• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитания

Доклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»








Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитания .










Выполнил: Бельская О.Н.,

методист МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»












г.Тайшет, 2014г.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Ι. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….1

ΙΙ. ДЕТСКАЯ СТУДИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОПЫТКА ЦЕЛОСТНОГО

ВЗГЛЯДА……………………………………………………………..…...3

2.1.Определение, основные признаки и особенности студии…...…..5

2.2. Студии в практике МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»………………………………………………………………………6

ΙΙΙ.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….12

1У. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………....….14

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….……....15







ВВЕДЕНИЕ

Дополнительное образование детей- важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, т.к. сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

С 1992г в РФ осуществляется процесс эволюционного преобразования системы дополнительного образования. Необходимость этого процесса определилась рядом обстоятельств: происходят принципиальные изменения в общественном сознании; дополнительные образовательные и досуговые услуги пользуются все большим спросом у детей и родителей. В современной педагогике наблюдается активизация процесса воспитания через творчество ребенка.

Дополнительное образование исключительно творческое. Соответственно выбор формы организации деятельности, технологий, методов должны способствовать повышению уровня развития творческой личности, её индивидуальности.

В структуру Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» (далее МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга») входит отдел художественно -эстетического воспитания. Основным направлением деятельности отдела является организация работы объединений художественно-эстетической направленности по профилям: музыка, хореография, театр.

Наиболее распространёнными формами организации деятельности детей в УДОД являются кружки, клубы, студии, лаборатории, мастерские. Художественно- эстетическая направленность из всех имеющихся форм предпочитает выбор студийных форм работы, так как именно эти формы создают наиболее оптимальные условия для развития творческих способностей детей.

Образовательные учреждения не всегда могут создать студийные условия, тогда как УДОД располагает такими возможностями.

Появление студий обусловлено современными подходами к содержанию дополнительного образования, к системе педагогических взаимодействий между педагогами и детьми, востребовано ее главным социальным заказчиком - семьей. Б.Т. Лихачев подчеркивает: чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания одаренных, редких, ярких и сильных талантов. «Поэтому задача состоит в том, - говорит он - чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности творческого самопроявления и самовыражения всем детям…»

На основе вышеизложенного можно рассматривать студию в УДОД как образовательное пространство саморазвития личности и раскрытие ее творческих возможностей.

Однако, ни в теоретических исследованиях, ни в практическом опыте не определены научные подходы к сущности, задачам и содержанию художественно-эстетического образования детей в условиях студии. Анализ педагогической литературы и практики позволил выявить противоречие между возросшим интересом и стремлением ввести в практику работы УДОД такую форму работы как студия и недостаточной разработанностью специфики, содержания и методов ее работы.

Потребность практических работников в рекомендациях по организации эффективного образовательного процесса в условиях студии обусловили актуальность выбранной темы.

Цель: Определить оправданность выбора студийных форм работы в отделе художественно-эстетического воспитания как составляющей части образовательного процесса МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга».

Гипотеза: Студия может являться составляющей частью образовательного процесса и выступать как наиболее приемлемое пространство деятельности детей, в котором осуществляется их художественно- эстетическое развитие.

ΙΙ. ДЕТСКАЯ СТУДИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПОПЫТКА ЦЕЛОСТНОГО ВЗГЛЯДА

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуальности. Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют появлению творческих качеств личности.

В настоящее время психолого-педагогическая наука рассматривает проблемы гуманизации образования с позиций духовного потенциала личности, который в значительной мере реализуется в творческой деятельности путем представления свободы выбора ее содержания и способов самореализации.

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н.А. Ветлугина, З.Н. Грачева, Р.Г. Казакова, Н.Б. Сакулина, Б.В. Теплов и др.), отмечалось что искусство в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Интерес к проблеме развития и реализации творческого потенциала ребенка проявляется также в современных исследованиях 90-х годов ХХ века (И.Л. Голованова, Е.Н. Дмитриева, А.А. Лукашова, И. Ю.Соколова и др.) Изучением особенностей дополнительного образования детей в современных социальных условиях, его сущности занимались педагоги В.В. Абраухова, А.В. Скачков.

