Статья Традиции и новации, противопоставление или единство

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиции и новации, противопоставление или единство(1,2сл.)

Русский историк и философ П.Н. Савицкий писал: «…утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиции. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах...».

Понятие «традиция» (от лат. « передача, предание»)восходит к глаголу tradere, означающему «передавать» - это непрерывная передача устойчивых форм опыта (образа жизни, интеллектуальных идей, навыков, информации и т.д.) достаточно долгое время. (3 сл.)«Новация» (от лат. «novatio») - некое отдельное нововведение в человеческой культуре. «Инновация» (от позднелат. XVII в. «inovatio» - глубокое обновление традиции) - процесс преобразования традиции новшествами. Традиция через преобразование (инновацию) становится обновленной традицией.

Традиции и новации представлены еще в Ветхом и Новом заветах.

Изначально, после грехопадения прародителей человечества и их изгнания из райского сада, Бог установил традицию передачи по наследству богообразной творческой природы человека («плодитесь и размножайтесь»). Личность, общество и культура существуют на пересечении двух глобальных традиций - добра и зла. Первыми положительными религиозными новациями стали обетование Христа, данное Адаму, институты жертвоприношений и совместного богослужения при Сифе и Еносе, что укрепило традицию хранения и передачи потомству опыта богообщения, которая продолжалась до Ноя. Параллельно возникают первые культурные новации: земледелие, скотоводство, производство металлов, строительство городов, появляется оружие. Человечество приспосабливается к бытию в падшем мире, возникает традиция материальной культуы. Через Потоп Бог прерывает допотопную традицию зла, спасая ослабевшую традицию добра. Завет Бога с Ноем - очередная новация (разрешается вкушение мяса, вероятно, озвучиваются основные моральные принципы) для укрепления традиции веры и праведности. Параллельно возникает первое тоталитарное общество (Вавилонская башня), и Господь снова прерывает эту традицию, раскалывая человечество на множество наций, традиций, культур, уничтожая глобализацию зла.

Завет Бога с Авраамом - следующая новация, вводится «обрезание крайней плоти сердца», выделяется росток народа Божия как некий оазис в мире других народов, охваченных грехом. Завет на Синае через Моисея - величайшая новация и инновация ( обновленная традиция), закрепленная в 10 Заповедях, храмах, священстве, религиозно - гражданских законах и праздниках и в сакральном Тексте. В это время в языческом мире Сократ, Платон, Аристотель, стоики создают своими новациями традицию греческой философии, что было подготовкой ко Христу для языческого мира, в какой-то мере как Закон Моисея для иудеев. Промысел Божий использует новации, готовя пришествие Христа. Следующая, окончательная, глобальная новация - воплощение Бога, явление Христа и дарование Церкви полноты даров Св. Духа через Апостолов, полноты Откровения Бога. Возникает традиция Церкви. Она сама есть вечная инновация: каждая личность, все глубже приобщаясь к бесконечному опыту Церкви, получает обновление. Каждая личность есть новация Бога (неповторимый замысел Бога), и эта личность создает внутри себя свою личную, новую традицию (мировоззрение), пропустив традиции общества сквозь новизну своего выбора.

Таким образом, на языке традиции - новации - инновации можно описать все явления человеческого бытия.

Традиции и новации в обществе и образовании(4 сл.)

Утрата корней и отсутствие традиций

невротизирует и чреваты коллективной истерией.
Карл Юнг, основоположник аналитической психологии, Швейцария


Общество развивается не только под влиянием ныне живущих людей, но и под воздействием наследия, которое оставили предшествующие поколения. Именно в традиции происходит накопление и систематизация культурно-исторического опыта, укоренение принятых ценностей, норм поведения, образов мышления. Неоспорим факт, что образование, как зеркало, отражает все, что происходит в обществе.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». (Эдмунд Гюссерль, немецкий философ).

В последние годы, в связи с реформой системы образования, активно обсуждаются вопросы о соотношении новаций и традиций. Несомненно, что они должны рассматриваться как два взаимодополняющих полюса мира образования.

