Методическая разработка Игра -дело серьезное

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка Игра -дело серьезное



«Игра - дело серьезное»

методическая разработка

Выполнил:

педагог дополнительного образования

Мильке Елена Юзифовна,

руководитель образцового детского коллектива

фольклорный ансамбль «Сибирочка»

МАУ ДО ДЮЦ «Орион» г.Новокузнецк

Кемеровской области,






Новокузнецкий городской округ

2015

Традиционная народная культура складывалась веками, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка, песня, пляска сопутствовали человека, были для него естественной необходимостью, формой его выражения. Все это жило в традиционном действии - игре, обряде, труде. Синкретизм фольклорных жанров объясняет многообразие форм народного творчества, его вариативность и импровизационный характер исполнения.

Особое место в богатейшем фольклорном наследии занимает игра. Именно игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности, усиливает воздействие различных видов искусства - слова, музыки, танца . Игры, включая в себя полифункциональные задачи - познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности. «Всему свое время», - метко сказано в народе. Испокон веков дети, живя в условиях традиционного быта, постепенно и последовательно осваивали жизненные устои и культурное образование проходило постепенно, ненавязчиво, носило живой, неформальный характер. Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Поэтому, не зря прижилось высказывание «Игра- дело серьезное».

Учреждения дополнительного образования обладают большим творческим потенциалом в создании условий для творческой самореализации каждого ребёнка, духовно-нравственного развития средствами фольклора, формирования национального самосознания. В настоящее время в стране активно пропагандируется народное творчество, организуются и проводятся многочисленные конкурсы и фестивали народного исполнительства, мастеров декоративно-прикладного искусства. Популярность фольклорного творчества способствует появлению школ народной культуры, созданию вокально-хореографических коллективов народной направленности, возрождению народных промыслов. Особо популярными направлениями в деятельности становятся организация и проведение этнографических экспедиций по сбору фольклорного материала, профильных смен по народной культуре.

Организация образовательного процесса направлена на тесное сотрудничество детей разного возраста и их родителей в освоении народного творчества, Помимо развития специальных профильных навыков, содержание программы в учреждениях дополнительного образования включает знакомство с русскими обычаями и традициями ,сказками, народным праздничным календарем и конечно, народными играми. Это стимулирует интерес к народному искусству в обществе, и в конечном итоге, способствует развитию всего образовательного пространства.

Русские народные игры многообразны: это детские игры, настольные игры, хороводные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Народные игры были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на праздниках и гуляньях непременно входили в «культурную программу», формировали культуру общения. Разнообразие традиционных игр представляет богатейший материал для студий и объединений не только народной направленности, но и образовательных учреждений, центров организация досуга, молодежных клубах, конкурсно-фестивальных программ. Возможно, предложенный игровой материал пригодиться в работе с детьми и молодежью. Народная игра не только разнообразит ваши встречи и занятия, но и вызовет интерес учащихся, что будет способствовать более глубокому изучению и освоению ими русской народной культуры.

  1. Игра «Тетёра».

Одна из самых популярных народных игр России. В разных регионах существует свой вариант текста, но суть игровых действий остается постоянной- сохранить своих «деток». Данные игровые действия развивают координацию движений, ловкость, быстроту реакции. В «Тетеру» с удовольствием играют как дети разного возраста, так и их родители, старшие братья и сестра.

Ход игры.

Пара детей, или несколько пар, образуют «воротики», остальные дети встают «цепочкой» и друг за другом проходят под «воротиками» с пение:

-Тетёра шла, маховая шла,

Шла по улочкам, по закоулочкам.

Сама прошла, детей провела.

Самого хорошенького оставила!

Как только заканчиваются песня, «воротики» захлопываются. Участник, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».


  1. «Ай, гу-гу».

Игра имеет вариативный характер, с учетом возраста участников. Если играют небольшие дети, в качестве поощрения за совпадение, участник говорят добры слова друг другу, глядят по голове, т.е. высказывают симпатию друг другу именно через такие действия. Если участник постарше, допускается легкое обнимание друг друга, и конечно, поцелуи.

Ход игры.

Участник выстраивается по кругу. В центре стоит «водящий», которого выбирают первоначально по считалке. С пением, хоровод начинает двигаться по часовой стрелке, а водящий, закрыв глаза и вытянув руку вперед, в противоположную сторону. Перед этим водящий называет свое имя. С окончанием песни хоровод и ведущий останавливаются. По руке, как указателю определяется пара для ведущего. Они встают спиной друг к другу и под счет поворачивают голову в разные стороны - если совпадает направление, участники в паре выражают симпатию друг другу. Если не совпадает поворот головы, кланяются друг другу. Тот кто вышел к водящего продолжает игру в качестве нового водящего. Данная игра позволяет участникам быстро познакомится, разнообразить свой досуг.

- Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу,

Не кружися на лугу.

На лугу-то лужица,

Голова закружиться.

Ой, вода, вода, вода,

(имя участника)…в лужице беда!


  1. Игра «Капустка».

Прекрасная игра для развития ориентирования в пространстве, развития координация и согласованности общих движений, внимания.

Ход игры.

Участник выстраиваются по кругу. Определяется ведущий, который в дальнейшем будет закручивать всех участников, а по окончанию раскручивать спираль, проходя через понравившиеся «воротца». Необходимо сохранить «цепочку» при раскручивании. Ведущий в дальнейшем назначается другой.

- Вейся, вейся капустка!Вейся, вейся белая!

Как бы капустке не виться, белою-белою не родиться!

Дождик теплый поливает, ветерочек обдувает,

Белая капустка подрастает, белая-белая созревает!


  1. Игра «Дударь».

Очень известная игра, особенно хорошо проходит в группе детей младшего возраста. Развивает внимание, умение импровизировать, способствует раскрепощению и освобождению от зажатости.

Ход игры.

Участник выстраиваются по кругу. В центре стоит «Дударь»- ведущий. Взявшись за руки участники начинают двигаться по кругу и петь небольшую припевку.

- Дударь, дударь, дударище,

Старый. старый, старичище.

Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

Вопрос дударю:

-Дударь, дударь, что болит?

Ведущий отвечает:

- Голова…Ножки….Шея и т.д.

Все участник, после указания, что болит у дударя, берутся именно за эти места и продолжают двигаться по кругу, с пропеванием игровой припеки…

Если дударь отвечает «Здоров!», значит нужно выбрать другого ведущего - дударя.


  1. Игра «Селезень и утица».

Очень популярная игра на вечёрах, так как способствует общению мальчиков и девочек, парней и девушек. С удовольствием играют и взрослые люди. Развивает ловкость участников, быстроту реакции, создает хорошее настроение, доброжелательную атмосферу на мероприятии.

Ход игры.

Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Выбирается селезень - парень, утица- девушка. «Утица» выходит за круг, «селезень» остается внутри. С началом пения , участники в кругу, создают препятствия «селезню» опуская руки, закрывая проход, чтобы девушка могла спастись от преследования.

-Селезень утку загонял, молодой серу загонял.

Пойдем утица домой, пойдем серая домой!

У тя семеро детей, восьмой селезень,

А девятая сама, поцелуй разок меня!

Игра продолжается до тех пор, пока «селезень» не поймает «утицу».

Все игроки определяют, что будет делать парочка:

- Из Москвы пришел приказ, целоваться 10 раз… обниматься 5 раз….


  1. Игра «Рублик».

Замечательная игра для организации досуга в небольших помещениях. Проходит в статике, без активного движения. Развивает внимание, координацию движения, импровизацию.

Участник стоят по кругу, можно разместиться по кругу на стульях. В центре стоит ведущий, который внимательно наблюдает за передачей монетки. Действия сопровождаются пением игровой припевки. Участники должны сбить с толку водящего о том, где находится рублик. Если ведущий правильно определил , у кого монета, происходит смена водящего.

- Пошел рублик, пошел рублик,

Пошел рублик погулять, пошел рублик погулять.

Всю дорожку, всю дорожку,

Всю дорожку не прошел, всю дорожку не прошел.

Сударушку, сударушку,

Сударушку не нашел, сударушку не нашел.


  1. Игра «Веселуха».

Замечательная подвижная игра, предполагает большое количество участников. Имеет вариативный характер в действиях и по тексту игровой припевки. Все участник игры выстраиваются парами по кругу, лицом к водящим парам, стоящим в центре . Пары составляются традиционно, мальчик-девочка. Под исполнение игровой припевки, пары, стоящие в центре идут по кругу в свободной пляске. После окончания песни, водящие пары бегут произвольно к любой паре в кругу, пробегают под их руками- воротцами- происходит смена водящих.

- Суп варить, суп варить - надо недоваривать,

Гармониста любить - надо уговаривать!

Гармонист, ты играй., не жалей гармошечки!

Я пойду танцевать в новеньких сапожечках.



© 2010-2022