Инновационные процессы в образовании привели к появлению наряду с традиционными формами занятий по развитию творчества, новых, воплощенных в работе студий, позволяющих в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать педагогический процесс более гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.

Само слово «студия» обладает достаточно ощутимой притягательной силой, может поэтому сегодня это одна из самых распространенных форм организаций деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

Итальянское «studio» образовано от латинского «studeo», что означает «усердно работаю, занимаюсь, изучаю». Слово «студия» обозначало первоначально специально оборудованное помещение, мастерскую художника-мастера, где рядом с ним трудились его ученики. В студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. Студия означает также группу молодых художников, артистов, объединенных общими взглядами на искусство. Часто эти взгляды, идеи бывают новыми для своего времени, альтернативными по отношению к принятым в обществе эстетическим идеалам. Студия в этом случае обеспечивает общение единомышленников, её деятельность направлена на предъявление новой художественной концепции обществу.

В настоящее время слово «студия» используется в третьем значении, для обозначения предприятия, производящего некий продукт, создание которого связано с творчеством (киностудия, музыкальная студия и т.п.). Студия определяется чаще всего как творческий коллектив, который сочетает в своей деятельности учебные, экспериментальные и производственные задачи, а также коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством идейно-художественных принципов.

Детскую студию в дополнительном образовании можно понимать как форму организации учебной деятельности детского объединения.

В древности примерами студий можно считать воспитание ша­манов, жрецов и разного рода врачевателей, кузнецов, которые выплав­ляли и делали железо, металлы, и круг многих других искусных людей, которые могли и умели делать нечто такое, что недоступно абсолютному большинству населения. По мнению В.В. Мацкевича, данная модель позволяет передавать от учителя к ученику самые сложнейшие виды деятельности и мышления, а также позволяет ученику достигать очень высокого уровня мастерства.

Студийную модель в дополнительном образовании детей в полной мере отражают детская музыкальная студия, детская театральная студия, эстрадная студия, хореографическая студия, фольклорно-этнографическая студия , студии дизайна и другие.


2.1. Определение, основные признаки и особенности студии


Рассматривая студию как форму организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования, имеет смысл дать чёткое определение : что это такое?

Студия- это одноструктурное или многоструктурное учебное объединение, в котором обучающиеся занимаются изучением какого-либо вида художественной и прикладной деятельности на основе образовательной программы под руководством одного или нескольких педагогов дополнительного образования в течение нескольких лет обучения с целью развития и реализации художественных и творческих способностей, выявления одарённости детей.

Студийная работа с детьми- это одна из форм эстетического воспитания. Работа студии основывается на самостоятельной творческой деятельности детей. Студия- это более высокая ступень кружковой работы; в студии ребёнок развивается многогранно.

Основная задача студий отдела художественно-эстетического воспитания - развитие творческих способностей подрастающего поколения средствами искусства. Эта задача предполагает такую постановку образования, в которой неизбежно ребёнок находится в положении творца.

Основные признаки и особенности студии

1.Возрастные ступени (это первое условие стабильности и творческого роста детского коллектива).

2.Преемственность всех возрастных групп ( переход из одной ступени в другую).

3. Использование в учебном процессе разных форм организации занятий: индивидуальных, групповых, сводных.

4. Наличие специально оборудованного помещения.

5. Сочетание учебной и исполнительской деятельности.

6. Интеграция смежных видов деятельности.

7. Реализация практических задач (участие в концертах, фестивалях, конкурсах.)

8. Общее планирование образовательной деятельности.

9. Взаимосвязь профилирующих и вспомогательных предметов

2.2. Студии в практике МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»


Попробуем рассмотреть, как в МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» работают студии. Оправдан ли выбор данной формы организации деятельности детей .

В отделе художественно-эстетического воспитания ЦТР и ГО «Радуга» имеются студии эстрадного вокала: «Форте» ( руководитель Колесник Л.В.), «Музыкальный сувенир» ( рук-ль Еськина Е.П.), «Музыкальная палитра» ( рук-ль Майтак С.С.) ; хореографические студии «Свежий ветер» (рук-ль Иванова Т.И.), « Сюрприз» ( рук-ль Метленко А.Н.), «Импульс» (рук-ль Кирсанова О.И.). Студии имеют специально оборудованные помещения.

