• Преподавателю
  • Другое
  • Этика гражданственности как нравственное выражение политической культуры учащихся

Этика гражданственности как нравственное выражение политической культуры учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся

В начале работы давайте разберемся, что же такое этика гражданственности. В структуре нормативно-прикладной этики важнейшим компонентом, регулирующим поведение и отношение личности к обществу, является этика гражданственности.

Этику гражданственности отличает ряд характерных особенностей:

- моральное равенство (уважение к собственности, честная рыночная игра, справедливая конкуренция, запрет на оскорбления в политических и экономических действиях); - плюрализм (право каждого человека на собственное понимание личного интереса и счастья);

- духовный суверенитет личности (нравственный образ жизни не навязывается свыше, а определяется моральным выбором и личным стремлением к свободе);

- социальная справедливость (в достижении личных целей открывается путь к свободе на уровне моральности, самосовершенствования).

В основе этики гражданственности лежат Права человека. «Пакет» прав граждан обширен, приоритеты их могут быть разными. В моём понимании, в них обязательно включается право на жизнь, свободу мысли, убеждений, право жить по закону и по совести, право определять место жительства, выбирать свою судьбу (т. е. право на собственные решения), право быть защищенным от произвола властей, право на свободу труда и т. п.

На мой взгляд, главная ценность этики гражданственности - свобода личности. В том числе и свобода ее морального выбора, обеспечивающая ей право на самостоятельное обнаружение Добра и Зла, а также выбор между ними с последующим определением собственного Долга и включением Совести как механизма самоконтроля.

Этика гражданственности естественным образом связана с понятиями «гражданин» и «гражданское общество».

Этический императив гражданского общества предполагает постоянное добровольное уважение к другому, требует понимать поступки других, пользоваться свободой, собственной иерархией ценностей, и на их основе принимать личные решения под личную ответственность.

Формирование этики гражданственности у современных молодых людей предполагает, прежде всего, интенсивное повышение в обществе уровня политической культуры, которая должна сочетать в себе политическую компетентность, гибкость мышления, терпимость к инакомыслию, отказ от индивидуального и группового эгоизма.

Политическая культура учащихся формируется через усвоение и освоение, поддержания ими норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Человек усваивает и осваивает требования статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, тем самым развивает собственный духовный потенциал, который позволяет ему адаптироваться в данной политической системе, т.е. происходит политическая социализация человека.

Нравственным идеалом этики гражданственности является активная гражданская позиция, характеризующаяся чувством сопричастности, ответственности за судьбу человеческого сообщества и собственного отечества.

Основным принципом этики гражданственности выступает патриотизм. Это глубоко личностное, заинтересованное отношение к своему Отечеству, Родине. Большинство людей испытывают непосредственную привязанность и любовь к своей стране, однако патриотизм - это не только чувство любви, но и нравственная обязанность.

В воспитании молодого поколения никак нельзя обойти патриотизм.

В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние два десятилетия, проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся молодежи, является патриотизм. Патриотизм - это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, стремление служить его интересам, вплоть до самопожертвования, при защите Отечества. Патриотизм и гражданственность нельзя навязывать или внедрить в сознание подростка посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей.

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события. Социальное и духовное состояние молодёжи стало иметь нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. Над многими духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой, расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Среди молодых людей получили широкое распространение проявление равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государству. Молодое поколение забывает русскую народную культуру. Все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны - залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь недоумение.

Цель патриотического воспитания детей и подростков состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

При формировании у молодёжи активной гражданской позиции, примером может послужить волонтёрское движение. Как сказал Васелин Георгиев: «Самое благородное проявление сердца - это безвозмездная помощь».

Понятие волонтёрства тесно связано с формированием гражданственности, развитием взаимоотношений между человеком, государством и местным сообществом.

Существует множество ярких примеров проявления населением своей гражданской позиции через волонтерство. Так, во время летней аномальной жары в Подмосковье в 2010 году сотни добровольцев в течение нескольких дней самоорганизовались без помощи государственных органов, и стали тушить пожары, приобретать и подвозить лесникам и пожарным недостающее оборудование, собирать и распределять гуманитарную помощь для пострадавших. Также 2010 год многим запомнился поисками пропавшей Лизы Фомкиной. Пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей, и в течение 5 дней ее практически никто не искал. И только когда информация о пропавшей попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами. Девочку искали около 500 добровольцев, прочесывая лесные завалы и жилые кварталы. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, ее нашли на десятый день. Потрясённые этой историей волонтёры, практически самостоятельно организовавшие поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось, и организовали общественный поисковый отряд «Лиза Алерт».

Данные примеры демонстрируют, как человек может проявить свою гражданскую позицию в экстренных ситуациях, не дожидаясь помощи со стороны органов власти. Но также это можно сделать и в повседневной жизни, помогая государству выполнять взятые им обязательства. Например, волонтеры посещают детей в больницах, осуществляют гигиенический уход, читают с ними книги, играют в развивающие игры, гуляют, помогают воспитанникам детских домов и одиноким пожилым людям, организуют сбор необходимого количества средств для проведения дорогостоящих медицинских операций и т.д.

Важно донести до молодых людей, что в основе гражданственности лежит осознание человеком своего места и роли в обществе, своей ответственности за будущее страны, своего города и пространства жизни. Волонтерство является наиболее эффективным способом развития гражданственности населения, поскольку оно происходит по доброй воле, а волонтёр всегда сам принимает решения, которые влияют и на него, и на общество. Участие в волонтерской деятельности - это результат интеллектуального, духовного развития. Как справедливо отметил Кофи Анан, седьмой генеральный секретарь ООН: «В сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше…».

Я уверена, что формирование политической культуры молодого человека не происходит изолированно, а тесно переплетается с историей, культурой, экономикой, связано с уровнем обучения и воспитания.

В идеале, результатом проявления политической культуры учащихся станет уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умение пользоваться личными свободами; критическое мышление и противостояние манипуляциям со стороны власти и средств массовой информации, независимость суждений, рациональное обоснование своей точки зрения; приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности; руководство универсальными человеческими принципами при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности. А нравственным основанием этих личностных достижений является именно этика гражданственности.













© 2010-2022