Доклад на заседании школьного сетевого сообщества Бумеранг

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая рефлексия

А что же это такое?

Рефлексия - это размышление учителя об уроке.

Рефлексия - это пересмотр проведенного урока с другой точки зрения.

Рефлексия - это взгляд с разных сторон на существующие успехи, проблемы в работе учителя.

Рефлексия - это осознание уже осуществленной деятельности: своего эмоционального состояния, удач и трудностей в выполнении деятельности, средств и инструментов, используемых в этой деятельности, затруднений и способов решения проблемных ситуаций; путь от эмоции к анализу педагогической деятельности.

Виды рефлексии:

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

!Тезисы о рефлексии

  1. Рефлексивная позиция учителя нужна для того, чтобы оценить со стороны соответствие учебного занятия целям, задачам и достигнутым результатам.

  2. При рефлексии трансформируется первоначальный замысел учебного занятия.

  3. При рефлексии важно выяснить адекватна ли ситуация на учебном занятии движению мысли обучаемых.

  4. Рефлексию может быть проведена не только после урока, но и до него. Рефлексия по предполагаемому занятию часто позволяет избежать многих ошибок в ходе его проведения

  5. Рефлексию можно провести как индивидуально, так и с коллегами. Коллективная рефлексия позволяет выявить многополярность мнений по занятию, а в некоторых случаях исключить субъективность оценки.

  6. Рефлексия с учащимися позволяет взглянуть на занятие с совершенно другой стороны.

  7. Использование многообразия релексии и различных сочетаний позволяет эффективно размышлять о проведенном/предполагаемом занятии

Учитель систематизирует какую- то информацию по отношению к уже имеющимся у него представлениям. На этапе рефлексии целесообразно применение различных видов письма: эссе, ключевых слов, графической организация материала и.т.д. Таким образом, производится отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей.

Действенным механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы. Ещё одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на занятии.

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Мною приведены 9 видов рефлексии, которые найдены были из разных Интернет источников. Десятый мой личный - "Несколько мышек". Ковсем видам рефлексии сделаны презентации для демонстрации на уроках.


Вопросы о педагогической рефлексии, которые помогут учителю

  1. Соответствует ли ваше занятие целям, задачам и достигнутым результатам?

  2. Как трансформировался первоначальный замысел учебного занятия?

  3. Адекватна ли ситуация на учебном занятии движению мысли обучаемых?

  4. Можно ли проводить рефлексию только до урока, или только после него?

  5. Как вы будете проводить рефлексию?

  6. Чему способствует коллективная рефлексия?

  7. Зачем нужно проводить рефлексию с учащимися?

  8. Какие еще формы рефлексии существуют?

  9. Зачем нужно использовать многообразие форм рефлексии?

Мы завершаем урок? …Нет, рефлексия продолжается!


Доклад на заседании школьного сетевого сообщества Бумеранг





К ВОПРОСУ О ДНЕВНИКАХ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

Ведение учениками письменных дневников исследуется как способ размышления над процессом обучения. Последние 5-10 минут цикла уроков по математике отводятся на произведение записей в дневнике по итогам процесса обучения соответствующего дня.

Основные пункты для записи в дневник

Все ученики высказали свои предположения о том, какие записи они бы хотели вносить в дневник:

• Что я сделал или что я узнал

• Помощь, необходимая для того, чтобы узнать больше

• Эмоции: что мне понравилось/не понравилось или какие чувства я испытывал

• Полезные и интересные вещи

• Что показалось легким, или что я уже знаю

• Непосредственно процесс обучения (метапознание)


Преимущества ведения дневника

Для учеников

  • Совершенствует процесс умозаключений о математических вопросах.

  • Запись сохраняется и позволяет повторно ознакомиться с уже изученным материалом.

  • Выражение эмоций оказывает «терапевтический» эффект.

  • Помогает прояснить содержание и смысл математического материала.

  • Помогает осмыслить способы поиска материала.

  • Метапознание. Помогает студентам думать о самом процессе мышления.

  • Помогает самостоятельно регулировать процесс обучения.

Для учителей

  • Обеспечивает диагностической и формативной информацией об учениках.

  • Помогает оценить собственное преподавание и планирование, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Для учеников и учителей

  • Помогает установить контакт, обратную связь и диалог между учителем и учеником.


Размышляя о дневниках

В ходе исследования студентов попросили написать в своих дневниках то, что они думают об опыте ведения дневника. За этим последовало и устное обсуждение данного вопроса. Ниже приведены цитаты из дневников учеников.

