ПРОГРАММА КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы. Учащиеся совершают выбор профессии часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ образования МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН республики башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



Рассмотрено Утверждено

на заседании Научно-методического руководитель ОУ

совета муниципального казенного _____________Беляева Т.В.

учреждения 29 августа 2014 год

Управление образования

муниципального района

Бирский район РБ

Протокол № __ от «__» _____20 ___ г.

Председатель НМС ________Султанова А.А.







ПРОГРАММА КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«Выбор профессии»

(срок реализации программы 1 год, возраст детей 15-16 лет).





Автор-составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Воробьёва Е.М.

Бирск 2014

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий - одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы. Учащиеся совершают выбор профессии часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.

Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами - личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.

Данный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.

Актуальность программы заключается в том, что модель выпускника на ступени общей и средней школы включает в себя сформированную профориентационную компетентность, формированию которой способствуют профориентационные программы, направленные на создание условий для развития способностей учащихся соотносить свои индивидуально- психологические особенности, возможности с требованиями выбираемой профессии и рынка труда; а также которые создают условия для успешной профориентации подростков. Социальный опыт учащихся 15-16 лет ограничен, поэтому помощь специалистов в определении места и роли « Я» в социуме, в нахождении путей реализации собственных возможностей через профессиональное самоопределение наиболее востребована девятиклассниками.

Новизна программы заключается в системе подачи традиционных вопросов профориентации разными методиками, что, несомненно, наполнит занятия новым содержанием, формами и методами профориентационной работы, наиболее полно познакомит учащихся с профессиями (специальностями). Курс углубляет начальные знания по психологии, полученные в ходе изучения анатомии, обществознания и других дисциплин, образовательной области «Обществознание», также является интегрирующим курсом для ряда учебных дисциплин. Анкеты и вопросники подобраны таким образом, что учащиеся сами могут просчитать свои результаты. При этом в анкетах имеются вопросы, проверяющие искренность респондента, что характерно для анкет, используемые профессиональными психологами и социологами.

Цели курса:

  • Подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана;

  • Открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте;

  • Овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Задачи курса:

  • Изучение профессиональной направленности учащихся;

  • Расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;

  • Совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;

  • Развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Повышение уровня психологической компетентности учащихся;

  • Повышение компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.

Требования к уровню усвоения материала курса предпрофильной подготовки «Выбор профессии»:

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • особенности выбора профессии;

  • требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;

  • свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;

  • свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии;

  • возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;

  • источники получения информации (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и.т.д.;

  • источники получения информации о нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса учреждений образования;

  • основные права в области образования и трудового законодательства,

  • возможности личности в профессиональной деятельности;

  • потребности рынка труда;

  • социальные проблемы труда;

  • классификацию профессий;

  • понятие о профессиональной карьере;

  • критерии профессиональной компетентности;

  • специфику этапов профессионального самоопределения.

По окончании курса учащиеся смогут составлять проект своего индивидуального профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы на основе:

- сформированных представлений о понятиях:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности;

  • способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиограмма;

  • проектирование профессионального жизненного пути;

  • карьера, этапы построения карьеры;

  • личный профессиональный план;

  • конструктивное общение;

  • адекватная самооценка;

  • профессиональная пригодность и компенсация;

  • рынок труда;

  • правовой статус;

  • права, обязанность, ответственность.

- приобретенных навыков:

  • определение психологических особенностей своей личности;

  • выявление своих способностей и профессиональных интересов;

  • определение соответствия своих интересов, склонностей избранной профессии, а также определение качеств, позволяющих в дальнейшем добиться успехов;

  • работа с профессиограммами;

  • ориентирования в типах и подтипах профессий;

  • составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;

  • разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры;

  • работа с источниками получения профессиональной информации по рынку образовательных услуг и рынку труда;

  • применение на практике знаний по отстаиванию своих прав,

  • умение находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты своих прав;

  • умение объяснять основной смысл своих прав в области образования и труда;

  • анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

  • умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения; анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

  • умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения;

  • определение соответствия своего профессионального выбора потребностям рынка труда.

