«Использование современных образовательных технологий на занятиях»

«Использование современных образовательных технологий назанятиях»«Использование современных образовательных технологий назанятиях»«Использование современных образовательных технологий назанятиях»«Использование современных образовательных технологий назанятиях»«Использование современных образовательных технологий назанятиях»«Использование современных образовательных технологий назанятиях»«Использование современных образовательных технологий назанятиях»«Использование современных образовательных те...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования








Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Использование современных образовательных технологий на

занятиях»




























2013г.


Содержание

Стр.

Введение 1

Современные педагогические 2

технологии на уроках истории

Актуальность использования современных 7

педагогических технологий на уроках истории

Критерии оценивания учащихся 9

Заключение 11

Список литературы 13


































Введение


Начало ХХI века определяется общественными деятелями, учеными и аналитиками по-разному: и как постиндустриальное общество, и как информационное общество, и как эпоха глобализации, и как технократическое общество. Все эти определения, так или иначе, свидетельствуют о том, что во многом изменилось представление современного человека о мире и о своем месте в этом мире. В связи с этим наступивший век - это, безусловно, век реформирования системы образования. Происходящие в российском обществе социально-экономические изменения, влекущие за собой ревизию прежних ценностных ориентиров, предъявляют к школе новые требования. Современное образование призвано формировать у учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность. В связи с этим как никогда ранее возрастает роль в образовательном процессе предметов обществоведческого цикла. Новые задачи, которые перед собой ставит современное образование, неизбежно приводят к возникновению новых методик и технологий, призванных эти задачи решить. О современных педагогических технологиях и пойдёт речь в работе.

Впрочем, всё новое - это хорошо забытое старое. Действительно, большинство современных педагогических технологий представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальными процессами, происходящими сегодня. Всё это относится и к методическим приёмам и технологиям в преподавании истории и обществознания.










Современные педагогические

технологии на уроках истории

Главной целью, которую я перед собой ставлю, является выявление оптимального сочетания методик и технологий, позволяющих получить наилучший результат педагогической деятельности и обеспечить учащимся прочные знания и хорошие оценки на экзаменах.

Для достижения цели я ставлю следующие задачи:

1. Уяснить сущность понятия «педагогическая технология» и «современная педагогическая технология»;

2. Описать педагогические технологии, используемые при проведении занятий и во время внеклассных мероприятий;

3. Рассмотреть причины использования той или иной технологии в конкретных случаях;

4. Проанализировать результаты применения различных технологий на своих уроках;

5. Определить, по возможности, какие технологии целесообразнее использовать в дальнейшей практике.

Достаточно часто в начале изучения какой-либо сложной темы мне необходимо, чтобы учащиеся вспомнили и повторили основополагающие компоненты ранее изученного материала, без которого усвоение новой информации не будет успешной. При этом организовать полное повторение невозможно из-за ограниченного времени. Тогда при организации повторения я использую метод эвристической беседы. Характерной особенностью этого метода является то, что учащихся можно направлять на приобретение новых знаний при помощи заранее подобранных вопросов. При этом в начале беседы вопросы касаются исключительно пройденного материала. Однако я всегда стараюсь, чтобы ответ на поставленный вопрос опирался у учащегося на уже сформированную базу знаний, при этом не содержался в уже имеющихся знаниях. Например, при беседе относительно причин неудачи РККА в первые годы Великой отечественной войны первая группа вопросов касается положения в армии накануне войны, а вторая непосредственно спрашивает о конкретных причинах отступления армии, исходя из уже имеющихся знаний. Можно привести два подобных вопроса:

1)Какая военная доктрина существовала в СССР накануне начала вой ны?

2) Как данная доктрина могла повлиять на подготовку армии и общества к войне?

В данном методе важно добиться полного внимания учащихся, не перебивать их и внимательно выслушивать, а затем предлагать продолжить. Если ученик и затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от верного пути, я с помощью подсказки, которая, как правило, является дополнительным вопросом, направляю их по верному руслу. Например, используя уже описанную ситуацию, можно задать наводящий вопрос. Вспомните слова известной песни «Если завтра война, если завтра в поход» и скажите, какую доктрину имела советская армия накануне войны и как это повлияло на действия РККА в первые недели и месяцы Великой Отечественной. Как правило, данную технологию можно использовать как в классах с достаточно хорошей подготовкой и степенью мотивации к обучению, так и среди учащихся, не привыкших досконально вникать в учебный процесс. В последнем случае вопросы должны быть проще и понятнее, а также иметь большую направленность на воспроизведение уже имеющихся знаний. Однако не нужно забывать, что в результате беседы учащиеся должны придти к постижению новых истин, пусть даже они будут достаточно простыми. Если выделять сильные стороны данной методики, то можно отметить:

-не отнимает много времени урока;

-позволяет оперативно повторить изученный материал;

-можно применять в классах с разным уровнем подготовки;

-активизирует познавательную активность учащихся.

