- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Сценическая речь специальности 070301 Актерское искусство
Рабочая программа учебной дисциплины Сценическая речь специальности 070301 Актерское искусство
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Афонина Т.Е. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшим элементом русского театра является мысль - действие, раскрываемая посредствам слова. С древнейших времен великие русские классики отбирали точные, яркие слова, создавая красивейший русский язык. Сохранение языка в его чистоте и красоте - одна из главных задач театра.
Дисциплина «Сценическая речь» относится к циклу специальных дисциплин в структуре основной профессиональной образовательной программы и является одним из основных профилирующих предметов в подготовке студентов театрального отделения.
Рабочая программа междисциплинарного курса «Сценическая речь» (специальность 070301 «Актерское искусство») составлена с учетом требований Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования от 2010 г., разработана на основании примерной программы.
Методической основой предмета «Сценическая речь» является учение К.С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, содержание включает в себя современные разработки по проблемам сценической речи, основам речевой деятельности и практики театральной педагогики.
Основная цель учебной дисциплины «Сценическая речь» - воспитание и совершенствование голосо-речевой природы студента, овладение выразительной, четкой, эмоционально- литературной речью.
Достижение цели возможно при последовательном решении ряда задач:
-
Диагностика природных голосо-речевых данных студентов, их потенциальных творческих возможностей. Формирование индивидуальных программ совершенствования голосо-речевой природы студента.
-
Овладение фонационным дыханием.
-
Развитие речевого слуха.
-
Постановка голоса.
-
Овладение дикционной выразительностью.
-
Овладение комплексом внутренней и внешней техники в искусстве художественного слова, законами искусства рассказывания.
-
Изучение законов логики и мелодики русской речи.
-
Знакомство с особенностями литературных жанров поэзии и прозы, законами стихосложения.
-
Овладение методикой работы над техникой сценической речи и исполнительским материалом.
-
Воспитание элементов словесного действия: внимания, воли, видения, отношения, логической перспективы.
Освоение программы предусмотрено на весь период обучения (3 года и 10 месяцев - 8 семестров), через виды занятий: лекционные, практические групповые, практические мелкогрупповые, индивидуальные, самостоятельные работы студентов.
Программа предусматривает в конце каждого семестра экзамен, а так же промежуточные контрольные уроки по проверке качества знаний каждого раздела.
Результатом изучения дисциплины является итоговый государственный экзамен по сценической речи, который предусматривается в конце восьмого семестра.
На седьмом и восьмом семестрах занятия проводятся комплексно по всем разделам учебной дисциплины и включают в себя комплексный тренинг, проводимый студентами, а так же работу над дипломными спектаклями. Задача речевого тренинга - научиться методично и последовательно выстраивать тренинг по технике речи, что является значимым как для основной квалификации «актер», так и для дополнительной квалификации «руководитель творческого коллектива» (т.е. для педагогической деятельности).
В результате изучения междисциплинарного комплекса обучающийся должен:
иметь практический опыт:
владения профессионально поставленным рече-голосовым аппаратом, искусством сценической речи;
использования возможностей телесного аппарата воплощения;
ведения учебно-репетиционной работы;
уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
чувственно переживать создаваемый художественный образ;
использовать образное мышление при создании художественного образа;
создавать художественный образ актерскими средствами, владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать на практике нормативные требования речевой культуры;
применять манеры и этикет основных драматургически важных эпох;
пользоваться специальными принадлежностями и инструментами;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями во время сценического представления и при работе в студии;
знать:
основы теории актерской профессии;
цели, задачи, содержание формы, методы работы в своей будущей профессии;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы с литературным драматургическим материалом;
анатомию и физиологию рече-голосового аппарата;
основы фонетики и орфоэпии русского языка;
приемы, используемые в сценическом речевом искусстве для придания речи большей выразительности и убедительности;
разновидности речевой характерности и речевых темпо-ритмов;
различные способы анализа художественных текстов, практикуемых в театральных школах и театрах;
основы теории стихосложения;
обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Применять профессиональные методы работы с драматургическим и литературным материалом.
ПК 1.2. Использовать в профессиональной деятельности выразительные средства различных видов сценических искусств, соответствующие видам деятельности.
ПК 1.3. Работать в творческом коллективе с другими исполнителями,
режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером в рамках единого художественного замысла.
ПК 1.4. Создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельности.
ПК 1.5. Самостоятельно работать над ролью на основе режиссерского замысла.
ПК 1.6. Общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления.
ПК 1.7. Анализировать конкретные произведения театрального искусства.
ПК 1.8. Анализировать художественный процесс во время работы по созданию спектакля.
ПК 1.9. Использовать театроведческую и искусствоведческую литературу в своей профессиональной деятельности.
Тематический план междисциплинарного комплекса «Сценическая речь»
Наименование разделов и тем программы
Количество аудиторных часов (очная форма обучения)
Индивидуальных
ОК
ПК
Всего
Мелкогрупповых
Сценическая речь
Введение
2
2
Раздел 1. Техника сценической речи
168
168
ОК1.ОК2.ОК4.ОК6.ОК8.
ПК1.2.ПК1.3.ПК1.6.
-
Орфоэпия
27
27
-
Дыхание
43
43
-
Голос
60
60
-
Дикция
36
36
-
Анатомия и физиология голосо-речевого аппарата
2
2
Зачеты по итогам семестров
8
8
Раздел 2. Работа над литературным материалом
96
96
ОК2.ОК4.ОК5.ОК8.
ПК1.1.ПК1.2.ПК1.3.ПК1.4.ПК1.5.ПК1.6.ПК1.7.ПК1.8.
