Коррекционная поддержка неслышащих учащихся на уроке

         Одним из основных направлений работы коррекционной школы является развитие у учащихся ключевых компетенций, в частности языковой и речевой как необходимых условий социализации личности. Учебно-воспитательный процесс школы призван решить проблему воспитания социально-активной творческой личности. Для формирования умения учащихся с нарушением слуха и речи устанавливать взаимодействия на основе словесного общения требуется специальная организация педагогического процесса, что предусмотрено...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методы коррекционной поддержки на уроках общеобразовательного цикла в школе для детей с нарушением слуха (начинающему учителю).

Какаулина Валентина Фёдоровна - учитель математики, физики. КГУ «Коррекционная школа - интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» город Зыряновск.

Первую и главную задачу обучения неслышащих школьников произношению составляет формирование внятной устной речи. При этом оценивать результаты обучения не обязательно по пятибалльной шкале. Достаточно общей оценки: «понимаю - не понимаю, что говорит ученик». На самом деле, низкая разборчивость устной речи, обесценивает ее значение, как средства коммуникации, а значит, именно разборчивость устной речи учащихся является одним из главных приоритетов оценки результатов работы специальной школы. На самом деле, хорошо подготовленное занятие, отличный сценарий, безукоризненная методика и, в перевес всему - плохое произношение учащихся, невнятная речь!? Педагог испытывает чувство неудовлетворенности, разочарования, так как компенсировать плохую речь учащихся не может ничто. В типовых правилах функционирования специальной школы записано: развитие слуховой функции, коррекция и автоматизация произношения на основе развивающегося слуха - должны быть одной из центральных забот всех работников школы. Учителя-предметники решают эти задачи средствами своего предмета. Овладение учителями методами коррекционной поддержки учащихся на уроках - важная задача, которая решается в сотрудничестве с дефектологом класса.

Учитель - дефектолог на индивидуальном занятии поставил звук, обучил ученика приемам самоконтроля, а дальше процесс закрепления и автоматизации звука, развития речи проходит на уроках, внеклассных мероприятиях, в бытовом общении. И, если педагог не владеет приемами коррекционной поддержки, возможности ребенка в отношении произношения используются не полностью, а умения, не превратившиеся в навыки, утрачиваются. Знание классификации звуков, правил нормальной артикуляции, знание типичных для неслышащих детей дефектов произношения, голоса и речи - залог успешной работа педагога.

Целенаправленное проведение упражнений по РСВ и ФП на уроках способствуют существенному развитию остаточной слуховой функции и повышению качества произносительной стороны речи учащихся. Тем самым облегчается их вступление в мир слышащих. С целью контроля над звукопроизношением и оказания своевременной помощи на уроках можно использовать следующие методы коррекционной поддержки:

Во-первых: Установка для ученика перед ответом: «Говори правильно, следи за произношением!». В конце обязательно одобрение: « Молодец, говорил хорошо!».

Замечания по звукопроизношению, как правило, делаются в конце ответа, чтобы не прерывать монологическую речь. Если у ученика не получается слово при первом, втором предъявлении, можно сказать: «Послушай меня!», и дать образец правильной речи.

Во-вторых: Работа на уроке по обогащению словаря проводится при полной орфоэпической обработке новых слов. Наиболее трудные слова подвергаются разложению. Например: коэф (фициен) т, шес(т)на(д)цать и др.

Учителю, работающему в школе для детей с нарушением слуха надо владеть приемами управления технической стороны речи. Например, для устранения гнусавости, достаточно приложить палец ученика к носу (учитель-ученик), а дальше он под собственным контролем произносит уже без гнусавого оттенка. Часто встречается неудачная вибрация при произношении. Например, С-З. ( Звук З - есть не что иное, как озвонченный звук С). Ученик должен ощущать струю воздуха и голосовую вибрацию на подбородке.

Фальцетная речь, присущая глухому учащемуся довольно легко устраняется приложением ладони к груди (звук должен формироваться в груди). Для борьбы со скандированной речью существует жест - плавность, на одном дыхании.

Взрывные звуки ( п, т, к, б, д, г) на уроке можно проконтролировать с помощью струи выдыхаемого воздуха на тыльной стороне ладони.

Нередко этого на уроке бывает достаточно. Но, если же попытки по исправлению неправильного звукопроизношения оказались неудачными, следует сообщить дефектологу класса, который окажет профессиональную коррекционную помощь в постановке звука.

Литература: Р.М. Боскис. Учителю о детях с нарушением слуха.















© 2010-2022