• Преподавателю
  • Другое
  • Алгоритм составления аналитических материалов (анализа) по результатам ГИА (ОГЭ)-9 по истории

Алгоритм составления аналитических материалов (анализа) по результатам ГИА (ОГЭ)-9 по истории

Разработка представляет собой пример (образец) оформления аналитических материалов по результатам Государственной итоговой аттестации (ОГЭ)-9 2014 г. по истории. Данный материал предназаначен для педагогических работников и руководителей образовательных учреждений. Что Вы найдете в разработке: - характеристику контрольных измерительных материалов по истории; - таблицу с распределнием заданий по основным разделам курса истории; - таблицы с результатами выполнения заданий; - выводы и рекомендации....
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ результатов Государственной итоговой аттестации девятых классов МБОУ «СОШ№12» г. Новокузнецка 2014 г.

07- История


Характеристика контрольных измерительных материалов по истории


В 2014 г. структура экзаменационной работы состояла из 3 частей и 35 заданий, максимальное количество баллов - 44.

Часть 1 (А) содержит 22 задания базового уровня сложности с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверялись: знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности до наших дней, явлений, характеризующих целостность исторического процесса, исторических понятий и терминов, причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов; умение соотносить единичные факты и общие исторические процессы, умение работать с исторической картой, схемой и иллюстративным материалом, умение выявлять характерные черты событий, явлений, процессов, умение извлекать информацию из источника. Каждое задание этой группы оценивалось в 1 балл. Процент максимального первичного бала за всю работу (44 балла) - 50%, что соответствует аналогичному показателю в 2013 г.

Часть 2 (В) состоит из 8 заданий. Задания В4 и В8 относились к базовому уровню сложности, задания В1, В2, В3, В5, В6, В7 относились к повышенному уровню сложности с кратким ответом в виде слова (словосочетания) или набора цифр. Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным для части А элементам, умение определять последовательность исторических событий, группировать историческую информацию, систематизировать исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса. Вес заданий этой группы распределялся в соответствии с уровнем сложности: 2 задания (В2, В4) оценивались от 0 до 2-х баллов каждое (получение 1 балла допускалось при совершении одной ошибки), 6 заданий - в 1 балл. Максимальный первичный балл 10 за задания данной части, процент от максимального первичного балла за всю работу - 22,7%, что соответствует аналогичным показателям в 2013 г.

Часть 3 (С) включала 5 заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом. Они позволяли выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части использовались задания, предполагающие разные виды деятельности.

Задания С1, С2 относились к повышенному уровню сложности и предполагали работу с текстом исторического документа. В этих заданиях от учащегося требовалось самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность выпускника являлась по преимуществу репродуктивной. К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняли частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К таким заданиям относятся С3, С4 и С5. Задание С3 было нацелено на анализ исторической ситуации, в рамках выполнения задания от учащегося требовалось ответить на 3 вопроса. Задание С4 предполагало сравнение исторических событий и явлений. Задание С5 предполагало подготовку учащимися развернутого ответа по заданной теме, составление плана (не менее трех пунктов), а также краткое пояснение содержания двух любых пунктов.

Вес заданий этой группы распределялся следующим образом: С1, С2, С4 - по 2 балла; С3, С5 - 3 балла. Максимальный первичный балл 12. Процент максимального первичного балла за всю работу - 27,3%, что соответствует аналогичному показателю 2013 г.

В целом необходимо отметить, что структура КИМ осталась такой же как в 2013 г., хотя и претерпела некоторые изменения в сторону усложнения.

Задания по видам проверяемых знаний и умений распределялись в экзаменационной работе в соответствии со спецификацией. Распределение заданий по основным разделам курса истории представлена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по основным разделам курса истории

Разделы курса истории

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за задания к разделу от максим. первичного балла за всю работу (=44)

  1. VIII - XVII в.

5

5

11,4

  1. XVIII - начало XX в.

5

5

11,4

  1. 1917 - 2010

10

10

22,8

Задания А21, А22, задания части 2 (В), задания 3 части (С) не закрепленные за определенным разделом

15

24

54,4

Итого

35

44

100,0

Задания А21, А22, а также задания частей В и С не закреплены за конкретными разделами. Вместе тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в этой части они в совокупности охватывали основные содержательные разделы курсов истории России.

