• Преподавателю
  • Другое
  • Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Бирючанский техникум»




Методика

проведения учебного занятия модульного блока по ПМ. 02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

по теме: «Повреждения (травмы)».


(учебно-методическое пособие)





















2016

Бирюч


СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по УР на заседании ___________Н.И. Попова методического совета

«___»________2016 г. протокол № ____

от «___» _________ 2016 г.

РАССМОТРЕННА

на заседании ПЦК

зооветеринарных дисциплин

Протокол № ___ от «____»________ 2016 г.

Председатель ______ Г.Н. Мацай

Автор: Е.М. Коцарева, преподаватель ветеринарных дисциплин ОГАПОУ «Бирючанский техникум»

Рецензент: преподаватель ветеринарных дисциплин Мацай Г.Н. ОГАПОУ «Бирючанский техникум»



Учебно - методическое пособие модульного блока на тему: «Повреждения (травмы)» по ПМ. 02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных предназначено в помощь преподавателям техникума для обобщения и распространения педагогического опыта и рассчитано на творческое применение в образовательном процессе.








СОДЕРЖАНИЕ

Введение


  1. Основная часть (методика проведения занятий)

Тема: «Повреждения (травмы).

1.1. Занятие № 7 «Понятие о травме и травматизме. Закрытые повреждения мягких тканей»

1.2. Занятие № 8 «Открытые повреждения мягких тканей»

1.3. Занятие № 9 «Ожоги, обморожения, электротравмы»

1.4. Занятие № 10 «Исследование раненого животного» (практическое

занятие»

1.5. Занятие № 11 «Лечение раненого животного» (практическое занятие)


  1. Заключение

3. Список литературы

4. Приложение:

приложение 1- классификация травм;

приложение 2- классификация травматизма;

приложение 3- классификация повреждений тканей;

приложение 4:

1-схема раневого процесса в фазе гидратации и дегидратации;

2- схема классификации ран;

3-дифференцирование клинических признаков в зависимости от характера повреждения тканей;

4- дифференцирование клинических признаков в зависимости от характера повреждения тканей;

5-структурно-логическая схема «Стадийность гнойного воспаления у лошади»;

6-структурно-логическая схема «Стадийность гнойного воспаления у крупного рогатого скота»;

приложение 5:

1-схема «Классификация ожогов»;

2-составление дифференцированной таблицы;

приложение 6:

1-примерная схема истории болезни;

2-примерная схема дневника болезни;

Приложение 7:

1-биофизико-коллоидно-химические изменения в фазе заживления ран;

2-виды заживления ран;

3-способы хирургической обработки ран;

4-заполнение матрицы;

5-заполнение матрицы;

6-видовые особенности фазности заживления ран;

7-заполните матрицу: видовые особенности раневого процесса у животных.
























Введение

Основной целью учебно-методического пособия является раскрытие методики преподавания, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его проведения.

Формируемая на современном этапе многоуровневая структура среднего специального образования предполагает построение обучения на принципах, позволяющих обеспечить глубокую фундаментализацию и гуманитаризацию образования, высокий уровень научно-практической подготовки специалистов, а также свободное развитие личности и приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации. Для осуществления этой задачи необходимо постоянное совершенствование организации учебного процесса, разработка и внедрение новых эффективных технологий обучения, детальный анализ и обобщение достижений в образовательной системе.

Данное учебно-методическое пособие раскрывает методику изучения темы через реализацию системного подхода в обучении студентов. Оно составлено в соответствии с требованиями оптимизации учебного процесса и ориентировано на активные нестандартные формы и методы обучения. Содержание темы и учебное время (10 часов) определены рабочей программой и календарно-тематическим планом.

Пособие содержит планы пяти учебных занятий, где определены цели, планы изучения нового материала, выделены основные понятия и ведущие положения темы. Особое внимание уделено методическим приемам организации занятия.

Для оживления аудитории, возможности рассуждать о том, что она узнает, привития элементов творчества и рационального мышления, приближения аудитории к их профессиональной деятельности, в которую непосредственно входит процесс общения и умение решать профессиональные задачи или ситуации разной сложности, в данной методике использован новый тип нетрадиционных лекций с визуальным изображением для сопровождения устной информации: лекция-шоу, лекция «Пресс-конференция», «урок открытых мыслей».

Активные нетрадиционные лекции помогают надолго «заразить» аудиторию игровым, творческим азартом, который предполагает не усвоение предлагаемых знаний, а создание новой необходимой личностной информации собственными усилиями и интеллектом.

