Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №22»

ул. Депутатская д.10, Майкоп, Республика Адыгея, 385018 т.55-65-42



«Обсуждено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании Методсовета Заместитель директора по УВ Директор МБОУ «Гимназия№22» «____»_________ 2015 г. МБОУ «Гимназия№22» Приказ №___

«___»__________2015 г. «___»__________2015 г.


Рабочая программа


Основы духовно - нравственной культуры

народов России

5 класс



Учитель: Петриенко Ольга Михайловна,

учитель МХК и ОРКСЭ,

высшая квалификационная категория



Майкоп


2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» /автор: Н.Ф. Виноградова. Программа обеспечена учебником: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений . - М.: Вентана-Граф, 2015.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Принципы организации обучения по курсу

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства - толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина - часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда - один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах общества, определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:

«В мире культуры»,

«Нравственные ценности российского народа»,

«Религия и культура»,

«Как сохранить духовные ценности»,

«Твой духовный мир».

Общая характеристика учебного предмета:

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Базисном учебном (образовательном) плане:

- предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.


























Планируемые результаты освоения учебного курса

1. Личностные результаты (Л).

Л-1. Формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину.

Л-2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Л-3. Формирование образа мира как единого, целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Л-4. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Л-5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Л-6. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Л-7. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Л-8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Л-9. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2.Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Р-1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Р-2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Р-3. Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности.

П-1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

П-2. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

К-1. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

К-2. Развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.

3.Предметные результаты (Пр).

Пр-1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Пр-2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Пр-3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Пр-4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Пр-5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Пр-6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

Пр-7. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Пр-8. Осознание ценности человеческой жизни.


К концу обучения учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

-Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является безотметочным. Безотметочное обучение по данному курсу представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, а присутствует качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио учеников.



Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры.

Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек - творец и носитель культуры.

Вне культуры жизнь человека

невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.

Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные

установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую».

Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр, Саусрыко и др.).

Жизнь ратными подвигами полна.

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде - красота человека.

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…».

Буддизм, ислам, христианство о труде и

трудолюбии.

Люди труда.

Примеры самоотверженного труда людей разной национальности

на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе.

Одушевление природы нашими предками. Роль

заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья - хранитель духовных ценностей.

Роль семьи в жизни человека. Любовь,

искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О

любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,

исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в

фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры.

Вклад религии в развитие материальной и

духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси.

Принятие христианства на Руси,

влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья

Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние

особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.

Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)

- золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской

литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство

народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский

календарь.

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея.

Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.

Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России.

Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский

календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституционные

гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников

духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков.

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры

благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир.

Образованность человека, его интересы,

увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие

духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.


Тематическое планирование

Тема программы

Содержание программного материала

Характеристика видов деятельности

Раздел 1. В мире культуры

1.Величие многонациональной российской культуры


Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. Вклад представителей разных народов в становление науки, искусства, живописи, архитектуры на территории Республики Адыгея

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

2.Человек -творец и носитель культуры


В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества.

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных»

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

3. «Береги землю родимую, как мать любимую».

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

4. Жизнь ратными подвигами полна.

Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.

5. В труде- красота человека.

Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.

6. «Плод добрых трудов славен».

Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока.

7. Люди труда.

В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества.

Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

8.Бережное отношение к природе.

Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

9.Семья- хранитель духовных ценностей.

Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций -залог интереса к культурным традициям российского народа. Нравственные ценности русского, адыгского, греческого, армянского, грузинского и др. народов, проживающих на территории республики Адыгея. Роль национальных семейных ценностей в установлении мира, добра и справедливости на территории Республики Адыгея.

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.

Раздел 3. Религия и культура

10. Роль религии в развитии культуры

Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений).

Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».

11. Культурное наследие христианской Руси.


Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. Православные храмы республики Адыгея. Дружба кубанцев и народов, проживающих на территории республики Адыгея.

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

12. Культура ислама.


Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. Мечети Республики Адыгея

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

13. Иудаизм и культура.




Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.

Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

14. Культурные традиции буддизма.



Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка.

Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

15. Забота государства о сохранении духовных ценностей.


Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

16. Хранить память предков.



Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории.

Раздел 5. Твой духовный мир.

17. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. Национальный музей республики Адыгея - кладезь духовных и национальных ценностей.

