Общие сведения о транспортных средствах

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общие сведения о транспортных средствах


Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»




Методическая разработка урока

по теме: Общие сведения о транспортных средствах



МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

Профессия СПО 23.01.03 «Автомеханик»



Преподаватель Мелихова Н.П.

















2015-2016 уч.г.

Тема: Общие сведения о транспортных средствах

План

- история развития автомобилей;

- классификация и индексация автомобильного транспорта.

- общие сведения об устройстве автомобилей;

Необходимое оборудование, материалы и вспомогательные средства:

1. Интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

2. Ноутбук.

3. Литература: Селифонов В.В., Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник для НПО, -М. : Издательский центр «Академия», 2014. -400с. Стр. 3…11.

1. История развития автомобилей

До появления автомобилей состоятельные люди имели собственные экипажи, запряжённые одной или несколькими лошадьми. Поэтому название «экипаж» и «коляска» вначале употреблялись и в технической литературе применительно к первым легковым автомобилям, а такой термин, как «лошадиная сила», долгое время использовали для оценки мощности автомобиля.

Крепостной крестьянин Леонтий Шашуренков в 1752г. смастерил в Петербурге «самобеглую коляску», приводимую в движение мускульной силой человека, там же в 1791г. механик-самоучка Иван Кулибин построил «самокатку» с трёхскоростной коробкой передач. Ведущими были два задних колеса, приводимые во вращение от педалей, которые крутил слуга на запятках.

Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-1770гг.

В 1801г. изобретатель О. Эванс в Великобритании изготовил самодвижущуюся паровую повозку, в которой впервые в истории создания автомобилей был использован шестерёнчатый привод.

В одно время с паромобилями развивалось и другое направление - электромобили. В России электромобили выпускал в конце Х1Хв. фабрикант И.В. Романов.

Первыми в мире изобретателями автомобилей с двигателями внутреннего сгорания официально признаны немецкие инженеры К. Бенц и Г. Даймлер, которые независимо один от другого построили и запатентовали в 1886г. работоспособные экипажи. В России первый грузовой автомобиль построил в 1902г. инженер П. Фрезе. Мощность двигателя этого автомобиля достигала 6л.с. (4,42кВт), а скорость - 15км/час. Передача вращения к задним колёсам осуществлялась цепями.

Отечественное автомобилестроение.

С 1908 по 1915г. на Русско-Балтийском вагонном заводе (г. Рига) выпущено более 500 легковых автомобилей.

1924г. на Московском автозаводе был выпущен первый полуторатонный грузовой автомобиль

АМО-Ф15,

1925г. на Ярославском автозаводе начат серийный выпуск трёхтонных грузовиков.

1936г. на Московском автозаводе начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5 и легковых ЗИС-101.

В послевоенные годы завод наладил выпуск легковых автомобилей ЗИС-110 и грузовых автомобилей ЗИС-150. Позже завод приступил к выпуску автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

На Горьковском автозаводе в 1932г. было налажено производство грузовиков ГАЗ-АА,

ГАЗ-А, ГАЗ-М-1. В годы Второй мировой войны на этом заводе был освоен выпуск легковых автомобилей ГАЗ-67Б. В послевоенные годы - ГАЗ-51, М-20 «Победа», ГАЗ-53 ГАЗ-3102 «Волга».

С 1946г. на АЗЛК налажен массовый выпуск автомобилей «Москвич-400» и других более современных моделей.

В 1944г. на Уральском автозаводе налажено производство грузовых автомобилей «Урал-ЗИС», позднее «Урал -5557», на котором установлены шины переменного давления. Ульяновский автозавод наладил массовое производство автомобилей повышенной проходимости, санитарных и легковых автомобилей.

В начале 1970-х гг. на вновь построенном Волжском автомобильном заводе в г. Тольятти налажено производство легковых автомобилей «Лада», а на Камском автомобильном заводе в г. Набережные Челны - большегрузных автомобилей.

2. Классификация и индексация автомобилей.

Автомобиль - это самоходное средство, приводимое в движение собственным двигателем и предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций.

По назначению различают грузовые, пассажирские и специальные.

Грузовые автомобили. Грузовые автомобили общего назначения и специализированные.

Грузовые автомобили общего назначения (универсальный грузовой транспорт) подразделяют по грузоподъёмности, т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове, на следующие классы:

- особо малый________0,3т…1,0т;

- малый______________1,0т…3,0т;

- средний____________ 3,0т…5,0т;

- большой____________5,0т…8,0т;

- особо большой_____ свыше 8,0т.

Специализированные автомобили - автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки определённого рода грузов (насыпных, жидких, крупногабаритных и др.). К ним относят самосвалы, цистерны, панелевозы, фургоны и др.

Пассажирские автомобили. Легковые - для перевозки небольшой группы пассажиров до 8 человек и автобусы - для перевозки 9 и более человек, включая водителя. Автобусы в зависимости от назначения бывают городскими, пригородными и междугородными. В зависимости от длины автобусы подразделяют на классы: от 2-го по 6-ой.

Специальные автомобили. Предназначены для выполнения определённого вида работ, для чего их оснащают соответствующим оборудованием. К ним относят автокраны, пожарные автомобили, уборочные, ремонтные мастерские, автовышки и др.

