Деловая игра ГОС нового поколения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа № 13»







Тема: Деловая игра «Стандарты нового поколения».





Автор: Гылка Наталия Васильевна

Зам. Директора по УВР МОУ «БСОШ № 13»



















2016 г.

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
Ф. Шиллер

Деловая игра «Стандарты нового поколения».

Цель проекта: создание условий для достижения нового качества образования через модернизацию учебно-воспитательного процесса путем развития профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.

Задачи:

  1. Углубить знания по теме игры, обогащение практического опыта педагога.

  2. Формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.

  3. Развитие педагогического мышления.

Участники проекта:

-заместители директоров по УВР организаций образования.

Актуальность проекта

Актуальность деловой игры, как одной из активных форм организации повышения уровня педагогической компетенции, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме. Деловая игра направлена на развитие профессионально значимой личности. Деловые игры выступают как форма, в которой наиболее успешно происходит осваивание содержания новой деятельности, являются эмоциональной опорой личности, являются инструментом самовыражения, проявления самостоятельности и активности педагогов. Все это в совокупности дает толчок к повышению профессиональной компетентности педагогов, деловая игра позволяет создать условия, при которых «обучение в течение всей жизни» становится личной установкой педагогов. Такую установку можно сформировать только на базе личного интереса. И этот интерес должен вписываться в профессиональный контекст, опираясь на уже полученные профессиональные знания.

Все выше изложенные обстоятельства определяют актуальность исследования деловых игр вообще и деловых игр в процессе методической работы в частности.

Новизна проекта:

1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации методической работы с педагогами снимает противоречие между абстрактным характером деятельности и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным методиками в рамках образовательных областей.

2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления.

3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению с учениками.

4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

7. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

8. Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Гипотеза проекта

Если в методической работе организации образования использовать деловые игры, как один из активных способов обучения, то уровень методической подготовки педагогов повысится, так как деловые игры вызывают интерес к получению знаний, который вписывается в профессиональный контекст с опорой на уже полученные профессиональные знания.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Кадровое:

- руководитель

- педагоги

2.Научно-методическое:

- предметно-методическое для педагогов (закон ПМР «Об образовании», ГОС НОО)

3.Материально-техническое:

- мебель;

-помещение;

-информационно-телекоммуникационное оборудование (компьютеры, орг.техника и др.);

- канцелярские товары.

4 Информационное:

-интернет-ресурсы;

-информационные порталы и сообщества, сетевые сообщества педагогов.

5 Обоснование значимости проекта

Для учащихся.

Получения знаний соответствующих современным требованиям.

Для родителей.

Создание положительного эмоционального фона за счет успешности их детей.

Для педагогов.

Повышение профессионального мастерства.

Исключение синдрома профессионального выгорания за счет повышения продуктивности педагогической деятельности.

Развитие стремления к самосовершенствованию, обеспечение профессиональной самореализации.

Для организаций образования

Подготовленные педагогические кадры, в соответствии с ГОС нового поколения.

Этапы проекта

Подготовительный

- проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;

- определяется проблема (название) педагогического совета-игры;

- формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры;

- составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;

- разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.

Необходимо отметить, что конструирование игр - трудоемкое дело, требующее знаний основ управления современной школой на уровне имеющихся достижений как в теории, так и на практике. По хорошо разработанному сценарию игры и технологии ее проведения каждый директор может успешно осуществить заложенную в нее управленческую задачу.

Основной

Проведение игры.

1 этап. Вызов

Ведущий: Уважаемые коллеги, все мы с недавнего времени перешли на Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Мы с Вами перестроились, прошли обучение и реализуем стандарт. Ни для кого не секрет, несмотря на то, что стандарт введен и реализуется, остается много вопросов. Сегодня мы проведем деловую игру, тема которой «Стандарты нового поколения», и попытаемся углубить знания по теме и обогатить практический опыт.

Нам очень интересно узнать: почему новые стандарты образования вызвали широкую дискуссию не только в образовательной среде, но и в целом в общественности. Конечно, все мы понимаем , что от этого зависит наше будущее: будущее наших учеников, будущее наших детей, будущее нашей страны. С другой стороны, все мы понимаем, что это уже и наше настоящее. А, как правило, настоящее волнует нас ещё более. Скажите, какие понятия и ассоциации возникают у вас, когда вы слышите Государственные образовательные стандарты нового поколения. Сейчас я предлагаю каждой команде составить кластер. (каждой команде выдаются ягодки от виноградной грозди, на которых необходимо записать слова - ассоциации, а затем прикрепит к макету грозди винограда)

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы.