Общее число включенных в пособие материалов и заданий заведомо выше того, что может использоваться на учебном занятии. В пособии представлена дополнительная информация, которую преподаватель может использовать для лекции или создания средств обучения. Учебно-методическое пособие содержит и дополнительный материал, мультимедиа, неиспользованные ранее таблицы, набор творческих домашних заданий.

В любом случае устная речь и визуальные изображения дополняют друг друга, придавая подобному выступлению преподавателя определенную яркость, образность, повышая информативность материала и уровень восприятия, осмысления и запоминания.

В пособии уделяется внимание формам и методам самостоятельной деятельности студентов во время аудиторных занятий, при выполнении домашнего задания, что имеет важное значение для развития мышления, умений и навыков учебного труда.

В пособии содержатся задания, рассчитанные как на коллективную деятельность, так и на индивидуальную. К первым относится постановка проблемы, ее обсуждение и выработка общих решений; ко вторым - задания на комментирование и оценку, связанные с интерпретацией или преобразованием предложенного материала (подготовить доклад, выполнить реферат, составить матрицу, схему и т.д.). При этом рекомендуется индивидуальную деятельность завершить коллективным обсуждением ее результатов.

Предложенная методика изучения темы «Повреждения (травмы)» модульного блока по ПМ. 02 базируется на основных принципах образовательной инновационной технологии, ориентированной на развитие личности.







Занятие № 7

Тема: «Понятие о травме и травматизме. Закрытые повреждения мягких тканей»

Цели занятия: предметная - обеспечить усвоение студентами основных понятий о травме, травматизме, видах повреждения тканей, экономического ущерба и профилактики травматизма на животноводческих комплексах; личностно-ориентированная: актуализировать личностный смысл студентов к изучению новой темы.

Тип учебного занятия: изучение нового учебного материала

Форма организации

образовательного процесса: лекция шоу (иллюстрация)

Оборудование урока: мультимедиа.

Ведущие положения: травмирующие факторы, травмы и травматизм, основные виды травм, классификация травматизма. Основы профилактики травматизма у животных. Проведение профилактических ветеринарных мероприятий с учетом основополагающего принципа - единства профилактики и лечения и прежде всего это комплексная диспансеризация в сочетании с систематическими ветеринарно-санитарными обходами животноводческих помещений с целью выявления зоогигиенических нарушений, неисправности приборов, оборудования животных с первичными признаками заболевания.

Общая реакция организма на травму возникает в случаях значительной силы травмирующего фактора; обширных повреждениях кожного покрова; разрушениях мягких тканей, костей, особенно в сочетании с повреждением нервных стволов и крупных сосудов; при нервном стрессе значительной интенсивности либо длительном воздействии факторов, способствующих его возникновению. Общая реакция на травму в ряде случаев сочетается с местной, которая может способствовать возникновению общей реакции организма: коллапс, обморок, асептическая резорбтивная лихорадка, шок.

Закрытые механические повреждения тканей особенно часто встречаются у всех видов сельскохозяйственных животных, особенно в условиях большой их концентрации, беспривязном содержании, пастьбе и транспортировке. Независимо от локализации и тяжести закрытых повреждений анатомическая целость кожи в очаге травмы сохраняется вследствие ее эластичности.

Причинами закрытых повреждений являются различной силы удары тупыми предметами, рогами, копытами; ущемления, падения, наталкивание животных на косяки ворот при быстром выгоне их из помещений, а также удары о стены вагонов. Массовое проявление закрытых повреждений отмечается среди необезроженных животных при беспривязном их содержании. Тяжесть и глубина повреждений зависит от силы, скорости и направления действующих механических факторов, величины площади тела, подвергшейся удару, характера тканей и органов, их толщины, структуры, сопротивляемости и функционального состояния, а также от упитанности животного.

Закрытые повреждения тканей и органов могут быть не только в очаге непосредственного воздействия извне механических факторов (удары, падения), но и вдали от этого места. Основными видами закрытых повреждений являются: ушибы, гематомы, лимфоэкстравазаты, сдавливания, сотрясения, растяжения, разрывы, вывихи и переломы.

Методические приемы организации занятия

Организационный этап: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию.

Подготовка студентов к изучению новой темы.

Занятие можно начать со строк: высокая механизация и автоматизация трудоемких процессов, специализация и концентрация животных на ограниченных площадях способствует возникновению травм и травматизма среди животных всех видов.

Студентам предлагается определить ключевое слово в приведенных строках. Эти строки помогут определить тему занятия.

