Рабочая программа по ПМ. 02

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Воронежской области

«Россошанский химико-механический техникум»




СОГЛАСОВАНО

ОАО «МИНУДОБРЕНИЯ»

_______________________

(должность)

___________________ Ф.И.О.

м.п.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО «РХМТ»

(Приказ № ___ от «__» _________ 2015г.)


___________________ Кравченко А. В.

м.п.

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК ГБПОУ ВО «РХМТ»

Протокол № ___ от «___» ___________2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПМ.02. Ведение технологических процессов производства неорганических веществ

(наименование профессионального модуля)

Код профессии: 18.01.05.«Аппаратчик - оператор производства неорганических веществ»


2,5 ГОДА










город Россошь

Воронежская область

2015 год


Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии: 18.01.05. «Аппаратик - оператор производства неорганических веществ».

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский химико-механический техникум» (далее - ГБПОУ ВО «РХМТ»)

Разработчики:

Белолипецкая Н.И.преподаватель первой квалификационной категории, председатель предметной цикловой комиссии, почетный работник начального профессионального образования ГБПОУ ВО «РХМТ»




































СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


2. СТРУКТУРА и содержаниЕ


3. условия реализации программы


4 Контроль и оценка результатов освоения




1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Программа - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в ГБПОУ ВО «Россошанском химико-механическом техникуме» по профессии 18.01.05. «Аппаратчик- оператор производства неорганических веществ».

1.2. Требования к результатам освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности:

  • Ведение технологических процессов производства неорганических веществ,

в том числе профессиональными компетенциями (далее - ПК) и общими компетенциями (далее - ОК):

Код

Наименование результата обучения

ПК.2.1

Подготавливать и загружать сырье и материалы в аппараты

ПК.2.2.

Контролировать и регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно- измерительных приборов и результатам анализов

ПК 2.3.

Проводить анализы и определять характеристики сырья, полупродуктов и продуктов по показаниям контрольно- измерительных приборов и результатам анализов

ПК.2.4.

Вести учет сырья и количества полученной продукции

ПК.2.5.

Выполнять требования техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • подготовки сырья и материалов;

  • дозировки и загрузки сырья и материалов;

  • выполнения учета расхода сырья, материалов, количества вырабатываемой продукции, энергоресурсов;

  • получения неорганических веществ;

  • контроля и регулирования параметров технологического процесса;

  • соблюдения правил безопасной работы с контрольно- измерительными, регистрирующими, регулирующими приборами и автоматическими устройствами;

  • снятия показаний приборов, регулирующих технологический процесс, и оценки достоверности информации;

  • ведения операционного журнала;

  • работы с инструкциями по рабочему месту;

  • работы с технологическими схемами;

  • принятия решений при нестандартных ситуациях;

  • соблюдения правил безопасной работы на производстве;

  • использования средств индивидуальной и коллективной защиты, противопожарной техники;

  • работы на персональном компьютере с использованием операционных систем и прикладных программ;

уметь:

  • составлять материальный и тепловой балансы технологического узла;

  • определять расходные нормы сырья, материалов и энергетических ресурсов;

  • обосновывать параметры технологического процесса с целью получения конечного продукта заданного качества;

  • работать со справочной и нормативной документацией;

  • обеспечивать безопасные условия труда;

  • обеспечивать безопасность окружающей среды;

  • использовать компьютерные и телекоммуникационные средства, программное обеспечение в профессиональной деятельности;

знать:

  • физические и химические свойства неорганических веществ;

  • методы получения неорганических веществ и способы выделения основных и побочных продуктов;

  • типовые технологические схемы производства неорганических веществ;

  • требования предъявляемые к качеству продуктов производства;

  • правовые, нормативные и организационные основы охраны труда и окружающей среды на предприятии;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • параметры технологического процесса и методы их измерения;

  • устройства, принципы действия, место установки контрольно- измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств;

  • виды, периодичность технического обслуживания и ремонта контрольно- измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств;

  • правила отбора и подготовки проб;

  • безопасные методы и приема работы с оборудованием и химическими реактивами;

  • свойства анализируемых материалов;

  • требования, предъявляемые к качеству проб;

  • устройство и принцип действия пробоотборников;

  • методы анализа проб контроля качества сырья материалов и готовой продукции.

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего - 790 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 274 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 191час;

самостоятельной работы обучающегося - 83 часа;

учебной и производственной практики - 516 часов.



ПЕРЕДЕЛАТЬ ЧАСЫ













2. СТРУКТУРА исодержание

2.1. Тематический план

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные занятия,

часов

в т.ч. практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 2.1, ПК 2.5

Раздел 1. Подготовка и загрузка сырья и материалов в аппараты. Ведение технологического процесса. Выполнение требований техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.