Подобное распределение заданий по основным разделам курса дает возможность проверить задание всех основных элементов курса истории. При этом соблюдается принцип нарастания числа заданий от ранних эпох к современности. Около половины заданий относится к истории XX в.

Характеристика участников ГИА и основные результаты экзамена по истории в 2014 г.


Данные о количестве участников экзамена по истории в 2014 г. 2 человека.

В 2014 г. была установлена минимальная граница 13 тестовых баллов, что соответствует минимальной границе в 2013 г.

Распределение участников по полученным тестовым баллам представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение участников по полученным тестовым баллам (количество и процент)

Год


Интервал шкалы отметок

ИТОГО

2

3

4

5


2014

количество

-

1

1

-

2

процент

-

50

50

-

100

По итогам экзамена в 2014 г. положительную отметку «4» получил Тростинецкий Александр Олегович, ученик 9А класса, набравший 25 баллов (56% верных ответов). Сафаров Азам Амадалиевич, ученик 9А класса, получил отметку «3», набрав 15 баллов (34% верных ответов). Средняя отметка 3,5, что ниже средней отметки по Кемеровской области на 0,3.

Результаты выполнения заданий по разделам курса истории


По отдельным разделам заданий ГИА распределение результатов выполнения представлены в таблицах 3-5, по которым мы можем судить об усвоении учащимися тех или иных хронологических периодов в истории России, умении ими выполнять различные по своей направленности задания на проверяемые знания, умения и навыки.

Таблица 3

Результат выполнения заданий с выбором ответа часть 1(А)

(средний процент выполнения)

Виды деятельности и элементы подготовки

Год

Разделы

Средний % выполнения

VIII - XVII вв.

VIII - начало XX вв.

XVIII - начало XX вв.

1917 - 1941 гг.

1917 -2012 гг.

1941 - 1945 гг.

1945 - 2012 гг.

VIII - XXI вв.

Знание дат и периодизации

2014

100

-

50

100

-

-

50

-

75

Знание фактов, понятий, терминов

2014

0

-

100

50

-

100

100

-

70

Знание причин и следствий

2014

100

-

100

50

-

-

-

-

83,3

Умение извлекать информацию из источников

2014

100

-

100

-

-

50

50

-

75

Знание основных фактов истории культуры России

2014

-

0

-

-

0

-

-

-

0

Знание выдающихся деятелей отечественно истории

2014

-

100

-

-

50

-

-

-

75

Умение работать с исторической картой, схемой и иллюстративным материалом

2014

-

-

-

-

-

-

-

75

75

Как свидетельствуют полученные результаты, качественный уровень выполнения заданий части А - составил 65%. Наиболее успешно выполнены задания на знание причин и следствий - 83,3%. Менее успешно справились с заданиями на знание фактов, понятий, терминов - 70%. Учащиеся не справились с заданиями на знание основных фактов истории культуры России - 0%, очевидно, что в направлении подготовки учащихся к выполнению заданий такого типа должна быть проведена дополнительная работа. По остальным вышеуказанным критериям учащиеся справились хорошо - 75%.

Таблица 4

Результат выполнения заданий с кратким ответом, часть 2 (В)

Виды деятельности

(элементы подготовки)

Год

Средний % выполнения

Установление последовательности событий

2014

50

Систематизация исторической информации, фактов и понятий

2014

37,5

Работа со статистическим источником информации, поиск информации в источнике

2014

50

Знание понятий, терминов

2014

25

Сравнение исторических явлений

2014

50

Работа с информацией, представленной в виде схемы

2014

0

Как свидетельствуют полученные результаты, качественный уровень выполнения заданий части В - составил 35,4%. Наименьшие проблемы у учащихся вызвали задания по работе со статистическим источником информации, установлению последовательности событий и сравнению исторических явлений - 50%.

