африка».


Рассказ о лете с помощью карандаша.


Цикл занятий по теме: «Мой организм».

Забота о коже.




«Что такое экология» - беседа.


Русская народная подвижная игра

«Жмурки».




2 неделя


«Что означают наши имена? - познавательная беседа


«Как быстро организовать уборку класса» - практическое занятие.


Внеклассное чтение.

Чтение рассказа С.П. Алексеева

«Птица-слава».


«Где я побывал, что я повидал?». Лепим из пластилина.


Цикл занятий по теме: «Мой организм».

Как следует питаться.




«Мы - друзья природы» - беседа.


Прогулка в природу.


3 неделя


«Город в котором я живу» - познавательная беседа.


Мыло, мочалка, шампунь и баня.


Чтение рассказа С.П. Алексеева «В лесу на поляне».




Что можно сделать из листа бумаги? - складывание фигурок в технике оригами.


«Рабочие инструменты человека» - беседа об уходе за руками и ногами.



Лечебные свойства рябины - беседа, загадки.

Встреча с интересным человеком.

4 неделя

«О вежливых словах и их применении» - беседа, загадки, игра.

«Как заботиться о своей одежде. Стирка одежды» - дидактическая игра

Чтение сказки «Солдатская шинель».





Учимся вышивать.

Игра - путешествие «Найди клад».



Лечебные свойства шиповника - беседа, загадки.

Праздник «Вера, Надежда, Любовь» - познавательная беседа, разгадывание ребусов «Имена»

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Правила знакомства,

представления и обращения» - беседа, загадки, игра

«Оторвалась пуговица, надо её пришить» - беседа, практическое занятие.

Цикл занятий по творчеству К.И. Чуковского.

Чтение сказки

«Краденое солнце».

«Примите наши поздравления» - изготовление открыток ко Дню учителя.

«Чтобы уши слышали» - беседа об уходе за ушами.

«Какие звери в лесу?» - познавательная беседа о зайце и лисе, загадки, подвижная игра

Малоподвижная игра «Волшебное слово»

2 неделя


«Правила приветствия и прощания» - беседа, анализ проблемных ситуаций.


Утепление окон, подготовка помещений к зиме.


Чтение произведения К.И.Чуковского «Тараканище».

Нарисую осень красками.


«Забота о глазах» - беседа, гимнастика для глаз.


«Какие звери в лесу?» - познавательная беседа о еже и белке, загадки,

подвижная игра.

Подвижные игры-эстафеты в спортивном зале.






3 неделя



«Как правильно разговаривать по телефону» - беседа, анализ проблемных ситуаций.


«Профессии наших родителей» - беседа, загадки, кроссворд.



Чтение произведения К.И. Чуковского «Айболит и воробей».



«Пластилиновые звери»


«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» - беседа о закаливании.


«Какие звери в лесу?» - познавательная беседа о медведе и волке, загадки, подвижная игра.


Конкурс рисунков «Осенние узоры»

4 неделя


«Правила поведения в общественном транспорте» - беседа, загадки, анализ проблемных ситуаций.


Генеральная уборка спальни и класса - практическое занятие.



Чтение произведения К.И. Чуковского «Топтыгин и лиса»



«Я занимаюсь оригами» - складывание фигурок из бумаги.


«Полезные и вредные привычки» - беседа, анализ проблемных ситуаций.


«Как дикие животные готовятся к зиме?» беседа, просмотр презентации.


Игра «Хаос букв», разгадывание кроссворда на тему «Ягоды».

НОЯБРЬ

1 неделя



К А Н И К У Л Ы

2 неделя


Игровые задания на развитие мышления.


Ремонт учебников, книг.


Чтение произведения К.И. Чуковского «Крокодил»



«Цветные бусинки» - выполнение поделок из бисера.


«Как надо одеваться, учитывая время года» - беседа.


«Красная книга» - познавательная беседа, кроссворд.


Конкурс рисунков «Животные красной книги».




























3 неделя



«Всемирный день прав ребёнка» - беседа.

«Каждой

вещи - своё место» - беседа, загадки про вещи.


Викторина по произведениям К.И. Чуковского.


«Цветные бусинки» - выполнение поделок из бисера.



Болезни «грязных» рук - беседа.


«Мир животных» - познавательная игра.


Подвижные игры в помещении.

4 неделя


Занятие по развитию речи «Моя осень» - игровые задания, составление рассказа.


Операция «Чистюля» (стирка мелких вещей).