2.1. Логика сценической речи
8
8
2.2. Словесное действие
2
2
2.3. Работа над литературно-художественным произведением
2
2
2.4. Стихосложение
14
14
2.5. Работа над речью в отрывках и спектаклях
70
70
Всего:
274
274
Художественное слово
Всего:
137
Тематический план учебной дисциплины «Сценическая речь»
Распределение разделов и тем по курсам
Макс. учебная нагрузка
Кол-во аудиторных часов
Сам-ая работа студентов
Всего
в т.ч. практических занятий
I курс
Введение
2
2
Раздел 1. Техника сценической речи
88
70
43
18
-
Орфоэпия
18
15
5
3
-
Дыхание
26
19
18
7
-
Голос
18
16
7
2
-
Дикция
24
18
13
6
-
Анатомия и физиология голосо-речевого аппарата
2
2
Зачет по итогам семестра
2
2
Итого за I курс
92
74
43
18
Художественное слово (инд. занятия)
59
37
37
22
По итогам года экзамен
II курс
Раздел 1. Техника сценической речи
62
44
42
18
1.1. Орфоэпия
6
6
4
1.2. Дыхание
20
12
12
8
1.3. Голос
24
18
18
6
1.4. Дикция
12
8
8
4
Раздел 2. Работа над литературным материалом
32
28
14
4
2.1. Логика сценической речи
8
8
2.2. Словесное действие
2
2
2.3. Работа над литературно-художественным материалом
2
2
2.4. Стихосложение
10
8
6
2
2.5. Работа над речью в отрывках и спектаклях
10
8
8
2
Зачет по итогам семестра
2
2
Итого за II курс
96
74
56
22
Художественное слово (инд. занятия)
59
37
37
22
По итогам года экзамен
188
148
99
40
Распределение разделов и тем по курсам |
Макс. учебная нагрузка | Кол-во аудиторных часов |
Сам-ая работа студентов | |
Всего | в т.ч. практических занятий | |||
III курс |
|
|
|
|
Раздел 1. Техника сценической речи | 68 | 54 | 50 | 14 |
| 6 | 6 | 6 |
|
| 18 | 12 | 10 | 6 |
| 28 | 26 | 26 | 2 |
| 16 | 10 | 8 | 6 |
Раздел 2. Работа над литературным материалом | 22 | 18 | 14 | 4 |
2.4. Стихосложение | 8 | 6 | 6 | 2 |
2.5. Работа над речью в преддипломных спектаклях | 14 | 12 | 8 | 2 |
Зачет по итогам семестра | 2 | 2 |
|
|
Итого за III курс | 92 | 74 | 64 | 18 |
Художественное слово (инд. занятия) | 59 | 37 | 37 | 22 |
Итоговый экзамен по сценической речи |
|
|
|
|
IV курс |
|
|
|
|
- Комплексный речеголосовой тренинг для развития речевого дыхания, артикуляции, резонаторов, речевого слуха с привлечением студентов в целях отработки умений и навыков по их организации и проведению - Работа над речью студентов в дипломных спектаклях. |
64 |
50 |
50 |
14 |
Зачет по итогам семестра | 2 | 2 | 2 |
|
Итого за IV курс | 66 | 52 | 52 | 14 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) Подготовка студентов к участию в дипломных спектаклях, чтецких конкурсах, театрализованных смотрах, концертах, фестивалях | 46 |
26 | 26 | 20 |
Всего за полный курс обучения: сценическая речь художественное слово | 334 223 | 274 137 | 215 137 | 60 86 |
Распределение разделов и тем по семестрам |
Макс. учебн. нагрузка | Количество аудит. часов | Сам-ая работа студентов | |
Всего | В т.ч. пр. занятий | |||
I курс I семестр |
|
|
|
|
Введение | 2 | 2 |
|
|
Раздел 1. Техника сценической речи | 24 | 19 | 10 | 5 |
1.1. Орфоэпия | 2 | 2 |
|
|
| 2 | 2 |
|
|
| 2 | 2 |
|
|
| 2 | 2 |
|
|
| 2 | 2 |
|
|
| 2 | 2 |
|
|
| 3 | 2 | 2 | 1 |
| 2 | 1 | 1 | 1 |
| 9 | 6 | 5 | 3 |
| 1 | 1 |
|
|
| 2 | 1 | 1 | 1 |
| 6 | 4 | 4 | 2 |
| 3 | 3 | 2 |
|
| 1 | 1 |
|
|
| 2 | 2 | 3 |
|
1.4. Дикция | 8 | 6 | 3 | 2 |
| 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 5 | 3 | 3 | 2 |
| 2 | 2 |
|
|
периферического отдела речевой системы | 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
Зачет по итогам семестра | 2 | 2 | 2 |
|
Итого за I семестр | 41 | 34 | 15 | 7 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) Детские стихотворения в движении с приобретенными навыками по технике речи. |
| 17 |
|
|
Распределение разделов и тем по семестрам
| Макс. учебн. нагрузка
| Количество аудит. часов | Сам-ая работа студентов | |
Всего | В т.ч. пр. занятий
| |||
I курс II семестр |
|
|
|
|
Раздел 1. Техника сценической речи
| 51 | 40 | 30 | 11 |
1.1. Орфоэпия | 3 | 2 | 2 | 1 |
| 3 | 2 | 2 | 1 |
| 17 | 13 | 13 | 4 |
| 12 | 8 | 8 | 4 |
| 5 | 5 | 5 |
|
| 15 | 13 | 5 | 2 |
| 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
1.3.5. Влияние коня языка на правильную работу внутриглоточной полости, гортани и голосовые складки. Роль положения глотки на начальном этапе развития речевого голоса | 1 | 1 |
|
|
1.3.6. Формирование ротоглоточного рупора | 6 | 4 | 4 | 2 |
1.3.7. Поиск и выход на «середину звучания» | 6 | 6 | 6 |
|
1.4. Дикция | 16 | 12 | 10 | 4 |
1.4.5. Виды основных дикционных нарушений | 2 | 2 |
|
|
1.4.6. Практическая работа по выработки верных дикционных навыков | 10 | 6 | 6 | 4 |
1.4.7. Развитие фонематического слуха | 4 | 4 | 4 |
|
Итого за II семестр | 51 | 40 | 30 | 11 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) Прозаические отрывки из описательной прозы. Сказки |
| 20 |
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
Распределение разделов и тем по семестрам
| Макс. учебн. нагрузка
| Количество аудит. часов | Сам-ая работа студентов | |
Всего | В т.ч. пр. занятий
| |||
II курс III семестр |
|
|
|
|
Раздел 1. Техника сценической речи | 22 | 16 | 14 | 6 |
1.1. Орфоэпия | 4 | 4 | 2 |
|
1.1.9. Диалектное и акцентное произношение как речевое выразительно средство | 2 | 2 |
|
|
1.1.10. Развитие речевого слуха | 2 | 2 | 2 |
|
1.2. Дыхание. | 8 | 4 | 4 | 4 |
| 8 | 4 | 4 | 4 |