Если говорить о сложностях при использовании данной методики, то, прежде всего, нужно сказать, что она требует от учителя высокого мастерства и достаточно большого количества времени. Ведь эвристическая беседа должна строиться на основе заранее подготовленных вопросов и планируемых ответов учащихся. Экспромт тоже допустим, но лучше быть готовым к различным ситуациям и готовиться к развитию беседы в разных направлениях. Данная методика используется мной для всех возрастных групп.

На мой взгляд, проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Обычно в таком случае и согласуясь с рекомендациями А. В. Хуторского я делю свой урок на четыре этапа:

постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации (Русское дворянство в начале 19 века крайне негативно воспринимало идею политического союза с Францией. Вместе с тем Александр I, будучи выразителем интересов русского дворянства, в 1907 году пошёл на заключение Тильзитского мира);

выдвижение гипотезы по решению проблемной ситуации (Союз с Наполеоном отвечал экономическим интересам России или Поражение России при Аустерлице и состояние её армии делали войну с Францией на том этапе невозможной);

3)поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала (изучение литературы и источников, систематизация накопленного материала в защиту той или иной точки зрения, выдвижение новых гипотез, подготовка к защите своей гипотезы); дискуссия. Аргументированные выступления, синтез гипотез, обобщение, выводы.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью современного исторического образования, на это есть ряд причин:

в современной исторической науке продолжаются дискуссии по ряду проблем, так нет единства по вопросу формирования Киевского государства (норманнская теория), спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I. , альтернативы развития российского общества после Февральской (1917 г.) революции; революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др. применение в преподавании истории концентрической системы требует отхода от дублирования материала, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников.

Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее:

1)проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления). Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907 гг.», я предлагаю школьникам следующее задание: «По ходу изучения темы проследите причинно-следственные связи, определяя причины, задачи, характер, движущие силы первой русской революции».

2) создавая проблемную ситуацию, я высказываю противополож­ные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников историчес­ких событий и предлагаю детям принять ту или иную точку зре­ния и объяснить свою позицию. Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую проблему: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь - революционного взрыва или реформ - вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности?».

При организации проблемной ситуации я использую следующие приемы:

1) знакомлю с предположением о том, что событие развивалось иначе (высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот в оценке событий, например, «превентивный удар СССР»...);

2) указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события ( личность Ивана Калиты);

3) показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР).

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Например, на контрольном уроке по теме: «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.» я формулирую проблемное задание: «Одна из точек зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как Советы угрожали Германии войной». Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ обоснуйте.

Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:

1) отбор самых актуальных, сущностных задач;

2) определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

3) проблемное изложение;

4) эвристическая беседа;

5) проблемная демонстрация видеофрагментов;

6)построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств.

В заключении расскажу об использовании информационных технологий на своих уроках. Мой опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя истории и обществознания в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатике, но и на предметных уроках. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому проводить уроки, позволяют мне и детям использовать самые различные источники информации: текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся быть более подготовленными к уроку.

Я со своими учащимися уже давно работаю с компьютерным учебником Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова «История России в XX веке» (4 диска), с мультимедийным учебно-методическим комплексом «История Отечества. 882 - 1917», с учебным электронным изданием «Отечественная история до начала XX века», с библиотекой электронных наглядных пособий «История России XVII - XIX веков», с межпредметным электронным изданием «XIX век». Результатом этой деятельности стало создание более 30 электронных проектов, которые используются мною как на занятиях, так и во внеурочное время (научно-практические конференции, педчтения). Так например для итогового повторения я использую презентацию «Начало Гражданской войны в России. Самозванцы.» . При помощи данной презентации повторяется и обобщается огромная и сложная тема "Смутное время".

К положительным сторонам применения информационных технологий в преподавании истории можно отнести:

хорошее развитие познавательных навыков учащихся;

формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

формирование умения увидеть и сформулировать проблему.

В результате учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию» современного студента.

Также в своей работе я использую и другие технологии, позволяющие мне решить основные задачи, стоящие сегодня перед современным российским учителем. Например: работа по социальным проектам, создание кейсов, технологические основы развития критического мышления.






АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Сама проблема использования мультимедиа на уроках требует теоретическое и практическое обоснование.

Работа с компьютером позволяет развивать у учащихся познавательную активность, улучшить организацию урока: смена видов деятельности, атмосфера в группе, использование межпредметных связей.

