• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Пути и средства повышения учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на тему Пути и средства повышения учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути и средства повышения учебной мотивации у детей надомного обучения с ограниченными возможностями здоровья.

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки - в связи с переходным периодом - то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован.

Ведущим видом деятельности школьника является учение. Оно существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения. Однако, разработанные методы активизации мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на здоровых детей. Эффективные методы активизации и формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с ОВЗ раскрыты недостаточно. У школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость мотивации к обучению.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем. Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Мотивы могут быть:

1) внешние - наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;

2) внутренние - интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели .

Мотивы учебной деятельности - это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.

Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.

Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.

Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности. Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями. Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков.

3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить внутренние мотивы.

Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Чтобы заложить основу умения, желания учиться, надо начинать еще в младшем школьном возрасте. Для учеников очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися.

Формирование внутренних мотивов ведется через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

- выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

- подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

- подача учебного материала в игровой форме;

- использование наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях.

- создание ситуации успеха через выполнение заданий;

- соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

- разнообразие самих форм обучения и воспитания - это уроки-путешествия, уроки-викторины, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, выставки, экскурсии.

Пути и средства повышения учебной мотивации:

1. Использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. «Игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают».При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.Проводить игры можно на разных этапах урока.

На уроках письма и развития речи в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например ,даю задание: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

На своих уроках стараюсь использовать различные виды игр.

Игры могут быть с предметами - использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи - фрукты», «Волшебный мешочек»( уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета). Упражнения в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно - печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Мои ученики любят поиграть в игры «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото», «Четвертый лишний».

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки. Моим детям нравятся игры«Узнай по описанию», «Назови одним словом»,любят отгадывать загадки, игры «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку».

2.Занимательные задания, загадки , ребусы, наглядность. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:«Найди лишнее число в каждом ряду»,«Зачеркни его»,«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово».

3.Ситуация успеха- вера учащегося в свои силы . Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

4. Проблемное обучение, развивающие методы. Широко использовать интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

5.Разнообразные совместные занятия детей и родителей. Родители могут сходить вместе с детьми на природу, читать с ними вместе познавательные книги, листать энциклопедии, смотреть научно-популярные фильмы. Если в семье интерес к знаниям достаточный, то и детская мотивация к учебе будет высокой. Родители хотя бы на некоторое время могут «симулировать» у себя познавательный интерес. Например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать совместно с ребенком наблюдать за прорастающей фасолью. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

6. Влияние окружения.

Основу мотивации составляет влияние окружения. Ученик в школе вынужден общаться с другими детьми. Возможно, его нежелание учиться вызвано «давлением одноклассников». Ведь если отовсюду слышна популярная фраза «не хочу учиться», а успехи в учебе считаются немодными, трудно противостоять общему влиянию. В таком случае надо позаботиться о создании более подходящего окружения . Особенно полезным будет общение со старшим по возрасту ребенком с познавательной направленностью.


7.Психологический аспект.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик играет на компьютере, смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и - слово за слово - разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

8.Использование ИКТ.

Компьютерные технологии. Использование компьютера с его огромными возможностями на различных уроках при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет разнообразить процесс обучения. Компьютерные технологии существенно изменяют способы управления учебной деятельностью, погружая в игровую ситуацию, излагая учебный материал с иллюстрациями, что также способствует повышению мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья. В учебной деятельности используются обучающие и развивающие компьютерные игры, служащие для усвоения и закрепления учебной программы. Особенно важно применение компьютера после объяснения нового материала, чтобы снять усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года. Но важно помнить о соблюдении при этом санитарно-гигиенических норм. Таким образом, использование компьютера способствует не только повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений, что позитивно сказывается на мотивации. Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать педагогические игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке. При проведении игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения.

9.Использование разнообразных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение.

Очень важно похвалить ребенка с утра. Это аванс на весь долгий и трудный день. Например: Ты этого хочешь! Ты это сможешь! Ты это почти можешь! Ты сильнее, смелее, ты лучше, чем кажешься! Причем хвалить не за те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Хвалите ребенка за его старание, даже если он не добился чего-то особенного. Для формирования активности школьника можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. - Учитель должен так организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.

Вывод:Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации. Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации:



© 2010-2022