| 4 | 4 | 4 |
|
1.3.8. Закрепление речевого «центра» и начальный этап работы над развитием речевого диапазона | 4 | 4 | 4 |
|
1.4. Дикция | 6 | 4 | 4 | 2 |
1.4.8. Работа над дикцией с активными физическими движениями | 6 | 4 | 4 | 2 |
Раздел 2. Работа над литературным материалом | 17 | 16 | 4 | 1 |
2.1. Логика сценической речи | 8 | 8 |
|
|
2.1.1. Законы логики в речевом действии | 2 | 2 |
|
|
2.1.2. Понятие интонации, мелодики, тембра, темпа, силы голоса | 2 | 2 |
|
|
2.1.3. Знаки препинания, грамматические паузы | 2 | 2 |
|
|
2.1.4. Смысловое ударение | 2 | 2 |
|
|
2.2. Словесное действие | 2 | 2 |
|
|
2.2.1. Открытие К.С. Станиславским и В.Н. Немеровичем-Данченко органических законов живой речи на сцене | 2 | 2 |
|
|
2.3. Работа над литературно-художественным материалом | 2 | 2 |
|
|
2.3.1.Процесс подготовки литературно-художественного произведения для исполнения | 2 | 2 |
|
|
2.5. Работа над речью в отрывках и спектаклях | 5 | 4 | 4 | 1 |
2.5.1. Практическая работа над прозаическим материалом | 3 | 2 | 2 | 1 |
2.5.2. Контроль сценической речи студентов на предмете «мастерство актера» | 2 | 2 | 2 |
|
Зачет по итогам семестра | 2 | 2 | 2 |
|
Итого за III семестр | 41 | 34 | 20 | 7 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) Сюжетная проза |
| 17 |
|
|
Распределение разделов и тем по семестрам
| Макс. учебн. нагрузка
| Количество аудит. часов | Сам-ая работа студентов | |
Всего | В т.ч. пр. занятий
| |||
II курс IV семестр |
|
|
|
|
Раздел 1. Техника сценической речи | 40 | 28 | 28 | 12 |
1.1. Орфоэпия | 2 | 2 | 2 |
|
1.1.11. Повторение и развитие полученных навыков по орфоэпии | 2 | 2 | 2 |
|
1.2. Дыхание. | 12 | 8 | 8 | 4 |
| 12 | 8 | 8 | 4 |
| 20 | 14 | 14 | 6 |
1.3.9. Работа над свободой звука в различных сложных положениях | 12 | 6 | 6 | 6 |
1.3.10. Работа над развитием речевого диапазона | 6 | 6 | 6 |
|
1.3.11. Работа над сглаживанием регистров | 2 | 2 | 2 |
|
1.4. Дикция | 6 | 4 | 4 | 2 |
1.4.9.Работа над дикционной выразительностью | 6 | 4 | 4 | 2 |
Раздел 2. Работа над литературным материалом | 15 | 12 | 10 | 3 |
2.4. Стихосложение | 10 | 8 | 6 | 2 |
2.4.1. Теория стиха | 2 | 2 |
|
|
2.4.2. Практическая работа над стихотворным текстом на материале русской классической и современной поэтической литературы | 8 | 6 | 6 | 2 |
2.5. Работа над ролью в отрывках и спектаклях | 5 | 4 | 4 | 1 |
2.5.3. Работа над текстами ролей | 3 | 2 | 2 | 1 |
2.5.4. Контроль сценической речи студентов на предмете «мастерство актера» | 2 | 2 | 2 |
|
Итого за IV семестр | 55 | 40 | 38 | 15 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) Стихотворные тексты русской классической поэтической литературы |
| 20 |
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
Распределение разделов и тем по семестрам
| Макс. учебн. нагрузка
| Количество аудит. часов | Сам-ая работа студентов | |
Всего | В т.ч. пр. занятий
| |||
III курс V семестр |
|
|
|
|
Раздел 1. Техника сценической речи | 30 | 22 | 22 | 8 |
1.1. Орфоэпия | 2 | 2 | 2 |
|
1.1.13. Закрепление навыков по орфоэпии | 2 | 2 | 2 |
|
1.2. Дыхание. | 6 | 4 | 4 | 2 |
1.2.8.Совершенствование навыков по дыханию | 6 | 4 | 4 | 2 |
1.3.Голос | 14 | 12 | 12 | 2 |
1.3.12. Воспитание «полетного звука» | 4 | 4 | 4 |
|
1.3.13. Освоение напевного и речевого приемов подачи текста | 4 | 4 | 4 |
|
1.3.14. Работа с гекзаметром | 6 | 4 | 4 | 2 |
1.4. Дикция | 8 | 4 | 4 | 4 |
1.4.10.Работа с текстами и скороговорками со сложными звукосочетаниями в среднем и быстром темпах с использованием творческих задач в условиях общения и диалога | 8 | 4 | 4 | 4 |
Раздел 2. Работа над литературным материалом | 12 | 10 | 8 | 2 |
2.4. Стихосложение | 8 | 6 | 6 | 2 |
2.4.3. Работа на стихотворной драматургией | 8 | 6 | 6 | 2 |
2.5. Работа над ролью в отрывках и спектаклях | 4 | 4 | 2 |
|
2.5.5. Анализ просмотренных отрывков и спектаклей. Работа над исправлением ошибок | 2 | 2 | 1 |
|
2.5.6. Работа над монологом | 2 | 2 | 1 |
|
Зачет по итогам семестра | 2 | 2 | 2 |
|
Итого за V семестр | 44 | 34 | 32 | 10 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) Прозаические отрывки от первого лица |
| 17 |
|
|
Распределение разделов и тем по семестрам
| Макс. учебн. нагрузка
| Количество аудит. часов | Сам-ая работа студентов | |
Всего | В т.ч. пр. занятий
| |||
III курс VI семестр |
|
|
|
|
Раздел 1. Техника сценической речи | 38 | 32 | 28 | 6 |
1.1. Орфоэпия | 4 | 4 | 4 |
|
1.1.14. Закрепление орфоэпических навыков в художественных текстах | 4 | 4 | 4 |
|
1.2. Дыхание. | 12 | 8 | 6 | 4 |
1.2.9. Закрепление навыков по дыханию | 6 | 4 | 4 | 2 |
1.2.10. Освоение методических законов в работе над дыханием | 6 | 4 | 2 | 2 |
1.3. Голос | 14 | 14 | 14 |
|
1.3.15. Развитие звуковысотного и динамического диапазона со сменой речевого темпа и ритма | 8 | 8 | 8 |
|
1.3.16. Закрепление микстового звучания | 6 | 6 | 6 |
|
1.4. Дикция | 8 | 6 | 4 | 2 |
1.4.11. Продолжение работы по исправлению дикционных недостатков и демонстрация приобретенных умений в художественных текстах | 8 | 6 | 4 | 2 |
Раздел 2. Работа над литературным материалом | 10 | 8 | 6 | 2 |
2.5. Работа над ролью в отрывках и спектаклях | 10 | 8 | 6 | 2 |
2.5.7. Работа над речью в преддипломных спектаклях | 10 | 8 | 6 | 2 |
