• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс «Модульная технология на уроках химии в условиях перехода на стандарты второго поколения»

Мастер-класс «Модульная технология на уроках химии в условиях перехода на стандарты второго поколения»

Методическая разработка включает конспект проведения мастер-класса и презентацию « Модульная технология на уроках химии в условиях перехода на стандарты второго поколения». Цель: знакомство с сущностью технологии МО; определение системы действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение; выявление эффективности модульной технологии.Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультирова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Прохоровская гимназия»













Конспект проведения мастер-класса


« Модульная технология на уроках химии

в условиях перехода на стандарты второго поколения»







учитель химии

Пуляева Елена Ивановна



















2014 год



Конспект проведения мастер-класса

« Модульная технология на уроках химии в условиях перехода на стандарты второго поколения»


Цель:

  • знакомство с сущностью технологии МО;

  • определение системы действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение;

  • выявление эффективности модульной технологии.


Оборудование:

а) презентация;

б) разработки уроков по модульной технологии.

в) раздаточный материал для практической работы

План проведения:

  1. Оргмомент (мини - лекция с мотивацией дальнейшей деятельности).

  2. Практическая поисковая работа.

  3. Подведение итогов.

Ход проведения занятия

  1. Оргмомент (мини - лекция с мотивацией дальнейшей деятельности).

Уважаемые коллеги! Работу нашего мастер - класса мне бы хотелось начать с пословицы:
Слайд №2

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

(Китайская пословица).
Сказанное очень быстро забывается, показ образца запоминается, непосредственное участие может научить. Поэтому мастер - класс предлагаю провести в форме имитационной игры, спланированной с использованием технологии модульного обучения. Мне бы хотелось, чтобы каждый из Вас в процессе работы выступил в роли активного ученика и справедливого эксперта.

Слайд №3

В условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования второго поколения обучение должно носить личностно ориентированный характер.

Слайд №4 В соответствии с современными тенденциями развития общества становится очевидным тот факт, что школа нуждается в такой системе обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося.

Слайд №5 Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Слайд №6 Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является модульное обучение. Оно индивидуализирует обучение и в связи с этим создает условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.


Слайд №7 Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Слайд №8

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем - целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие универсальных учебных действий. Учебное содержание выступает средством для достижения целей этого важнейшего процесса.

Слайд №9 Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

Слайд №10

Модульная технология интегрирует различные подходы к обучению:

- деятельностный подход,

- теория развивающего обучения,

- программированное обучение,

- поэтапное формирование умственных действий,

- рефлексивный подход,

- индивидуальный и дифференцированный подход (П.А.Юцявичене, Т.И.Шамова, М.А.Чошанов, П.И.Третьяков и др.).

Слайд №11

Методы, применяемые в модульном обучении

1. Инфомационные методы:

Предъявляющие

воспроизводящие

2. Оперативные методы:

Упражнения

Практические

Лабораторные

3. Творческие методы:

Эвристические

Проблемные

Исследовательские

Слайд №12 В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует

  • парной,

  • групповой,

  • коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Слайд №13

Структура модуля


Номер учебного элемента (УЭ), цель

Название учебного элемента (УЭ). Учебный материал (содержание)

Содержание, формы, методы

0

Цели и задачи модуля

Необходимые знания и умения

1

Учебные элементы

Пояснения к учебному материалу. Источники информации

И т.д… ….

Алгоритмы решения задач, ответы

Обобщение (резюме)

Вопросы для само-и взаимоконтроля по трем уровням

L

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням)

Слайд №14-15

Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

  • УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

  • УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

  • В УЭ - 2,3 и т.д. задана последовательность действий ученика при изучении нового материала, даны инструкции где найти учебный материал, как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.); как проверить правильность выполненной задачи (контроль и взаимоконтроль).

  • УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).


Слайд №16

Алгоритм составления модуля

1. Определение места модульного урока в теме;

2. Формулировка темы урока;

3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

4. Подбор необходимого фактического материала;

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;

6. Определение способов учебной деятельности учащихся;

7. Составление модуля данного урока;

8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Слайд №17

Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания в них учебных элементов (У.Э.), с которыми ученик работает непосредственно. И первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику.
Т е к с т о в ы й У.Э. как носитель учебной информации используется наиболее часто. Обычно такие У.Э. содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу и т. д.
Т а б л и ч н ы й У.Э. является наиболее компактной и удобной формой размещения информации. При работе с такими У.Э. ученик получает установки: определи, сравни, опиши.
И л л ю с т р а т и в н ы й У.Э. используют для составления образного представления об объекте или процессе.

Кроме этого, применяют и такие учебные элементы, как словесный, игровой, смешанный.

Слайд №18

В модульном обучении можно использовать следующую систему оценивания

Система оценивания предлагается учителем. Учащиеся ведут лист учёта, где сами выставляют оценку по количеству набранных балов.

№ УЭ

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭn

Общее количество баллов

Оценка

Количество баллов


Слайд №19

Модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например коллективные способы обучения, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика, учащиеся работают в парах или группах.

Слайд №20

Практика использования модульного обучения показала, что

  • Модуль может быть использован как в профильном классе, так и для изучения темы на базовом уровне.