Рабочая программа предназначена для изучения в общеобразовательной школе, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  2. Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  3. Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  4. Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2 - 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, 10 - 15% увеличивает производительность труда и в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Эффективность внедрения предпрофильного курса «Выбор профессии» на базе общеобразовательной школы дает уникальную возможность учащимся расширить свои знания в области профессионального самоопределения, получить профориентационную консультацию.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Всего

часов

Раздел I. Образ «Я» и выбор профессии - 13 часов.


Внутренний мир человека и система представлений о себе.

3

1

Смысл и цель жизни человека.

1

2

Внутренний мир человека.

1

3

Система представлений о себе.

1


Секреты выбора профессии.

6

4

Правила выбора профессии.

1

5

Ошибки при выборе профессии.

1

6

Профессиональные интересы.

1

7

Профессиональные склонности, способности.

1

8

Профессиональные намерения.

1

9

Самовоспитание и выбор профессии.

1


Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности.

2

10

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

11

Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

1


Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

2

12

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

1

13

Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении.

1

Раздел II. Мир профессий и труда - 20 часов.


Профессиональная пригодность.

2

14

Профессиональный план.

1

15

Профессиональная пригодность.

1


Здоровье и выбор профессии.

2

16

Здоровье и профессия.

1

17

Характеристики здоровья человека.

1


Многообразие мира профессий.

4

18

Труд как потребность человеческой жизни.

1

19

Социальные проблемы труда.

1

20

Знакомство с профессиями района.

1

21

Сознательность и самостоятельность выбора профессии.

1


Анализ профессий.

6

22

Общий обзор классификации профессий.

1

23

Типы профессий.

1

24

Классы профессий.

1

25

Отделы и группы профессий.

1

26

Профессиограмма профессий.

1

27

Формула профессии.

1


Рынок труда и его требования к профессионалу

2

28

Понятия «менеджмент» и «маркетинг».

1

29

Рынок труда и безработица.

1


Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений.

2

30

Пути получения профессии.

1

31

Знакомство с учебными заведениями Башкортостана.

1


Профессиональная проба.

2

32

Навыки самопрезентации. Профессиональная проба.

1

33

Защита творческой работы по курсу "Выбор профессии".

1


ИТОГО:

33







III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Образ «Я» и выбор профессии - 13 часов.

1.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе - 3 часа.

Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.

1.2 Секреты выбора профессии - 6 ч.

Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.

Познакомить учащихся с понятиями «интересы» и «склонности»; сформировать потребность адекватно оценивать свои интересы, склонности при выборе профессии; активизировать познавательные интересы.

Опросник А.Белова.

1.3 Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности -2ч.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.

1.4 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда -2ч.

Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.

Знакомство учащихся с понятием «внимание», формирование потребности в развитии способностей управления вниманием.

Тесты.

Раздел II. Мир профессий и труда - 20 часов.

2.1 Профессиональная пригодность - 2ч.

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.

Тесты Голланда.

2.2 Здоровье и выбор профессии - 2 ч.

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.

2.3 Многообразие мира профессий - 4ч.

Труд как потребность человеческой жизни. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность - качество современного работника.

2.4 Анализ профессий - 6ч.

Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии.

Выявить наиболее предпочтительные для учащихся группы профессий, ориентировочно выявить наиболее развитые качества и способности учащихся, активизировать учащихся для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессии. Определить, какой из типов профессий «Человек - Техника» ,«Человек - Природа», «Человек - Знак», «Человек -Искусство», «Человек - Человек» соответствует сложившимся к данному времени личным качествам учащихся.

Методика Н.С. Пряжникова.

2.5 Рынок труда и его требования к профессионалу - 2ч.

Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.

2.6 Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений -2ч.

Пути получения профессии. Система профессионально - технического образования. ПЛ и ПУ условия приёма и обучения в них.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. Понятие о профессиональной карьере.

2.7 Профессиональная проба -2ч.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).