Итого за VI семестр | 48 | 40 | 34 | 8 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) |
| 20 |
|
|
Итоговый экзамен по сценической речи |
|
|
|
|
Распределение разделов и тем по семестрам
| Макс. учебн. нагрузка
| Количество аудит. часов | Сам-ая работа студентов | |
Всего | В т.ч. пр. занятий
| |||
IV курс VII - VIII семестр |
|
|
|
|
- Комплексный речеголосовой тренинг для развития речевого дыхания, артикуляции, резонаторов, речевого слуха с привлечением студентов в целях отработки умений и навыков по их организации и проведению - Работа над речью студентов в дипломных спектаклях. | 64 | 50 | 50 | 14 |
Зачет по итогам семестра | 2 | 2 | 2 |
|
Итого за VII - VIII семестр | 66 | 52 | 52 | 14 |
Художественное слово (индивидуальные занятия) Подготовка студентов к участию в дипломных спектаклях, чтецких конкурсах, театрализованных смотрах, концертах, фестивалях |
| 26 |
|
|
Всего за полный курс обучения: сценическая речь художественное слово |
334 223 |
274 137 |
215 137 |
60 86 |
Содержание учебной дисциплины
Введение: цели и задачи предмета «Сценическая речь».
Вопросы искусства слова.
Речевая техника.
Раздел 1. Техника сценической речи
I курс I семестр
Тема 1.1. Орфоэпия
Студент должен знать:
-
Историю русского литературного произношения. Основные понятия орфоэпии. Произносительные нормы языка в его историческом развитии.
-
Основные особенности территориальных говоров.
-
Роль русского ударения в орфоэпии, особенности русского ударения.
-
Неоднородность произношения гласных звуков. Произношение гласных звуков в сильной и слабой позициях. Количественную и качественную редукцию гласных звуков. Правила произношения безударных гласных «О», «А», «Е», «Я» в различных звукосочетаниях. Произношение прилагательных на «гий», «кий» и «ие», «ые».произношение глагольных окончаний «гивать», «кивать». Произношение возвратных частиц.
-
Классификацию согласных звуков по мягкости - твердости, звонкости - глухости. Фонетические законы оглушения звонких согласных в конце слова. Законы уподобления согласных звуков. Произношение взрывных двойных согласных и щелевых. Правила произношения сочетания: сш, зш, здч, жч, сч, зч, сщ, ндц, ндск. Особенности произношения некоторых имен и отчеств, слов иностранного происхождения.
-
Методические принципы работы со словарем.
Студент должен уметь:
-
Транскрибировать тексты.
-
Работать со словарём.
Содержание учебного материала:
-
История русского литературного произношения
-
Говоры и литературные нормы
-
Русское ударение
-
Произношение гласных звуков
-
Произношение согласных звуков
-
Практическое освоение правил произношения
-
Работа со словарем
Виды самостоятельной работы студента:
-
Практическая работа со словарем
-
Практическая работа с правилами русской орфоэпии
Тема 1.2. Дыхание
Студент должен знать:
-
Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Строение дыхательной системы. Дыхательную мускулатуры: мышцы вдыхатели и выдыхатели.
-
Особенности газообменного и речевого дыхания.
-
Типы дыхания.
-
Влияние осанки на процесс дыхания. Роль верхних дыхательных путей в работе над голосом и дыханием. Функции носовой полости. Преимущества носового дыхания перед ротовым.
Студент должен уметь:
-
Воспитывать правильную осанку.
-
Воспитать навык носового дыхания.
-
Практически освоить первоначальный комплекс дыхательных упражнений. Тренировать мышцы дыхательного аппарата, воспитывать верный смешанно-диафрагматический тип дыхания.
-
Снимать напряжения окологортанной мускулатуры и ощущать свободу в области грудной клетки во время фонационного выдоха.
-
Ощущать свободу в области ротоглоточной полости во время звучания.
-
Воспитать опору дыхания.
Содержание учебного материала:
1.2.1. Роль дыхания в воспитании речевого голоса
1.2.2. Типы дыхания. Влияние осанки на процесс дыхания. Воспитание носового
дыхания.
1.2.3. Тренировка мышц дыхательного аппарата, воспитание верного
смешанно-диафрагматического типа дыхания
Виды самостоятельной работы студента:
-
Освоить навык носового дыхания
-
Наработать навык верного смешанно-диафрагматического типа дыхания
Тема 1.3. Голос
Студент должен знать:
-
Гигиену голоса, т.е. как правильно следить за своим голосо-речевым аппаратом.
-
Влияние осанки в работе над голосом
-
Профессиональные свойства голоса.
Студент должен уметь:
-
Предупреждать заболевания верхних дыхательных путей.
-
Освобождаться от мышечных зажимов.
-
Выполнять упражнения для тренировки мускулатуры внутриглоточной полости.
Содержание учебного материала:
1.3.1. Гигиена голоса
1.3.2. Воспитание начальных навыков фонации
Тема 1.4. Дикция
Студент должен знать:
-
Роль артикуляционных органов в образовании звуков речи. Строение артикуляционного аппарата.
-
Артикуляционные нормы произношения звуков.
-
Принцип функционирования речевого аппарата в целом и механизм произношения отдельных звуков.
-
Артикуляционные упражнения.
Студент должен уметь:
-
Выполнять упражнения для укрепления мускулатуры артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика).
-
Выполнять дикционные упражнения в движении, которые активизируют работу артикуляционного аппарата и ритмические упражнения по дикции с использованием звукосочетаний.
-
Развивать фонематический слух.
Содержание учебного материала:
1.4.1. Роль артикуляционных органов в образовании звуков речи.
