- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс «Модульная технология на уроках химии в условиях перехода на стандарты второго поколения»
Мастер-класс «Модульная технология на уроках химии в условиях перехода на стандарты второго поколения»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пуляева Е.И. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
МБОУ «Прохоровская гимназия»
Конспект проведения мастер-класса
« Модульная технология на уроках химии
в условиях перехода на стандарты второго поколения»
учитель химии
Пуляева Елена Ивановна
2014 год
Конспект проведения мастер-класса
« Модульная технология на уроках химии в условиях перехода на стандарты второго поколения»
Цель:
-
знакомство с сущностью технологии МО;
-
определение системы действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение;
-
выявление эффективности модульной технологии.
Оборудование:
а) презентация;
б) разработки уроков по модульной технологии.
в) раздаточный материал для практической работы
План проведения:
-
Оргмомент (мини - лекция с мотивацией дальнейшей деятельности).
-
Практическая поисковая работа.
-
Подведение итогов.
Ход проведения занятия
-
Оргмомент (мини - лекция с мотивацией дальнейшей деятельности).
Уважаемые коллеги! Работу нашего мастер - класса мне бы хотелось начать с пословицы:
Слайд №2
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
(Китайская пословица).
Сказанное очень быстро забывается, показ образца запоминается, непосредственное участие может научить. Поэтому мастер - класс предлагаю провести в форме имитационной игры, спланированной с использованием технологии модульного обучения. Мне бы хотелось, чтобы каждый из Вас в процессе работы выступил в роли активного ученика и справедливого эксперта.
Слайд №3
В условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования второго поколения обучение должно носить личностно ориентированный характер.
Слайд №4 В соответствии с современными тенденциями развития общества становится очевидным тот факт, что школа нуждается в такой системе обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося.
Слайд №5 Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Слайд №6 Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является модульное обучение. Оно индивидуализирует обучение и в связи с этим создает условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Слайд №7 Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Слайд №8
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем - целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие универсальных учебных действий. Учебное содержание выступает средством для достижения целей этого важнейшего процесса.
Слайд №9 Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Слайд №10
Модульная технология интегрирует различные подходы к обучению:
- деятельностный подход,
- теория развивающего обучения,
- программированное обучение,
- поэтапное формирование умственных действий,
- рефлексивный подход,
- индивидуальный и дифференцированный подход (П.А.Юцявичене, Т.И.Шамова, М.А.Чошанов, П.И.Третьяков и др.).
Слайд №11
Методы, применяемые в модульном обучении
1. Инфомационные методы:
Предъявляющие
воспроизводящие
2. Оперативные методы:
Упражнения
Практические
Лабораторные
3. Творческие методы:
Эвристические
Проблемные
Исследовательские
Слайд №12 В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует
-
парной,
-
групповой,
-
коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Слайд №13
Структура модуля
Номер учебного элемента (УЭ), цель
Название учебного элемента (УЭ). Учебный материал (содержание)
Содержание, формы, методы
0
Цели и задачи модуля
Необходимые знания и умения
1
Учебные элементы
Пояснения к учебному материалу. Источники информации
И т.д… ….
Алгоритмы решения задач, ответы
Обобщение (резюме)
Вопросы для само-и взаимоконтроля по трем уровням
L
Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням)
Слайд №14-15
Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:
-
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
-
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
-
В УЭ - 2,3 и т.д. задана последовательность действий ученика при изучении нового материала, даны инструкции где найти учебный материал, как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.); как проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль).
-
УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Слайд №16
Алгоритм составления модуля
1. Определение места модульного урока в теме;
2. Формулировка темы урока;
3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности учащихся;
7. Составление модуля данного урока;
8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Слайд №17
Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания в них учебных элементов (У.Э.), с которыми ученик работает непосредственно. И первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику.
Т е к с т о в ы й У.Э. как носитель учебной информации используется наиболее часто. Обычно такие У.Э. содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу и т. д.
Т а б л и ч н ы й У.Э. является наиболее компактной и удобной формой размещения информации. При работе с такими У.Э. ученик получает установки: определи, сравни, опиши.
И л л ю с т р а т и в н ы й У.Э. используют для составления образного представления об объекте или процессе.
Кроме этого, применяют и такие учебные элементы, как словесный, игровой, смешанный.
Слайд №18
В модульном обучении можно использовать следующую систему оценивания
Система оценивания предлагается учителем. Учащиеся ведут лист учёта, где сами выставляют оценку по количеству набранных балов.
№ УЭ
УЭ1
УЭ2
УЭ3
УЭn
Общее количество баллов
Оценка
Количество баллов
Слайд №19
Модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например коллективные способы обучения, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика, учащиеся работают в парах или группах.
Слайд №20
Практика использования модульного обучения показала, что
-
Модуль может быть использован как в профильном классе, так и для изучения темы на базовом уровне.
-
Положительный эффект, достигаемый в результате модульного обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариантности элементов, модулей, содержания элементов и модулей.
