• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка педагогического совета Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Методическая разработка педагогического совета Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема педагогического совета: Культура педагога - условие успешной профессиональной деятельности.

Эпиграф педсовета: « Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» А. Дистервег.

Форма проведения: семинар - практикум с элементами дискуссии.

Цель: Определить проблему взаимосвязи культуры педагога и педагогического имиджа как элемента успешности педагогической деятельности.

Задачи:

1. Активизировать деятельность педагогов по определению формирования основных элементов культуры педагогов.

2. Предложить пути решения формирования культуры педагога для успешной профессиональной деятельности.

Ход педагогического совета

I этап. Необходимо разработать и понять проблему, поставленную на педсовете. Для этого ведущий (директор или завуч) педагогического совета рассказывает о ходе проведения подготовительной работы к педсовету, о выводах, сделанных после анкетирования, посещения учебных и внеучебных занятий, подводит к целеполаганию:

Педагогический имидж

Педагогическая культура

Образ педагога

1.Что это?

1.Что это?

1.Что это?

2.Суть и определение?

2.Суть и определение?

2.Суть и определение?

3.Каким должен быть?

3.Каким должна быть?

3.Каким должен быть?

Проблема: Как установить взаимосвязь всех трех элементов? Как они влияют на успешность деятельности педагога?

Вступительное слово (выступает или директор, или завуч) для того, чтобы представить общее видение проблемы и общую целостность, в которую будет укладываться содержание выступления каждой группы.

Педагоги на протяжении многих десятилетий в советской системе образования являлись символом пунктуальности, аккуратности, строгости, а так же требовательности и справедливости. Педагогов не зря называют «целителями человеческих душ», ведь педагогическая работа начинается с детьми с самого юного возраста и заканчивается в пору расцвета юности. И ребенок, приходя в школу, встречает первую очередь в лице классного руководителя - непререкаемый авторитет и для многих из нас, авторитет первого учителя остается на всю жизнь. Перейдя в среднюю и старшую школу, дети сталкиваются с большим количеством учителей, и так или иначе из массы учителей предметников выделяют самых лучших, любимых, искренних. От чего это зависит? А зависит все от личностного восприятия педагога. То, как он начинает урок, насколько пунктуален в своей работе, требователен ли, справедливо ли выставляет оценки. Как ведет урок, как заканчивает его. Педагоги же работая в системе образования, в силу своей загруженности или других причин, иногда забывают, и допускают промахи и не видят, как это все подмечают и тонко реагируют ученики.

Работая в школе, мы иногда замечаем удивительную картину: почему у одного учителя на уроке железная дисциплина и идеальная тишина, а у другого стоит сплошной шум и дети не сидят на месте. Дело, прежде всего в внутренней организационной культуре педагога, насколько он требователен к самому себе и своим ученика. А результатом этой требовательности становится качество обученности учащихся. Ведь в благоприятной обстановке и при отсутствии посторонних помех, не трудно усваивать новые знания. Так что наша педагогическая культура и результаты педагогической деятельности тесно взаимосвязаны.

Имидж - это некий образ, который человек, его «я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной стороны, мы стараемся дать информацию окружающим, с другой - преследуем какие-то свои определенные цели. Обретение профессионального имиджа - не самоцель, однако обладание им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

Имидж современного учителя, какой он? Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Отношение к имиджу у самих педагогов разное.

Одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

«1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.

3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

4. Обязательно необходимы эксперты со стороны.

При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность»1.

Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

II этап. Выступление творческих групп по заданным темам.

1 группа «Педагогический имидж»

- Дается определение: «Имидж учителя - немаловажный элемент педагогической деятельности. Он складывается из внешних атрибутов (одежда) и внутренних (манера говорить, держать себя). Обучение детей - это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже - это также профессиональное требование. Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся: визуальная привлекательность, вербальное поведение, невербальное поведение, манеры, этикет, соответствие необходимому образу,

обаяние.

