- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по чтению и развитию речи 9 класс 8 вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи 9 класс 8 вида
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прокопова В.Н. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9» ст. Темнолесской
Ставропольского края Шпаковского района
Утверждено
Протокол заседания
Педагогического совета
От_____________ №______________
_____________________________
Директор МКОУ СОШ №9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи
9 класс VIII вида
Ступень обучения- специальное коррекционное
Количество часов- 102
Уровень базовый.
Учитель: Прокопова Валентина Николаевна
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником « Чтение» для 9 класса (авторы А.К. Аксенова; М.И. Шишкова ). Под редакцией В.В. Воронковой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена в соответствии с с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником чтения для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, (авторы А.К. Ассенова; М.И. Шишкова.- М.: просвещение, 2007г.Под редакцией В.В. Воронковой.
В классе для детей с особыми возможностями здоровья в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
-
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
-
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с особыми возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьникам с особыми возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Чтение и развитие речи»
количество часов в неделю - 3ч количество часов в год - 102ч
№
п/п
Разделы, темы
1ч
2 ч
3ч
4ч
год
1
Устное народное творчество
1
1
2
Русские народные песни
2
2
3
Былины
2
2
4
Сказки
4
4
5
Из произведений Русской литературы XIX века
17
24
8
49
6
Из произведений Русской литературы XX века
22
22
44
Всего:
26
24
30
22
102
Содержания образования по чтению
.-
Колич
Раздел
ество
Содержание
-
часов
Пословица, народная песня, былина , сказка
Устное народное творчество
1ч
Русские народные песни.
2ч
Колыбельная.
За морем синичка не пышно жила...
Былины
На заставе богатырской
2ч
Сказки
4ч
Сказка про Василису Премудрую Русская народная сказка.
Лиса и тетерев. Русская народная сказка.
Из произведений Русской литературы XIX века
49ч
В.А Жуковский. 1783-1852г. Биография
А.А.Фет. 1820-1892г. Биография.
На заре ты её не буди...
Помню я : старушка няня...
Это утро, радость эта...
А.П.Чехов. 1860-1904г. Биография.
Злоумышленник.( в сокращении).
Пересолил.
Вспоминаем прочитанное.
Из произведений Русской литературы XX века.
Максим Горький. 1868-1936г. Биография.
Песня о Соколе. ( в сокращении).
В.В.Маяковский. 1893-1930г. Биография.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.
М.И. Цветаева. 1892-1941г. Биография. Красною кистью...
Вчера ещё в глаза глядел...
К.Г.Паустовский. 1892-1968г. Биография.
Стекольный мастер.
Вспоминаем прочитанное.
С.А.Есенин. 1895-1925г.биография.
Нивы сжаты, рощи голы...
Собаке Качалова.
М. А. Шолохов. 1905-1984.г. Биография.
Судьба человека. ( отрывки в сокращении).
Е.И.Носов. 1925-2002г. Биография.
Трудный хлеб.
Н.М.Рубцов.1936-1971г.биография.
Тихая моя родина. ( в сокращении).
Русский огонёк. ( в сокращении).
Зимняя песня.
Ю. И. Коваль.1938-1995г.биография.
Приключения Васи Куролесова (отрывок).
Из произведений Русской литературы XX века
44ч
Роберт Луис Стивенсон. 1850-1894г. Биография.
Вересковый мёд.( в сокращении).
Эрнест Сетон-Томпсон 1860-1946г. Биография.
Снап. История бультерьера. (отрывок в сокращении).
Джеральд Даррелл 1925-1995г . Биография.
Живописный жираф. ( в сокращении).
Контрольные вопросы и задания по изученному материалу за год.
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф; А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 - 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2001
-
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . -Волгоград: Учитель, 2009 . - серия «Коррекционное обучение»
-
Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К. Ассенова.; М.И. Шишкова - М.: Просвещение, 2007г
Рекомендуемая литература
(на выбор)
-
А. А. Ахматова Стихотворения.
-
А. Р. Беляев «Человек-амфибия».
-
В. О. Богомолов «Иван».
-
Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег».
-
В. В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».
-
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».
-
Жюль Берн «Таинственный остров».
-
3. Воскресенская «Сердце матери».
-
А. М. Горький «В людях», «Мои университеты». 10. С. А. Есенин Стихотворения.
И. М. М. Зощенко Рассказы.
-
Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема».
-
К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
-
А. А. Сурков Стихотворения.
-
Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).
-
М. Н. Цветаева Стихотворения.
-
А. П. Чехов «Дом с мезонином».
-
В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому». .