• Преподавателю
  • Другое
  • Статья по педагогике Интеграция основного и дополнительного образования в осуществлении единства воспитания и обучения детей и подростков

Статья по педагогике Интеграция основного и дополнительного образования в осуществлении единства воспитания и обучения детей и подростков

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Калинина Светлана Владимировна

Учитель истории

МБОУ СОШ №10

Ингодинский район, п. Песчанка.




Взаимодействие школы и организаций дополнительного образования в осуществлении единства воспитания и обучения детей и подростков



Образование - целостная система, которая обеспечивает взаимосвязь субъектов и объектов образовательной деятельности, непрерывность процесса образования, единство образовательного пространства на содержательном и организационном уровнях. Образование выступает главным условием развития личности каждого ребенка, обеспечивающее проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе уважения к его индивидуальным интересам и потребностям, стремления к творчеству и успеху в современном и быстро меняющемся мире; его главная задача раскрыть индивидуальность каждого ребенка, а для этого необходимо создать условия для её развития. Становление новой системы образования в нашей стране сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: иное содержание, иные подходы, иные отношения.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования актуализировало такое явление в жизни общеобразовательной школы как внеурочная деятельность.

«Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации».1 Иными словами, внеурочная деятельность - это система занятий школьника, где педагогами решаются вопросы воспитания ребенка. Отсюда следует, что в школе должна оформиться целостная общественная жизнь ученика в школе, интересная и насыщенная. Основные требования к внеурочной деятельности: вовлечение учащихся к внеурочной деятельности с учетом их интересов и способностей, увлекательность внеурочных занятий, единство учебной и внеучебной деятельности. Внеурочная деятельность имеет в своей основе задачи воспитания, т.е. мотивационно - ценностный аспект вхождения ученика в сферу социальных отношений:

  1. приобретение школьниками знаний об устройстве общества, формах поведения в обществе;

  2. Получение школьниками положительного отношения к ценностям общества;

  3. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочную деятельность в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов можно также рассмотреть и как процесс взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, в ходе которого образовательная и воспитательная деятельность будет осуществляться в рамках внеурочной работы, направленной на достижение определенных целей для самореализации школьника. Усиливается роль дополнительного образования, так как именно с его помощью мы имеем максимальные возможности для развития скрытого потенциала подрастающего поколения.

Понимание основного и дополнительного образования как частей единой системы, определение общих исходных позиций и их особых ориентаций дает основание для более тщательного рассмотрения вопроса: в чем сущность дополнительного образования? Во-первых, как справедливо замечает Г.С.Семенов: «Система дополнительного образования детей функционирует в рамках общего образования, охватывая практически ту же возрастную группу (в основном в нее входят дети от 6 до 18 лет)»2. В-вторых, для этой системы характерна свобода выбора ребенком направлений, видов деятельности и форм обучения в соответствии с его интересами, склонностями и способностями. В -третьих, дополнительное образование детей выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников, оно создает условия для решения таких задач, как развитие личности ребенка, развитие его мотивации к познанию и творчеству, творческая самореализация, профилактика асоциального и антисоциального поведения.

Дополнительное образование детей в школе - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство. Например, в последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования, и наша школа не осталась в стороне.

На базе нашей школы работает музей, создан кружок юные исследователи в который входят ученика среднего и старшего звена, их деятельность направлена на изучение краеведения, поиск новой информации. Нередко итогом краеведческой деятельности учащихся становится создание классных музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, педагогов и конечно родителей. Для того чтобы музей постоянно работал мы разработали специальную программу, Цель которой создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность. Исходя из поставленной цели, мы сумели выделить основные задачи, которые могли бы решить члены кружка: организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края; оформление и экспонирование материалов; организация научно-исследовательской работы.
Программа дополнительного образования, заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат основным рядом для создания итоговой композиции.

Мы разработали Формы организации работы с членами музейного кружка: лекции, экскурсии, консультации, киносеансы, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, посещение школьных музеев и музеев города и области, встречи с ветеранами войны.

В данном случае музейная деятельность, выступает в роли дополнительного образования которое, предполагает расширение воспитательного "поля" школы, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Дополнительное образование предполагает включение ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития мотивации к познанию и творчеству. Для дополнительного образования главным является предметное содержание, а для внеурочной деятельности предметность второстепенна.

