- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия Павло-пассадский платок
Конспект занятия Павло-пассадский платок
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева А.А. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру
Приобщение к истокам русской народной культуры.
Тема: «Знакомство с русским платком» (проводится на базе музея «Русская изба»)
Цели:
-
Познакомить детей с деталью женской одежды - платком.
-
Дать представления об истории возникновения платка
-
Познакомит с Павловским платком.
-
Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды.
-
Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.
-
Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей.
-
Учить передавать рисунок платка на бумаге
Материал: волшебный сундучок, платки, картинки с изображением станков и платков, заготовки для платков на каждого ребенка, кисти, гуашь, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к мастерице. Она нас очень ждет. А кто такая мастерица?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Вот сегодня нас одна известная мастерица к себе, чтобы поведать нам об удивительной детали женской одежды.
(Дети заходят в музей, становятся полукругом. В музее ждет мастерица.)
Мастерица:
Здравствуйте, ребята! Проходите, уж заждалась я вас! Вы знаете, кто я?
Дети: (ответы детей)
Мастерица:
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед -
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький сундук.
Я хочу вам сегодня рассказать о чудо - одеянии! Давайте заглянем в мой волшебный сундучок, там спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое. Это предмет одежды - кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?
Дети: Платок.
Мастерица:
Да. Это платок. Давайте посмотрим.
(дети рассматривают платки, а воспитатель их развешивает)
Мастерица:
Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани - платом, платком.
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. (Показ картинок)
Давным - давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках (демонстрация картинок с изображением ткацких станков), украшали их вышивкой,
ленточками (рассказ сопровождается показом старинного платка). Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.
Павловский Посад - это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.
Воспитатель:
Давай посмотрим на эти прекрасные платки. Что на них изображено?
Дети: Цветы.
Воспитатель:
Посмотрите, какая прелесть! Раскинув перед собой шаль, мы видим дивный букет из садовых цветов, чаще всего это розы. Посмотрите, какие они яркие. Не менее яркие и зеленые листья и, дополняющие букет, мелкие цветы: голубые, сиреневые.
Каким может быть фон у платка?
Дети: (ответы детей.)
Мастерица:
Цвет фона у платка может быть бардовым, кремовым, зеленым, красным, черный.
Посмотрите, как нанесен узор из цветов. Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка, правда? Не одно поколение мастеров работало на фабрике.
Воспитатель:
Павловские платки известны во всем мире (рассказ сопровождается демонстрацией картинок и платков).
Мастерица:
А давайте немного поиграем? Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек". Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке. Достать его можно - только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.
(После игры дети садятся на стулья).
Воспитатель: Спасибо тебе, Мастерица, мы сегодня узнали много интересного.
(Дети попрощались с Мастерицей и отправились в группу, где будет продолжение знакомства с Павловским платком, но уже на рисовании).
Воспитатель:
Наряднее платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость. Давайте я покажу и научу, как можно носить современный платок. Демонстрация моделей:
-
"Нарядный бант"
-
"Платочек-шарфик"
-
"Ожерелье"
(Дети по - очереди учатся повязывать платки)
Воспитатель:
Вы научились модно, современно, красиво повязывать платки. Дома украшать ими будете мам и бабушек. А сейчас давайте превратимся с вами с чудо- мастеров и сами приготовим Павловский платок, только уже с помощью бумаги и гуаши.
Воспитатель раздает черный листок бумаги (на этом цвете лучше всего выразить яркость платка, используя все цвета).
В середине методом прикладывания кисти рисуем большие красные, оранжевые цветы с зелеными листочками, отдаляясь от центра, рисуем кончиком тонкой кисти мелкие цветы в хаотическом порядке. Когда платок готов, берем ножницы и делаем бахрому, надрезая края платка. Платок готов.
Итог занятия:
- С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки?
- Как можно в современной одежде использовать платок?
Воспитатель:
- Молодцы! Какие чудесные у вас получились платки. Вижу - все у нас сегодня постарались. А теперь вместе с вами проведем выставку Павловских платков.