- Преподавателю
- Другое
- Учебная программа по предмету Технология механизированных работ для студентов профессионального колледжа
Учебная программа по предмету Технология механизированных работ для студентов профессионального колледжа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Браун Ю.С. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Коммунальное государственное учреждение
«Рузаевский аграрно-технический колледж»
акимата Северо-Казахстанской области
Министерства образования и науки Республики Казахстан
Утверждаю
Зам.директора по УПР
________А.Потехин
«____» ___________2015г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНОЛОГИЯ
МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ
Специальность: «Фермерское хозяйство (по профилю)»
Квалификация: 1504062 - тракторист-машинист с/х производства
Срок обучения: 2 г 10 мес
Преподаватель: Браун Ю.С.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО специальных дисциплин
Протокол № ____ от «_____» ________________ 2015 г.
Руководитель МО: Прядко О.В. ___________
с.Рузаевка
2015
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі
Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің
«Рузаевка аграрлы-техникалық колледжі»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Бекітемін
Директордың ОӨЖ жөн. орынб.
________А.Потехин
2015ж. «____» ___________
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
МЕХАНИЗАЦИЯЛАНҒАН ЖҰМЫСТАРДЫҢ ТЕХНОЛОГИЯСЫ
Мамандық: «Ферма шаруашылығы (бейін бойынша)»
Біліктілік: 1504062 - а/ш өндірісінің тракторшы-машинисі
Оқу мерзімі: 2 ж 10 ай
Оқытушы: Браун Ю.С.
Арнаулы пәндер ӘБ отырысында қаралды және мақұлданды
2015 ж. «_____» ________________ № ____ хаттама
ӘБ жетекшісі: Прядко О.В. ___________
Рузаевка с.
2015
Структура программы
-
Пояснительная записка
-
Компетенции
-
Рабочий тематический план программы
-
Содержание учебной программы
-
Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины - изучить основы и принципы механизации сельскохозяйственного производства. Дать понятие об основных видах энергоносителей в сельском хозяйстве и приемах их эксплуатации.
Задачи дисциплины - дать студентам знание по:
-
принципу работы их агрегатов, узлов и механизмов;
-
устройству, условиям нормального функционирования базовых сельскохозяйственных машин и методах их технологической настройки на стационаре и в работе;
-
расчету, комплектованию агрегатов с высокими технико-экономическими показателями при возделывании сельскохозяйственных культур по индустриальным технологиям, методам обоснования состава машинно-тракторного парка для предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских хозяйств);
-
расчету производительности сельскохозяйственных агрегатов и определению путей ее повышения, определению расхода ГСМ и эксплуатационных затрат при выполнении сельскохозяйственных работ; механизации технологических процессов в растениеводстве.
Содержание учебных занятий базируется на материале, привлеченном из современной и классической научной и учебной литературы с учетом новейших тенденций в растениеводстве, адаптированном к начальной профессиональной подготовке учащихся профессионального колледжа.
Механизация сельского хозяйства - это замена ручного труда машинным;
внедрение машин и орудий в сельскохозяйственное производство. Механизация сельского хозяйства имеет огромное народно-хозяйственное значение, так как повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, сокращает сроки выполнения работ, избавляет человека от тяжелых, трудоемких и утомительных работ. С механизацией сельского хозяйства неразрывно связан процесс повышения культуры сельскохозяйственного производства - применение новейших достижений науки и техники, освоение прогрессивных технологий, дальнейшая интенсификация сельского хозяйства, осуществление крупных работ по мелиорации земельных угодий и химизации сельскохозяйственного производства. Техника - наиболее активная часть средств производства; она имеет исключительное значение в создании материально-технической базы сельского хозяйства.
Объектами механизации сельскохозяйственного производства являются
рабочие процессы: в земледелии - осушение и орошение земель, культурно- технические работы, обработка почвы (вспашка, лущение, боронование, дискование, культивация, прикатывание), посев (посадка), обработка междурядий, внесение удобрений, борьба с болезнями культурных растений, вредителями и сорняками, уборка, очистка и сортирование зерна, заготовка кормов; в подсобных предприятиях - ремонт сельскохозяйственной техники, переработка продуктов сельскохозяйственного производства. Эффективность механизации сельскохозяйственного производства очень велика. Так, переход с живого тягла на механическую тягу позволил повысить производительность труда на пахоте в 9 раз, на бороновании, культивации и посеве - в 18 раз, на уборке и молотьбе зерновых культур - в 44 раза.