-
Скорость усвоения учебного материала у учащихся различна, поэтому часть из них усвоит предложенный материал быстрее, а часть будет отставать. Модуль позволяет каждому ученику работать в своём темпе.
-
Учитель может дать ученикам модуль для работы дома.
Слайд №21
Преимущество использования модуля
-
Имеет личностно ориентированную направленность.
-
Обеспечивает дифференцированный подход в обучении каждого ученика.
-
Формирует у учеников навыки самообразования.
-
Осуществляет пошаговое решение учащимися поставленных заданий.
-
Помогает сохранять высокую продуктивность урока.
-
Позволяет отследить уровень усвоения материала учащимися, оказать помощь, дать консультацию.
-
Допускает включение различных форм и методов работы (лекция, пресс-конференция, семинар, работа в парах, мини группах и т.д.)
-
На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.
-
При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно "вести за руку" при выполнении упражнений и решении задач.
Слайд №22
МИНУСЫ блочно- модульной технологии
-
Большая работа по подготовке раздаточного материала для каждого ученика.
-
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ НЕВЫСОКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОКОНТРОЛЯ
-
НЕСООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Слайд №23
Таким образом, использование модульной технологии, даёт возможность учащемуся выбирать уровень обучения; работать в индивидуальном темпе; иметь представление о поэтапных целях усвоения учебного материала и конечном результате; осуществлять разные виды контроля в процессе освоения учебного материала; работать в парах, в группах; выстраивать паритетные отношения учителя и ученика, так как данная технология переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления, а в целом всё это гарантирует достижение запланированных результатов обучения.
2. Практическая поисковая работа.
У каждого из Вас пакет с материалами, необходимыми в работе.
Приложение 1.
3.Подведение итогов.
Наша встреча подошла к концу. Что успели сделать? Спасибо всем за работу, дорогие коллеги!
Приложение 1.
Номер учебного элемента (УЭ)
Учебный материал (содержание) с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами Вы должны:
-
знать и понимать сущность технологии МО;
-
увидеть систему действий учителя по подготовке к переходу на МО;
-
развивать методический навык конструирования урока (построение урока с учетом модульной технологии);
-
уметь выявлять преимущества модульной технологии по сравнению с другими технологиями;
-
уметь применять полученные знания на практике.
Прочитайте, пожалуйста, ее содержание.
УЭ-1
Цель: диагностика исходного уровня знаний с одновременным целеполаганием.
Тест (входной контроль).
1.Понятию «модуль» в педагогической практике соответствует:
а) часть учебной программы, представленная в учебнике определенной главой;
б) любая большая тема в программе;
в) часть учебной программы, имеющая законченную логику и определенные, четко диагностируемые цели;
г) единица учебного содержания, структуры и функции учебного процесса.
2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит, по-вашему, под определение «педагогическая диагностика»?
а) только тестовый контроль;
б) любая рефлексия учащихся, поддающаяся учету и анализу;
в) только письменные работы учащихся.
3. Чем принципиально отличается проектирование учебного процесса по модульной технологии от традиционного тематического и поурочного планирования?
а) наличием определенных составляющих элементов;
б) последовательностью действий учителя при планировании и организации учебного процесса.
Критерии оценки: каждый правильный ответ - 1 балл.
Самостоятельная работа на листочках (можно обсудить ответы на вопросы в парах).
Время выполнения:3 мин.
Сверьте свои ответы с ответами на доске, оцените себя
УЭ-2
Цель: развивать методический навык конструирования урока (построение урока с учетом модульной технологии);
Выполните задание: используя алгоритм составления модуля, создайте модуль для изучения темы «Белки»
1) Сформулируйте интегрирующую цель модуля
2) Разбейте учебное содержание на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определите частную дидактическую цель каждого из них.
УЭ-0 Цель:
УЭ-1 Цель:
УЭ -2 Цель:
И т.д.
Работайте в паре
УЭ-3
Цель: уметь выявлять преимущества технологии модульного обучения по сравнению с другими технологиями.
Блиц-опрос.
-
При каком варианте планирования можно наиболее эффективно сочетать требования государственной программы с индивидуальными способностями учеников?
-
При каком варианте планирования и учителю и ученику проще и эффективнее можно наверстать пропущенное время?
-
В какой вариант проще при необходимости вносить изменения, сохраняя предыдущие наработки?
-
Какой из вариантов планирования обеспечивает более высокий уровень создания ситуации успеха для ученика?
(За каждый аргументированный ответ -1 балл)
Оцените себя
УЭ-4
Цель: подведение итогов занятия.
1.Прчитайте цели занятия (УЭ-0).
2.Считаете ли Вы, что цели семинара Вами достигнуты?
3. Как бы Вы оценили результаты работы мастер - класса?
Алгоритм составления модуля
1. Определение места модульного урока в теме;
2. Формулировка темы урока;
3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности учащихся;
7. Составление модуля данного урока;
8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).