Защита проектов.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Организация, формы и методы работы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

Использовать:

  • групповые дискуссии,

  • моделирование мира человека конкретной профессии,

  • диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии,

  • групповые занятия с элементами тренинга.

Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности.

Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно-ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно-ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.

Занятия проходят в виде уроков, включающих беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с теоретическими сведениями по основам профессиоведения.

На занятиях применяются:

  • профорентационные игры, способствующие выявлению отношения учащихся к разным профессиям;

  • анкетирование, позволяющее определить рейтинг жизненных ценностей учащихся и роль подготовки к будущей профессии;

  • компьютерная диагностика личностных особенностей развития, профессиональных склонностей, интересов учащихся;

  • тестирование.

Техническое обеспечение: видеопроектор.

Методический материал для занятий.

Изобразительные техники.

1.Упражнение «Мы творим мир профессий».

Цель: Развитие осознания того, каким тебя видят другие.

На большом листе ватмана педагог предлагает ребятам нарисовать символически свои фигуры (обвести их по шаблону и подписать), затем под музыку ребята двигаются вокруг листа, как только музыка закончилась, все останавливаются и начинают раскрашивать ту фигуру, которая оказалась к нему ближе, тем цветом, который, как ему кажется, больше соответствует этому человеку. Затем снова включается музыка, и все ребята передвигаются вокруг листа. При окончании звучания музыки каждый подписывает те качества, способности, которые, как он думает, помогут человеку, чья фигура оказалась рядом, сделать профессиональную карьеру. Затем снова звучит музыка, и все передвигаются вокруг листа ватмана. Как только музыка смолкает, ребята рисуют у находящейся рядом фигуры какое-либо орудие труда, которое как им кажется, мог бы использовать в своей будущей проф. деятельности этот человек или пишут ряд профессий, которые ему подходят, по мнению других. Этот лист ватмана хранится до последнего занятия, где его можно соотнести с планом профессионального самоопределения.

2.Упражнение «Символ моего дела.

Цель: Развитие осознанного отношения к своему профессиональному будущему.

Педагог предлагает ребятам создать символ своего будущего профессионального дела, если бы они были владельцами компании. Но для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограниченна. Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы участников занятия.

Время работы до 10 минут. Затем символы фирм собираются, перемешиваются, и предлагается каждому участнику группы высказать свои предположения относительно того, что производит фирма и чья эта фирма.



Психоролевые этюды и игры.

1. Игра «Или - или» .

Цель: Помочь лучше осознать, что влияет на принятие решений и заставляет поступать так, а не иначе участников группы.

Ведущий предлагает всем построиться в шеренгу. Затем сообщает участникам занятия, что он будет задавать им вопросы, на которые надо отвечать быстро, но не словом, а с помощью перемещения по аудитории. Например, вы - машина: а/ экономный Фольксваген - справа; б/ шикарный Роллс - ройс - по центру; в/ высокопроходимый Джип - слева.

Затем предлагается ряд вариантов:

- Вы: универсальная ручка «пиши-стирайка»; золотая авторучка; простой карандаш?

- Вы - табличка с надписью: «Открыто»; «Вход воспрещен»; «Скоро вернусь»?

- Вы: гора; долина; равнина?

- Вы: город; деревня; микрорайон?

- Вы: вчера; сегодня; завтра?

- Вы: романтическое платье; классический костюм; спортивный костюм?

- Вы: косуля; слон; гепард?

- Вы: да; нет; может быть?

Данная игра может быть частью разминки. Во время перемещения ведущий может задать вопрос любому участнику относительно образа, который он выбрал.

2.Игра «Царевна Несмеяна».

Цель: Развитие умений презентовать себя другим людям.