350





92






16





28








42




144






72

ПК 2.3.

Раздел 2. Проведение анализов и определение характеристик сырья, полупродуктов и продуктов по показаниям контрольно- измерительных приборов и результатам анализов.

68

24

5

4

8

24

12

ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.5.

ПК 2.3.

Раздел 3. Контроль и регулирование параметров технологического процесса по показаниям контрольно- измерительных приборов и результатам анализов. Ведение учета сырья и количества полученной продукции. Выполнение требований техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

372

75

16




12

33



180




84

Производственная практика, часов


168

Всего:

790

191

37

44

83

348

168

2.2. Содержание обучения

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

1

2

3

Раздел ПМ 1. Подготовка и загрузка сырья и материалов в аппараты. Ведение технологического процесса. Выполнение требований техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.


МДК. 02.01. Технология производства неорганических веществ.


Тема 1.1 Производство синтетического аммиака.


Содержание:

12

1.


Предмет "Технология производства неорганических веществ", его задачи, связь с другими предметами. Базовое предприятие ОАО "Минудобрения", историческая справка.

Проблема охраны окружающей среды в связи с интенсивным развитием химической промышленности. Мероприятия, снижающие загрязнения почвы, атмосферы, водоемов.

1


2

Значение аммиака в народном хозяйстве страны. Масштабы производства.

Физические и химические свойства аммиака. Технические требования стандарта к аммиаку. Марки выпускаемого продукта.Сырье, применяемое для получения аммиака. Физические и химические свойства сырья, требования стандарта к сырью.

1


3.

Основные стадии производства аммиака, их назначение.

Краткая характеристика основного оборудования. Характеристика стадий: сжатие и сероочистка природного газа, конверсия метана - назначение стадий.

Химизм процессов, технологическая схема узла, аппаратурное оформление схемы.

1

4

Двухступенчатая конверсия оксида углерода (СО), назначение стадии, химизм процесса.

Техно логическая схема, основное оборудование.Очистка конвертированного газа от оксида углерода (СО2). Методы очистки.

Технологические схемы очистки растворами моноэтаноламина и поташа.

Аппаратурное оформление технологического узла очистки конвертированного газа от СО2..

1


5

6

Окончательная очистка азотоводородной смеси от оксидов углерода путем метанирования. Химизм процесса. Технологическая схема узла метанирования. Основное оборудование.

Синтез аммиака, теоретические основы процесса синтеза, химизм процесса.

Технологическая схема узла синтеза аммиака.

Основное оборудование.

1

1

7

Захолаживание и хранение жидкого аммиака. Энерготехнологическая схема производства.

1

8

Основные опасности в производстве аммиака. Соблюдение правил безопасного обслуживания производства.

1


Практические работы:

10

Практическая работа: выполнить графическое изображение схемы узла сероочистки и печи первичного риформинга и шахтного реактора.

Практическая работа: выполнить графическое изображение схемы узла очистки конвертированного газа от СО2..

Практическая работа: выполнить графическое изображение схемы узла метанирования.

Практическая работа: выполнить графическое изображение схемы узла синтеза аммиака.



Самостоятельная работа:

12

- характеристика катализаторов отделения конверсии,

-характеристика катализаторов отделения очистки газа,

- характеристика катализаторов отделения синтеза аммиака,

-графическое изображение узлаконверсии оксида углерода.


Учебная практика

Виды работ:

12

1

Принципиальная схема производства аммиака. Сравнение технологических схем АМ-76 и фирмы ТЕС.

6

2

Аппаратурное оформление схем, устройство основного оборудования.

6




Производственная практика

Виды работ:

18

Ознакомление со структурой производства аммиака.

Сырье и материалы применяемые для получения аммиака.

Ознакомиться с технологической схемой производства.

Стадии производства, химизм, назначение стадий.


Тема 1.2. Производство азотной кислоты.



Содержание

17

1

Значение азотной кислоты в народном хозяйстве и перспективы развития ее производства. Свойства концентрированной и разбавленной азотной кислоты. Требования стандарта и регламента к продукту.

1

2

Сырье для получения азотной кислоты, его свойства. Катализаторы. Основные стадии производства неконцентрированной азотной кислоты, их назначение.

2

3

Процессы подготовки сырья: воздуха, аммиака, аммиачно-воздушной смеси. Технологическая схема узлов, основное оборудование.

2

4

Контактное окисление аммиака кислородом воздуха: теоретические основы процесса, основные условия проведения процесса, параметры.

