Самостоятельная работа студентов в условиях реализации ФГОС

Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у     студентов творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.        В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. СРС является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Самостоятельная работа студентов в условиях реализации ФГОС СПО»

( выступление на методическом семинаре).

Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. СРС является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса.

При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа.

Такими целями должны быть:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий;

- самостоятельное овладение учебным материалом;

- формирование умений использовать правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- развитие исследовательских умений.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Основные формы СРС на аудиторных занятиях. Лекция: экспресс-опрос по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в различной форме . Практическое занятие : прием и разбор домашних заданий; прием и защита практических работ; самостоятельное решение задач на практических занятиях (например, решение 1-2 типовых заданий у доски, а затем самостоятельное решение , разбор типовых ошибок при выполнении). На каждое задание студент получает свое, индивидуальное, (вариант), при этом условия заданий для всех студентов одинаковые, а исходные данные различны. Преподаватель дает общие методические указания (общий порядок и точность выполнения), имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Самостоятельное изучение принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.

Контролируемая самостоятельная работа (КСР) - направлена на углубление и закрепление знаний студента, на развитие навыков анализа, обобщения, проектирования по проблематике учебной дисциплины, подведение итогов самостоятельной работы. КСР проводится в часы, определенные расписанием, в учебной аудитории. Функции преподавателя при проведении КСР: проводит индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий; осуществляет контроль самостоятельной работы студентов; оценивает результаты индивидуальных и групповых заданий. КСР может быть : - индивидуальная консультация; - работа с малой группой; работа с учебной группой.

Самостоятельная работа студентов - вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем студентами выполняются учебные задания. К таким заданиям относятся контрольные и курсовые работы, рефераты, эссе, доклады и т.д.

При этом специфика самостоятельной работы студентов заключается в том, чтобы студенты самостоятельно получали новые знания.

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется по трем направлениям:

·- определение цели, программы, плана задания или работы;

· со стороны преподавателя студенту оказывается помощь в технике изучения материала, подборе литературы для ознакомления и написания курсовой работы, реферата и дипломной работы;

· контроль усвоения знаний, приобретения навыков по дисциплине, оценка выполненной контрольной и курсовой работы.

Организация самостоятельной работы студентов предполагает, что преподаватель дает лишь необходимый лекционный материал, который обязательно должен быть дополнен самостоятельной работой самих студентов. Следует отметить, что самостоятельная работа студентов дает положительные результаты лишь тогда, если она является целенаправленной, систематической и планомерной.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В федеральных государственных образовательных стандартах СПО на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину.

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов предполагает, что преподаватель дает лишь необходимый лекционный материал, который обязательно должен быть дополнен самостоятельной работой самих студентов. Следует отметить, что самостоятельная работа студентов дает положительные результаты лишь тогда, если она является целенаправленной, систематической и планомерной.

Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.

Для развития учебно-познавательной активности студентов можно использовать разнообразные формы внеаудиторной работы.

Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Вид самостоятельной работы

Способы руководства со стороны преподавателей

Формы контроля

Проработка конспектов лекций

Составление электронных конспектов лекций

Устный опрос, диктант, письменные работы

Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий)

Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний

Семинар

Реферирование дополнительной литературы

Разработка тем рефератов, подбор литературных источников

Защита реферата

Поиск информации по теме

Составление списка литературы

Доклад, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы

Систематизация примененных знаний и наглядное их представление

Консультация

Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации

Выполнение индивидуальных домашних заданий

Разработка вариантов заданий, консультация

Проверка

Моделирование разных видов профессиональной деятельности

Консультация

Проверка

Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю)

Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач

Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

Выполнение творческих работ

Разработка рекомендаций

Оформление выставки

При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации к докладам требует от них навыков использования информационных технологи

Реализации компетентностно-ориентированного образования, систематизации и закреплению теоретических знаний и практических умений по дисциплине, развитию навыков самостоятельной и творческой деятельности способствует курсовое проектирование как один из эффективных видов самостоятельной работы студентов. Это целиком самостоятельная работа студентов; роль преподавателя сводится к созданию банка тематики курсовых работ, предоставлению студенту права выбора темы и консультированию в ходе написания курсовых работ. Таким образом, педагог выступает как консультант, организатор среды обучения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов оказывает эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением: список основной и дополнительной литературы по дисциплине; методические указания по организации и выполнению СРС при изучении дисциплин; методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ , курсовых проектов (работ), а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных к информационным ресурсам сети Интернет.