Ведущий предлагает группе пересчитаться на 1,2,3,4 - образуя подгруппы. В каждой подгруппе под номером один - Царевна Несмеяна, а остальные - женихи, которые должны ее рассмешить. Ведущий дает инструкцию для Несмеян, чтобы те старались из всех сил оставаться серьезными. Затем подгруппы рассаживаются в комнате так, чтобы не мешать друг другу. Несмеяны в центре, а женихи стараются проявить свою смекалку и находчивость. Если Царевна Несмеяна хотя бы улыбнулась, то этот жених переходит в другую группу и пробует там рассмешить Царевну тем же способом, что сработал в предыдущем случае. Затем идет обсуждение того, что же рассмешило Царевну (высказывание женихов), а далее сами Царевны говорят о своих чувствах и, что на самом деле для них было смешно.

3. Этюд «Самая - самая» .

Цель: Развитие артистических способностей, творческого мышления. Выявление личностных представлений о мире профессий.

Ведущий предлагает участникам занятия изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам: самая сладкая профессия; самая денежная профессия; самая волосатая профессия; самая неприличная профессия; самая смешная профессия; самая зеленая профессия; самая детская профессия; самая серьезная профессия.

Во время того, как участники вживаются в профессию, изображая ее представителей, Ведущий может спросить у некоторых из них кого они изображают.

Профориентационные игры.

1.Игра «Биржа труда».

Цель: Развитие умения презентовать себя, а так же анализировать полученную информацию и соотносить ее со своими возможностями.

Ведущий кратко рассказывает о бирже труда и ее возможностях: « В современном мире люди все чаще в поиске работы прибегают к услугам биржи труда. Узнать какие есть вакансии в городе и соотнести свои возможности, а главное презентовать себя так, чтобы работодатель согласился с вашей кандидатурой».

Ведущий предлагает посчитаться на 1,2: 1 номера - консультанты биржи труда; 2 номера - потенциальные работники. Консультанты получают набор вакансий, о которых говорят в общих чертах, но не называют должность, и предлагают побороться за них потенциальным работникам. Потенциальные работники по собственному желанию определяют, у какого консультанта подходящая им вакансия и подходят к нему на собеседование. Они должны придумать свое резюме, согласно услышанной характеристике вакансии, где указать: где и когда работали в должности соответствующей характеристике вакансии, какое учебное заведение окончили, почему стремятся попасть в эту фирму. Если есть необходимость что-то уточнить, то они задают консультанту вопросы, затем творчески себя представляют. Консультант вправе задать во время презентации пару вопросов.

После того, как прошло собеседование, и консультант выбрал лучшего из лучших, он озвучивает вакансию: «укротитель домом учительниц», «поедатель пирожков», «ловец уплывших за буйки», «сказочник», «чистильщик леса», «заговариватель зубной боли».

Варианты презентации вакансий консультантами:

  • В фирму «Алле» на вакантную должность требуется человек ответственный, физически крепкий, морально устойчивый, относящийся к делу с любовью, готовый за достойную оплату выполнять тяжелую, нервную работу. Полный соц. пакет, гибкий график работы, предоставляется ежегодный отпуск в размере 56 календарных дней.

  • ОО «Пирогов» осуществляет набор лиц, на договорной основе, обладающих изысканным вкусом, умеющих творчески организовать свою деятельность, готовых изучать запросы клиентов, осуществлять дегустационные пробы. Обязательное требование к кандидатам - здоровый ЖКТ. ОО гарантирует своевременную выплату заработной платы и 10 % от общего объема выполненной работы.

  • Туристическая фирма «В гармонии с природой» приглашает на высокооплачиваемую работу энергичных, общительных, уравновешенных людей, готовых совмещать приятное времяпрепровождение с общественно значимой работой, любящих природу, воду и солнце, риск. Фирма гарантирует медицинскую страховку и обеспечение производственным транспортом.

  • В редакцию газеты приглашается грамотный, обладающий креативностью, имеющий высшее филологическое образование, внештатный сотрудник. Редакция гарантирует, что каждый номер будет верстаться с учетом авторских пожеланий, рекомендаций, без корректировки содержания предоставленной информации, в одной из самых популярных рубрик. Оплата производиться из расчета сто рублей за каждую умную мысль.