Техническое оснащение сельского хозяйства способствует увеличению
валовой продукции при одновременном сокращении числа работающих в сельском хозяйстве более чем вдвое.
Для того чтобы поднять уровень механизации сельскохозяйственных работ, обеспечить выполнение их в оптимальные сроки и с высоким качеством, выдвигаются следующие основные задачи по ускорению темпов развития механизации, автоматизации производственных процессов и улучшению эффективности использования сельскохозяйственной техники:
. завершение комплексной механизации производственных процессов;
. внедрение более совершенной системы машин для возделывания и уборки
сельскохозяйственных культур во всех зонах страны;
. совершенствование конструкций сельскохозяйственной техники для
создания оптимальных условий развития культурных растений при
выполнении технологических операций и ликвидации всевозможных видов потерь;
. значительное повышение надежности сельскохозяйственных машин,
позволяющее на заданных интервалах времени выполнения
технологических операций не иметь простоев по техническим причинам
и сохранять установленные показатели качества;
. повышение эксплуатационной и ремонтной технологичности МТП,
приспособленности к техническому и технологическому обслуживанию, диагностированию, транспортированию и хранению;
. увеличение долговечности сельскохозяйственной техники, сохранение
эксплуатационных свойств машин на весь период эксплуатации;
. снижение затрат на восстановление техники;
. внедрение автоматических устройств, позволяющих поддерживать
технологические и технические режимы работы и регулировки агрегатов
в оптимальных пределах;
. разработка и создание автоматизированных систем управления МТП в
хозяйствах, районных агропромышленных объединениях (РАПО) и других подразделениях АПК.
. разработка и усовершенствование таких устройств, которые обеспечивают водителю-механизатору условия для работы, соответствующие требованиям охраны труда.
В решении перечисленных вопросов по улучшению использования МТП важная роль отводится специалистам среднего звена - техникам-механикам сельского хозяйства, которые должны знать прогрессивную технологию механизированных работ, рациональное агрегатирование, основы обслуживания МТА и передовые приемы организации работ.
Программа предмета «Технология механизированных работ» рассчитана для обучения студентов 1-го и 2- го курсов по специальности «Фермерское хозяйство» квалификации тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Объем учебной нагрузки по предмету «Технология механизированных работ» составляет 30 часов- теоретический курс и 14 часов лабораторно- практический: 1 курс - 20 час, 2 курс - 10 час- теоретические занятия. Лабораторно- практические занятия: 2 курс 14 часов. Итогом изучения дисциплины является сдача зачета по пройденному курсу. Программа разработана на основе типовых учебных планов.
2.КОМПЕТЕНЦИИ
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе изучения дисциплины должен:
знать:
иметь практический опыт:
-
Управления тракторами и самоходными с/х машинами;
-
Выполнения механизированных работ в с/х-ве;
-
Технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования.
уметь:
-
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в с/х-ве.
-
Выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;
-
Выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов.
-
Перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
-
Выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания.
-
Выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению.
-
Под руководством специалистов более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники;
-
Оформлять первичную документацию.
знать:
-
Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
-
Мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;
-
Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;
-
Правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;
-
Методы и приемы выполнения агротехнических и работ;
-
Пути и средства повышения плодородия почвы;
-
Средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
-
Способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
-
Правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;
-
Содержание и правила оформления первичной документации
3. РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование тем
Теоретич.
Тема 1. Введение. Задачи и структура тракторной бригады.
1ч
Тема 2. Организация работы тракторной бригады.
1ч
Тема 3. Комплексная механизация сельскохозяйственного производства.
1ч
Тема 4. Энергетические средства и типы сельскохозяйственных агрегатов.
1ч
Тема 5. Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов.
2ч
Тема 6. Комплектование машинно- тракторных агрегатов.
2ч
Тема 7. Способы движения машинно- тракторных агрегатов.
1ч
Тема 8. Показатели работы машинно -тракторных агрегатов.