Сегодня очень опасное время, потому что информационное пространство наполняется различными идеями, философскими концепциями и просто жизненными взглядами и убеждениями: методические службы школ сегодня основываются на идеях Кембриджской программы, в практику педагогов входят такие понятия как коучинг-сессии, технологии lesson stady, менторинг, семинары - погружения, семинары - рефлексии и т.д. И для того, чтобы не потеряться в этом новационно - информационном потоке, мы должны сохранять и воспитывать в детях единственный объективный и традиционный критерий, существующий вне времени и пространства - нравственный критерий.

Поэтому жизненно важно иметь подлинное образование. А это образование, которое завершается не только участием в коучингах, получением диплома и обеспечением доступа человека к профессии, но и формирует человеческий образ. «А в основу его положен образ Божий. Бог возжелал, чтобы люди несли в своей природе Его образ, Его качества. Таков Его замысел». А это традиция Нового Завета. «И если образование раскрывает этот Божественный образ, эти силы разума, воли и чувств, то человек становится сильным, непобедимым. Когда человек способен отбирать информацию, критически оценивать все новационные процессы, происходящие вокруг него, тогда он сам формирует свое сознание и жизнь, идет к своей мечте и реализует то, что называется человеческим счастьем».

Если образование, как зеркало, отражает все, что происходит в обществе, то неоспорима та ответственность, которая ложится на нас в вопросах воспитания.(5 сл.) Президент РК подчеркивает значимость сохранения традиций, а именно приоритета семьи и семейного воспитания: «В нашем обществе - главный институт сохранения традиций - семья. Необходимо культивировать в семье традиционные народные ценности, самодостаточность, приоритет духовного богатства». Немецкий философ, психолог и психиатр Карл Ясперс сказал: «Традиция делает нас людьми. То, чем человек обладает наследственно, практически нерушимо».

Сегодня связь между качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием, перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и новации в образовании.

Традиции и новаторство в литературе(6 сл.)

Сила традиций и сила творчества в их сочетании -

животворящий источник всякой культуры.

П.Н.Савицкий

В художественной литературе, являющейся структурным компонентом культуры, которая, в свою очередь, отражает все общественные явления, традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Новации в искусстве называется новаторством. Но не всё новое в литературе является новаторством. Новаторство - это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени. Великие писатели мировой литературы: Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Шевченко - были новаторами.

Г.Р. Державин составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения -совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века - до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И «сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им». Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за то,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить. (1, стр.71).

Державин впервые в русской литературе смешивал в одном произведении разные жанры, например, оду с сатирой. Новаторство Державина и в том, что поэт заложил истоки гражданской поэзии, обличая придворно-вельможную знать.

В истории русской классической сатиры уникально место М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сатира Салтыкова - это безжалостный бич, пафос отвержения всего «неистинного» и «подлого», исполненный высокой риторикой «громов» и «молний». Это новации. В его бичующем негодовании, вызванном болезнями национальной жизни, зачастую отказывались видеть корни искреннего страдания и любви - а усматривали лишь злобу и поношение Отчизны.

А ведь глубинные смыслы художественных обличений в лучших произведениях Салтыкова зачастую связаны с введением в текст традиционной для русской литературы христианской символики. Свой внутренний переворот Иудушка Головлев переживает в дни Страстной Седмицы и муки совести становятся его «крестным путем». А в «Пошехонской старине» отчаянию от торжества зла не дает окончательно победить человеческую душу упование на обетованную милость в жизни вечной.

Пушкин из русского языка сделал чудо, обновляя при этом русские национальные традиции. Он ввел в употребление новые слова, дал новую жизнь старым, убил на Руси незаконное владычество французского псевдо-классицизма, расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее впервые с русской жизнью и русской современностью, обогатил идеями, пересоздал язык.

Маяковский выходит на поэтическую арену в сложный, переломный для России период. В искусстве, словно в зеркале, отражаются эти сложные общественные процессы.
Маяковский видит "неизбежность крушения старья" и средствами искусства предвосхищает грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".