1


5

Технологическая схема стадии окисления аммиака. Контактный аппарат.

1

6

Процессы переработки нитрозных газов в азотную кислоту: утилизация тепла НГ, охлаждение НГ, их промывка перед нитрозным компрессором, сжатие и последующее охлаждение НГ. Технологическая схема узла и ее аппаратурное оформление.

3

7

Абсорбция оксидов азота и продувка готовой азотной кислоты: теоретические основы процесса, основные параметры, технологическая схема. Колонна абсорбции.

1

8

Каталитическая очистка выхлопных газов от оксидов азота.

1


9

Рекуперация тепла очищенных выхлопных газов. Вспомогательные отделения в производстве азотной кислоты

2

10

Основные опасности в производстве азотной кислоты. Правила безопасного обслуживания производства.

1

Практические работы:

12

Графическое изображение технологической схемы производства азотной кислоты.

Выполнить графическое изображение схемы узла подготовки воздуха, аммиака, аммиачно-воздушной смеси.

Выполнить графическое изображение схемы узла окисление аммиака кислородом воздуха..

Выполнить графическое изображение схемы узла переработки нитрозных газов в азотную кислоту.

2

2

2

1


Самостоятельная работа

10

Изучить типы катализаторов применяемые в производстве азотной кислоты.

Характеристики основного оборудования: контактный аппарат, абсорбер, холодильник-конденсатор, промыватель нитрозного газа, продувочная колонна, реактор каталитической очистки выхлопных газов.

Виды теплообменников применяемые на производстве.

Средства индивидуальной защиты.

1


4

1

1

Учебная практика:

Виды работ:

18

1

Принципиальная схема производства аммиака. Сравнение технологических схем АК-76 и АК-76М.

6

2

Аппаратурное оформление схем, устройство основного оборудования.

6


3

Компоновка оборудования в производстве азотной кислоты обвязка трубопроводов.

6


Производственная практика:

18


Ознакомление со структурой производства азотной кислоты.

Сырье и материалы применяемые для получения азотной кислоты.

Ознакомиться с технологической схемой производства.

Стадии производства, химизм, назначение стадий.


Тема 1.3. Производство аммиачной селитры.


Содержание

17


Общая характеристика азотных удобрений. Классификация минеральных удобрений, их ассортимент, физические и агрохимические свойства.

1

Аммиачная селитра, ее свойства, применение. Характеристика сырья, его свойства.

2

Основные стадии производства аммиачной селитры, их назначение

2

Процессы подготовки сырья в производстве аммиачной селитры, их сущность.

2

Нейтрализация азотной кислоты газообразным аммиаком.

2

Упаривание раствора аммиачной селитры до состояния высококонцентрированного плава.

2

Гранулирование плава и охлаждение гранул.

2

Обработка гранул водоотталкивающими средствами.

1

Очистка отработанного воздуха от примесей аммиака и пыли селитры

1

Узел смешивания и дозирования

1

Основные опасности в производстве гранулированной аммиачной селитры. Правила безопасного обслуживания производства.

1

Практические работы:

12

Графическое изображение технологической схемы производства аммиачной селитры.

Аппаратурное оформление технологической схемы; эскизы аппарата ИТН, выпарного аппарата.

Выполнить графическое изображение схемы узла гранулированияплава и охлаждение гранул.


Самостоятельная работа:

12

Дать характеристику сырью, материалам и полупродуктам в производстве аммиачной селитры.

Графическое изображение узла очистки отработанного воздуха от примесей аммиака и пыли селитры.

Графическое изображение узла обработки гранул водоотталкивающими средствами.

Учебная практика:

Принципиальная схема производства аммиака. Сравнение технологических схем АМ-76 и

фирмы ТЕС.

Аппаратурное оформление схем, устройство основного оборудования.

Компоновка оборудования в производстве аммиачной селитры.

18


Производственная практика.

18

Ознакомление со структурой производства азотной кислоты.

Сырье и материалы применяемые для получения азотной кислоты.

6

Ознакомиться с технологической схемой производства.

Стадии производства, химизм, назначение стадий.

6

Тема 1.4. Производство комплексных удобрений (нитроаммофоски)


Содержание

24

Значение и общая характеристика комплексных удобрений. Способы выражения состава, маркировка комплексных удобрений.

1

Нитроаммофоска (азофоска), ее технические и агрохимические свойства. Марки продукта, выпускаемого на ОАО "Минудобрения", требования к продукту.

2

Сырье и отходы производства, их характеристика, требования стандарта. Основные стадии производства, их краткая характеристика.

2

Разложение апатита азотной кислотой: теоретические основы процесса, химизм. Технологическая схема узла разложения, аппаратурное оформление схемы, характеристика основного оборудования.