1ч
Тема 9. Основы технического нормирования механизированных полевых работ.
1ч
Тема 10. Особенности использования транспортных агрегатов.
1ч
Тема 11. Основы индустриальной технологии возделывания с/х культур
2ч
Тема 12. Технология внесения удобрений.
4ч
Тема 13. Технология основной и предпосевной обработки почвы.
4ч
Тема 14. Основная и предпосевная обработка почв, подверженных ветровой эрозии.
1ч
Тема 15. Технология возделывания и уборка зерновых культур.
3ч
Тема 16. Послеуборочная обработка зерна на механизированном току.
1ч
Тема 17. Технология возделывания и уборка трав на сено.
1ч
Тема 18. Технология возделывания и уборка картофеля.
1ч
Тема 19. Полив сельскохозяйственных культур.
1ч
ИТОГО
30 часов
Рабочий тематический план лабораторно-практических занятий
В процессе проведения лабораторно-практических занятий по предмету учащиеся должны закрепить знания , полученные на теоретических занятиях.
Выполнение сельскохозяйственных работ проводится на полях учебного хозяйства под руководством преподавателя.
Обучающиеся приобретают навыки проведения ежесменного технического
обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин, подготовки
сельскохозяйственных машин к работе и работы на машинно-тракторных агрегатах.
Задачей лабораторно- практических является:
-
закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения
-
профессиональных умений обучающихся по изучаемой профессии;
-
развитие общих и профессиональных компетенций;
-
освоение современных производственных процессов;
-
адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм.
№
Тема
Количество часов
1
Расчет основных эксплуатационных показателей двигателя и трактора.
3ч
2
Определение тягового сопротивления сельскохозяйственных машин-орудий по формулам.
3ч
3
Расчет состава агрегата.
3ч
4
Расчет производительности агрегата и баланса времени смены.
3 ч
5
Расчет транспортных агрегатов
2ч
ИТОГО
14 час
4. СОДЕРжАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Введение. Задачи и структура тракторной бригады. (1 час)
Механизация сельского хозяйства - это замена ручного труда машинным;
внедрение машин и орудий в сельскохозяйственное производство.
Задачи и краткое содержание программы предмета.
Задачи тракторной бригады. Структура тракторной бригады. Виды тракторных бригад и их состав.Основные обязанности бригады и права ее работников: обязанности бригадира, права и ответственность бригадира, обязанности членов бригады.
Тема 2. Организация работы тракторной бригады. (1 час)
Производственный участок бригад и распорядок рабочего дня бригады. Размер бригад. Факторы, влияющие на раз мер производственных подразделений. Машинно - тракторный парк бригады. Пункт техническогообслуживания (ПТО) бригады: выбор места для ПТО,объекты ПТО.
Тема 3. Комплексная механизация сельскохозяйственного производства.
( 1 час)
Понятие о комплексной механизации и системе машин. Основные направления в совершенствовании системы машин. Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к системе машин. Основные технико- экономические показатели системы машин.
Тема 4. Энергетические средства и типы сельскохозяйственных агрегатов.
( 1 час)
Энергетические средства сельскохозяйственного производства: тракторы. Классификация их по назначению, по конструкции ходовой части. Классы тракторов по номинальному тяговому усилию. Классификация МТА. Требования, предъявляемые к МТА.
Тема 5. Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов.
( 2 часа)
Основные эксплуатационные показатели тракторного двигателя: эффективная мощность коленчатого вала, частота вращения коленчатого вала двигателя, удельный расход топлива, крутящий момент двигателя, экономический КПД.
Основные эксплуатационные показатели трактора: тяговое усилие или сила тяги, рабочая скорость движения, тяговая мощность, расход топлива за 1ч работы, удельный расход тооплива, буксование, тяговый КПД трактора.
Способы улучшения тяговых свойств тракторов. Допустимые скорости выполнения с/х работ, маневрирование скоростями.
Основные эксплуатационные показатели с/х машин и факторы, влияющие на них: качество работы машин, тяговое сопротивление, скорость движения, КПД машин, коэффициэнт эксплуатационной надежности машин. Определение тягового сопротивления с/х машин- орудий.
