Использование проектных методик во внеурочной деятельности

Статья посвещена внеурочной работе с использованием проектных методик.Метод проектной деятельности - это рациональное сочетание теоритических и практических знаний.Участие в сетевом учебном проекте "Удивительное рядом!" позволило раскрыть творческие способности обучающихся, дало возможность узнать что-то новое и интересное. Предметная область была окружающий мир. Ребята работали в группах: они проводили опыты, исследовали химическую продукцию, отвечали на вопросы викторины, создавали ментальную ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Использование проектных методик

во

внеурочной деятельности











Подготовил: Костомясова И.В.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 г.Ртищево»

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А.Сухомлинский

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделено внеурочной деятельности школьников, которая организуется с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В 2011 году я начала работу в первом классе, передо мной встал вопрос: Как в соответствии с ФГОС сделать внеурочную деятельность более интересной, познавательной, полезной для детей? Как помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний? Я пришла к выводу, что метод проектной деятельности - это самое рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Так как метод позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;

  • улучшить контакт с учащимися;

  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь». Зажечь свой «факел» мне помогло знакомство в сети Интернет с творческим сообществом «Начальная школа» или «Началка».

В основе работы этого сообщества лежит организация сетевых учебных проектов. Под сетевым проектом подразумевается такая организация проектной деятельности, которая планирует удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

Почему я выбрала участие в сетевых проектах?

  • Это межрегиональные, телекоммуникационные проекты;

  • Проекты выполняются исключительно во внеурочное время;

  • Это тесная работа педагога, детей и их родителей;

  • Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое;

  • Для родителей это советы о воспитании и консультации педагогов.

В этом сообществе мы состоим третий год. В нашей копилке такие проекты: «Школа Буратино», «Свет наш, Солнышко, скажи!», «Удивительное рядом! Похимичим?». Работа в проектах занимает по времени больше месяца и рассчитана на определенную возрастную категорию.

Предоставляю вашему вниманию историю одного проекта - «Удивительное рядом! Похимичим?» для учеников 3-его класса, предметной областью которого был окружающий мир. Этот проект был посвящён изучению удивительного мира веществ, который не менее интересен для младших школьников, чем мир растений и животных, природных явлений и земной поверхности.

В результате работы проекта учащиеся приобрели следующие умения:
- личностные:
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
установка на здоровый образ жизни;
- метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; формулировать выводы.
коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
- предметные:
характеризовать свойства наиболее употребляемых в быту веществ; объяснять необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов.

Мною была создана команда под названием «Химики». В ходе проекта ребята должны были ответить на главный вопрос: «Как устроен окружающий нас мир?» с точки зрения замечательной науки химии. Все команды этого проекта (а их было более 60 из разных городов нашей страны) были приглашены в химическую лабораторию. Организаторы проекта познакомили нас планом работы. Результаты своих наблюдений и выводы мы заносили в лабораторный журнал, на сайте - в таблицу "Шаги к успеху" . Работа включала 6 этапов.

На первом этапе «С чего начинается химия?» мы создавали ментальную карту «Таблица Менделеева в нашем доме». Ещё её называют картой знаний. Был изучен сервис создания ментальных карт SpiderScribe.net. Ребята сделали фотографии предметов, в которые входят химические элементы, подготовили сообщения по каждому элементу.

Второй этап «Суперлаборатория» включал опыты с овощами и фруктами, где ребята определяли в них содержание крахмала и кислоты.

На третьем этапе «В поисках химии» команда была поделена на группы: "Чистюли", "Экологи", "Биологи". У каждой группы было свое задание, результатом их работы стала презентация "Химия вокруг нас, химия внутри нас".

Четвертый этап «Назад в прошлое». Ребята познакомились с ментальными картами, выполненные участниками предыдущего проекта, выбрали нужную информацию и создали кроссворд на тему "Ломоносов-химик". Был изучен сервис learningapps.org.

На пятом этапе «Химическая почемучка» нам предстояло найти правильный ответ на вопрос «Почему молоко прокисает?» и оформить одну страничку в общей книге"Химическая почемучка".

Шестой этап «Синквейн». Мы ответили на главный вопрос проекта с точки зрения науки химии «Как устроен окружающий нас мир?». Из химиков мы превратись на время в поэтов и сочинили синквейн. Ребята пришли к выводу, что окружающий нас мир состоит из атомов.

Таким образом, участвуя в проекте, ребята поближе познакомились с интереснейшей наукой химией, провели занимательные химические опыты, выяснили, как люди в прошлом обходились без зубной пасты и мыла. Проект был направлен на создание условий развития детской любознательности; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.





© 2010-2022