2

Кристаллизация нитрата кальция из раствора разложения: сущность процесса, факторы, влияющие на скорость процесса. Технологическая схема стадии, характеристика основного оборудования.

2

Фильтрация кристаллов нитрата кальция: сущность процесса, условия проведения. Технологическая схема узла фильтрации, аппаратурное оформление. Ротационный сдвоенный фильтр.

2

нейтрализация

2

Выпаривание

2

Подготовка хлорида калия и смешение его с плавом, основное оборудование.

4

Гранулирование, охлаждение. Обработка диспергатором.

2

Конверсия нитрата кальция

2

Основные опасности в производстве.

1

Практические работы:

16

Графическое изображение технологической схемы узла разложения апатита азотной кислотой.

2

Графическое изображение технологической схемы узла кристаллизации и узла нейтрализации.

2

Графическое изображение технологической схемы узла выпаривания и узла подготовки хлористого калия.

2

Графическое изображение технологической схемы узла гранулирования, охлаждения гранул.

2

Самостоятельная работа:

12

Рефераты на тему:

  1. Развитие химической промышленности в России.

  2. Характеристика сырья в производстве азофоски.

  3. Методы очистки отходящих газов в производстве.

Презентация на тему:

1.Средства индивидуальной защиты.


Учебная практика:

18

Принципиальная технологическая схема производства. Основное оборудование.

Разложение апатитового концентрата азотной кислотой.



Выделение нитрата кальция из раствора разложения вымораживанием.

Нейтрализация маточного раствора аммиаком и упарка аммонизированной пульпы до плава.





Производственная практика.

24

Ознакомление со структурой производства фосфорных удобрений. Сырье и материалы применяемые для получения азофоски.


Ознакомиться с технологической схемой производства.


Стадии производства, химизм, назначение стадий.




3 КУРС 1 ПОЛУГОДИЕ



Тема 1.5. Производство карбамида



Содержание

8


Характеристика сырья для получения карбамида. Основные стадии производства, их краткая характеристика.



Синтез карбамида.



Практические работы:

5

Аппаратурное оформление технологических схем, устройство основных аппаратов.



Самостоятельная работа:

9

- Дистилляция растворов синтеза и получение карбамида.

Реферат на тему:

- Средства индивидуальной защиты.



Учебная практика:

12


Графическое изображение принципиальной схемы производства.

6

Графическое изображение отделения синтеза. Эскизирование основного оборудования.

6




Производственная практика.

6


Ознакомление со структурой производства. Сырье и материалы, применяемые для получения карбамида.

Стадии производства, химизм, назначение стадий.

6

Тема 1.6. Производство жидких азотных удобрений



Содержание

7


Принципы получения аммиакатов

Технологическая схема установки для получения аммиакатов, аппаратурное оформление схемы.

2


Физические и агрохимические свойства аммиачной воды. Сырье для получения аммиачной воды

2


Технологические схемы получения аммиачной воды

2


Практические работы:

5


Графическое изображение технологической схемы получения аммиакатов.



Самостоятельная работа:

10


Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

-определение массовой доли аммиака, % н.м.25%,

- определение массовой доли аммиака, % н.м. 99,6%.



Учебная практика:

12


Отработка навыков ведения технологического процесса (разделения бинарной смеси) с использованием компьютерного тренажере.

12


Производственная практика.

6


Ознакомление с производством получения жидких азотных удобрений.

12

Раздел - ПМ.2. Проведение анализов и определение характеристик сырья, полупродуктов и продуктов по показаниям контрольно- измерительных приборов и результатам анализов.


МДК. 02.01. Технология производства неорганических веществ.


Тема 2.1 Лаборатория химического анализа


Содержание

15

1

Санитарно-техническое оборудование лаборатории, требования техники безопасности. Лабораторная посуда, металлическое оборудование.

1

2

Техника работы с посудой и пробками. Мытье и сушка посуды.

1

3

Назначение и классификация весов.

1

4

Техника взвешивания.

1

5

Измельчение и смешивание.

1

6

Виды концентраций. Приготовление растворов.

1

7

Фильтрование.

1

8

Дистилляция.

1

9

Выпаривание и упаривание.

1

10

Нагревание и прокаливание.

1

11

Сушка, кристаллизация, охлаждение.

1

12

Определение плотности жидких веществ.

1

13

Основные виды проб.

1

14

Правила отбора жидких проб.

1

15

Отбор проб твердых веществ.

1

Практическая работа

10

1

Составить анализ видеофильма « Природная среда: состояние и контроль»


2

Способы выражения концентрации: массовая доля, молярная концентрация. Решение задач.