Тема 6. Комплектование машинно- тракторных агрегатов. ( 2 часа)
Порядок комплектований агрегатов: требования, предъявляемые к агрегатам; выбор трактора и с/х машин. Сцепки, виды сцепок и их эксплуатационные показатели: фронт сцепки, длина выезда сцепки на поворотную полосу загонов, масса сцепки и тяговое сопротивление. Расчет состава агрегата. Составление агрегатов.
Тема 7. Способы движения машинно- тракторных агрегатов.
( 1 час)
Элементы движения и кинематическая характеристика агрегата. Движение агрегата: рабочие и холостые ходы. Кинематическая характеристика агрегата: центр агрегата, кинематическая длина и ширина агрегата, длина выезда агрегата, радиус поворота. Виды, длина поворотов агрегатов и их применение. Расчет длины поворота агрегата. Основные способы движения агрегатов и их применение: гоновые, круговые и диагональные. Расчет коэффициэнта рабочих ходов агрегата.
Тема 8. Показатели работы машинно- тракторных агрегатов.
( 1 час)
Производительность агрегатов. Единицы измерения количества выполненной работы. Виды производительности агрегата: теоретическая,техническая ( расчетная) , эксплуатационная ( действительная). Коэффициэнт использования конструктивной ширины захвата. Определение производительности агрегатов в зависимости от мощности двигателя. Баланс времени смены. Пути повышения производительности агрегатов. Прямые эксплуатационные затраты при работе агрегатов, пути их снижения. Расход топлива, смазочных материалов и пускового бензина. Расчет расхода топлива на единицу обрабатываемой пощади. Пути экономии нефтепродуктов. Определение затрат труда и механической энергии на единицу обработанной площади. Показатели качества топлива и смазочных материалов. Поощрение за экономию и ответственность за пеперасход нефтепродуктов работников бригады.
Тема 9. Основы технического нормирования механизированных полевых работ.
( 1 час)
Понятие о технических нормах. Методы технического нормирования: поэлементный, метод хронометражных наблюдений, суммарный метод. Установление норм в бригаде.
Тема 10. Особенности использования транспортных агрегатов.
( 1 час)
Значение транспорта в сельском хозяйстве. Условия работы транспортных агрегатов. Определение производительности транспортных и погрузочно- разгрузочных агрегатов. Себестоимость транспортных работ. Выбор транспортных и погрузочно- разгрузочных агрегатов. Маршруты движения. Расчет транспортных агрегатов.
Тема 11. Основы индустриальной технологии возделывания с/х культур.
( 2 часа)
Понятие об индустриальной технологии. Выбор МТА и подготовка их к работе. Основные показатели качества технологических операций. Подготовка тракторов и машин- орудий к работе. Подготовка поля к работе агрегатов.Основные принципы рациональной организации производственных процессов в полеводстве. Контроль качества выполнения полевых операций. Основные правила техники безопасности при работе на агрегатах и противопожарные мероприятия.
Тема 12. Технология внесения удобрений. ( 4 часа)
Классификация удобрений. Способы внесения удобрений. Общие агротехнические требования. Внесение минеральных, твердых и жидких удобрений: агротехнические требования, выбор технологической схемы внесения удобрений, расчет нормы внесения удобрений, комплектование агрегатов, организация работы, контроль и оценка качества работы. Внесение добрений с помощью авиации. Техника безопасности при внесении удобрений.
Тема 13. Технология основной и предпосевной обработки почвы.
( 4 часа)
Лущение стерни, вспашка, боронование, сплошная культивация почвы, прикатывание: агротехнические требования, комплектование агрегатов, подготовка агрегатов к работе, способы движения агрегатов, подготовка поля, работа агрегатов, контроль и оценка качества выполненных работ.Технология защиты почв от водной эрозии.
Тема 14. Основная и предпосевная обработка почв, подверженных ветровой эрозии. ( 1 час)
Значение и особенности основной и предпосевной обработки почв. Плоскорезная обработка почвы, предпосевная обработка почвы, рыхление стерневых полей игольчатыми боронами: основные агротехнические требования, комплектование агрегатов, подготовка агрегатов к работе, подготовка поля, контроль и оценка качества выполненных работ. Эффективность внедрения стерневой технологии основной и предпосевной обработки почвы.