Отличительной характеристикой работы студий являются специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей. При наборе детей в студии эстрадного вокала проводится предварительное прослушивание. Зачисление учащихся в хореографические студии происходит после конкурсного отбора и при условии профпригодности и состояния здоровья.

Обучение в студиях Центра предполагает разноуровневое обучение с учётом возраста, способностей, возможностей и интересов обучающихся. Проследим это на примере организации студийной работы хореографической студии «Свежий ветер» (Приложение №1).

Первый этап обучения - подготовительный. Этот этап включает первый год обучения детей дошкольного возраста 5-6 лет. Задача подготовительного этапа: развить опорно-двигательный аппарат (осанка, гибкость, выворотность, координация); познакомить с азбукой музыкального движения. Далее , в возрасте 7-10 лет обучающиеся переходят на следующую ступень младшего состава студии и приобретают знания, умения и навыки, соответствующие базовому уровню обучения: овладевают основами хореографии, изучают элементы танцев. На 3-4 годах обучения формируется средний состав (11-13 лет). Студийцы продолжают вплотную изучать основы хореографии, принимают участие в постановочной работе и исполнительской деятельности. С 4 года обучения предполагается возможность разделения учащихся по специализациям: народный танец, бальный танец, современный танец. Старший состав (5-6 годы обучения) студии занимается самостоятельной постановочной работой и широкой исполнительской практикой. Углубленное изучение материала предмета специализации дает возможность формирования учащихся как танцовщиков определенного стиля. Как правило, дети старшего состава выходят на продвинутый уровень обучения. Одаренные дети, вышедшие на творческий и продвинутый уровни из числа обучающихся среднего и старшего составов, входят в состав ансамбля. На занятия в ансамбле отводится дополнительное время.

Ансамбль - это слаженная, чётко выстроенная система работы исполнителей, предполагающая совместное творчество, продуктом которой является сценическая деятельность, а так же предполагающая продолжительное время существования данного коллектива.

Приведённая структура позволяет увидеть не только уровни освоения образовательных программ но и подтверждает основные принципы студийности: возрастные ступени и процесс преемственности- это необходимые условия стабильности и творческого роста детского коллектива.

Педагоги используют различные формы организации занятий в студиях: индивидуальные (с одарёнными или имеющими высокий уровень умений обучающимися ), групповые ( с отдельными группами ), со всем составом (генеральные репетиции или постановки с участием учащихся разных возрастных групп ).

Одним из принципов организации творческой деятельности выступает студийная свобода, которая подразумевает поиск обучающимися путей и средств самореализации, а также самостоятельность и независимость от шаблонов и стереотипов для творческого самовыражения. В студии обучающимся предоставлено право на свободный выбор, поиск и ошибку.

Так к примеру, в студии эстрадного вокала «Форте» ( рук-ль Колесник Л.В) работа над репертуаром ведётся исходя из этого принципа. Педагог совместно с детьми подбирает репертуар с учётом их индивидуальных способностей, интересов, возраста, темперамента. Педагог позволяет фантазировать и применять на практике всё чему они научились. Свобода выбора манеры исполнения, независимость от стереотипов и шаблонов помогает раскрыться индивидуальности исполнителя. Репертуар обучающихся в студий эстрадного вокала «Форте», «Музыкальный сувенир», «Музыкальная палитра» отличается разнообразием и востребованностью.

Обучение в студиях эстрадного вокала- индивидуальное. Это означает организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпов обучения обусловлен индивидуальными особенностями ребёнка. Индивидуальное обучение - принципиальная характеристика сольного пения. Однако, налицо «минусы» в том, что дети не приобретают навыки творческой жизни в коллективе, такие как взаимоподдержка, сопереживание друг другу, взаимопомощь. Чтобы решить эту проблему, наши педагоги по вокалу используют такие формы групповой работы:

1.Общее обсуждение результатов выступлений после конкурсов и концертов.