Это новые способы работы, так как дают отличающиеся от прежних результатов, не меняя содержания обучения.

Использование компьютерных технологий позволяет профессиональному росту, стимулирует желание совершенствовать работу.

Необходимое условие для получения положительных результатов - это использование мультимедиа целенаправленно, в нужный момент и обоснованно.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учащимися докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации учащийся должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Учащийся при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учащегося логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации учащийся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащегося, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.



ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Презентации могут широко использоваться на уроках истории, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учащегося.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Работать с системой мультимедиа начала я недавно. Для примера возьму урок истории по теме «Блокада Ленинграда». Практически на всех этапах урока я использовала систему мультимедиа. Это и вступительное слово (презентация в среде Power Point), историческая разминка, объяснение нового материала (использование наглядной информации, репродукции, карт). Были подготовлены слайды из дневника Тани Савичевой.

Главное, на мой взгляд - это новизна урока, качественное приобретение знаний - все это возможно при использовании современных компьютерных технологий.
























Критерии оценивания учащихся по истории

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания











































Заключение

Итак, «современная педагогическая технология» - понятие комплексное, включающее в себя множество элементов. Прежде всего, это организация системного подхода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования. Современные педагогические технологии своими корнями уходят в опыт педагогов прошлых лет, дополняют и модернизируют уже имеющийся опыт. Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии является её адекватность окружающей действительности, направленность на получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности ребёнка.

На данный момент существует множество различных технологий в преподавании истории и обществознания. Современный учитель должен владеть основными из них и применять их в своей практической деятельности. Самыми распространёнными среди них являются технология эвристической беседы, проблемный метод, игровые формы ведения урока, применение информационных технологий в образовательном процессе.

У каждой из предложенных технологий имеются свои достоинства и недостатки. Так, применяя метод эвристической беседы, можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем. Вместе с тем, подготовка к такому уроку занимает достаточно много времени и не всякий учащийся способен воспринимать данную форму работы

Обращаясь к технологии проблемного обучения важно отметить её важность для учащихся старшей школы, а особенно учащихся профильных классов. Эта технология позволяет вести изучение предмета на более глубоком уровне, заострять внимание школьников на узловых и характерных для темы проблемах. При этом стимулируется познавательная активность школьника, развивается критическое мышление. Кроме того, и в истории, и в обществознании есть масса тем, где все точки над и ещё не поставлены, а ведутся ожесточённые споры. Из явных, на мой взгляд, недостатков методики нужно выделить необходимость выделения под работу такого типа большого количества времени.

Полного взаимопонимания учителя и учеников требует активно пропагандируемая А.В. Хуторским игровая технология ведения современного урока. Методика хороша для использования в средней и старшей школе. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, рождает заинтересованность в изучении предмета, не даёт детям уставать. При этом важно отметить, что данный метод требует полного контроля учителя над классом и хороших навыков сознательной дисциплины у школьников. Особенно успешно его можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности учащихся.

В огромном потоке информации, сопровождающей современного человека, трудно разобраться даже взрослому, что уж говорить о ребёнке. Использование информационных технологий помогает людям ориентироваться в современном мире. Школа не должна оставаться в стороне от этого процесса. Уроки с применением ИКТ одинаково хорошо воспринимают дети различных возрастных категорий. На рынке присутствуют электронные пособия всех видов и форм. Их использование позволяет развивать у учащихся познавательную активность, умение самостоятельно конструировать свои знания, находить информацию в любом виде и форме.

В своей работе я не коснулся множества технологий, которые применяю на уроках, остановившись на наиболее важных для меня. По возможности я стараюсь постоянно вносить в свою деятельность разнообразие и использовать наиболее удачный опыт своих коллег. В данный момент с учащимися 2 курса работаю по проектной методике над темой, затрагивающей события крупнейшего танкового сражения II Мировой войны -битвы под Прохоровкой. В проекте использую все педагогические методики, описанные в данной работе.
















Список литературы

1.Селевко Г. К. Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств.- М., НИИ школьных технологий, 2006.

2. Селевко Г. К. «Энциклопедия образовательных технологий».- М., НИИ школьных технологий, 2006г.

3. Шкарлупина Г. Д. Преподавание истории и обществознания.-Ростов-на Дону, Феникс, 2005г.

4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб. , Питер, 2004г.

5. Партицкая Г. В. «Игровые формы на уроке истории» //Преподавание истории и обществознания в школе, № 10, 2005 г.

6. Алексашкина Л. Н. Учебные лекции по истории//Преподавание истории и обществознания в школе, № 8, 2006 г.


© 2010-2022