По приспособленности к дорожным условиям - автомобили обычной проходимости, повышенной и высокой проходимости.

Все автомобили по общему числу колёс и числу ведущих колёс условно обозначают колёсной формулой: 4х2; 4х4; 6х4; 6х6 и 8х8.

Для обозначения марки отечественного автомобиля используют сокращённое название завода-изготовителя (ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ, УАЗ, ВАЗ)

Цифровое обозначение для базовых автомобилей состоит из четырёх цифр, из которых первая - класс, вторая - вид автомобиля, а последующие две цифры - номер модели.

Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой. Шестая цифра указывает на номер экспортного варианта.

Вид автомобиля (вторая цифра):

1- легковые автомобили;

2 - автобусы;

3 - грузовые с бортовой платформой;

4 - седельные тягачи;

5 - самосвалы;

6 - цистерны;

7 - фургоны;

8 - резерв;

9 - специальный.



Классификация автомобилей.

Вид ТС

Название ТС и его параметры

Класс

1

2

3

4

5

6

7

1



Общие сведения о транспортных средствах

Легковые автомобили:

рабочий

объём, л

индекс

До 1,2



11





1,3-1,8



21





1,9…3,5



31



Свыше 3,5

41




2

Общие сведения о транспортных средствах

Автобусы:

длина, м

индекс




-



До 5



22



6…7,5



32



8…9,5



42



10,5…12



52



Свыше16,5



62






3

Общие сведения о транспортных средствах

Грузовые автомобили:

полная масса, т

индекс автомобиля:

с бортовой платформой

До 1,2





1,3-2





2,1-8





9-14





15-20





21-40

Свыше 40







13







23







33







43







53







63







73

4

Общие сведения о транспортных средствах


седельного тягача



14



24



34



44



54



64



74

5

Общие сведения о транспортных средствах

самосвала

15

25

35

45

55

65

75

6



Общие сведения о транспортных средствах

цистерны

16

26

36

46

56

66

76

7

Общие сведения о транспортных средствах


фургона

17

27

37

47

57

67

77

9



Общие сведения о транспортных средствах

Специально-го

19

29

39

49

59

69

79









Общее устройство автомобиля

Общие сведения о транспортных средствах

Рисунок 1. Составные части автомобиля.

Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трёх основных частей двигателя, кузова и шасси.

Двигатель - источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля.

Кузов - часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины и грузовой платформы. К нему относят также капот, облицовку и крылья.

Шасси - объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колёсам, для управления автомобилем и его передвижения.

Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть, рулевое управление и тормозную систему.

Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам, а также изменяющих этот момент по величине и направлению.

Трансмиссия автомобиля с колёсной формулой 4х2 -заднеприводного состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.

Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании с места.

Коробка передач (КП) предназначена для изменения крутящего момента на ведущих колёсах по величине и направлению, путём ввода в зацепление различных пар зубчатых колёс.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.

Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение крутящего момента и передачи его к ведущим колёсам автомобиля под прямым углом.

Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колёс при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.

Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля

Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля





Задания

1. Какую марку носил первенец советского автомобилестроения? Какова была его грузоподъёмность?

а/ ЯГ-3,3т;

б/ ГАЗ-АА, 1,5т;

в/ АМО-Ф-15, 1,5т.

2. Автомобили в зависимости от назначения и выполнения работ делятся на несколько типов. Укажите, в каком ответе более точно названы эти типы.

а/ Грузовые, легковые, специальные.

б/ Грузовые, пассажирские, спортивные.

в/ Грузовые, пассажирские, специальные.

3. Укажите, из каких основных частей состоит автомобиль:

а/ кузов, шасси, двигатель, ходовая часть;

б/ кузов, шасси, двигатель;

в/ трансмиссия, ходовая часть, двигатель;

д/ двигатель, шасси, механизмы управления.

4. Если у легкового автомобиля снять двигатель и кузов, то какая часть останется?

а/ трансмиссия, механизмы управления;

б/ шасси;

в/ ходовая часть, механизмы управления;

г/ трансмиссия, ходовая часть.

5. Что в обозначении автомобиля КамАЗ-5320 означает число «3»?

а/ автобус;

б/ грузовой с бортовой платформой;

г/ самосвал;

д/ седельный тягач.

6. Укажите правильное условное обозначение полноприводного автомобиля:

а/ 4х2;

б/ 6х4;

в/ 4х4.

7. Укажите правильное условное обозначение неполноприводного автомобиля:

а/ 4х2;

б/ 4х4;

в/ 6х6.

Эталоны ответов на тестовые задания.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

№ ответа

в

в

б

б

б

в

а

Контрольные вопросы.


1. Как подразделяют автомобили по назначению?

2. На какие классы по грузоподъёмности подразделяют грузовые автомобили?

3. Что является основным классификационным признаком автобусов?

4. Что является основным классификационным признаком легковых автомобилей?

5. Как подразделяют автомобили по приспособленности к дорожным условиям?

6. Расшифруйте марку автомобиля ЗИЛ-4333.

7. Назовите основные части автомобиля.

8. Какие агрегаты и механизмы входят в состав шасси автомобиля?





© 2010-2022