2. Создание микрогрупп по возрастам, по годам обучения, по голосам с целью взаимообучения и взаимопомощи ( так появляются дуэты, трио, квартеты, ансамбли ).

3. Совместные коллективные праздники, концерты.

Обучение в студии сочетает учебную и исполнительскую деятельность. Образовательные программы, по которым ведется обучение в студиях нашего Центра, содержат разделы: постановочная и репетиционная работа, работа ансамбля, исполнительская (или концертная) деятельность. План массовых мероприятий МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» предполагает участие обучающихся сценической направленности во внутренних мероприятиях Центра, концертах, театрализованных представлениях, конкурсах, фестивалях практически с начала учебного года. Общее планирование образовательной и исполнительской деятельности осуществляют педагоги совместно с обучающимися и художественным советом. При этом педагоги стараются создать ситуацию успеха для каждого ребёнка с учётом его способностей и возможностей. Каждый ребёнок мечтает с успехом выступить перед зрителями. Для начинающих проводятся внутристудийные праздники, конкурсы профессионального мастерства, концерты для родителей и др.. Обучающиеся в студиях художественно-эстетической направленности имеют возможность выступить на мероприятиях, проводимых на территории муниципального образования, таких как: театрализованное представление «Радуга вновь собирает друзей», конкурс красоты, фестиваль КВН, новогодние представления, клуб выходного дня «Сорока», творческая гостиная «Муза», конкурсно-развлекательная программа «Весенняя капель», конкурс «Кружковец года» и др.. Студийцы, достигшие определённых результатов в обучении и исполнительском мастерстве имеют возможность принять участие и достичь успеха на муниципальных и региональных конкурсах и фестивалях, таких как: районный фестиваль детского самодеятельного творчества «Звёздный дождь», городской фестиваль «Студенческая весна», областной конкурс эстрадной песни «Золотой микрофон», областной конкурс «Молодость. Творчество. Современность», зональный хореографический фестиваль «Приглашает Терпсихора», региональный конкурс «Звездный дождь». Эффективность использования студийных форм работы подтверждают результаты участия обучающихся в фестивалях и конкурсах всероссийского и международного уровней, таких как «Сибирь зажигает звезды», «Золотое кольцо», конкурсах международного проекта «Салют талантов» и других. Сочетание учебной и исполнительской деятельности в студиях отдела художественно-эстетического воспитания, переживание ситуации успеха является мощным стимулом для обучающихся в освоении образовательных программ, повышении уровня их мастерства.

Говоря о работе студий, необходимо отметить, что помимо подготовки концертных номеров по своему профилю, студийцы сотрудничают друг с другом и другими творческими объединениями Центра. Ансамбли хореографических студий участвуют в хореографическом оформлении эстрадного вокала; вокалисты являются участниками показов коллекций шоу-театра; для театрализованных представлений готовятся хореографические миниатюры и вокальное сопровождение. Интеграция различных технологий художественного творчества (танца, вокала, дефиле, театра) в одном концертном номере делает его зрелищным, усиливает эмоциональное воздействие как на самих исполнителей, так и на зрителей. В качестве примера можно привести исполнение романса воспитанницей студии «Форте» М. Похабовой. с показом коллекции шоу-театра. Номер получил название «Дрорянское гнездо» и оставил яркое впечатление. Или фрагмент театрализованного представления «Морозко» (танец хореографической студии « Свежий ветер»). Органично вписался в атмосферу Древнего Египта на Конкурсе красоты стилизованный танец хореографической студии «Сюрприз».

Основой эстетического воспитания в студии является участие обучающихся в деятельности профильного коллектива: вокал, хореография, спектакли и др.. Но наряду с профилирующими предметами, как предполагает студия, студийцы могут получать знания по вспомогательным предметам: сценическое движение, танец, сценическая речь.

В течение трех последних лет в расписание работы студии эстрадного вокала были включены часы для обучения танцам, сценическому движению.