Самостоятельная работа

8


Основные принципы создания безотходных производств.

Экологические проблемы химических производств.

8


Учебная практика:

36


1

Определение навески в весовом методе анализа. Решение задач.



2

Определение общей щелочности воды титриметрическим методом анализа. Запись результатов анализа. Расчет результатов.



3

Приготовление раствора заданной концентрации.



4

Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе. Растворимость. Решение задач.



Производственная практика.

12


1

Ознакомление с химической лабораторией предприятия.

6


2

Ознакомиться с видами отбора проб и методами анализов.

6

Раздел ПМ 3. Контроль и регулирование параметров технологического процесса по показаниям контрольно- измерительных приборов и результатам анализов. Ведение учета сырья и количества полученной продукции. Выполнение требований техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.


МДК.02.02. Контроль и регулирование параметров технологических параметров.


Тема 3.1. Теоретические основы метрологии.


Содержание:

3


Классификация и основные характеристики измерений. Средства измерений (основные понятия и определения).

1


Виды средств измерений. Международная система единиц физических величин; эталоны их квалификация и виды.

1


Основные понятия о телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Основные понятия о составе функций и возможностей при использовании информационных технологий в профессиональной деятельности.

1

Тема.3.2. Измерительные преобразователи.



Содержание:

2


Классификация ИП и область их применения.

1


Пневматические измерительные преобразователи. Пневмоэлектрические измерительные преобразователи.

1

Учебная практика:

Обслуживание, устройство и принцип действия пневматических преобразователей и пневматической дистанционной передачи. (тема 2.2.)


Производственная практика

Ознакомление с устройством и принципом работы прибора для измерения концентрации водородных ионов в растворах (рН-метрия) (тема 2.7.)


Практическая работа:

3 (4 - в скобках как у меня)






Обслуживание пневмоэлектрического преобразователя и обнаружения неисправностей. Мелкий ремонт.

Составление ведомости дефектов.

Обслуживание пневматических преобразователей и пневматической дистанционной передачи.

Обслуживание электропневматического преобразователя и электрических схем систем дистанционной передачи.




Тема..3.3. Измерение давления и разрежения.



Содержание

5(4)


Единицы измерения давления. Классификация приборов. Выбор, установка и защита от коррозии средств измерения давления.



Дифманометры. Жидкостные манометры.


Измерительные преобразователи (датчики) давления и разрежения.


Измерительные преобразователи давления с пневматическим выходным сигналом.


Практическая работа:

4(3)

Составление дефектной ведомости мембранных и пружинных манометров.


Проверка работоспособности приборов для измерения разрежения.


Определение работоспособности измерительных преобразователей с пневматическим выходом (II).


Определение неисправностей и их устранение (Ш).


Самостоятельная работа:

Составление алгоритма разборки манометров.

Реферат на тему: Приборы для измерения давления.

2

Учебная практика:


Обслуживание, устройство и определение работоспособности измерительных преобразователей с пневматическим выходом (II). (т.2.3.)


Производственная практика

Ознакомление с устройством и принципом работы прибора для измерения плотности жидкостей и газов. Ознакомление с устройством и принципом работы прибора для измерения вязкости жидкости и влажности веществ. (тема 2.8.)


Тема 3.4. Измерение расхода и количества вещества.


Содержание:

2

Единицы измерения: классификация методов измерения. Измерения количества жидкостей и газов.


Измерение расхода методом постоянного перепада давления.

Измерение расхода методом переменного перепада давления.


Практическая работа:

4(3)

Поверка скоростных счетчиков жидкости.


Снятие показаний и определение погрешности измерения вторичных пневматических приборов.


Самостоятельная работа:

  1. Виды ротаметров и способы установки ротаметров.

1

Учебная практика:


Обслуживание, устройство и принцип действия вторичных пневматических приборов. Снятие показаний и определение погрешности измерения вторичных пневматических приборов. (2.4.)


Производственная практика

Предосторожности при нахождении на территории предприятия и в его цехах. Оказания первой помощи при несчастных случаях. (тема 2.10.)


Тема 3.5.Измерение уровня жидкости и сыпучих материалов.


Содержание

2

Измерение уровня жидкостей

1

Измерение уровня сыпучих материалов

1

Практическая работа:

  1. Изучение устройства буйковых уровнемеров. Расчет массы буйка.

2

Учебная практика:


Обслуживание, устройство и принцип действия буйковых уровнемеров. Расчёт массы буйка. (тема2,5)


Производственная практика

Опасные рабочие зоны. Защита от взрыва и пожара. Возможные способы борьбы с пожаром. Простейшие средства тушения пожара. Причины возникновения пожара. Правила поведения при пожаре. (тема 2.11.)