«Дополнительное образование - это институт воспитания, который не может находиться в стороне от социально - педагогических проблем общества в целом, микросоциума, каждого человека»3, оно уникально тем, что не ограничивает возможности, и здесь отсутствуют границы образовательного и воспитательного поля. Однако, в Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ отмечено: «Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка».4

Данная тема раскрывает проблему взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов, обозначена необходимостью разрешения противоречия, которое заключается в несоответствии возможностей общеобразовательных учреждений и растущих социальных требований к качеству образования.

Организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями осуществляется посредством заключения договоров о сотрудничестве. Партнерские отношения предусматривают сетевое взаимодействие по реализации педагогами дополнительного образования программ внеурочной деятельности на базе школ. Педагог дополнительного образования в соответствии с планом школы и расписанием организует внеурочную деятельность во внеурочное время. Говоря об основном и дополнительном образовании, мы рассматриваем их как равноправные сферы общего образования.

Важно отметить, что дополнительное образование, как и основное, нельзя вынести за пределы общего образования, они являются частью единого, нам важно найти единую, смысловую основу для объединения дополнительного и основного образования.

Однако, основное образование будет бытовать в сознании как главное образование, а дополнительное как необязательное, поэтому важно рассмотреть смысл их «существования порознь».

Основное образование ориентировано на:

  1. усвоение предметных знаний и способов их употребления;

  2. Освоение возрастно - нормативного пространства;

  3. Социализацию детей, формирование социально - адаптированной личности;

  4. Общечеловеческий опыт познания;

  5. Адаптирующее и корректирующее образование.

Миссия дополнительного образования состоит в максимальном привлечении школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Оно ориентировано на:

  1. Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств обучения;

  2. Построение пространства соморазвития;

  3. Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности;

  4. Личный опыт практической жизнедеятельности ребенка;

Решая данную проблему, мы стремимся помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме.

Взаимодействие общего и дополнительного образования базируется на основе целостности образования, единства образовательного процесса; строится на принципах синергетического, средового подходов. Взаимодействие общего и дополнительного образования необходимо для целостного и разностороннего развития личности ребенка в русле компетентностного подхода, а взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в едином культурно-образовательном пространстве становится механизмом преодоления трудностей образовательных процессов становления личности, создания пространства её самоопределения, идентичности и социокультурной деятельности. В этом

Таким образом, для развития полноценного образования ребенка необходимо создавать условия, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с его собственной социализацией и индивидуализацией.

Я пришла к выводу, что время, которое ребенок проводит в стенах школы, - это его образовательный ресурс, который может быть использован для решения задач социализации, свободное же время, т.е. внеурочная деятельность (время для себя) - может стать ресурсом индивидуального развития, если дополнительное образование выступит в роли условия, при котором данный ресурс может превратиться в личностный потенциал.





Библиография.

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: «Академия», 2000

  2. Гаврилычева Г.Ф. Дополнительное образование и современная система образования/ Воспитание школьников №9, 2013

  3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. М.: «Владос», 2004

  4. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики. Ростов на Дону: «Март», 2006

  5. Кинова Н.В. Экспиримент и экспериментальная площадка в системе дополнительного образования детей/ Внешкольник №1, 2006

  6. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия/ Воспитание школьников №6, 2012

  7. Михин С.Ю. Нескучная продленка/ Народное образование №5,2011

  8. Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей/ Воспитание школьников №2,2011

  9. Сластенин В.А. Педагогика. М.: «Академия», 2012

  10. Шашков А.А. Дом, где раскрываются таланты/ Детское творчество №4,2011

  11. Якиманская И.С. Основы личностного ориентированного образования. М.: БИНОМ, 2011

1 Народное образование №6/2012г. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия. с.3

2 Воспитание школьников №2/2011г. Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования.с.13

3 Воспитание школьников №9/2013г. Гаврилычева Г.Ф.Дополнительное образование и современная система образования.с.37.

4 Воспитание школьников №9/2013г. Гаврилычева Г.Ф.Дополнительное образование и современная система образования.с.38

© 2010-2022