Формирование у студентов готовности к самообразованию начинается с первого года обучения. При этом учитывается общий уровень интеллектуального развития первокурсников, многие из которых фактически не умеют самостоятельно работать, у многих слабо сформированы основные общеучебные умения, поэтому главной целью здесь является устранение пробелов в знаниях студентов и развитие у них умения учиться с ориентацией на самообразование. Из всего этого можно порекомендовать следующие формы самообразования студентов, как одного из видов индивидуальной работы:

1. Изучение разделов или тем дисциплины по учебникам или учебным пособиям. Такая организационная форма индивидуальной работы целесообразна, как правило, для студентов первых двух курсов, которые практически не имеют опыта самообразования. Результаты этой индивидуальной работы проверяются на практических занятиях или в свободное от занятий время по выполненным рефератам или индивидуальным заданиям и т.п.

2. Работа с электронными носителями информации на мультимедийной основе (Интернет, электронные учебные руководства) по самостоятельному изучению части программного материала, как в рамках лекционных занятий, так и при подготовке к практическим занятиям, отчеты по которой представляются в виде рефератов и докладов.

3. Работа над разделами или темами дисциплины по специальной или научной литературе. Форма отчета рефераты и доклады.

4. Углубленное изучение тем или разделов дисциплины..

5. Методы активного обучения: деловые игры, дискуссии, кроссворды, разработанные самими студентами по актуальным проблемам дисциплины.

6. Подготовка и обновление раздаточного материала для практических занятий по разделам дисциплин (рисунки, таблицы, схемы, тесты, ситуационные задачи и др.).

7. Создание тематических стендов по дисциплине.

Одним из условий организации СРС является совершенствование форм и методов обучения. Среди существующих форм организации СРС одно из привилегированных мест в практической работе занимает лекция. Для того, чтобы организовать, планировать, а главное - активизировать СРС, лекция необходима и незаменима. Все зависит от того, каковы ее цель, структура, предполагаемый результат, побуждает ли она студента читать учебник, специальную и дополнительную литературу, стимулирует ли к углубленным самостоятельным поиском знаний в лабораториях и т.д. Важным условием активизации СРС является использование проблемной лекции. В такой лекции студентам можно предложить вопрос для самостоятельного изучения и задание письменно оформить содержание в виде схемы, таблицы и т.п. После лекций как вариант можно предложить задание самостоятельно изучить рекомендуемую литературу (которую студенты должны выбрать самостоятельно) и выписать ответы на предполагаемые вопросы.

Такое построение лекций, в которой остаются перспективы для собственного творческого подхода, способствуют расширению и углублению знаний, создает перспективу движения вперед, вызывает необходимость самостоятельно работать. В результате возникают условия для формирования и развития профессиональных умений и навыков самостоятельной работы.

Необходимо также использовать наглядные и технические средства обучения, такие, как видеозаписи, фото, слайды, компьютерные технологии. Это значительно повышает интерес к предмету, побуждает к активной мыслительной деятельности, к самостоятельной разработке подобных материалов с последующим использованием их в самостоятельной профессиональной деятельности. Использование наглядных средств выступает действенным методом самостоятельной проработки материала студентом.

При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации к докладам требует от них навыков использования информационных технологий.

Реализации компетентностно-ориентированного образования, систематизации и закреплению теоретических знаний и практических умений по дисциплине, развитию навыков самостоятельной и творческой деятельности способствует курсовое проектирование как один из эффективных видов самостоятельной работы студентов. Это целиком самостоятельная работа студентов; роль преподавателя сводится к созданию банка тематики курсовых работ, предоставлению студенту права выбора темы и консультированию в ходе написания курсовых работ. Таким образом, педагог выступает как консультант, организатор среды обучения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов оказывает эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением: список основной и дополнительной литературы по дисциплине; методические рекомендации по организации и выполнению СРС при изучении дисциплин; методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ ; методические пособия указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых проектов (работ), а также методическими рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ. Во время самостоятельной самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных ,к информационным ресурсам сети Интернет.

Также формой самостоятельной работы являются групповые занятия-семинары, практические и лабораторные занятия , но только при условии, что их методика направлена на формирование у студентов профессиональной компетенции.