  • ОО «За чистку рядов» требуются на сезонные работы ответственные, внимательные, исполнительные, трудолюбивые, аккуратные работники, строго выполняющие предписания СЭС, с хорошей моторно-двигательной координацией и развитым глазомером. ОО гарантирует, на время сезонной работы, сотрудники обеспечиваются жилищно-бытовыми условиями в экологически чистом районе области, а также сухим пайком, сачком и прочим инвентарем. Оплата понедельная.

  • Частная медицинская клиника объявляет о приеме на работу специалиста в области нетрадиционных методов лечения. Требования к кандидатуре: опыт работы не обязателен, приветствуется владение нетрадиционными средствами медицины, идеальная голливудская улыбка, знание нескольких языков. Опыт столярно-слесарных работ приветствуется. Оплата сдельная. Работники обеспечиваются спец. одеждой и дополнительными днями к отпуску в связи со сложными условиями труда.

Внимание: игра требует предварительной подготовки раздаточного материала: карточки с презентациями вакансий, листы белой бумаги и ручки по количеству участников.

2.Игра «Криминалисты».

Цель: Развитие зрительного восприятия, срабатываемости. Пополнение личностного опыта в результате ролевого проигрывания.

Ведущий кратко знакомит ребят с особенностями профессии криминалиста, вместе с ними составляет профессиограмму данной профессии. Затем участникам группы предлагается пересчитаться на 1,2,3. Первые номера - «полковники», вторые номера - одна группа криминалистов, третьи номера - вторая группа криминалистов. Из каждой группы криминалистов выбирают по одному объекту, который будет выступать в роли «модели разыскиваемого человека» и чей фоторобот необходимо будет составить криминалистам.

Каждой команде предлагается проф. набор: клей, ножницы, ½ листа ватмана - основа для фоторобота, вырезки разнообразных лиц из газет, журналов, плакатов, старых фотографий артистов, простой карандаш, ластик. Время на составление фоторобота 15-20 минут. Одно из условий - составленный фоторобот должен быть похож на оригинал. По истечении указанного времени полковники сличают оригинал с фотороботом, в ходе выполнения задания они наблюдают за поведением криминалистов каждой команды, отмечают, насколько они были активны, сплоченно работали, и определяют лучшую криминалистическую группу. Возможно, выделить самых наблюдательных криминалистов, у которых хорошо развито зрительное восприятие, и их деятельность в процессе составления фоторобота была значительной.

Внимание: игра требует предварительной подготовки раздаточного материала.

3.Игра «С выдумкой идем по жизни».

Цель: Развитие наблюдательности, умение быстро принимать решение в нестандартной ситуации. Пополнение личностного опыта в результате ролевого проигрывания.

Ведущий рассказывает участникам группы о том, что в любой профессиональной деятельности случаются так называемые проколы, когда специалист попадает в критическую ситуацию, выбраться из которой можно, только используя свое воображение и фантазию. Участники группы пересчитываются на 1,2,3,4, образуя, таким образом, четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает по одной проблемной ситуации, из которой им предстоит найти выход и разыграть ее.

Варианты ситуаций: а/у адвоката во время защиты пропадает голос, а его слово сейчас решающее; б/у певицы во время концерта попадает в щель каблук, и она падает; в/У электрика во время работы вдруг исчезает изолента; г/у продавщицы при сдаче денег вдруг оказывается лишней огромная сумма денег; д/ во время спектакля у актера, который играет Сирано де Бержерака, отпадает нос; е/менеджер спешит на деловую встречу, из-за угла на полном ходу пролетает джип и обливает его грязью.

Время на разработку идей и подготовку ее представления всем 10 минут.

4.Игра «Социологический опрос».

Цель: Пополнение личностного опыта в результате ролевого проигрывания, развитие умений вести диалог.

Ведущий кратко рассказывает о профессии социолога: «Мы часто видим на улицах людей, которые проводят опрос общественного мнения - это социологи, которые для всевозможных исследований разрабатывают различные анкеты, а так же выступают в роли респондентов и проводят интервьюирование по различным темам. Разные люди проходят мимо них и им необходимо расположить этих людей к беседе, а так же за короткий временной промежуток узнать их мнение по тому или иному поводу».

