- Преподавателю
- Другое
- ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Повпыко Д.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Инструкционная карта № 1
Тема: Техническое обслуживание
двигателя и устранение неисправностей.
Упражнение 1.Обслуживание системы охлаждения
двигателя ЗМЗ-53 (ЗМЗ-66).
Цель работы:
-
Научится выполнять контрольно-проверочные, регулировочные и смазочные работы, предусмотренные при техническом обслуживании приборов системы охлаждения двигателя.
Оборудование учебного места:
-
Автомобиль ГАЗ-53А или двигатель горячей регулировки ЗМЗ-53 (ЗМЗ-66).
-
Ключи гаечные 9, 10, 11, 12, 14, 17 и 19 мм.
-
Ключ торцовый 14 мм.
-
Масштабная линейка.
-
Планка.
-
Пассатижи.
-
Отвертка.
-
Солидолонагреватель.
-
Воронка.
-
Проволока.
-
Посуда для охлаждающей жидкости.
-
Смазка 1-13 жировая.
Методические рекомендации по выполнению практического задания
Спуск и заливка охлаждающей жидкости в систему.
-
Снять пробку горловины радиатора; открыть кран отопителя кабины, вращая его рукоятку против хода часовой стрелки до упора.
-
Установить под двигатель посуду для сливаемой жидкости; открыть два спускных крана, расположенных по обеим сторонам нижней части блока цилиндров (у двигателя 3М3-66 спускной кран левой стороны расположен на котле спускового подогревателя).
-
Открыть кран в нижней коробке радиатора (рис. 1).
-
При откинутой кабине автомобиля ГАЗ-66 открыть кран на шланге отопителя и слить из него охлаждающую жидкость.
-
Провернуть коленчатый вал двигателя на 3-4 оборота с помощью пусковой рукоятки или стартера; мягкой проволокой прочистить краны.
-
Закрыть все краны, кроме крана отопителя кабины, расположенного на впускном трубопроводе.
-
Установить воронку в горловину радиатора и заполнить систему охлаждения так, чтобы уровень жидкости на 15-20 мм. не доходил до нижнего края заливной горловины. Закрыть горловину радиатора пробкой.
Проверка герметичности соединений радиатора,
водяного насоса и шлангов.
-
При неработающем холодном двигателе проверить отсутствие подтекания охлаждающей жидкости (рис. 2).
-
Пустить двигатель, прогреть его и вновь осмотреть соединения приборов системы охлаждения при работающем двигателе.
-
При наличии подтекания жидкости подтянуть соединения, заменить прокладки или неисправные приборы (детали).
Подтяжка крепления радиатора, вентилятора,
водяного насоса и хомутиков шлангов.
-
Проверить состояние и при необходимости подтянуть болты и гайки крепления радиатора, вентилятора, корпуса водяного насоса и корпуса термостата (рис. 2).
-
Пользуясь отверткой, подтянуть винты крепления хомутиков шлангов.
Проверка состояния и натяжения ремня
привода вентилятора.
-
Осмотреть ремень по всей его длине. Проверить отсутствие расслоения, частичных разрывов ткани и замасливания.
-
Наложить на ремень между шкивами генератора и вентилятора ровную планку, поставить на ремень масштабную линейку и нажать на неё с силой 3-4кгс. Прогиб ремня должен быть в пределах 10-15мм. (рис. 3). У двигателя 3М3-53 прогиб ремня измеряется между шкивом вентилятора и натяжным роликом.
-
Изменением положения натяжного ролика (двигатель 3М3-53) (рис. 4) или поворотом генератора (двигатель 3М3-66) добиться необходимого натяжения ремня.
Смазка подшипников водяного насоса
и натяжного ролика.
-
Очистить масленку от загрязнений и при помощи солидолонагнетателя нагнетать консистентную смазку (1=13 жировая) до выхода её из контрольного отверстия (рис.5).
-
На двигателе 3М3-53 смазать подшипник натяжного ролика ремня привода вентилятора: вывернуть болты, снять крышку подшипника, заложить смазку и завернуть крышку (рис. 6).
Проверка действия жалюзи.
-
Передвинуть рукоятку управления жалюзи в переднее положение и осмотреть створки впереди радиатора; они должны быть полностью открыты.
-
Передвинуть рукоятку до отказа назад; створки должны полностью закрыться. Рукоятка должна перемещаться свободно и фиксироваться в любом промежуточном положении.
Вопросы для самопроверки:
-
Для чего необходимо снимать пробку радиатора при спуске охлаждающей жидкости?
-
Почему герметичность соединений системы охлаждения проверяют при неработающем и работающем двигателе?
-
Каковы последствия неправильного натяжения ремня привода вентилятора?
-
Для чего после спуска охлаждающей жидкости необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя на несколько оборотов?
-
Какие работы по техническому обслуживанию системы охлаждения проводятся при ежедневном, первом и втором технических обслуживаниях?