Педагогическими работниками отдела художественно-эстетического воспитания при поддержке методической службы Центра разработаны и реализуются в настоящее время дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие): «Хореография» (составители Иванова Т.И., Кирсанова О.И.), «Современная хореография» (составитель Метленко А.Н.), «Эстрадный вокал» (составители Майтак С.С., Еськина Е.П.), «Эстрадный вокал», «Эстрадное пение» (составитель Колесник Л.В.), «Театр кукол», «Театр - детям» (составитель Козуб Т.О.) с введением студийных форм работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся в Центре система дополнительного образования располагает уникальным потенциалом в развитии способностей обучающихся. Система дополнительного образования Центра обладает свойствами открытости, мобильности, гибкости. Это позволяет ей быстро реагировать на образовательный запрос, обеспечить индивидуальный темп обучения.

Результаты исследования социального заказа на деятельность нашего учреждения показали, что наибольший рост потребительского спроса наблюдается в области хореографии, музыки, театра. Из списка предлагаемых нашим Центром образовательных дисциплин из 367 опрошенных отдали предпочтение вокалу -63,5%, хореографии-57,5%, театру-44,4%.

Учебные дисциплины художественно-эстетической направленности традиционны для нашего учреждения. Возможно, это связано с потребностью детей переживать «ситуацию успеха» публично. Обучаясь в студии , помимо приобретения знаний, умений и навыков в области музыки, хореографии , помимо приобщения к искусству, дети на самом деле имеют возможность представить свое творчество на концертах, фестивалях, конкурсах.

Налицо тенденция роста в количественной и качественной характеристиках: воспитанники Центра в течение 2013-2014 учебного года неоднократно подтвердили свои творческие способности, а так же полученные знания, умения, навыки через продуктивное участие в творческих конкурсах. Из 638 обучающихся 538 получили дипломы 1,2,3 степени: в Международных и Российских конкурсах - 71 чел. (17-персональные, 54- коллективные), в региональных конкурсах - 154 чел. (17 - персональные, 137- коллективные), в муниципальных конкурсах - 313 чел.(22-персональные, 291- коллективные).

Таким образом, практика показывает: студийные формы работы способствуют повышению эффективности образовательного процесса, потому что образовательный вектор студийной деятельности нацелен не столько на усвоение знаний, сколько на умение их приобретать и преобразовывать, на поиск смысла и ориентиров, на активное практическое применение полученных знаний и умений.

Продуктивность участия в конкурсах и фестивалях, устойчивый интерес обучающихся к творческой деятельности свидетельствуют об оправданности выбора студийных форм работы в отделе художественно-эстетического воспитания. Студии являются составляющей частью образовательного процесса МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» и выступают как значительный фактор развития творческих способностей обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Буйлова, Н.Л. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании / Н. Л. Буйлова // Внешкольник. 2000.- №7.

  2. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. - 324 с.

  3. Ключникова, Ю.С. Современное качество образования в практике УДОД / Ю.С.Ключникова // Дополнительное образование и воспитание. 2010. - №1. - с.16-18.

  4. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

  5. Медведева, О.П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в УДОД / О. П. Медведева. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 156 с.

  6. Суханова, Л.Н. Студийные формы работы - важный фактор развития творческих способностей воспитанников отдела художественного воспитания / Л.Н. Суханова. Материалы научно-практической конференции. - Иркутск: Дворец детского и юношеского творчества, 2000. - с. 50 - 52.










































Приложение №1

СТРУКТУРА СТУДИИ

Подготовительный этап


  • Дошкольный возраст 5-6 лет

  • Развитие опорно-двигательного аппарата

  • Азбука музыкального движения

Продвинутый уровень

Старший состав 14-17 лет

  • Самостоятельная постановочная работа

  • Широкая исполнительская практика

  • Совершенствование ЗУН по выбранному направлению хореографии


Доклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитания

Базовый уровень


  • Младший состав 7-10 лет

  • Обучение основам хореографии (изучение элементов танцев)

Творческий уровень

  • Средний состав 11-13 лет

  • Обучение основам хореографии

  • Постановочная работа

  • Исполнительская деятельность

  • Возможность обучения по специализации

Доклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитанияДоклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитанияДоклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитанияДоклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитанияДоклад Детская студия как фактор развития творческих способностей детей в области художественно-эстетического обучения и воспитания



© 2010-2022