Оценивать вас сегодня будет жюри, в состав которого входит представители УНО

2этап. Блиц-турнир

Тур проводится между командами в виде ответов на вопросы. Кто первый поднял карточку (у каждой команды свой цвет: зеленый, желтый, красный) - отвечает на вопрос. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл (монетку голубого цвета) (приложение№1). Все вопросы представлены в виде презентации (приложение №2).

  1. Расшифруйте аббревиатуру ГОС НОО и ГОС OОО.

  2. Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход).

  3. Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОУ, педагоги)

  4. Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия

  5. Перечислите виды УУД. (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).

  6. Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой - обучающимися, педагогами, администрацией).

  7. Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика).

  8. Назовите документ, обеспечивающий права ребенка на качественное и доступное образование в стране. (Закон об образовании)

9. Что определяет содержание и организацию образовательного процесса? (Основная образовательная программа)

10. На что ориентирован стандарт? (Портрет ученика начальной школы)

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, учитель остается главным действующим лицом на любом уроке, особенно, если это креативный, творческий, нестандартный учитель. Предлагаю определить уровень своей креативности с помощью теста «Стандартный - нестандартный учитель».

  1. «Кто есть, кто?» Тест «Стандартный - нестандартный учитель».

Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:

  • Дисциплинированный.

  • Организованный.

  • Неровно успевающий.

  • Выбивающийся из общего темпа.

  • Эрудированный.

  • Странный в поведении, непонятный.

  • Умеющий поддерживать общее дело.

  • Стабильно успевающий.

  • Занятый своими делами.

  • Быстро, «на лету» схватывающий.

  • Не умеющий общаться, конфликтный.

  • Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.

  • Приятный в общении.

  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

  • Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.

  • Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.

Каких знаков «плюс» у вас больше - на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы совершенно нестандартный учитель.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю", т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.

Упражнение для снятия напряжения и усталости:

-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт- похлопайте в ладоши;

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая - по топайте ногами;

-Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения- дотроньтесь до кончика носа;

-Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети-кивните головой;

-Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов- помашите рукой.

-Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны- закройте глаза;

-Если вам нравиться обучаться и быть учеником- улыбнитесь.



  1. «Колесо деятельности».

Давайте оценим деятельность стандартного ученика 5 класса, где мы только планируем введение ГОС ООО. Перед вами солнышко и восемь лучиков (подготовить солнышко с лучиками). На каждом лучике вид деятельности ученика в школе (приобретение знаний, сотрудничество, коммуникация, работа с информацией, решение проблем, самооорганизация, самореализация, рефлексия). Теперь отметьте на каждом лучике, на сколько баллов (по десятибалльной школе) ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки, и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе.

Так вот, ГОС нового поколения помогает нам выровнять это колесо, т.к. научить не знаниям, а работе это основная цель нового стандарта, а также системно - деятельностного подхода в обучении. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании.

В заключении игры предлагаю вашему вниманию притчу.

Притча «О переменах».

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще - просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвертый - раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

- «Что изменилось?» - спросил Учитель.

- «Ничего...» - ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один - деревянную чурку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвертый - раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

- «Что изменилось?» - опять спросил Учитель.

- «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», - ответил Ученик.

- «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», - сказал Учитель.

- Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».

«Вода - это наша жизнь. Огонь - это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе - это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ - таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО - таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства - всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО - это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» - воскликнул Ученик.

«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» - ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их - единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».

- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!

5 этап. Объявление результатов, награждение.

Сами участники считают сколько у них монеток.

Библиография

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во Просвещения ПМР

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы психологии, 1996. - 97с.

3.Игра деловая // Российская социологическая энциклопедия. М.: Норма-Инфра - М., 1998. - 220 с.

4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М.: Высшая школа, 1999. - 300 с.

5.Закон об образовании в ПМР.

Приложение

Синквейн

Правила составления синквейна:

1. Первая строка содержит одно слово из любого количества слогов - термин, фамилия, понятие.

2. Вторая строка содержит два слова - определения предмета, темы стихотворения.

3. Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.

4. Четвертая строка содержит предложение из 4-х слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна.

5. Последняя строка - одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Пример


1

Дарвин

1

2

Трудолюбивый, обстоятельный

2

3

Путешествовал, анализировал, наблюдал

3

4

Определил главные механизмы эволюции

4

5

Гений!

5































Приложение 4

Команда

1 тур «Вызов»

2 тур

3 тур

4 тур

Итого

1









2









3

























© 2010-2022