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете»


Учебно-методическое обеспечение учебного курса в 5 классе

1.Программа к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2015. 2. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение :

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - scoolcollection.edu. ru

Всемирная история в интернете - hrono.ru

История стран и цивилизаций - http: // istorya. ru

Библиотека античной литературы - сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура - artclassic.edu.ru

  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

  1. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. - М., 2007.

  2. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. - Минск, 2004.

  3. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. - М., 1983.

  4. Введение в буддизм. - СПб., 1999.

  5. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М., 2002.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. - М., 2008.

  7. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. - М., 2006.

  8. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. - СПб., 2005.

  9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М., 2005.

  10. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. - Иерусалим, 1976-2005.

  11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М., 2004.

  12. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. - М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. - М., 2000.

  13. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2006.

  14. Поснов М.Э. История христианской церкви. - М., 2005.

  15. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. - М., 2003

  16. Хопко Ф. Основы православия. - Минск, 1991.

  17. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.

Образовательные сайты:

easyen.ru/современный учительский портал

ifmir.info/budd.htm

pravoslavie.ru/

muslim.ru

buddhism.ru

feor.ru

proshkolu.ru/tag/37017/

annaellada.narod.ru/интересные

ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013

wikikurgan.orbitel.ru

fw.ru - Фонд «Мир семьи»

Яndex-энциклопедии. encycl.yandex.ru

Рубрикон. rubricon.ru/

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. megabook.ru/

Литература для дополнительного чтения учащимися:

  1. Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.

  2. Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.

  3. Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.

  4. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998.

  5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.

  6. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957







Календарно-тематическое планирование

5 класс - 35 часов


урока

Дата

Тема

Планируемые результаты, УУД

Хар-ка деят. учащихся

Д/з

Раздел 1. Введение. В мире культуры (4ч.)

Величие многонациональной российской культуры

Л-1,4,9, Р-2, П-1, К-1, Пр-5

Работа с текстом, ответы на вопросы, работа в тетради (С)

с.8

Республика Адыгея -многонациональна!

Л-1,4,9, Р-2, П-1, К-1, Пр-5

Работа в группах, беседа, обсуждение,ответы на пвопросы


    Человек-творец и носитель культуры

    Л-3,4,5, Р-2, П-2, К-1, Пр-3,7

    Повторение предыдущей темы. Работа со словарем и дополнительной информацией (С). Ответы на вопросы.

    с.14

    4.

    Живительные воды нравственности

    Л-5,6, Р-2, П-2, К-1, Пр-3,6,7

    Самостоятельная работа с источниками информации, , подготовка творческой беседы с членами семьи. Подбор и анализ пословиц по теме.

    с.17


    Раздел 2. Нравствственные ценности российского народа ( 15 ч.)


    5.

    Береги землю родимую, как мать любимую

    Л-2,6, Р-1, П-1, К-1,2, Пр-1,6

    Беседа,комментированное чтение, устный рассказ на тему.

    с.21

    6.

    Образы нартских богатырей

    Л-1,3,5,9, Р-1,2, П-1, К-2, Пр-1,2,8

    Повторение предыдущей темы. Работа с дополнительной информацией. Ответы на вопросы. Подготовка сообщений о героях эпосов народов России

    с.23

    7.

    Жизнь ратными подвигами полна

    Л-1,6, Р-1,

    П-2, К-1,2,

    Пр-1,2

    Повторение предыдущей темы.

    Беседа, работа с текстом .

    Составление словаря терминов и понятий.

    с.27

    8.

    Всякий мужественный человек приносит честь своей Родине

    Л-1,6, Р-1,

    П-2, К-1,2,

    Пр-1,2

    Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией (С). Пересказ. Ответы на вопросы.

    с.33

    9.

    Вклад мусульманских народов в Великую Победу

    Л-1,6, Р-1,

    П-2, К-1,2,

    Пр-1,2

    Повторение предыдущей темы. Составление словаря терминов и понятий.

    Работа в исследовательских группах

    с.35

    10.

    В труде - красота человека

    Л-6,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

    Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

    с.40

    11.

    Плод добрых трудов славен

    Л-5,6, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7

    Повторение предыдущей темы (С). Работа с текстом, словарем и дополнительной информацией. Ответы - рассуждения на вопросы.

    с.42

    12.

    Люди труда

    Л-5,6, Р-3,

    П-2, К-2, Пр-1,7

    Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

    Заполнение таблицы

    с.44

    13.

    Самоотверженный труд наших соотечественников

    Л-6,7, Р-1,2, П-1,2, К-1, Пр-6,7

    Повторение предыдущих тем. Работа с текстом, и дополнительной информацией Ответы - рассуждения на вопросы.