Запоминание

«Когда я пишу, это позволяет без усилий вспомнить всю информацию».

Размышление

«Я думаю, что это здорово, т.к. я могу поразмышлять над тем, что уже изучено и иногда перечитать это снова и снова».

«Хорошо знать то, над чем мне нужно еще поработать».

Запись
«Я думаю, что это действительно здорово. Это вдохновило меня делать больше, потому что это очень удобно - я всегда могу вернуться и порадоваться тому, что я узнал много нового».

Организация математических идей

«Когда я что-то записываю, я могу убедиться, что я действительно это знаю, а не уходить с урока в сомнениях, смогу ли я это сделать или нет. Запись устраняет неопределенность».

«Были моменты, когда я был не совсем уверен - полезно ли ведения дневника, но когда мне пришлось написать о том, что я на самом деле думал, я должен был прийти к конкретному ответу».

Чувства
«Я считаю, ведение дневника помогло мне, потому что в нем я могу выразить переживаемые мною эмоции по отношению к математике».

«Я не думал, что это поможет, но я ошибался».

Мой стиль обучения

«Ведение дневника помогло мне в обучении, потому что я запоминаю скорее визуально, нежели на слух. Я изучаю новое посредством визуального восприятия и применения на практике».

«прежде я только учил, но теперь я знаю, что процесс записи того, что я выучил, помогает мне учиться».

Думая о процессе мышления

«Когда вы пишете, вы думаете о том, как вы учитесь».

«Вы можете написать о том, о чем вы не можете подумать и наоборот».

«Это хороший способ все обдумать, собраться с мыслями, и записать».


К вопросу о размышлении

В процессе ведения дневника ученики были сосредоточены в основном на математической стороне обучения, что может быть рассмотрено, как зеркало для их обучения (жирная черная линия на диаграмме ниже). Появляется единый образ учащегося.

Доклад на заседании школьного сетевого сообщества Бумеранг

Однако, когда ученики задумывались над тем, как ведение дневника повлияло на них, они высказали гораздо больше идей, доказывающих, что в настоящее время они думают о самом процессе мышлении (метапознание).

Осознанность по отношению к тому, как они обучаются, является ключевым компонентом в становлении независимости учащегося, способного осознать процесс обучения.

Это может выглядеть, как будто вы смотрите через второе зеркало на сам процесс ведения дневника. Появляется калейдоскоп образов ученика, демонстрируя разнообразие процесса размышления (устного или письменного, посредством дневника) над тем, как необходимо вести математический дневник.

Доклад на заседании школьного сетевого сообщества Бумеранг

Рекомендации

  • Ведите математический дневник. Это помогает в математическом обучении. Необязательно делать запись после каждого урока, но, по крайней мере, делайте записи один раз в неделю.

  • Регулярно оставляйте свои комментарии в дневниках учеников или в устном обсуждении с ними.

  • Призывайте учеников вести дневник, что представляет собой транзактный письменный анализ.

  • Время от времени размышляйте с учениками о прогрессе ведения дневника, проверяйте дневники со своими учениками. Это можно делать в устной или в письменной форме, что помогает ученикам задуматься над мыслительным процессом и процессом обучения.



Образец по теме карта:

Назовите тему урока одним словом

Географическая карта

Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют карту.

плоская, уменьшенная

Назовите 3 действия, которые можно выполнять с картой.

Находить, измерять, изучать

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

Знания, которые пригодятся каждому

Как иначе можно назвать географическую карту?

Изображение земной поверхности



«Ладошка»

на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

  • большой - для меня это важно … / неважно …

  • указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

  • средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

  • безымянный - моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец - хочу для себя выяснить …

Раздать ученикам в начале урока: заготовка рис. Ладошки (или нарисовать свою)

Рефлексия (на ладошке написать ответы на вопросы + или - )


  1. Сегодня я научился чему-то новому

  2. сегодня я активно участвовал в работе группы

  3. я внес весомый вклад в проект

  4. мне было комфортно

  5. я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно




Саморефлексия работы в группе или паре

  • Над чем работали?

  • Как спланировали работу?

  • Уложились во времени или нет?

  • Что нового узнали?

  • Чему научились?

  • Что получилось? Что не получилось?

Над чем нужно работать?


Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний".

Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка - тема или предмет (одно существительное);
2 строка - описание предмета (два прилагательных);
3 строка - описание действия (три глагола);
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.


© 2010-2022