  • Положительный эффект, достигаемый в результате модульного обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариантности элементов, модулей, содержания элементов и модулей.

  • Скорость усвоения учебного материала у учащихся различна, поэтому часть из них усвоит предложенный материал быстрее, а часть будет отставать. Модуль позволяет каждому ученику работать в своём темпе.

  • Учитель может дать ученикам модуль для работы дома.

Слайд №21

Преимущество использования модуля

  1. Имеет личностно ориентированную направленность.

  2. Обеспечивает дифференцированный подход в обучении каждого ученика.

  3. Формирует у учеников навыки самообразования.

  4. Осуществляет пошаговое решение учащимися поставленных заданий.

  5. Помогает сохранять высокую продуктивность урока.

  6. Позволяет отследить уровень усвоения материала учащимися, оказать помощь, дать консультацию.

  7. Допускает включение различных форм и методов работы (лекция, пресс-конференция, семинар, работа в парах, мини группах и т.д.)

  8. На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.

  9. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно "вести за руку" при выполнении упражнений и решении задач.

Слайд №22

МИНУСЫ блочно- модульной технологии

  1. Большая работа по подготовке раздаточного материала для каждого ученика.

  2. НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ НЕВЫСОКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОКОНТРОЛЯ

  3. НЕСООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд №23

Таким образом, использование модульной технологии, даёт возможность учащемуся выбирать уровень обучения; работать в индивидуальном темпе; иметь представление о поэтапных целях усвоения учебного материала и конечном результате; осуществлять разные виды контроля в процессе освоения учебного материала; работать в парах, в группах; выстраивать паритетные отношения учителя и ученика, так как данная технология переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления, а в целом всё это гарантирует достижение запланированных результатов обучения.

2. Практическая поисковая работа.

У каждого из Вас пакет с материалами, необходимыми в работе.

Приложение 1.


3.Подведение итогов.

Наша встреча подошла к концу. Что успели сделать? Спасибо всем за работу, дорогие коллеги!





Приложение 1.

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал (содержание) с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами Вы должны:

  • знать и понимать сущность технологии МО;

  • увидеть систему действий учителя по подготовке к переходу на МО;

  • развивать методический навык конструирования урока (построение урока с учетом модульной технологии);

  • уметь выявлять преимущества модульной технологии по сравнению с другими технологиями;

  • уметь применять полученные знания на практике.

Прочитайте, пожалуйста, ее содержание.

УЭ-1

Цель: диагностика исходного уровня знаний с одновременным целеполаганием.

Тест (входной контроль).

1.Понятию «модуль» в педагогической практике соответствует:
а) часть учебной программы, представленная в учебнике определенной главой;
б) любая большая тема в программе;
в) часть учебной программы, имеющая законченную логику и определенные, четко диагностируемые цели;
г) единица учебного содержания, структуры и функции учебного процесса.

2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит, по-вашему, под определение «педагогическая диагностика»?
а) только тестовый контроль;
б) любая рефлексия учащихся, поддающаяся учету и анализу;
в) только письменные работы учащихся.

3. Чем принципиально отличается проектирование учебного процесса по модульной технологии от традиционного тематического и поурочного планирования?
а) наличием определенных составляющих элементов;
б) последовательностью действий учителя при планировании и организации учебного процесса.

Критерии оценки: каждый правильный ответ - 1 балл.

Самостоятельная работа на листочках (можно обсудить ответы на вопросы в парах).




Время выполнения:3 мин.


Сверьте свои ответы с ответами на доске, оцените себя

УЭ-2

Цель: развивать методический навык конструирования урока (построение урока с учетом модульной технологии);

Выполните задание: используя алгоритм составления модуля, создайте модуль для изучения темы «Белки»

1) Сформулируйте интегрирующую цель модуля

2) Разбейте учебное содержание на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определите частную дидактическую цель каждого из них.

УЭ-0 Цель:

УЭ-1 Цель:

УЭ -2 Цель:

И т.д.

Работайте в паре

УЭ-3

Цель: уметь выявлять преимущества технологии модульного обучения по сравнению с другими технологиями.
Блиц-опрос.

  1. При каком варианте планирования можно наиболее эффективно сочетать требования государственной программы с индивидуальными способностями учеников?

  2. При каком варианте планирования и учителю и ученику проще и эффективнее можно наверстать пропущенное время?

  3. В какой вариант проще при необходимости вносить изменения, сохраняя предыдущие наработки?

  4. Какой из вариантов планирования обеспечивает более высокий уровень создания ситуации успеха для ученика?
    (За каждый аргументированный ответ -1 балл)

Оцените себя

УЭ-4

Цель: подведение итогов занятия.
1.Прчитайте цели занятия (УЭ-0).
2.Считаете ли Вы, что цели семинара Вами достигнуты?
3. Как бы Вы оценили результаты работы мастер - класса?

Алгоритм составления модуля

1. Определение места модульного урока в теме;

2. Формулировка темы урока;

3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

4. Подбор необходимого фактического материала;

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;

6. Определение способов учебной деятельности учащихся;

7. Составление модуля данного урока;

8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).





© 2010-2022