Белорусская сказка «Два Мороза».


«Цветные бусинки» - выполнение поделок из бисера.


«Безопасность на улице» - беседа, игра, анализ проблемных ситуаций.


«Мир растений» - познавательная игра.


Поздравляем осенних именинников - чаепитие, весёлые конкурсы.

ДЕКАБРЬ

1 неделя



Игровые задания на развитие памяти.


Генеральная уборка классной комнаты.


Братья Гримм «Госпожа Метелица».


Изготовление поделок из цветной бумаги к Новому году


«Не шути с огнём» - беседа, загадки, игра.



«Каждый школьник -птице друг изготовление кормушек.


Конкурс рисунков «Зима пришла»

2 неделя


«Конституция - основной закон государства» - познавательная беседа.


«Волшебный утюг» - учимся гладить вещи.


Х.К. Андерсен «Снежная королева».


Изготовление поделок из ткани, кружев, пуговиц к Новому году.


Игра-практикум «Звони по номеру "01"»


«А чем ты птиц зимой угощаешь?» - беседа


Игра «Хаос букв», разгадывание кроссворда на тему «Сказочные герои».

3 неделя



Игровые задания на развитие внимания.


Украшаем наш класс к Новому году.


Х.К. Андерсен «Снежная королева».


Изготовление игрушек на ёлку из природного материала.


«Ты один дома» - беседа, анализ ситуаций, игра.


«Подводный мир в комнате» - познавательная беседа.


Играем в настольные игры.

4 неделя

«Друг познаётся в беде» - беседа.

Генеральная уборка спальни.

Х.К. Андерсен «Снежная королева».

«Что за праздник Новый год?» - познавательная беседа, игра, изготовление поздравительных открыток.

Профилактическая беседа по охране жизни и здоровья во время зимних каникул.

«Обитатели морей и океанов» - познавательная беседа.

Игры с друзьями

(по выбору детей)


ЯНВАРЬ

1, 2 недели - КАНИКУЛЫ

3 неделя



«Учись учиться» - беседа



Уход за комнатными растениями.



Чтение произведения

А. Барто «Медвежонок-невежа».



Работа с тканью.


«Как уберечься от мороза» - беседа, игра



«Наши четвероногие друзья - собаки» - познавательная беседа, кроссворд.


Соберём мозайку вместе.

4 неделя


«О равнодушии и добре» - беседа, анализ ситуаций.


Дидактическая игра «Грязи - нет! Пыли - нет!»


Чтение произведения С.Михалкова «Зайка-Зазнайка».


«Умелые ручки» - учимся вышивать


Беседа «Меры безопасного поведения на водоёмах покрытых льдом. Способы самоспасения».


«Мой ласковый и нежный зверь» - познавательная беседа о кошках.


Конкурс рисунков «Домашние питомцы».





ФЕВРАЛЬ

1 неделя



«Совесть» - беседа.


Практическое занятие «Приводим обувь в порядок».


Чтение произведения Н.Носова «Замазка».



Работа с конструктором.

Собираем самокат.


«Откуда берутся грязнули?»

(игра-путешествие)



«Как ориентируются животные в пространстве» - беседа.


Разгадывание кроссвордов на тему: «Домашние животные».


2 неделя


«Что значит быть дисциплиниро-ванным?» - беседа, анализ ситуаций.


Одежда школьника: уход и место в шкафу.


Чтение произведения Н.Носова «Милиционер».



Работа с конструктором.

Собираем пушку.


КВН «Наше здоровье»


«Предосторожности при обращении с животными» - беседа.


«Нашим потехам мороз не помеха» - игры на воздухе.

3 неделя

«Учусь сочувствовать» - беседа, упражнения на развитие и воспитание толерантности.


Работа с иглой. Учимся зашивать дырочки на носках.

Чтение произведения Н.Носова «Находчивость».


Изготовление поздравительной открытки

к 23 февраля.

Спортивное состязание для мальчиков

«Семь Я».

Игра «Что? Где? Когда?»

Игры с друзьями

(по выбору детей)


4 неделя


«Ложь человека не красит» - беседа


Уборка своего рабочего места.


Чтение произведения Н.Носова «Фантазёры».



Работа с конструктором.

Собираем велосипед.


Викторина «В мире спорта»


На острове Чунга-чанга» - познавательное занятие-игра про природу

Поздравляем зимних именинников - чаепитие, весёлые конкурсы.