Еще одним шагом на пути формирования у студентов навыков самостоятельной и творческой работы является производственная практика, которая проводится в соответствующих организациях и на предприятиях. Во время практики студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по дисциплине, приобретают практические навыки, овладевают основными видами профессиональной деятельности, совершенствуют этические аспекты общения.

По завершении теоретического и практического обучения студенты выходят на квалификационную практику, где закрепляют и совершенствуют полученные знания, приобретают опыт самостоятельной работы по своей специальности.

Повышение качества подготовки специалистов связано с осуществлением индивидуального подхода к развитию творческой активности в процессе организации самостоятельной работы. В связи с этим возрастает роль преподавателя как организатора познавательной деятельности студентов, способного не только методически обеспечить их учебный труд, но и раскрыть творческий потенциал будущих специалистов, формировать способность самостоятельно овладевать принципами своей будущей деятельности.

Таким образом, повышение эффективности формирования у студентов самостоятельной и творческой работы требуют:

- активизации взаимоотношений преподавателя и студента;

- использования диалога между преподавателем и будущим специалистом;

- использования творческих возможностей традиционных и освоения нетрадиционных форм и методов обучения;

- соответствующей организации учебного процесса;

- развития материально-технической базы подготовки будущих специалистов.

Подобная организация СР стимулирует студентов к приобретению необходимых профессиональных умений: аналитических, организаторских, коммуникативных, управленческих, рефлексивных.

Четко организованная СР позволяет студентам быть более уверенным в себе, убежденным в той или иной позиции. В результате возникают условия для формирования активной личности студента и самостоятельности как необходимого профессионального качества личности.

Важным элементом самостоятельной работы является контроль и оценка результатов. Для регулирования самостоятельной работы необходимо учитывать трудности работы, сроки выполнения заданий, их соответствие заданным требованиям в процессе специально организованных консультаций.

При организации СРС как важной составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста следует учитывать, что на каждом конкретном этапе обучения она должна:

- соответствовать конкретной дидактической цели и задаче;

- формировать у студента на этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний и умений для решения профессиональных задач;

- выработать у студента установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении учебных, учебно-профессиональных, профессиональных задач;

- быть управляемой деятельностью студента со стороны преподавателя.

Для успешности осуществления самостоятельной работы преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников ,основными требованиями работодателей и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств, входящих в эту характеристику. Особо следует подчеркнуть, что на формирование таких качеств, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д. непосредственно влияет самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса. Это позволит студентам видеть положительные результаты своего труда. Формированию такой мотивации способствует и искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов.

Условия совершенствования организации СРС содержат совокупность факторов учебно-воспитательного процесса, которые в ходе самостоятельной работы влияют на состояние студента и результаты его деятельности. Одним из таких факторов являются дидактические условия.

Дидактические условия оказывают значительную педагогическую поддержку индивидуальной работе студентов (преподаватель выступает в роли помощника и наставника), формированию мотивации к самосовершенствованию. Личностно-ориентированное обучение и другие факторы, к которым относятся обстоятельства, зависящие от личности преподавателя, работающего в данной группе, оказывают большое влияние на обучающегося. Выделяется авторитет преподавателя как средство, обладающее мощным суггестивным эффектом и содержащее в скрытом концентрированном виде значительные мотивационные силы.

Требования к преподавательскому составу:

  • профессиональная компетентность ( глубокие знания теории и практики)

  • методическая компетентность - умение использовать определенные дидактические методы и подходы; владение современными технологиями обучения

  • социальная компетентность - т.е. способность понимать людей, общаться с ними и непросто передавать им знания, а быть их учителем и воспитателем

  • способность к постоянному самосовершенствованию и приобретению новых знаний.

Сегодня у нас есть все возможности для работы с новыми ФГОС в соответствии с требованиями времени. Преподаватель - это не просто квалифицированный специалист , не только носитель знаний - это широко образованный, интересный, яркий, увлекающей своей работой наставник, искренне заинтересованный в успехе своих студентов.

.

Литература:

  1. Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса: подготовка бакалавров: материалы Всесоюз. Науч.-практ.конф. М., Красногорск, 1992.

  2. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., МГУ,1986.

  3. Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой. М., 1990.

  4. ФГОС СПО 050141 «Физическая культура» от 5 апреля 2010г. № 266.

  5. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. - 2009. № 5. - С.18-26.


© 2010-2022