• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Создание благоприятных условий для социально-психологической реабилитации подростков «группы риска» и молодежи с низкой мотивацией к обучению

Статья Создание благоприятных условий для социально-психологической реабилитации подростков «группы риска» и молодежи с низкой мотивацией к обучению

Создание благоприятных условий для социально-психологической реабилитации подростков «группы риска» и молодежи с низкой мотивацией к обучению.                   Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.                 Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание благоприятных условий для социально-психологической реабилитации подростков «группы риска» и молодежи с низкой мотивацией к обучению.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Познавательная активность у школьников развита не достаточно. Психологи считают, что причинами спада школьной мотивации являются:

  • У подростков наблюдается « гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего;

  • Отношение ученика к учителю;

  • Отношение учителя к ученику;

  • У девочек подросткового возраста снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;

  • Личная значимость предмета;

  • Умственное развитие ученика;

  • Продуктивность учебной деятельности;

  • Непонимание цели учения;

  • Страх перед школой.

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей. Она превратилась в нечто вроде присказки, или глобального объяснения принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но чего-то в нем явно не хватает… Взрослых - их доли ответственности.

Мотивация к учению у ребенка складывается из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его поведения, общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником, отношением родителей к достижениям своего ребенка.

Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер, его отношение к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересам к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель в своей работе должен использовать следующие приемы, помогающие учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

  • Прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

  • Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам;

  • Постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

  • Формированию учебной мотивации способствует занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

  • Контроль используется как средство мотивации учащегося.

Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он должен стать условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации. Интерес и удовлетворенность должны быть основными переживаниями для ребенка в школе и на уроках. Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата может стать:

  • Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся;

  • Построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

  • Анализ жизненных ситуаций;

  • Развитие самостоятельности и самоконтроля;

  • Демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке;

  • Умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя;

  • Умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Несформированность учебной мотивации является одной их причин слабой успеваемости учащихся. Мотив не может возникнуть сам по себе - необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов относятся:

  • Новизна материала - фактор, который возбуждает состояние удивления, озадаченности

  • Демонстрация незавершенности знаний

Основной формой организации учебного процесса является поисково- исследовательская деятельность. Когда ребята на уроках не получают готовый материал, а сами проводят работу по добыванию его. Это естественным образом приводит к повышению мотивации. Занятия проектной деятельностью также способствуют повышению мотивации. В результате выполнения проектных работ у учащихся формируются следующие умения:

  • Планировать свою работу;

  • Анализировать

  • Устанавливать социальные контакты (распределение обязанностей, взаимодействие друг с другом)

  • Представлять созданное перед учащимися

  • Оценивать себя и других.

Так как родители влияют на мотивацию учащихся, то учитель может дать им следующие советы:

  • Интересоваться делами и учебой ребенка;

  • Оказывать помощь в выполнении домашних заданий, не подавляя самостоятельность и инициативность;

  • Объяснять ребенку, что его неудачи в учебе - это недостаток приложенных усилий;

  • Чаще хвалить детей за их успехи.

Социально-психологическое сопровождение подростков «группы риска» и молодежи с низкой учебной мотивацией имеет огромное значение для реабилитации и дальнейшей успешной социализации в окружающем мире.

В ходе социально-психологического сопровождения осуществляется комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной реабилитации и социализации детей и подростков. Основными направлениями в организации психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Психодиагностика

  • Психокоррекционная и развивающая работа;

  • Консультирование и просвещение;

  • Психолого-диспетчерская деятельность по организации взаимодействия различных специалистов.

Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка образовательных программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности во всей совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Образовательная программа в отличии от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционно-развивающую функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.

Организация, создание воспитывающей среды в школе и социуме, вовлечение подростков в разнообразные полезные социально значимые дела и занятия - одна из ведущих задач социально-психологического сопровождения социализации в этом возрасте. Социально-психологическое сопровождение в период реабилитации, должно вестись как с учетом возрастных особенностей детей, подростков и молодежи, так и охватывать все сферы социализации, включая «индивид и профессия», «индивид и природа», «индивид и общество», «индивид и самосознание», что требует взаимодействия не только с семьей и школой, но и с другими учреждениями и социальными институтами.



© 2010-2022