Тема 3.6. Измерение температуры.


Содержание

5

Температурные шкалы; классификация приборов для измерения температуры.


Термометры расширения. Манометрические термометры.


Термометры сопротивления и измерительные приборы, работающие в комплекте с ними.


Термоэлектрические преобразователи температуры (термопары) и измерительные приборы, работающие с ними.


Измерение температуры вещества по тепловому излучению.


Практическая работа

4

Регулировка и поверка логометров.

Изучение конструкции, принципа действия монометрических термометров.


Учебная практика

Ознакомление с устройством и принципом работы датчиков температуры (ТС и ТЭП).

Ознакомление с устройством и проверка работоспособности манометрических термометров.

(тема 2.6.)

Основные понятия при измерении температуры. Приборы для измерения температуры. Обслуживание.


Изучение конструкции, принципа действия манометрических термометров. Обслуживание манометрических термометров.


Производственная практика


Правила обращения с опасными для здоровья веществами: едкие вещества; газы удушающего действия; растворители и ядовитые жидкости; газы раздражающего действия; фумиганты. (тема 2.12.)


1 курс 2-ОЕ ПОЛУГОДИЕ


Тема 3.7. Контроль качества и состава материалов


Содержание

3(2)

Общие сведения о приборах для измерения качества и состава материалов. Приборы для измерения концентрации растворов.

2

Приборы для измерения концентрации водородных ионов в растворах (рН-метрия)

1

Практическая работа:

1

Определение концентрации растворов кондуктометрическим методом (составление диаграммы зависимости удельной электропроводности электролитов от концентрации).


Учебная практика:


Ознакомление с устройством и принципом работы прибора для измерения концентрации водородных ионов в растворах (рН-метрия) (тема 2.7.)


Производственная практика


Устройство, принцип работы и обслуживание автоматических регуляторов.


Тема 3.8. Измерение физических свойств веществ.


Содержание

2

Измерение плотности жидкостей и газов.

1

Измерение вязкости жидкости. Измерение влажности веществ.

1

Практическая работа:

1

Определение плотности жидкости (изучение конструкции и принципа действия поплавкового плотномера).

1

Самостоятельная работа

4(7)

Ознакомление с устройством и взаимодействием узлов вискозиметров.


Ознакомление с устройством и взаимодействием узлов плотномера.


Ознакомление с устройством и правилами эксплуатации газоанализаторов.


Ознакомление с устройством и эксплуатацией рН -метров. Обслуживание рН-метров.


Учебная практика:


Ознакомление с устройством и принципом работы прибора для измерения плотности жидкостей и газов. Ознакомление с устройством и принципом работы прибора для измерения вязкости жидкости и влажности веществ. (тема 2.8.)


Производственная практика

Обслуживание, устройство и принцип действия пневматических преобразователей и пневматической дистанционной передачи. (тема 2.2.)


Тема 3.9 Автоматические системы управления технологическими процессами (АСУ и АСУ ТП).


Содержание

5(3)

Общие вопросы внедрения АСУ.

1

Автоматизированные системы управления технологическими процессами АСУ ТП.

4

Практическая работа:

4

Обслуживание автоматизированной системы управления гидравлического объекта.

Обслуживание автоматизированной установки для изучения гидродинамических явлений и теплообменных процессов в псевдоожиженном слое.

1


2

Самостоятельная работа

3(9)

Реферат на тему: «Необходимость внедрения новых методов и средств управления».

Реферат на тему: «Экономическая эффективность АСУ».

Доклад на тему: «Назначение и принцип действия АСУ ТП, основные функции АСУ ТП».


Учебная практика



Автоматизированные системы управления технологическими процессами АСУ ТП. Настройка регуляторов по переходным процессам в АСР. Графическое оформление схем автоматизации. Автоматическое регулировании е основных технологических параметров. (тема 2.9.)


Иерархия управления промышленным предприятием.


Структурная схемаАСР уровня в емкости. Структурная схема АСР.


Производственная практика


Функциональная схема АСР давления, расхода, соотношения двух потоков.


Тема 3.10 Общие требования техники безопасности и промышленной безопасности на производстве.


Содержание

2

Предосторожности при нахождении на территории предприятия и в его цехах. Оказания первой помощи при несчастных случаях.

2

Практическая работа:

2

Оказание помощи при небольшом порезе, ожоге, засорении глаза, при кровотечении из пораненной руки или ноги.

Игра «Травма»

2

Учебная практика:


Предосторожности при нахождении на территории предприятия и в его цехах. Оказания первой помощи при несчастных случаях. (тема 2.10.)