    с.48

    14.

    Бережное отношение к природе

    Л-5, Р-1, П-1, К-2, Пр-1,2,6

    Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

    Пересказ. Ответы на вопросы.

    с.51-55

    15.

    Семья-хранитель духовных ценностей

    Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

    Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией

    с.56-58

    16.

    Семья-хранитель духовных ценностей

    Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

    Работа с высказываниями, сказками народов мира

    с.60-66

    17.

    Семья-первый трудовой коллектив

    Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

    Повторение предыдущей темы. Работа с высказываниями, пословицами.

    Пересказ. Ответы на вопросы.

    с.73

    18.

    Любовь-главная семейная ценность

    Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

    Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией, притчами

    с.78

    19.

    Испечём пирог дружбы

    Л-2,5,8,9, Р-2,3, П-1, К-2, Пр-1,2,6

    Работа с притчами о детях и родителях Роль национальных семейных ценностей в установлении мира.

    с.80-82

    Раздел 3.Религия и культура (11 часов)

    20.

    Роль религии в истории культуры

    Л-3,6, П-1, К-1, Пр-3,5

    Групповая работа с источниками информации Ответы - рассуждения на вопросы.

    с.84

    21.

    Культурное наследие христианской Руси

    Л-2,5,6,8, Р-3, П-2, К-1, Пр-3,5

    Работа с информацией. Ответы - рассуждения на вопросы.

    с.87

    22.

    Христианская вера и образование в Древней Руси

    Л-3,6,8, Р-3,

    К-2, Пр-1,2,6,7

    Комментированное чтение,

    работа с иллюстративным

    материалом. Ответы на вопросы.

    с.89

    23.

    Художественное своеобразие христианской культуры

    Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7

    Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, высказываниями (С), дополнительной информацией. Ответы - рассуждения на вопросы.

    с.90-98

    24.

    Возникновение ислама

    Л-1,3, 4,5,Р-2, П-2, К-1, Пр-7

    . Работа с текстом, дополнительной информацией. Заполнение таблицы.

    с.101

    25.

    Литература и искусство в культуре ислама

    Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7

    Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, высказываниями, иллюстрациями к уроку (С) и дополнительной информацией. Ответы - рассуждения на вопросы.

    с.104

    26.


    Художественное своеобразие архитектуры ислама

    Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,7

    Групповая исследовательская работа

    с.106

    27.

    Мир добрых соседей.

    Кубань - друг и сосоед республики адыгея

    Л-4,9, Р-1, П-2, К-2, Пр-1,2,5,

    Просмотр и обсуждение видеофильма «Кубань», «Ремпублика Адыгея». Ответы - рассуждения на вопросы.


    28.

    Основы иудейской культуры

    Л-6,7,8, Р-1,2, П-2, К-1, Пр-1,2,3,6

    Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.


    с.109

    29.

    Иудейская история в произведениях живописи

    Л-2,56,7,8, Р-1,2, П-2, К-1

    Пр-1,2,3,6

    Повторение предыдущей темы. Работа со словарем, сказкой (С), притчей, иллюстрациями к уроку и дополнительной информацией

    с.119

    30

    Культурные традиции буддизма

    Л-2,5,6,7, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,6,7

    Работа с высказываниями, текстом и дополнительной информацией

    с.120

    31.

    Искусство буддизма

    Л-3,4, Р-1, П-1, К-1, Пр-2,3,4,6

    Повторение предыдущей темы. Работа с текстом, иллюстрациями к уроку (С). Ответы - рассуждения на вопросы.

    с.126





    Раздел 4. Сохранение духовных ценностей (2 часа)

    32.

    Забота государства о сохранении духовных ценностей

    Л-1,2,,7, Р-3, П-2, К-2, Пр-1,7

    Работа с текстом и дополнительной информацией (С). Пересказ. Ответы на вопросы

    с.129

    33.






    Хранить память предков

    Л-1,3,5 Р-1,2,3, П-1,2, К-1,2, Пр-3,6,7




    Поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме)


    Раздел 5. Твой духовный мир (2 часа)




    34.

    Что составляет твой духовный мир

    Л-5,8,9, Р-1,П-1,К-1.Пр-1,Пр-6,Пр-8


    Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме)


    35.

    Прикосновение к прошлому

    Л-5,8,9, Р-1,П-1,К-1.Пр-1,Пр-6,Пр-8


    Участие в диспутах: учатся слушать собеседников и высказывать собственное мнение. Подготовка сообщения по выбранным темам (теме)



    © 2010-2022