Наибольшие трудности у учащихся вызвали задания на знание понятий, терминов и систематизацию исторической информации, фактов и понятий. Следует обратить особое внимание в будущем на подготовку учащихся к выполнению заданий, направленных на работу с информацией, представленной в виде схемы, т.к. учащиеся вообще не смогли его выполнить.

Таблица 5

Результат выполнения заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом, часть 3 (С)

Виды деятельности

(элементы подготовки)

Год

Средний % выполнения

Анализ источника, логический анализ структуры текста

2014

25

Анализ исторической ситуации, соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов

2014

16,6

Сравнение исторических событий, явлений

2014

0

Составление плана ответа на данную тему

2014

0

Как свидетельствуют полученные результаты, качественный уровень выполнения заданий части С - составил 10,4%. Следует принять во внимание следующее: задания, связанные со сравнением исторических событий, явлений, а также с составлением плана ответа на данную тему не были выполнены учащимися. Задания на анализ источника, логический анализ структуры текста, а также анализ исторической ситуации, соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов были выполнены недостаточно хорошо - процент успешного выполнения этих заданий был ниже 50% (25% и 16,6% соответственно). На будущий год на подготовку учащихся к заданиям части С следует обратить особое внимание.

Результаты выполнения заданий по разделам курса истории России

Период VIII - XVII вв. Рассмотрим общие результаты выполнения экзаменационной работы по данному периоду отечественной истории. В целом в 2014 г. ученики продемонстрировали довольно высокий уровень владения знаниями и умениями по ключевым элементам подготовки. Учащиеся продемонстрировали показатели на уровне 75%. По разделу «Знание фактов, понятий и терминов» учащиеся продемонстрировали плохой показатель - 0%. По всем остальным разделам рассматриваемого периода учащиеся продемонстрировали показатели очень успешного выполнения - 100%, что может считаться высоким показателем и свидетельствует о хорошем уровне подготовки учащихся.

Периоды XVIII - начало XX вв. и 1917-1941 гг. Процент успешного выполнения заданий указанных периодов составили 87,5% и 66,6% соответственно, что может считаться удовлетворительным показателем. Сравнение с аналогичными показателями за другие периоды показывает, что к выполнению заданий по периоду XVIII - начало XX вв. учащиеся были готовы лучше всего.

Период 1941-1945 гг. По данному периоду показатели успешного выполнения заданий составили 75%.

Период 1945-2012 гг. По данному периоду показатели успешного выполнения заданий составили 66,6%.

Выводы и рекомендации


  1. Согласно результатам ГИА-9 2014 г. по истории абсолютное выполнение экзаменационной работы учащимися составило 100%, качественное 50%, средний процент верных ответов - 45%. Средняя отметка 3,5, что ниже средней отметки по Кемеровской области на 0,3.

  2. Следует обратить особое внимание на подготовку учащихся к выполнению задания на знание основных фактов истории культуры. В направлении подготовки учащихся к выполнению заданий такого типа должна быть проведена дополнительная работа.

  3. При подготовке учащихся к выполнению заданий группы В следует учесть, что наибольшие трудности у учащихся в 2014 г. вызвало задание, направленное на работу с информацией, представленной в виде схемы, т.к. степень успешного выполнения этого задания составила 0%. Рекомендуется обратить особое внимание и в будущем на подготовку учащихся к выполнение заданий такого типа.

  4. В части 3 (С) следует принять во внимание, что задания связанные со сравнением исторических событий, явлений, а также с составлением плана ответа на данную тему не были выполнены учащимися. На будущий год на подготовку учащихся именно к выполнению заданий части С следует обратить особое внимание.

Учитель истории и обществознания Поддубная А.А.

10


© 2010-2022