Тема 3.11 Противопожарные мероприятия.


Содержание

2

Опасные рабочие зоны. Защита от взрыва и пожара. Возможные способы борьбы с пожаром. Простейшие средства тушения пожара. Причины возникновения пожара. Правила поведения при пожаре.


Учебная практика:


Опасные рабочие зоны. Защита от взрыва и пожара. Возможные способы борьбы с пожаром. Простейшие средства тушения пожара. Причины возникновения пожара. Правила поведения при пожаре. (тема 2.11.)



Тема 3.12 Основные мероприятия для снижения травматизма и устранения возможности возникновения несчастных случаев на предприятии.


Содержание

2

Правила обращения с опасными для здоровья веществами: едкие вещества; газы удушающего действия; растворители и ядовитые жидкости; газы раздражающего действия; фумиганты.


Самостоятельная работа:

1

Воздействие вредных веществ на организм человека в условиях производства.

Средства тушения пожаров.

Условия возникновения и виды горения.

1

Учебная практика:


Правила обращения с опасными для здоровья веществами: едкие вещества; газы удушающего действия; растворители и ядовитые жидкости; газы раздражающего действия; фумиганты. (тема 2.12.)



Тема 3.13 Автоматическое регулирование


Содержание

10(14)

Основы теории автоматического регулирования.

4

Устройство автоматических регуляторов и исполнительных устройств.

5

Принципы составления схем автоматизации.

5

Практические занятия:

4(6)

Стенды поверка регулятора ПР1.5.

Обслуживание приборов системы «Старт».

Изучение устройства прибора типа ПВ 10.

4


Самостоятельная работа:

3(6)

1.Ремонт, настройка, поверка (оформление технической документации), вторичных электронных приборов.

3

Учебная практика

6

Устройство, принцип работы и обслуживание автоматических регуляторов.


Изучение назначения, устройства, принципа действия автоматических устройств сигнализации, защиты и блокировки.


Производственная практика


Тема 3.14

Управление технологическими процессами.


Содержание

5(2)

Общие сведения об управлении технологическими процессами (объект управления; система управления)

Управление технологическими процессами.


1

2

Практическая работа:

2

Пуск ректификационной установки и вывод её на технологический режим.

Снятие параметров процесса.


Самостоятельная работа

4(8)

Изучение функциональной схемы установки гидродинамических явлений в псевдоожиженном слое.

Изучение функциональной схемы установки теплообменных процессов в псевдоожиженном слое.

Изучение функциональной схемы установки гидродинамических явлений и тепломассообмена.


Учебная практика

12

Графическое оформление схем автоматизации: автоматическое регулирование основных технологических параметров: расход воды, воздуха на установке гидродинамических явлений и тепломассообмена.

Функциональная схема АСР давления, расхода, соотношения двух потоков.


Производственная практика


Чтение схем автоматизации производств базового предприятия.











3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


3. условия реализации ПРОГРАММЫ профессионального модуля

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Кабинет общей химической технологии:

-Автоматизированное рабочее место преподавателя;

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

компьютерные обучающие программы по предметам «Основы химической технологии», «Процессы и аппараты химической промышленности»,

- интерактивные доски SMART - 680i;

- документ-камераSMART;

- многофункциональные устройства CANONMF;

Мастерская эксплуатации и обслуживания технологического оборудования.

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по общей химической технологии;

- компьютерные обучающие программы по предметам «Технология производства химических продуктов».

-приложения к программам: материалы для практических, лабораторных занятий и контроля знаний.

-Автоматизированные посадочные места по количеству обучающихся;

-Автоматизированное рабочее место преподавателя;

-Доска настенная 3х элементная;

-Экран стационарный (переносной);

-Мебель ученическая;

-Шкафы для одежды и методической литературы;

-Комплексная установка для исследования теплообменных аппаратов, при теплообмене в системе пар-жидкость, жидкость-газ;

-Установка для изучения процесса ректификации;

-Установка для изучения массообменного процесса;

-Установка для исследования гидродинамических и теплообменных явлений;

-Макет производства аммиака ОАО «Минудобрения»;

Лаборатории:

автоматизации технологических процессов.

-Учебные метрологические стенды для изучения устройства и принципа работы различных средств автоматизации (датчиков давления, температуры), методов и способов калибровки, поверки и настройки приборов;

-Контрольно-измерительные приборы.

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивные доски SMART - 680i;

- документ-камераSMART;

- многофункциональные устройства CANONMF;

- интерактивные планшеты.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

- ТоважнянскийЛ.л., Кошелева М.К., Бухкало С.И. Общая химическая технология в примерах, задачах, лабораторных работах и тестах: Учебное пособие. НИЦ ИНФРА-М, 2015 г.