Строение артикуляционного аппарата
1.4.2. Артикуляционное различие гласных и согласных звуков
1.4.3. Артикуляционные нормы произношения звуков
1.4.4. Укрепление мускулатуры артикуляционных органов
(артикуляционная гимнастика)
Виды самостоятельной работы студента:
-
Практическое освоение упражнений которые тренируют мышцы артикуляторы
Тема 1.5. Анатомия и физиология голосо-речевого аппарата
Студент должен знать:
-
Центральную нервную систему как главный орган управления.
-
Три системы периферического отдела. Строение дыхательной системы и её роль в голосообразовании. Голосообразующая система. Артикуляционно-резонаторная система.
-
Анатомо-физиологические данные слуховой системы.
Содержание учебного материала:
-
Строение и деятельность центрального и периферического отдела речевой системы
1.5.2. Речевой слух - главный регулятор голоса и речи
I курс II семестр
Тема 1.1. Орфоэпия
Студент должен знать:
-
Записывать речь на аудио и видео аппаратуру, прослушивать и обязательно анализировать как свою речь, так и речь однокурсников.
-
Правила произношения гласных и согласных звуков.
Студент должен уметь:
-
Произносить слова и фразы соблюдая правила русской орфоэпии.
-
Работать с орфоэпическими билетами.
-
Вести словарь и антисловарь.
Содержание учебного материала:
-
Освоение правил произношения
Виды самостоятельной работы студента:
-
Практическая работа с орфоэпическими билетами
-
Практическая работа со словарем и антисловарем
Тема 1.2. Дыхание
Студент должен знать:
-
Способы проверки и выявления недостатков фонационного дыхания
Студент должен уметь:
-
Непрерывно и плавно дышать во время тренинга
-
Соединять упражнения по дыханию с несложными физическими движениями.
-
Устранять отдышку, избавляться чрезмерного напряжения голосо-речевого аппарата.
Содержание учебного материала:
1.2.4. Тренировка полного, смешанно-диафрагматического типа дыхания
1.2.5. Тренировка фонационного дыхания на текстах
Виды самостоятельной работы студента:
-
Отработка упражнений, направленных на воспитание смешанно-диафрагматического типа дыхания
Тема 1.3. Голос
Студент должен знать:
-
Физиологические свойства речевого голоса: сила, высота, диапазон и тембр речевого голоса.
-
Влияние активной работы мягкого нёба на тонус диафрагмы.
-
Влияние корня языка на правильную работу внутриглоточной полости.
-
Начало звукообразования (атака звука).
Студент должен уметь:
-
Выполнять вибрационный массаж.
-
Опорно звучать.
-
Звучать на речевом «центре».
-
Снимать напряжения с мышц плечевого пояса и окологортанной мускулатуры.
-
Выявить индивидуальный центр голоса, его середину.
-
Снимать напряжение и освобождать фонационные пути.
-
Воспитать навык мягкой атаки звука.
Содержание учебного материала:
1.3.3. Физиологические и профессиональные свойства голоса.
1.3.4. Влияние активной работы мягкого нёба на тонус диафрагмы, снятие носового
признака и организация звука в передней части лица.
-
Влияние корня языка на правильную работу внутриглоточной полости, гортани и голосовые складки. Роль положения глотки на начальном этапе развития речевого голоса.
-
Формирование ротоглоточного рупора.
-
Поиск и выход на «середину звучания».
Виды самостоятельной работы студента:
-
Отрабатывать упражнения, формирующие ротоглоточный рупор
Тема 1.4. Дикция
Студент должен знать:
-
Виды основных дикционных нарушений.
Студент должен уметь:
-
Выполнять упражнения на координацию речи и движения.
-
Выполнять в голосо-речевом тренинге упражнения направленные на воспитание речевого ритма.
-
Выполнять дикционные упражнения с использованием скороговорок, чистоговорок, не сложных текстов.
-
Исправлять дикционные недостатки.
Содержание учебного материала:
1.4.5. Виды основных дикционных нарушений
1.4.6. Практическая работа по выработке верных дикционных навыков
1.4.7. Развитие фонематического слуха.
Виды самостоятельной работы студента:
-
Практическая работа со звукосочетаниями
II курс III семестр
Раздел 1. Техника сценической речи
Тема 1.1. Орфоэпия
Студент должен знать:
-
Диалектные и акцентные произношения как выразительное речевое средство
Студент должен уметь:
-
Применять орфоэпические отклонения в работе над литературным произведением
-
Использовать говорные особенности в художественном тексте
-
Использовать диалектное и акцентное произношение как выразительное средство создания образа в литературном произведении
Содержание учебного материала:
-
Диалектное и акцентное произношение как речевое выразительное средство
-
Развитие речевого слуха
Тема 1.2. Дыхание
Студент должен уметь:
-
Выполнять упражнения по дыханию с активными усложненными движениями (прыжками, кувырками, бегом и т.д.)
-
Развивать навык самоконтроля за дыханием
Содержание учебного материала:
1.2.6. Работа над увеличением объёма дыхания
Виды самостоятельной работы студента:
-
Практически закреплять навыки смешанно-диафрагматического дыхания
Тема 1.3. Голос
Студент должен знать:
-
Роль резонатора в работе над голосом.
-
Регистры речевого голоса.
Студент должен уметь:
-
Выполнять упражнения, создающие ощущения смешанного звучания: грудного и головного.
-
Выполнять начальные упражнения по развитию звуковысотного диапазона
-
Организовать рупор и ощутить звук в резонаторах
Содержание учебного материала:
1.3.8. Закрепление речевого центра и начальный этап работы над развитием речевого диапазона
Тема 1.4. Дикция
Студент должен знать:
-
Методику исправления дикционных нарушений.
Студент должен уметь:
-
Исправлять дикционные недостатки
-
Выполнять дикционные упражнения с текстами и скороговорками со сложными звукосочетаниями в среднем и быстром темпах
Содержание учебного материала:
1.4.8. Работа над дикцией с активными физическими движениями
Виды самостоятельной работы студента:
-
Ритмически соединять движения со звукосочетаниями и скороговорками
Раздел 2. Работа над литературным материалом
Тема 2.1. Логика сценической речи
Студент должен знать:
-
Законы логики.
-
Следующие понятия: интонация, мелодика, тембр, темп, сила голоса.
Студент должен уметь:
-
Делать логический разбор предложения.