МАРТ

1 неделя



Занятие по развитию речи «Папа, мама, я - это дружная семья» - составление рассказа.



Генеральная уборка спальни и класса - практическое занятие.



Чтение произведения Куприна «Слон».


Изготовление поздравительной открытки для мамы.


Беседа «Пришла весна - ребятишкам не до сна».


«Птицы прилетели» - беседа, загадки, игра.


Игра «Хаос букв», разгадывание кроссворда на тему «Птицы».

2 неделя


Надо ли прислушиваться к советам родителей? - беседа


Уход за комнатными растениями - практическое занятие.



Чтение произведения Куприна «Слон».


«В гостях у городецких мастеров» - беседа, лепка из пластилина.


Спортивные эстафеты «Весенний разгуляй».


"Птицы Айболиты» - беседа.


Игры с друзьями

(по выбору детей)

3 неделя


Час общения «Все профессии важны, все профессии нужны».



«Надо вещи убирать - не придётся их искать» - складываем вещи не полочках.


Чтение произведения

Л. Воронковой «Маша-растеряша».


Рисование на тему: «Наряд для матрёшки».


Профилактическая беседа по охране жизни и здоровья во время весенних каникул.


«Зелёные питомцы» - экологическая беседа о комнатных растениях.


Игра «Хаос букв», разгадывание кроссворда на тему «Растения».

4 неделя




К А Н И К У Л Ы












АПРЕЛЬ

1 неделя



Беседа: «Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг».


Акция «Книжкина больница».


Чтение рассказов о космонавтах.


«Я занимаюсь оригами» - изготовление панно ко Дню Космонавтики.



Беседа «Уход за зубами. Почему болят зубы».


«Тайны природы» - познавательная игра.


Конкурс рисунков «Космос».

2 неделя


Игры, упражнения для развития памяти.


Операция «Чистый двор».


Чтение рассказов о космонавтах.


Конструирование из бумаги. Игрушка «Мышонок».




Беседа

«Чтобы зубы были здоровыми».


«Где вода - там жизнь» - беседа,

рисование по теме.


«После зимнего сна» - экскурсия.



3 неделя


Развитие пространственной ориентировки.


«Всё делаем сами своими руками» - мелкий ремонт вещей,

пришивание пуговиц.



Чтение рассказов о войне.


Конструирование из бумаги. Игрушка «Щенок».




Беседа

«Здоровая пища для всех детей».

«Чудеса воды» -беседа, загадки по теме, проведение опытов.

Подвижные игры на улице.

4 неделя


Упражнения для развития творческого воображения.


Посадка комнатных растений - практическое занятие.


Чтение рассказов о войне.


Конструирование из бумаги. Игрушка «Поросёнок».




Беседа

«Как уберечься от порезов, ушибов, переломов».


«Гринпис» - познавательная игра.


Игры с друзьями

(по выбору детей).


1 неделя



«Праздничный май» - познавательная беседа об истории праздника.


Майский субботник.


Устный журнал «Маленькие герои большой войны».


Изготовление поздравительных открыток

к 9 мая из цветной бумаги.



«Как защититься от укусов насекомых» - беседа об оказании первой помощи при укусах клеща.



Беседа «Не заблудись в лесу. Ориентиры живой природы».


Экскурсия к памятнику солдатам.

2 неделя


«Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие?» - беседа, анализ ситуаций.


Операция «Чистый двор».


К. Паустовский «Заячьи лапы».


Выставка детских рисунков

«Наша армия».


Беседа «Безопасность при любой погоде. Если на улице дождь и гроза».


Беседа «Не заблудись в лесу. Как пользоваться компасом».


Подвижные игры на улице

3 неделя


«Надо уметь себя сдерживать. Все ли желания выполнимы?» - беседа, анализ ситуаций.

Акция «Книжкина больница» - ремонт учебников.


Чтение произведения

П. Ершова «Конёк-горбунок».


Техническое моделирование. Работа с конструктором.


Беседа «Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко».

Беседа «Не оставляй костёр в лесу».

Поздравляем весенних именинников - чаепитие, весёлые конкурсы.


4 неделя


Беседа

« Как воспитать в себе сдержанность».


Сдача одежды на лето.


Чтение произведения

П. Ершова «Конёк-горбунок».


Техническое моделирование. Работа с конструктором


Профилактическая беседа по охране жизни и здоровья во время летних каникул.

Загадки о природе.


Экскурсия в природу.

МАЙ


© 2010-2022