Тема 15. Технология возделывания и уборка зерновых культур.
( 3 часа)
Посев зерновых культур: агротехнические требования, подготовка семян к посеву, способы посева и их эффективность, комплектование посевных агрегатов и подготовка их к работе, способы движения агрегатов и подготовка поля к работе, работа агрегатов, контроль и оценка качества посева.
Уход за посевами: агротехнические требования и приемы ухода за ними,выбор, комплектование и работа агрегатов во время ухода за посевами, контроль и оценка качества работы агрегатов.
Организация уборки. Способы уборки: прямое комбайнирование и раздельная уборка: агротехнические требования, выбор машин для уборки, подготовка жатвенного агрегата к работе, подготовка комбайна к работе,выбор способов движения агрегатов и особенности подготовки полей к работе. Правила безопасной работы на уборке урожая, контроль и оценка качества уборки.
Особенности уборки в сложных условиях. Уборка полеглых и влажных хлебов. Уборка низкорослых и изреженных хлебов. Организация уборки в ночное время. Уборка соломы и половы.
Тема 16. Послеуборочная обработка зерна на механизированном току. ( 1 час)
Требования, предъявляемые к зерну, семенам и механизированному току. Машины для обработки зерна. Подготовка машин к работе. Организация и технология работ на механизированном току.Контроль качества работы машин. Техника безопасности и противопожарные мероприятия.
Тема 17. Технология возделывания и уборка трав на сено.
( 1 час)
Посев трав и уход за посевами: агротехнические требования, подготовка семян, технология посева, уход за посевами,уборка трав на сено, контроль и оценка качества уборки.
Тема 18. Технология возделывания и уборка картофеля.
( 1 час)
Посадка: агротехнические требования, подготовка семенного картофеля, способы посадки и подготовка поля, подготовка агрегатов к работе, организация работы, контроль и оценка качества посадки.
Уход за посадкой: обработка почвы до всходов,подготовка и комплектование агрегата к работе,организация работы, , контроль и оценка качества работы, борьба с вредителями и болезнями.
Уборка: агротехнические требования, способы уборки, подготовка агрегатов к работе, подготовка поля к уборке, организация работы, оценка качества уборки.
Послеуборочная обработка картофеля и его хранение.Способы хранения.
Тема 19. Полив сельскохозяйственных культур. ( 1 час)
Способы полива и используемая техника. Подготовка машин к поливу. Подготовка орошаемых полей к поливу. Организация проведения поливов.Производительность дождевальных агрегатов.Особенности техники безопасности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
-
Самостоятельная работа № 1.
Тема 4, 5
-
Самостоятельная работа № 2 . Тема 6.
-
Самостоятельная работа № 3 .Тема 7,8.
-
Самостоятельная работа № 4. Тема 12
-
Самостоятельная работа № 6. Тема13,14
-
Самостоятельная работа № 7. Тема15,16
-
Самостоятельная работа № 6. Тема18,19
-
Темы рефератов
Влияние различных факторов на качественные показатели работы МТА; Комплексные комбинированные агрегаты; Повышение производительности агрегатов; Технологические схемы и комплекс машин для энергосберегающей технологии возделывания сельскохозяйственных культур; Влияние производственной деятельности человека на почвообразовательный процесс; Система машин для комплексной механизации; Составить технологическую карту по возделыванию зерновых культур; Производительность МТА; Факторы, влияющие на качество механизированных работ; Техника безопасности при работе на МТА; Техника безопасности при работе с химическими средствами защиты растений; Вредители и болезни сельскохозяйственных культур;
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С.С.Сдобников, И.В. Борзаковский. Основы агрономии. М: Колос,1972
-
Ведров Н.Г. Практикум по растениеводству. - Красноярск, 1992.
-
Витязев В.Г., Макаров И.Б. Общее землеведение. - М.: Изд-во Московского университета, 1991.
-
Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин, А.Н. Скороходов. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. - М.: ПрофОбрИздат, 2002.
-
А.А. Мухин. Организация использования машинно- тракторного парка и технология производства работ: Учебное пособие для средних сельских профессионально- технических училищ. - М.: Высшая школа, 1983.