• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Воспитание потребности в здоровом образе жизни и использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Доклад на тему: Воспитание потребности в здоровом образе жизни и использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровье человека – тема для  разговора достаточно актуальная,  она  всегда волновала  умы  человечества. Множество  пословиц  и поговорок  связано  с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью  цены  нет» , «Болезнь человека  не красит» - говорят  издавна   на  Руси , а  казахская  народная мудрость гласит «Чем  исцеление  от  болезни  искать, лучше  предупреждающее  средство  искать».   Сегодня,  когда мы  живем в эпоху кризисов и  социальных  перемен,  когда современное  состояния обще...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Воспитание потребности в здоровом образе жизни и использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная, она всегда волновала умы человечества. Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека.

«Здоровью цены нет» , «Болезнь человека не красит» - говорят издавна на Руси , а казахская народная мудрость гласит «Чем исцеление от болезни искать, лучше предупреждающее средство искать».

Сегодня, когда мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, когда современное состояния общества, высочайшие темпы его развития предъявляют более высокие требования к здоровью человека, ) а демографические показатели Р.К. заметно ухудшаются и особую тревогу вызывает здоровье детей - эта проблема становится первостепенной.

В связи с этим все больше ясли - садов объявляют сохранение и укрепление здоровья дошкольника своей приоритетной задачей и находятся в поиске нового, действенного пути ее решения, ведь именно дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных в жизни человека, потому что в этот период закладываются основы здоровья.

Инновации нашего ДО в становлении и развитии оздоровительной системы направлены на расширение возможностей здоровьесберегающих технологий, пропедевтической и оздоровительной трофики, активизирущих максимальное использование как материальных, интеллектуальных и творческих ресурсов ДО, так и могучих фантазийных ресурсов ребенка к любому проводимому с ним оздоровительному действу по следующим направлениям:

- педагогическое

- социально - коррекционное

- оздоровительное

Выбор ниши в организации процесса воспитания здорового ребенка определил стратегию и тактику управленческих действий педагогов, обозначил основную педагогическую позицию:


  • интеллектуальное развитие детей;

  • формирование душевных качеств;

  • творческих способностей.

Это важнейшие стороны педагогической деятельности считают наши воспитатели. Однако грош ей цена, если игнорируется работа по формированию «Фундамента» всей жизни человека - его здоровья.

В центре внимания здоровый ребенок. На него направлены все усилия педагогов. При этом индикатором здоровья для нас является состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физического дефекта.

Понятийное представление здоровья как триады выше названных компонентов гармония души, ума и тела легла в основу концепции «Здоровый ребенок», которую можно представить в виде дома, при строительстве которого решались следующие задачи:

  • создать развивающую среду - пространство самореализации; (площадка строительства дома )

  • помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания, значит, обогащать педагогические возможности, субъективный опыт каждого педагога в решении концептуальных задач здоровьесберегающей педагогики; (фундамент дома)

  • сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям через самопознание, стремление к которому необходимо воспитывать с раннего детства; ( стены дома).

  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья; (крыша дома).

  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на воспитание и развитие здорового ребенка (скрепляющий материал).

Решения обозначенных задач регламентируются и обеспечиваются рядом нормативных документов республиканского, местного и локального значения: закон об образовании Р.К., «Конвенция о правах ребенка», Устав ДО, локальные постановления и приказы к ним.

Рассмотрим подробно каждую из решающих задач под условным названием части дома.

Площадка под строительство.

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту. Именно окружающие взрослые способны создать условия для его полноценного развития. Основой такого развития на наш взгляд является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Средство формирования гармонии между эмоциональными, интеллектуальными, телесными и психическими возможностями ребенка - это среда, при создании которой мы учитываем следующие факторы:


  • индивидуальные, социально психологические особенности ребенка;

  • особенности его эмоционально - личностного развития;

  • индивидуальные интересы и потребности;

  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Являющаяся модель не есть НОУХАУ. Мы предлагаем ее как наш субъективный опыт в модификацииздоровьесберегающей среды в логике технологии личностно - ориентированного и средового подхода.

Искусство владения любой технологией - великое искусство, если ею по настоящему владеешь.

Детский сад был и остается массовым и педагог должен знать структуру здоровьесберегающей среды, ее роль в формировании личности дошкольника.

Чем богаче среда, тем эффективнее ее воздействие на личность - нужно только уметь находить возможность опосредованного на нее влияния.

Рассматривая, средовые возможности ДО в разрезе политики здоровья мы обозначаем следующие модули:

  • среда - как возможность диаг ностирования личностных качеств ребенка через призму здоровья;

  • среда - как возможность коррекции качества личности ребенка через призму здоровья;

  • среда - как ниши посредующие ребенка к действию со средой - суть опосредованного управления по совершенствованию навыков укрепления физического здоровья, предупреждения психоэмоционального напряжения, снятию стрессового состояния.

А это значит, что средовые возможности нашего ДО удовлетворяют потребность детей в движении, отвечают интересам и склонностям каждого ребенка. Раскрытию творческой уникальности ребенка способствуют: бассейн, физкультурный зал, студии тайквондо и хореографии - где дети могут проявить свои двигательные способности.

Продуцирование своеобразных зон приватности: мини - спальня, уголки релаксации способствуют психологическому комфорту ребенка, не подавляя его свободу и индивидуальность.

Фундамент дома.

Знать, что нужно помочь ребенку уже с детства находить опору в себе, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности половина дела. Другая половина знать, когда и как действовать, когда совершать действие. Как можно раньше и всегда

считают наши педагоги.

