Занятие с элементами тренинга «Знакомство»

Цель: формирование умений строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивного отношения к себе. Психологические игры и упражнения адресованы всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, особенно детей с ограниченными возможностями.            Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогают создать дружественную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, и с взрослыми.     ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие с элементами тренинга «Знакомство»

Психологические игры и упражнения для детей в условиях реабилитационного центра

«Жизнь и без того достаточно сложна,

чтобы мы ещё и чувствовали

себя несчастными».

Жанна Мокко.

Покидаева Елена Николаевна, ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», г. Саяногорск, Республика Хакасия, методист

Цель: формирование умений строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивного отношения к себе.

Задачи:

- развивать творческие способности, речь;

- развивать чувство коллективизма, сплоченности.

Введение

Психологические игры и упражнения адресованы всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, особенно детей с ограниченными возможностями.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогают создать дружественную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, и с взрослыми.

Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо всё больше - больше детей, особенно детей с ограниченными возможностями, страдают от одиночества и изоляции.

Помогая этим детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо - маленькое произведение исскуства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

Важнейшая задача родителей и педагогов - укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью и с надеждой смотреть в будущее.

Надежда - это та установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми её трудностями и поражениями. Она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

Мы взрослые можем помочь детям с ограниченными возможностями, справиться со своими страхами и стрессом, для этого нам необходимо предоставлять детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом.

Таким детям мы принесем пользу, если научим их расслабляться и при необходимости прибегать к помощи собственной фантазии. Обычно детям бывает легче осознать свои личные цели, когда они выражают их через игр.

Особенно важно научить детей с ограниченными возможностями держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений.

Игра «Смешное приветствие».

«Установление контакта».

Цели: Для здорового психического и физического развития детям необходимы разнообразные прикосновения, способствующие тесному личностному контакту с себе подобными. Дети должны придумать разнообразные формы рукопожатия. Таким образом, эта игра не только обеспечивает возможность физического контакта, но и способствует большой самоидентификации детей с другими детьми.

Идентификация - отождествление; приравнивание; уподобление.

Анализ упражнения:

- В чем преимущество шутливого рукопожатия?

- Какой способ приветствия тебе показался самым смешным?

- А ты знаешь, как приветствуют друг друга дети и взрослые из других стран?

Игра «Паутина».

«Чувство принадлежности к группе».

Цели: Эта игра помогает познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять своё место в группе. «Паутина» - это сплочённость группы.

Материалы: Клубок ниток.

Анализ упражнения:

- Чувствуешь ли ты себя иначе, не так, как в начале игры?

- Трудно ли тебе было запомнить имена?

- Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?

- О ком ты хотел бы узнать поподробнее?

Игра «Приветствие».

«Чувство принадлежности к группе».

Цели: Эта игра помогает детям запомнить имена друг друга и дает возможность представить себя самым необычным способом.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. На несколько мгновений каждый ребенок становится «Режиссером», по воле которого действуют все остальные дети. При этом они получают прекрасную возможность посмеяться.

Анализ упражнения:

- Чьи имена тебе было легко запомнить?

- Чьи имена ты забывал?

- Чьи движения тебе понравились больше других?

- Знаешь ли ты, что означает твое имя?

Игра «Что я люблю делать».

«Чувство принадлежности к группе».

Цели: В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает любознательность.

Анализ упражнения:

- Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?

- Кто из выступающих удивил тебя своими увлечениями?

- Трудно ли было объяснять что-либо без слов?

- Трудно ли было тебе отгадывать?

Игра «Почесать спинку».

«Групповая сплоченность».

Цели: С помощью этого упражнения вы легко можете снять напряжение. Эта игра нравится и детям, и взрослым, потому что предоставляется играющим в неё возможность приблизиться друг другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание.

Анализ упражнения:

- Приятно тебе было, когда тебе товарищ делал массаж?

- Какие ощущения были, когда тебе делали массаж?

- А что было приятнее, делать массаж или получать его?

Игра «Аплодисменты по кругу».

«Групповая сплоченность».

Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея. Когда последний ребенок получает аплодисменты всего класса. Эта игра - одна из самых любимых практически во всех возрастных группах и у детей, и у взрослых.

Анализ упражнения:

- Тебе приятно было получать аплодисменты?

- А что было приятнее, получать аплодисменты или их дарить?

Игра дирижер».

«Расслабление».

Цели: Эту игру можно использовать для того, чтобы восстановить потраченную энергию и вернуть детям бодрость и живость.

Материалы: Во время игры используется записи инструментальной музыки, в разных темпах.

Анализ упражнения:

- Понравилось ли тебе руководить оркестром?

- На каких инструментах тебе понравилось играть больше всего?

- Хотелось бы тебе на самом деле попробовать руководить оркестром?

Игра «Коровы, собаки, кошки».

«Любознательность».

Цели: В этой развивающей игре соединены движения, звуки и юмор. При этом дети имеют возможность вступать друг с другом в контакт.

Анализ упражнения:

- Легко ли было отыскать животных, как и твое животное?

- Понравилось ли быть животным?

- А какие животные тебе нравятся?

Игра «Доброе утро или вечер».

«Общение».

Цели: Это чрезвычайно эффективный ритуал, он побуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг другу, а самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать всех участников игры и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение.

Материалы: Любой микрофон.

Анализ упражнения:

- Интересно тебе было слушать участников игры?

- Тебе понравилось говорить в микрофон?

- Что было сложнее: слушать других или говорить самому?


Игра «Тряпичная кукла и солдат».

«Расслабление».

Цели: Эта игра помогает людям расслабиться в тех случаях, когда они напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем отпустить - это испытанный и надежный способ расслабиться.

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у вас не сложиться впечатление, что они вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины… Теперь стряхните воду с волос… Теперь - с верхней части ног и ступней…

Взрослый должен первым показать детям все позы и движения.

Анализ упражнения:

- Как вы чувствуете себя после этой игры?

- Какая поза вам понравилась больше всего?

- А как вы любите расслабляться?


Игра «Спасибо за прекрасный день».

«Групповая сплоченность».

Цели: Это дружеский ритуал завершения занятий, игр и т.д. Коме того, этот ритуал развивает в детях важное качество - столь редкое в наш век высоких скоростей - умение ярко и выражено благодарить.

Анализ упражнения:

- Вам приятно слышать слова благодарности?

- А вы часто говорите слова благодарности?

Игра «Голосование».

«Умение ладить с людьми».

Цели: Если дети знают, что у них есть возможность участвовать в принятии решений, то они чувствуют себя компетентными и получают удовольствие от сотрудничества. Эта игра позволяет им понять демократический принцип принятия решения большинством голосов.

Эта игра проводится в заключение всего занятия, как итог.

Можно использовать эту игру, как подведения итога дня, какого-то мероприятия, какой-нибудь работы.

Дети сами оценивают свои результаты.

Анализ упражнения:

- Трудно ли было вам оценить свою работу?

- Ты сразу принял такое решение или сначала ты хотел по-другому голосовать?

- Ты согласен с общим решением?


Список литературы


  1. Самоукина Н.В. Игры и в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М., 1995.

  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. - М., 2001.



© 2010-2022