- Ильин А.П., Кунин А.В. Производство азотной кислоты. Учебное пособие. Лань, 2013 г.

- Харлампиди Х.Э. (под ред.) Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. Учебник, 2-изд., перераб. Лань, 2013 г.

3.3 Общие требования к организации образовательного процесса.

Учебные занятия начинаются с 1 сентября и проводятся согласно расписанию уроков. Предусмотрены сдвоенные уроки, кроме уроков «Физическая культура», чередование общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, МДК, учебной практики (производственного обучения) с теорией.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров, заключенных между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляется обучающиеся.

В образовательном процессе используются активные формы проведения занятий как традиционные, так и нетрадиционные: деловые и ролевые игры, работа в малых группах, блочно-модульная система обучения, тренинги, дискуссии, метод проектов и др. Применяются компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы. Лабораторные и практические занятия по дисциплинам МДК проводятся в группах численностью не менее 8 человек. Проводятся также индивидуальные, групповые, письменные и устные консультации, самостоятельная работа под управлением преподавателей и мастеров.

Для освоения данного модуля должно предшествовать и идти параллельно изучение следующих дисциплин:

Техническое черчение, основы материаловедения и технология общеслесарных работ, электротехника, процессы и аппараты химических производств, общая химическая технология, аналитическая химия, охрана труда.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Реализация программы модуля обеспечиваться преподавателями учебной практики и мастерами производственному обучению, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Преподаватели учебной практики и мастера производственного обучения проходят стажировку в цехах ОАО «Минудобрения», не реже одного раза в 3 года.


4. Контроль и оценка результатов освоения РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы осуществляется педагогическим работником в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля

1

2

3

ПК 2.1. Подготавливать и загружать сырье и материалы в аппараты.

ОК.2., ОК.3.

ПК 2.2. Контролировать и регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализа.

ОК.2., ОК.3., ОК.4., ОК.5.

Уметь:

-составлять материальный и тепловой балансы технологического узла;

-определять расходные нормы сырья, материалов и энергетических ресурсов;

-обосновывать параметры технологического процесса с целью получения конечного продукта заданного качества;

Знать:

-физические и химические свойства неорганических веществ;

-методы получения неорганических веществ и способы выделения основных и побочных продуктов;

-типовые и технологические схемы производства неорганических веществ;

-параметры технологического процесса и методы их измерения;

-устройства, принцип действия, место установки контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств;

-виды, периодичность технического обслуживания и ремонта контрольно- измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств.

-Экспертная оценка выполнения практических и лабораторных работ.



-Контрольные работы;

-текущий контроль в форме устных ответов;

-тестирование;

-семинарские занятия, зачеты;

-домашние задания;

-рефераты.

ПК 2.3. Проводить анализы и определять характеристики сырья, полупродуктов и продуктов по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализов.

ОК.2., ОК.3., ОК.4., ОК.5.

ПК 2.4 Вести учет сырья и количества полученной продукции.

ОК.1., ОК.4., ОК.5.

Знать:

-требования,

предъявляемые к качеству продуктов производства;

-правила, способы отбора и подготовки проб;

-безопасные методы и приемы работы с оборудованием и химическими реактивами;

-свойства анализируемых материалов;

-требования,

предъявляемые к качеству проб;

-устройство и принцип действия пробоотборников;

-методы анализа проб, контроля качества сырья, материалов и готовой продукции.

-Контрольные работы;

-текущий контроль в форме устных ответов;

-тестирование;

-семинарские занятия, зачеты;

-домашние задания;

-рефераты.

ПК 2.5 Выполнять требования техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

ОК.2., ОК.3.

Уметь:

-обеспечивать безопасные условия труда;

-обеспечивать безопасность окружающей среды;

Знать:

-правовые, нормативные и организационные основы охраны труда и окружающей среды на предприятии.

-Практические занятия;

-тренинги.

-Тестирование;

-текущий контроль в форме устных ответов;

-домашние задания;

-рефераты.

Результаты (освоенные общие компетенции )

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Экспертное наблюдение и оценка в процессе всей учебной деятельности учащихся.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Мониторинг умений самостоятельной оценке, собственной деятельности в процессе учебной деятельности.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Экспертное наблюдение и оценка в процессе практической деятельности учащихся.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Экспертное наблюдение и оценка в процессе всей учебной деятельности учащихся.

ОК 5

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении компьютерной презентации.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Экспертное наблюдение и оценка в процессе практической деятельности учащихся.



3


© 2010-2022