-
Выделять логические паузы.
-
Читать знаки препинания.
-
Держать логическую перспективу.
Содержание учебного материала:
2.1.1. Законы логики в речевом действии
2.1.2. Понятие интонации, мелодики, тембра, темпа, силы голоса.
2.1.3. Знаки препинания, грамматические паузы.
2.1.4. Смысловые ударения.
Тема 2.2. Словесное действие
Студент должен знать:
-
Основные закономерности общения как речевого действия.
-
Роль словесного действия в методе действенного анализа литературно-художественного произведения.
Студент должен уметь:
-
Развивать коммуникативность как главную функцию речи.
Содержание учебного материала:
2.2.1. Открытие К. С. Станиславским и В.Н. Немеровичем-Данченко органических законов речи на сцене.
Тема 2.3. Работа над литературно-художественным материалом
Студент должен знать:
-
Процесс подготовки литературно-художественного произведения для исполнения.
Студент должен уметь:
-
Делать логический разбор отрывка или произведения
Содержание учебного материала:
2.3.1. процесс подготовки литературно-художественного произведения для исполнения.
Тема 2.5. Работа над речью в отрывках и спектаклях
Студент должен уметь:
-
Определить тему, идею и сверхзадачу отрывка или произведения.
-
Делать орфоэпический разбор.
-
Производить логический разбор текста.
-
Следить за правильным произношением на уроках по актерскому мастерству.
Содержание учебного материала:
2.5.1. Практическая работа над прозаическим материалом.
2.5.2. Контроль сценической речи студентов на предмете «мастерство актера».
Виды самостоятельной работы студента:
-
Отработка орфоэпических и дикционных недостатков.
II курс IV семестр
Раздел 1. Техника сценической речи
Тема 1.1. Орфоэпия
Студент должен знать:
-
Методические принципы работы со словарем
Студент должен уметь:
-
Самостоятельно работать над индивидуальными орфоэпическими недостатками
Содержание учебного материала:
-
Повторение и развитие полученных навыков по орфоэпии
Тема 1.2. Дыхание
Студент должен уметь:
-
Свободно владеть дыханием в двигательно-пластических упражнениях
Содержание учебного материала:
1.2.7. Совершенствование навыков полного, смешанно-диафрагматического дыхания с помощью силовых упражнений
Виды самостоятельной работы студента:
-
Практически закреплять навыки смешанно-диафрагматического дыхания
Тема 1.3. Голос
Студент должен знать:
-
Роль смешанного (микстового) звучания.
Студент должен уметь:
-
Сглаживать регистры
-
Воспитывать звуковысотный диапазон голоса
-
Звучать легко и свободно в различных сложных положениях
Содержание учебного материала:
1.3.9. Работа над свободой звука в различных сложных положениях
1.3.10. Работа над развитием речевого диапазона
1.3.11. Работа над сглаживанием регистров
Виды самостоятельной работы студента:
-
Отрабатывать упражнения направленные на свободу звучания
Тема 1.4. Дикция
Студент должен знать:
-
Методику исправления дикционных нарушений
Студент должен уметь:
-
Демонстрировать дикционную четкость в сложных звукосочетаниях и скороговорках в разных скоростях
Содержание учебного материала:
1.4.9. Работа над дикционной выразительностью
Виды самостоятельной работы студента:
-
Отрабатывать четкость произношения в звукосочетаниях и скороговорках
Раздел 2. Работа над литературным материалом
Тема 2.4. Стихосложение
Студент должен знать:
-
Общее в работе над прозаическими и стихотворными произведениями
-
Отличие стиха от прозы
-
Системы стихосложения и ритмообразующие факторы стиха
Студент должен уметь:
-
Соблюдать межстиховую паузу
-
Соблюдать единство стихотворной строки
-
Соблюдать авторское ударение в слове
-
Определять рифмы, характеры рифмовки
Содержание учебного материала:
2.4.1. Теория стиха
2.4.2. Практическая работа над стихотворным текстом на материале русской классической и современной поэтической литературы
Виды самостоятельной работы студента:
-
Отрабатывать на практике законы стихосложения
Тема 2.5. Работа над ролью в отрывках и спектаклях
Студент должен уметь:
-
Определить тему, идею и сверхзадачу отрывка или произведения.
-
Делать орфоэпический разбор.
-
Производить логический разбор текста.
-
Следить за правильным произношением на уроках по актерскому мастерству.
Содержание учебного материала:
2.2.1. Открытие К. С. Станиславским и В.Н. Немеровичем-Данченко органических законов речи на сцене.
Тема 2.3. Работа над литературно-художественным материалом
Студент должен знать:
-
Процесс подготовки литературно-художественного произведения для исполнения.
Студент должен уметь:
-
Делать логический разбор отрывка или произведения
Содержание учебного материала:
2.5.3. Работа над текстами ролей
2.5.4. Контроль сценической речи студентов на предмете «мастерство актера»
Тема 2.5. Работа над речью в отрывках и спектаклях
Студент должен уметь:
-
Определить тему, идею и сверхзадачу отрывка или произведения.
-
Делать орфоэпический разбор.
-
Производить логический разбор текста.
-
Следить за правильным произношением на уроках по актерскому мастерству.
Содержание учебного материала:
2.5.1. Практическая работа над прозаическим материалом.
2.5.2. Контроль сценической речи студентов на предмете «мастерство актера».
Виды самостоятельной работы студента:
-
Работа над говором.
III курс V семестр
Раздел 1. Техника сценической речи
Тема 1.1. Орфоэпия
Студент должен знать:
-
Все правила русской орфоэпии.
Студент должен уметь:
-
Соединять логику текста с верным орфоэпическим произношением.
Содержание учебного материала:
1.1.13. Закрепление навыков по орфоэпии.
1.2. Дыхание
Студент должен уметь:
-
Самостоятельно проводить дыхательную разминку.
Содержание учебного материала:
1.2.8. Совершенствование навыков по дыханию.
Виды самостоятельной работы студента:
- Выполнить упражнения для развития дыхания.
Тема 1.3. Голос
Студент должен знать:
-
Отличия напевного от речевого приема подачи текста.
-
Что такое гекзаметр.
Студент должен уметь:
-
Самостоятельно работать над «полетностью зиука».
-
Использовать упражнения на распев и на речь.
-
Использовать гекзаметр в работе над голосом.
Содержание учебного материала:
1.3.12. Воспитание «полетного звука».