Проблема: У современных педагогов, особенно старшего поколения стиль одежды уж слишком консервативен. И особенности одеваться строго, то есть классически, способуюет том, что имидж педагога уж слишком стандартен, что вступает в противоречие в эпоху модернизации школы.

Пути решения:

- выработка основных критериев к особенностям формирования имиджа педагога;

- определение условий влияющих на формирование «имиджа»

- устранение основных ошибок при поддерживании имиджа (крикливости, неопрятности, нервозности).

Вывод: Современный педагог обязан учитывать все тенденции развития современного информационного общества, так как он должен развиваться, и расти в плане внешней привлекательности. Педагог должен регулировать собственную интеллектуальную деятельность и уметь преодолевать барьеры и стереотипы, возникающие в педагогическом процессе. Кроме того, имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными достижениями в педагогической деятельности, снижается.

2 группа «Педагогическая культура»

Дается определение понятия «профессиональная культура»:

Говоря о педагогической культуре, исходим из понятия «профессиональная культура». Профессиональная культура - это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление. Соотвественно, педагогическая культура-это

универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования. Это модель поведения педагога в его профессиональной среде.

Методическая разработка педагогического совета Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности.

Проблема:

Педагоги в силу своей загруженности, не всегда способны соблюдать элементарные требования педагогической культуры. В чем это выражается?

Общение с детьми на повышенных тонах, несдержанность в разговоре с детьми и коллегами.

Пути решения:

- выработка рекомендаций по соблюдению педагогической культуры в образовательном учреждении на уровне локального акта или специально разработанного положения.

- соблюдение принципов педагогической культуры в течении всего педагогического процесса.

Вывод:

Таким образом, педагогическая культура должна лежать в основе всей педагогической деятельности учителя на всех этапах учебно-воспитательного процесса выражаться и определяться по определенным критериям. Каждый педагог должен знать и понимать основные аспекты педагогической культуры и стремится в своей деятельности соответствовать им.

3 группа «Образ педагога»

Данная группа готовит заранее разработанный материал на основе художественных фильмов про педагогов. Важно сделать сравнительный анализ образа учителя в фильмах эпохи советских лет и в фильмах современного российского кино (скандально известный сериал «Школа и Большая перемена, Весна на Заречной улице») В этой группе при анализе задания идет использование проектора и фрагментов кинофильмов.

Определение:

Образ педагога - это то, каким видят его другие: родители, ученики, коллеги.

Образ педагога формируется из сплава личностных характеристик самого педагога, как индивида, внешних характеристик, того, какое впечатление он производит на других.

Демонстрация элементов к/ф об образе педагога (Большая перемена), где четко показаны разные образы педагогов, но с точки зрения положительной оценки авторам.

Проблема:

В последнее время в России заметно изменение взгляда педагогической общественности на роль образа педагога в его профессиональной деятельности. Сегодня профессия учителя, педагога, к сожалению, стала менее популярной, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Зачастую в СМИ подается образ педагога с крайне негативной оценкой (элементы из сериала Школа).

Пути решения:

- Только крайне грамотная и педагогически выдержанная модель поведения педагога способствует формированию положительного образа в глазах окружающих. А это должно складываться из многих параметров в педагогической деятельности.

Вывод:

Общество ставит перед педагогом задачу воспитать конкурентоспособного человека, способного жить в открытом постиндустриальном обществе, мобильного, владеющего коммуникативными навыками, правовой культурой. Чтобы вырастить такого человека, педагог сам должен обладать подобными качествами. В этой ситуации, важнейшим компонентом педагогической культуры педагога станет формирование его положительного образа.

III этап. Смена состава групп.

На 3 этапе состав групп меняется для того, чтобы определить качества учителя со стороны ученика, родителя, администрации, а затем соотнести с данными проведенного анкетирования.

Новое деление на группы (методом выбора из нарезанных квадратов разных цветов - в одной группе оказываются педагоги, выбравшие квадраты одного из цветов: зеленого, синего, голубого, белого)

- педагоги, исполняющие роль учеников 9 - 11 классов;

- педагоги, исполняющие роль родителей;

- педагоги, исполняющие роль администрации.

