Доклад об кумыкских обрядах и традициях

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование народных традиции в нравственном воспитании.

Общественные праздники, обычаи и обряды кумыков формировались и развивались в неразрывной связи и зависимости от социально-экономического и культурного развития народа. Приуроченные в важнейшим событиям в жизни кумыков, эти праздники , обряды в прошлом включали в себя и песни, и традиционные представления, и заклинания, и символические действия. В связи с распространением ислама многие древние обряды либо исчезли совсем, либо значительно видоизменились. Но всё же многие традиционные обряды сохранились лучше, полнее. Традиционные праздники представляли собой важнейший элемент их духовной культуры.

В нашей жизни эти традиции многие сохранились так же, как в 19 веке. Первые традиционные годовые праздники и связанные с ними обряды у кумыков были посвящены проводом зимы и встрече весны. Они проводились почти одновременно- в дни весеннего равноденствия. Это такие праздники, как « Къыш гюйдюрюв», « Навруз». Эти праздники учили людей быть сплоченными, делать свои дела коллективно, быть внимательными, отзывчивыми друг к другу.

Еще в старину существовали и по сегодняшний день существуют семейные традиции и обряды. Это такие, как отношения в семье, похоронные обряды, гостеприимство, свадебные обряды. На основе этих традиуции и обрядов мы учим своих детей быть внимательными, сострадательными, вежливыми.

По древней традиций кумыки так же, как и все народы Кавказа, свое подрастающее поколение стремились всегда воспитывать в духе уважительного отношения к старшим. И это благотворно сказывалось на нравственном облике народа.

Я расскажу о том, как проводились эти традиционные обряды, праздники, обычаи.

Проводы зимы у кумыков назывались « Къыш гюйдюрюв ( буквально « сжигаю зиму») или « Къышны артын гюйдюрюв». Они символизировали нередко не только изгнание зимы, но и старого года в целом. К этому дню из домов и дворов выносили всё, что пришло в негодность ,и сжигали. Юноши и девушки прыгали через костёр. Этот ритуал символизировал очищение огнеём.

В последний день зимы почти во всех домах готовили вареники с начинкойй из смеси молока и варённых яиц-йымырткъа кюрзе.

Однако более пышным торжеством являлся праздник весны - «Навруз». Отмечали три дня с 22 по 24 марта. Во всех домах проводили уборку, побелку жилых помещений, фасадов домов, а также большую стирку. Словом, готовились тщательно. К празднику готовили специальные обрядовые полужирные кушанье из проросших зерен пшеницы. В новогодний вечер по домам ходили ряженые -«доммай». Надев на себя разные маски, они изображали животных. Существенным звеном праздника «Навруз» было шествие подростков в первый же день весны по дворам, поздравляя с праздником весны, даря им песни, радость и веселье. В этих обрядовых песнях нередко имелись строки, адресованные хозяевам дома, содержащие добрые пожелания. За исполненную песню хозяева должны были дать подарок. Молодые люди в дни Нового года устраивали игры-соревнования по бегу, метанию камня, стрельбы из лука, «йымырткъа урушув».

Из всех народных праздников, приносящих всеобщую радость, наиболее значительным являлся и является праздник весны - «Янгы йыл» или «Навруз».

В самый разгар лета, когда нет дождей, проводили и проводят обряд вызывания дождя « Земире».Этот обряд проводят девушки. Надев, на одну из девочек, мешок они ходили из дома в дом и пели обрядовую песню, за что хозяева одаривали и одаривают их подарками , обливая водой ту которая под мешком.

В суеверных представлениях народа значительное место занимали всевозможные приметы.

Ряд примет имеет связь с животным миром. Например, крик совы и вой собаки предвещают смерть кого-нибудь из членов семьи, карканье вороны считалось предвестием несчастья.

Были и счастливые приметы, связанные с птицами. Крик петуха на крыльце, стрекотанье сороки предвещают приход гостей. Особенно приветливо встречали и встречают кумыки прилет ласточек. Священной птицей считался и голубь, мясо которого могло быть употреблено в пищу только для лечебных целей.

Семейные отношения в семье строились и строятся так: все члены семьи подчинялись и подчиняются старейшему из рода, семьи. Младшие, в присутствии старших, из уважения к ним не садились, слушали, отвечали лишь на их вопросы. Приказания старших исполнялись и исполняются беспрекословно, не рассуждая о том, правильно ли это или нет. Младшие всегда оказывают почет и уважение старшим. В общественном транспорте уступают место, при встрече со старшими младшие уступают дорогу, оказывая почет и привстают, если сидят они на лавочке.

По прибытию гостя в дом, хозяева обязательно приветствуют его, зовут в дом, оказывают ему всяческие почести.

Не зря у кумыков говорят «Ашынг берме, къашынг бер».



© 2010-2022