1.3.13. Освоение напевного и речевого приемов подачи текста.
1.3.12. Работа с гекзаметром.
Виды самостоятельной работы студента:
- Отработать упражнения с гекзаметром.
Тема 1.4. Дикция
Студент должен уметь:
-
Подбирать сложные звукосочетания.
-
Произносить скороговорками и сложными звукосочетаниями в разных темпах и ритмах.
-
Работать в этюдах с одним или несколькими партнерами на основе текстов, скороговорок или сложных звукосочетаних.
Содержание учебного материала:
1.4.10. Работа с текстами и скороговорками со сложными звукосочетаниями в среднем и быстром темпах с использованием творческих задач в условиях общения и диалога.
Виды самостоятельной работы студента:
- Работа над четкостью звуков при произнесении текстов и скороговорок со сложными звукосочетаниями в среднем и быстром темпах.
Раздел2. Работа над литературным материалом
Тема 2.4. Стихосложение
Студент должен уметь:
-
Соблюдать все законы стихосложения, не нарушая логики речи.
Содержание учебного материала:
2.4.3. Работа над стихотворной драматургией.
Виды самостоятельной работы студента:
- Повторить законы стихосложения.
Тема 2.5. Работа над ролью в отрывках и спектаклях
Студент должен уметь:
-
Проводить художественный анализ текста.
-
Определять тему, идею, сверхзадачу автора.
-
Проводить логический анализ текста.
-
Простраивать логическую перспективу.
-
Определять тему, идею, сверхзадачу чтеца.
Содержание учебного материала:
2.5.5. Анализ просмотренных отрывков и спектаклей. Работа над исправлением ошибок.
2.5.6. Работа над монологом.
Виды самостоятельной работы студента:
- Соединять логику текста с верным орфоэпическим произношением.
III курс VI семестр
Раздел 1. Техника сценической речи
Тема 1.1. Орфоэпия
Студент должен уметь:
-
Соединять логику текста с верным орфоэпическим произношением.
Содержание учебного материала:
1.1.13. Закрепление навыков по орфоэпии.
Тема 1.2. Дыхание
Студент должен знать:
-
Методические законы в работе над дыханием.
Студент должен уметь:
-
Самостоятельно составлять дыхательный тренинг пользуясь упражнениями из различных источников.
Содержание учебного материала:
1.2.9. Закрепление навыков по дыханию .
1.2.10. Освоение методических законов в работе над дыханием.
Виды самостоятельной работы студента:
- Подобрать новые упражнения для дыхательной опоры.
1.3. Голос
Студент должен знать:
-
Роль звуковысотного диапазона.
-
Роль динамического диапазона.
-
Роль темпо-ритмического диапазона.
Студент должен уметь:
-
Использовать упражнения с разными речевыми темпами и ритмами в вуковысотном и динамическом диапазонах.
-
Самостоятельно подбирать упражнения для работы над развитием микстового звучания.
Содержание учебного материала:
1.3.15. Развитие звуковысотного и динамического диапазона со сменой речевого темпа и ритма.
1.3.16. Закрепление микстового звучания.
Тема 1.4. Дикция
Студент должен знать:
-
Методические принципы в работе над исправлением дикционных недостатков.
Студент должен уметь:
-
Пользоваться методическими принципами при работе над исправлением дикционных недостатков.
-
Демонстрировать приобретенные умения в художественных текстах.
Содержание учебного материала:
1.4.11. Продолжение работы по исправлению дикционных недостатков и демонстрация приобретенных умений в художественных текстах.
Виды самостоятельной работы студента:
- Работа над четкостью звуков в художественных текстах.
Раздел 2. Работа над литературным материалом
Тема 2.5. Работа над ролью в отрывках и спектаклях
Студент должен уметь:
-
Работать над ролью соблюдая все правила и законы логики речи и стихосложения.
Содержание учебного материала:
2.5.7. Работа над речью в преддипломных спектаклях.
Виды самостоятельной работы студента:
- Работа над ошибками.
IV курс VII - VIII семестр
Студент должен знать:
-
Методические принципы при работе с любым разделом сценической речи и художественного слова.
Студент должен уметь:
-
Составлять комплексный тренинг по сценической речи.
-
Владеть всеми разделами сценической речи и художественного слова.
Несмотря на то, что итоговый государственный экзамен сдан на III курсе, занятия по сценической речи в соответствии со стандартом продолжаются. На IV курсе студенты занимаются комплексным речеголосовым тренингом для развития речевого дыхания, артикуляции, резонаторов, речевого слуха. Продолжается работа над речью в дипломных спектаклях, чтецких конкурсах, театрализованных смотрах, концертах, фестивалях.
Список рекомендуемой литературы
Основная
-
Коздянинова И.П. «Сценическая речь» - М. ГИТИС, 2009. -558с.
-
Кириллова Е.И., Латышева Н.А. «Сценическая речь в театре кукол»т СПб, «Изд-во СПб ГАТИ»,2009 - 160с.
-
Черная Е.И. «Основы сценической речи. Постановка дыхания и голоса актера» М. «Лань», 2012 - 176с. + DVD
-
Васильев Ю.А. «Сценическая речь. Вариации для тренинга», СПб, изд-во СПб ГАТИ, 2012 - 342с.
-
Васильев Ю.А. «Уроки сценической речи: народные скороговорки», СПб, изд-во СПб ГАТИ, 2011 - 134с.
-
Васильев Ю.А., Логачев Д.А.,«Уроки сценической речи: музыкально-ритмический тренинг», СПб, изд-во СПб ГАТИ, 2012 - 178с.
-
Пилюс И.А. «Путь от привычного слова к профессиональному. Техника сценической речи», СПб, изд-во ГИТИС, 2012 - 468с.
-
«Сценическая речь в системе Вахтанговской школы» под ред. А.М. Бруссер, сборник статей и материалов. М, «Театральный институт им. Б. Щукина», 2012 - 544с.
-
Черная Е.И. «Воспитание фонационного дыхания с использованием принципов дыхательной гимнастики «йоги», М, «Граница», 2009 - 144с.
Дополнительная
-
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- 5-е изд.- М., Просвещение 1972 г.