Успешное решение целей и задач здоровьесберегающих технологий, выполнение требований Госстандарта зависит от возможностей педагогов в комплексном использовании всех средств здорового воспитания, заинтересованности в проблеме.

С целью повышения базовой и ключевой компетенции педагогов были проведены семинар «Инновационные подходы в технологизации здоровьесберегающей среды», круглый стол «Здоровьесберегающая среда как воспитание здорового ребенка» следствие чего явилось:

- разработка концепции «Здоровый

ребенок»;

- определение структурных критерии

ев и уровня показателей здоровья ре

бенка;

- составление перспективного планирования педагогического процесса по

каждой возрастной группе;

- разработка рекомендаций.

Стены дома.

Дети универсальные новички. Требуется накопить опыт, прежде, чем у них сформируются знания и уверенность,

которые позволят вести им здоровый образ жизни.

Выкладывая стены из кирпичиков субъективного опыта, мы помогаем им развивать и совершенствовать самосознание и умственную саморегуляцию в действиях посредством:

  • учебно - воспитательного процесса;

  • режима жизнедеятельности детей;

  • организации двигательной деятельности;

  • гигиенического воспитания;

  • предупреждение психоэмоционального напряжения через:

* физкультуротерапию

* музыкотерапию

* фототерапию

* терапию питания

* аутогенный тренинг

Как видите, мы используем оздоровительную терапию в

широком аспекте. О некоторых направлениях психотера-певтической деятельности (цель которой предупреждение

и вывод из стрессового состояния), особенно эффективных

для сохранения психологического здоровья хочу сказать несколько слов

По мнению наших педагогов это - фототерапия, в ее основе лежит оздоровительная методика психиатра Леви, своим больным он советовал повесить у себя дома свой портрет, на котором он запечатлен смеющимся и как можно чаще, общаться с ним. Результат был, у людей нормализовалось артериальное давление, восстановился нарушенный обмен веществ, сердечная деятельность, не говоря уже о психических заболеваниях.

Для нас фото смеющегося ребенка шанс к преодолению комплекса неполноценности, к самопознанию «Вот я какой на самом деле». Нет необходимости говорить о роли сна в укреплении здоровья ребенка. Терапия сна - это путь к формированию здоровой психики, а значит и развитию потенциальных

возможностей ребенка.

С технологией проведения этих и других перечисленных выше моделей психотерапии вы можете ознакомиться через рекомендации. Безусловно, только здоровый организм способен сохранить и поддерживать жизнедеятельность всех систем и органов тела и адекватно воздействовать на событие окружающей среды. Для формирования такого организма мы решили приучать ребенка к рационально организованному двигательному режиму, а это значит, что дети имеют возможность совершенствовать свои двигательные навыки, различные физические качества, необходимые в дальнейшей жизни не только на занятиях по физической и музыкальной культуре, но на других.

Физкультура терапия в виде здоровьесберегающей минутки стала обязательным компонентом интеллектуального занятия.

Крыша дома.

Психологи предупреждают, что ребенок действует не ради чуждых и не всегда понятных ему интересов взрослого и не потому что так надо, а потому что тем самым удовлетворяет свои побуждения, которые, к сожалению, иной раз бывают опасны для здоровья. Своей задачей мы поставили, организовывать так активную деятельность ребенка, чтобы через знакомство с необходимыми правилами и субпроцессами поведения в социуме ребенок приобрел валеологический опыт как норму ЗОЖ и ОБЖ.

Скрепляющий материал

Ключевым моментом в воспитании здорового ребенка является предыстория ребенка (беседы с родителями, анкетирование, изучение медкарты). Данные исследования служат основой коррекционной работы, успех которой зависит не только от профессиональной компетентности педагога, но и от родителей, поэтому мы оптимизируем возможности оздоравливающей педагогики сотрудничества педагог - ребенок - родитель.

Активность последних обуславливается субъективным опытом в политике здоровья, поэтому в ДО работает клуб семейного воспитания по теме «Здоровый ребенок» цель, которого ознакомление родителей с здоровьесберегающими технологиями, инициирование интереса к данной проблеме.

Мы внедрили в практику альтернативную модель общения

с детьми. Ее суть взрослый придерживается положения,

не рядом и не над, а вместе.

Одной из форм организации педагогики сотрудничества

стала игротерапия, основанная на свободном сотрудниче стве взрослых и ребенка.

Наш опыт в воспитании здорового ребенка оправдывает

выбор - приоритетное направление - сохранение психического здоровья, как здоровья в целом. Свидетельством стали результаты:

Результат: организация здорового пространства, ребенок живет в оптимальном двигательном режиме,

проявляет хорошие умственные способности,

коммуникабелен, уравновешен, адаптирован

к переменам в общественной жизни.

Результат: воспитатели пополнили свой педагогический

арсенал, выбор модели конструктивного общения с детьми, возможность организации более продуктивной развивающе- воспитательной деятельности, научились распознавать психологические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах поведения детей.

Результат: снизилась заболеваемость, повысилась двигательная активность, побуждающая ребенка к самопроизвольному движению, совершаемому по собственной воле, желанию без принуждения, дети научились новым формам взаимодействия, уменьшилась тревога ребенка из - за новой

ситуации и незнакомой деятельности.

Результат:

1. Дети овладели когнитивными умениями:

- предсказания последствий действия или события;

- проверки результатов собственных действий (сработали ли?)

- управления своей продолжающейся деятельностью (как я это делаю?)

- проверка реальности (имеет ли это смысл?)

2. Навыкам сознательного отношения к своему здоровью (соблюдения норм ЗОЖ и ОБЖ).

Вследствие чего ребенок становится человеком, наделенным физическими и психическими качествами, необходимыми каждому члену общества.

© 2010-2022