Предметно-пространственная среда как фактор социального развития и воспитания

Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и соответственно тем проектным средствам, которые этому способствуют т.е. средства окружающей детей каждый день, предметно - развивающей среды. Значит, социальное развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметно-пространственная среда как фактор социального развития и воспитания.

Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и соответственно тем проектным средствам, которые этому способствуют т.е. средства окружающей детей каждый день, предметно - развивающей среды. Значит, социальное развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение всё: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствию их возрасту детей, индивидуальным психологическим особенностей ребёнка, интересам, желаниям дошкольников, наличие места для самостоятельных игр, уединения ребёнка, уставшего от постоянного общения со сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Основными элементами развивающей среды являются архитектурно- ландшафтные и природно - экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Например, с целью расслабления ребёнка в группе должны присутствовать успокаивающие игрушки, игрушки для созерцания: "снегопад в шарике", "плавающие рыбки"; подвесные покачивающиеся игрушки (соломенные птички; и др.) уединения ребёнка уставшего от постоянного общения. Воспитателю следует продумать, как должно выглядеть соответствующее пространство, чтобы обеспечить активность ребёнка. В каждый период детства, дошкольного возраста особое значение имеют ведущие навыки и умения, овладение которыми играет стратегически важную роль на каждом этапе развития ребёнка.

Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения , то есть то, что ребёнок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое , гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Например: существенную помощь в налаживании контакта между педагогам и ребёнком может оказать настенная игрушка , которая может двигаться , звучать. Изменять форму. Она закрепляется на стене в приёмной комнате группы, привлекает внимание ребёнка, а возможность действовать с ней позволяет повысить эмоциональный тонус ребёнка, отвлечь его от грустных мыслей. Созданию хорошего настроения будут способствовать и игрушки-забавы: заяц-барабанщик, лягушка - попрыгушка и т.д. Дошкольники обязательно должны двигаться , поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Детский сад, должен предоставлять ребёнку возможность жить в гармонии с окружающим миром, в том числе и обществом, которое его окружает здесь. Всё, что окружает ребёнка должно способствовать воспитательно-образовательному процессу, помогать педагогу развивать, обучать детей. Правильно- организованная предметная среда - это среда помогающая взаимодействию педагога с ребёнком (рис.№1) , воспитанию у детей положительных гуманных, волевых качеств характера.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Термин "Предметно - развивающая", "Предметно- пространственная среда" в последнее время стал достаточно популярным используется и исследуется различными авторами. С.Л. Новосёлова рассматривает данное определение "Развивающей среды" как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально- моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда (по Петровскому В.А.) предполагает единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.Обогащённая предметная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Разработанная С.Л Новосёловой концепция предусматривает создание вариативных дизайн- проектов развивающей среды детских садов. Содержание развивающей среды должно удовлетворять потребности как актуального, так и перспективного развития ребёнка и соответствовать его индивидуальным способностям. Поэтому важной в работе педагога является организация предметной среды, которая предоставляет обобщающий фактор, детского развития и стимулирует проявление разных видов активности ребёнка в деятельности. Создание совместными усилиями развивающей среды дошкольного учреждения должна не только развивать, но и рождать доверие к окружающему миру, создавать атмосферу защищённости и благополучия как у детей, так и у взрослых.

Развивающая среда в дошкольном учреждении базируется на творческих "центрах активности" работа в которых строиться на следующих положениях:

Игра пронизывает все виды деятельности;

Осуществление индивидуального подхода к детям во всех ситуациях;

Предоставление детям свободы выбора;

Установка на формирование и поддержание у каждого ребёнка положительного самоощущения;

Сочетание различных видов деятельности, индивидуальных и групповых игр и занятий;

Стремление к обеспечению всестороннего развития ребёнка в каждом центре активности .

Занятия и игры в центрах стимулируют исследовательскую активность, развивают креативные способности ребёнка. Дети имеют возможность играть самостоятельно в одиночку или небольшими группами. Совместная деятельность в составе малых групп, по замыслу авторов, создаёт условия для личностного взаимодействия, в ходе которого дети учатся разрешать проблемные или конфликтные ситуации, принимать решения, уступать друг другу, выслушивать разные точки зрения, демонстрировать свои умения и учиться у других - всё это фактически способствует социальному. Личностному и эмоциональному развитию ребёнка.

Таким образом предметно- развивающая среда играет большую роль в процессе социального развития и воспитания дошкольников. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или оного дошкольного учреждения формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. При решении задач воспитания и развития дошкольников, педагог должен опираться на взаимосвязь данных понятий: воспитание, развитие, предметно - развивающая среда. Если предметно - пространственная среда в которой действует ребёнок будет информативна, вариативна, многофункциональна, соответствовать уровню психического развития ребёнка тогда будет наблюдаться и гармоничное, всестороннее развитие и воспитание детей дошкольников.



© 2010-2022