-
Васильев Ю.А. Начальные этапы голосо-речевого тренинга. - Л., 1988
-
Галендеев В.Н., Кирилова Е.И. Групповые занятия по сценической речи. Первый актерский курс. - Л., 1983
-
Галендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. - Л., 1990
-
Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. Изд. 2. - М., 1964
-
Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958
-
Зенкова Н.М. Использование идеей в вокальной методологии в постаноки речевого голоса. - Барнаул 1991
-
Зарубина В.Н. Сценическая речь в условия языковой среды региона
-
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. - М., 1974
-
Иртлач С.Ш. Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. - Л.,
-
Козлянинова И.П. Произношение на сцене. Фонопособие по сценической речи. - М., 1973
-
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977
-
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1985
-
Козлянинова И.П. , Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1993
-
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1971
-
Куницин А.Н. Работа актера - рассказчика над текстом. - М., 1957
-
Леонарди Е.Н. Дикция и орфоэпия. - М., 1967
-
Муравьев Б.Л. О воспитании дыхания и голоса актера. - Л., 1977
-
Моргунов В.Г. Проблемы звучащей речи. - М., 1980
-
Маяковский В.В. Как делать стихи. - Собр. соч. в 13 т. - М., 1959
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1982
-
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1981
-
Промтова И.Ю. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актера. - М., 1972
-
Петрова А.Н. Сценическая речь. - М., 1981
-
Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха драматического актера. - Л., 1989
-
Промтова И.Ю. Работа режиссера над стихотворной драматургией: Учебн. пособие. - М., 1981
-
Словарь иностранных слов. - 2-е изд. - М., 1984
-
Сценическая речь: учебное пособие/ Под ред. И.П. Козляниновой. - М., 1976
-
Сценическая речь: учебник/ Под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промтовой. - М., 2006
-
Савкова З.И. Как делать голос сценическим. - М., 1968
-
Теория и практика сценической речи: Сборник статей. - Л., 1992
-
Тумашова Г.А. Механизмы речевого слуха. - Барнаул 1994
-
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. 2-е изд. доп. - М., Советский писатель, 1978
-
Титова А.А. Дикция и орфоэпия. - М., 1981
-
Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959
-
Чарели Э.М. Как подготовить речевой аппарат к звучанию. Дыхание и голос. - М., 1983
-
Чарели Э.М. Культура речи. - Свердловск 1990
-
Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. - М., 1989
-
Шварц А.И. В лаборатории чтеца. - М., Искусство, 1968
-
Юрский С.Ю. Кто держит паузу. - М., 1989
Список рекомендуемой литературы
Основная
-
Коздянинова И.П. «Сценическая речь» - М. ГИТИС, 2009. -558с.
-
Кириллова Е.И., Латышева Н.А. «Сценическая речь в театре кукол»т СПб, «Изд-во СПб ГАТИ»,2009 - 160с.
-
Черная Е.И. «Основы сценической речи. Постановка дыхания и голоса актера» М. «Лань», 2012 - 176с. + DVD
-
Васильев Ю.А. «Сценическая речь. Вариации для тренинга», СПб, изд-во СПб ГАТИ, 2012 - 342с.
-
Васильев Ю.А. «Уроки сценической речи: народные скороговорки», СПб, изд-во СПб ГАТИ, 2011 - 134с.
-
Васильев Ю.А., Логачев Д.А.,«Уроки сценической речи: музыкально-ритмический тренинг», СПб, изд-во СПб ГАТИ, 2012 - 178с.
-
Пилюс И.А. «Путь от привычного слова к профессиональному. Техника сценической речи», СПб, изд-во ГИТИС, 2012 - 468с.
-
«Сценическая речь в системе Вахтанговской школы» под ред. А.М. Бруссер, сборник статей и материалов. М, «Театральный институт им. Б. Щукина», 2012 - 544с.
-
Черная Е.И. «Воспитание фонационного дыхания с использованием принципов дыхательной гимнастики «йоги», М, «Граница», 2009 - 144с.
Дополнительная
-
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- 5-е изд.- М., Просвещение 1972 г.
-
Васильев Ю.А. Начальные этапы голосо-речевого тренинга. - Л., 1988
-
Галендеев В.Н., Кирилова Е.И. Групповые занятия по сценической речи. Первый актерский курс. - Л., 1983
-
Галендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. - Л., 1990
-
Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. Изд. 2. - М., 1964
-
Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958
-
Зенкова Н.М. Использование идеей в вокальной методологии в постаноки речевого голоса. - Барнаул 1991
-
Зарубина В.Н. Сценическая речь в условия языковой среды региона
-
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. - М., 1974
-
Иртлач С.Ш. Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. - Л.,
-
Козлянинова И.П. Произношение на сцене. Фонопособие по сценической речи. - М., 1973
-
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977
-
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1985
-
Козлянинова И.П. , Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1993
-
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1971
-
Куницин А.Н. Работа актера - рассказчика над текстом. - М., 1957
-
Леонарди Е.Н. Дикция и орфоэпия. - М., 1967
-
Муравьев Б.Л. О воспитании дыхания и голоса актера. - Л., 1977
-
Моргунов В.Г. Проблемы звучащей речи. - М., 1980
-
Маяковский В.В. Как делать стихи. - Собр. соч. в 13 т. - М., 1959
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1982
-
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1981
-
Промтова И.Ю. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актера. - М., 1972
-
Петрова А.Н. Сценическая речь. - М., 1981
-
Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха драматического актера. - Л., 1989
-
Промтова И.Ю. Работа режиссера над стихотворной драматургией: Учебн. пособие. - М., 1981
-
Словарь иностранных слов. - 2-е изд. - М., 1984
-
Сценическая речь: учебное пособие/ Под ред. И.П. Козляниновой. - М., 1976
-
Сценическая речь: учебник/ Под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промтовой. - М., 2006
-
Савкова З.И. Как делать голос сценическим. - М., 1968
-
Теория и практика сценической речи: Сборник статей. - Л., 1992
-
Тумашова Г.А. Механизмы речевого слуха. - Барнаул 1994
-
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. 2-е изд. доп. - М., Советский писатель, 1978
-
Титова А.А. Дикция и орфоэпия. - М., 1981
-
Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959
-
Чарели Э.М. Как подготовить речевой аппарат к звучанию. Дыхание и голос. - М., 1983
-
Чарели Э.М. Культура речи. - Свердловск 1990
-
Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. - М., 1989
-
Шварц А.И. В лаборатории чтеца. - М., Искусство, 1968
-
Юрский С.Ю. Кто держит паузу. - М., 1989