Каждая группа получает задание:

Охарактеризовать образ учителя глазами:

- ученика (соц. педагог может зачитать результаты анкетирования школьников): например, оценка деятельности классного руководителя, так как классный руководитель, это человек которому дети доверяют все то время, пока они получают образование. И в данном случае, очень важно, что для учащихся имидж педагога начинается с имиджа и культуры поведения классного руководителя.

Классные руководители, люди, которые непосредственно общаются с детьми в течение всего рабочего дня. И их педагогический такт, культура и мастерство весьма важны. Поэтому при подготовке к педсовету, была проведено анкетирование учащихся дневных классов.

Данная анкета была нацелена на то, что бы определить насколько сами ученики воспринимают образ своего педагога с точки зрения, индивидуальных особенностей. Для этого было предложено определить свое отношение к классному руководителю и подобрать слова, которые характеризуют его качества как педагога.

Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся воспринимают своего классного руководителя на позитивной волне, понимают всю справедливость его требований (62%), но все же есть классные руководители, которые позволяют себе некорректное общение со своими учениками (18%). Учащиеся достаточно чутко реагируют на поведение педагогов и для них очень важно то, насколько учитель правильно ведет себя в той или иной ситуации.

- родителя (соц. педагог зачитывает результаты анкетирования родителей с общешкольного родительского собрания):

Анализ анкет родителей показал, что большинство родителей имеют представление о том, кто является педагогом его ребенка и как он выглядит. Большинство родителей (74%) отмечают положительные личностные характеристики педагогов, так как понимают необходимость контроля обучения детей и посещения ими школы. И для родителей характерно некоторая боязнь педагогов, так как требования учителей к родителям очень высокие.

- администрация:

Дает оценку личностных и профессиональных качеств педагога глазами администрации. Здесь необходимо назвать минусы и плюсы педагогов исходя из посещения учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Ход педагогического совета: Группы готовят выступления, выслушивают друг друга и вступают в дискуссию. Здесь очень важно удержать позиции каждой группы и найти общий момент ( Правильно ли родители оценивают своих классных руководителей? Что нужно, для того чтобы оценка была объективна? и т.д.)

IVэтап. Подведение Итогов. Выработка решений. Рефлексия.

В заключительной части выступает педагог со стажем работы более 20 лет.

Заключительное слово:

Сегодня роль культуры педагога, как презентации и утверждения уникальности самого индивида, обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем для становления личности педагога. В основе деятельности каждого педагога должен лежать педагогическая культура, складывающаяся из нескольких элементов (имидж), и она способствует формированию позитивного образа педагога в глазах общественности.

Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения». Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока - главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее - вот смысл вашей работы.

- Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.

Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.

V этап. Коллегиальное решение педагогического совета.

- Разработать и утвердить требования к внешнему виду педагогических работников.

- Разработать нормы поведения педагогов с обучающимися, родителями и коллегами с учетом особенностей педагогической культуры и стиля педагогического общения.

Таким образом, по итогам проведенного педсовета, можно сделать следующие выводы.

  1. Педсовет прошел на оптимальном уровне, в работу были включены все педагоги, их деятельность была достаточно продуктивна. Можно выделить плюсы и минусы работы педагогического совета:

Плюсы работы педагогического коллектива

Минусы работы

педагогического коллектива

К проблемному анализу привлечен весь педагогический коллектив учреждения.

Наблюдалась недостаточная теоретическая подготовленность.

Трудности с формулировкой проблемы.

Увеличилась мотивация педагогов на решение проблем, которые выявлены при их непосредственном участии.

Не соблюдался регламент выступлений.

Определена проблема и предложены пути ее решения.

Обсуждение выходило за рамки принятой темы, наблюдались отдельные пассивные участники.

1 Лизинский В.М. К вопросу о двойственности административного и педагогического управления и их единстве в управлении школой//Управление современной школой.-2011.-№4- 45 с.

© 2010-2022