"Рваться в завтра, вперед!" - вот его девиз.
Поэзия -- вся! --
езда в незнакомое.
Это незнакомое, непознанное становится предметом его стихотворчества. Поэт готов расцеловать "умную морду трамвая", воспевает городской фонарь, который "снимает с улицы синий чулок", тогда как луна у него - "дряблая", "никому не нужная", а сердце девушки безжизненно, как будто "выварено в йоде". Поэт убежден, что новое слово можно сказать только по-новому. Маяковский - первооткрыватель, который владеет словом и словарем, как смелый мастер.

Он изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней, стал рупором идей и настроений эпохи. Но темы автор использует все же традиционные, в стихотворении «Прозаседавшиеся» тема бюрократизма раскрывается поэтом через смешение фантастики и реальности, создание гротескных ситуаций, когда люди

«…на двух заседаниях сразу.

В день

Заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится разорваться.

До пояса здесь,

А остальное

Там».

Его поэтическая манера привлекла внимание читателя, а талант поставил в один ряд с выдающимися поэтами начала ХХ века.

Чехов совершил несколько великих переворотов в русской литературе. Писатель утвердил значительность малых форм: рассказов и повестей, ниспроверг старую русскую классическую традицию: идеализацию народного характера. В его произведениях заключена громадная сила переживания и в то же время - чувство цели, идейность творчества и краткость(«Краткость-сестра таланта»), как законченность, внутреннее единство, соразмерность, выразительность, а не объем.

Чехов разрушил драматургические каноны и оставил такие загадки, которые до сих пор не разгаданы исследователями.

Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. В творчестве Лермонтова доминирующими являются мотивы одиночества, изгнанничества, сада и пустыни (восходящих к библейскому архетипу "потерянного рая" и "возвращения блудного сына»). И только в библейском контексте можно рассматривать его поэзию, иначе понять его творчество и мировоззрение невозможно.

Лермонтовская лирика - выражение невиданного еще в русской литературе единства творческого протестующего сознания.

Однако этот протест нельзя расценивать как отказ от Бога вообще, но лишь как попытку разумом оценить всю трагедию человеческого грехопадения. Лирический герой Лермонтова воспринимает себя жертвой этой трагедии, вынужденной в одиночку нести наказание ("осужден страдать...").

Сын праха - ты грешил - и наказанье

Должно тебя постигнуть, как других. (1,198)

Мотив одиночества, инициируемый мыслью об утраченном рае, сопрягается с мотивом сада.

С одной стороны, сад - это сакральное пространство, освещенное присутствием Бога. Это Дом человечества, символ изначальной гармонии единения человека и Бога. С другой, сад - это место искушения человека, утратившего связь с Богом, допустившего в свою душу грех и "отпавшего" от Бога. В этом смысле сад - символ начала крестного пути человечества. В стихотворении "Раскаяние", переживая несчастную любовь, лирический герой оказывается уловленным миром - "гнездом разврата" и вследствие этого причастным к самой страшной трагедии всего человечества - утрате "чистой души ":

…ты обладал Душою чистой, откровенной,

Всеобщим злом не зараженной,

И этот клад ты потерял. (I, 184).

Утрату человеком "любви первоначальной", а вместе с ней и райской гармонии Лермонтов переживает тяжело и предпринимает попытки поэтически воссоздать мысленный образ рая. В лермонтовском саде просматриваются аналогии с традиционной картиной сада из Священного писания, а также из видений боговидцев («Когда волнуется желтеющая нива…» - вершина мировоззрения поэта).

Традиции и новации в литературе - это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.

Противопоставление традиции и новации неверно и искусственно. Если полезные новации не дадут новой, крепкой традиции, то останутся неустойчивыми поисками нового. Если же традиция перестанет обновляться, то она станет препятствием для решения новых вызовов времени. Традиции и новации - единое целое, обеспечивающее обновление любого общества с сохранением стабильности.


© 2010-2022