Ведущий предлагает рассчитаться на 1,2, 3, 4 номера. Каждая группа получает тему социологического опроса и в течение 10 минут разрабатывает вопросы к полученной теме. Затем первые номера становятся респондентами - социологами, которые по жеребью определяют опросник; вторые, третьи, четвертые номера - прохожие, которым задаются возрастные рамки (18 - 65 лет) и характеристики.

Тематика: а/Социологический опрос о предстоящих выборах президента России (до 5 вопросов); б/Социологический опрос о роли семьи в воспитании будущего поколения России (до 5 вопросов); в/Социологический опрос о том, кому на Руси жить хорошо (до 5 вопросов); г/Социологический опрос о том, является ли участие в выборах правом или обязанностью (до 5 вопросов).

Характеристики: а/пожилой человек 63 лет, упрямый, консервативный, склонен к конфликтам, не умеет слушать другого, одинокий, имеет материальный достаток в виде пенсии; б/молодая девушка 20 лет, студентка, активистка, общительная, эмоциональная, слегка эксцентричная (любит производить необычное впечатление на других, шокировать); в/женщина средних лет, около 40, замкнутая, нервная, уставшая, скромно одетая, имеет семью, заботы о детях и домашнем уюте лежат на ее плечах и т.д.

Задача респондентов провести опрос как можно большего количества прохожих. Задача прохожих вести себя соответственно заданной роли.

Время проведения игры - 25 минут. Затем рефлексия.

5. Игра «Нужные люди» .

Цель: Формирование представлений о сферах трудовой деятельности.

Ведущий предлагает участникам расчетаться на 1,2,3,4,5. Затем все 1 номера объединяются в подгруппу, 2 - в другую подгруппу и т.д. Каждая группа получает свое задание, но все должны составить список профессий, которые необходимы в какой-либо сфере деятельности. Варианты: список профессий для производства куска хлеба; для строительства жилого дома; для создания телепередачи; для охраны общественного порядка; для движения городского транспорта; для производства школьного учебника и т. д. Время на работу в подгруппах - 7 - 10 минут. Затем от каждой группы выходит один представитель и зачитывает список тех профессий, которые составили в группе. Другие группы после заслушанного списка могут дополнить перечень.

Тест "Определение типа будущей профессии".

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

Утверждения для самооценки

1. Природа

2. Техника

3.

Знак

4. Искусство

5.

человек

1. Легко знакомлюсь с людьми

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

1

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

1

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

1

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

1

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

1

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

1

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

2

1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности.

2

11. Охотно читаю о растениях, животных.

1

1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

1

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин.

1

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

2

15. Легко улаживаю разногласия между людьми.

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

2

1 7. Людям нравится мое художественное творчество.

2

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными.

2

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

2

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди.

1

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

1

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

1

25. Могу влиять на ход развития растений и животных.

2

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

1

27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения.

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

1

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

1

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

1

Результаты



По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку "Результаты". Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце - 8.



V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.

  2. Чистякова С.Н., Родичев В.Ф. Профессиональное самоопределение. - М.: ОИЦ «Академия, 2010.

  3. Вировец Ю.А. Справочник популярных профессий. - СПб.: Питер, 2010 г.

  4. Грецов А.Г. Выбираем профессию. - СПб.: Питер, 2009 г.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова Г.С. Ворастная психология. - М.: Владос, 1998.

  2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. «Мой выбор» / под ред. И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе и др. Учебно-методическое пособие для учителей. Изд-ие пятое М.: Издательство «ИЖИЦА», 2004 г.

  3. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. - Калуга, 1968.

  4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.

  5. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.

  6. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1984.

  7. Климов Е.А. Путь в профессию. - М., 1989.

  8. Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М.,1997.

  9. Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.

  10. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., Просвещение, 1991.

  11. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. -М., 2001.

  12. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

  13. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации /Под ред. Климова Е.А.. - Пермь, 1989.

  14. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.

  15. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск, 1995.

  16. Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. - Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.

17


© 2010-2022