В форме собеседования студенты рассказывают о том, что им известно о травмах (повреждениях) тканей и органов, причинах их вызывающих, видах повреждения тканей.

После выступлений студентов демонстрируются видеофрагменты по изучаемой теме (мультимедиа).

Студентам предлагается заполнить таблицы - схемы: классификация травм, виды травматизма (приложение 1,2,3)

После заполнения студентами схем, идет просмотр мультимедийных фрагментов занятия.

План изучения нового материала.

  1. Понятие о травме и травматизме, виды и классификация.

  2. Общее действие повреждений на организм.

  3. Закрытые повреждения мягких тканей, краткая клиническая характеристика их.

Изложение новой темы проводится в форме лекции-шоу. В основу подобной лекции лег выбор визуального изображения для сопровождения устной информации. В этом случае устная речь и визуальные изображения дополняют друг друга, придавая подобному выступлению яркость, образность. При этом повышается информативность материала и уровень восприятия, осмысления и запоминания.

У студентов развивается восприимчивость к визуальной информации, умение расшифровать визуальную информацию, повышается характерный эмоциональный уровень, при котором ясно и отчетливо воспринимается новая информация, новые мысли и идеи. Преподаватель создает и демонстрирует своеобразную визуальную проблемную ситуацию, которую в лекционном процессе сам использует, раскодирует, объясняет и решает. Студент при подобном ведении занятия осмысливает информацию и запоминает ее надолго.

По ходу визуального изображения темы и устной речи преподавателя проверяется правильность заполнения таблиц-схем, их дополнение, уточнение или исправление. По ходу просмотра слайдов рассматриваются проблемные ситуации:

1. Какие мероприятия необходимо проводить в хозяйстве для предупреждения травм и травматизма животных.

2. В результате, каких причин возникает обморок и коллапс.

3. Какие условия способствуют возникновению шока.

4. По каким признакам можно распознавать ушибы, гематомы, лимфоэкстравазаты.

5. Какую помощь необходимо оказать животному при ушибах, гематомах, лимфоэкстравазатах.

6. К какому виду повреждений тканей относят растяжение, разрыв, сотрясение, сдавливание.

7. С какими внешними факторами связаны причины, вызывающие растяжения, разрывы, сотрясения, сдавливания.

Визуальный просмотр слайдов по теме занятия дает возможность студентам корректировать правильность своих ответов.

Визуальное изображение изучаемой темы показывает, как преподаватель осуществляет связь изучаемой темы с реальностью (просмотр фотографий, комментирование данной ситуации).

Первичная проверка понимания изученного материала

Студентам предлагается проявить мудрость, сосредоточенность, используя технологию «Мудрые совы».

Преподаватель предлагает студентам самостоятельно проработать содержание текста учебника. Работа может проводится как в индивидуальной, так и в парной или групповой форме. При этом каждый студент или группа получает рабочий лист с конкретными заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Азы работы над текстом:

Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

* Что, не ждали?

Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, т.к. противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

* Ты уже знаешь последние новости?

Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

* Главная жизненная мудрость.

Постарайся выразить основную мысль текста одной фразой. Вариант: какая из фраз текста является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

* Известное и неизвестное.

Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной, и ту информацию, которая ранее была неизвестной.

* Иллюстрированное изображение.

Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

* Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного такие выводы. Которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

* Важные темы (вопросы) для обсуждения.

Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии в классе.

Далее организуется обсуждение результатов работы: поиск дополнительной информации, выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы, домашние задания для отдельных студентов.

«Мудрые совы» позволяют выявить субъективный опыт студентов, обеспечить осмысление студентами социальной и практической значимости изучаемого материала, обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры студентов, умений выделять главное в тексте, выявить предпочитаемые студентами способы проработки учебного материала.

Организация домашнего задания

Целью данного этапа является обеспечение понимания студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Рекомендуется студентам выполнить 3-х уровневое домашнее задание: составление опорного конспекта, тестового задания, написание реферата.

Дается инструктаж по написанию реферата: оформление титульного листа, содержание реферата, которое включает в себя три основные части: введение, основная часть и заключение.

Темы рефератов:

  1. Биология раневого процесса.

  2. Нейрогуморальная реакция при травмах.

  3. Местная реакция организма на травму.

  4. Принципы лечения при остром и хроническом асептическом воспалении ран.

  5. Принципы и методы лечения при гнойном воспалении ран.

Тестовые задания - с выбором одного или нескольких правильных ответов или на дополнение.

Обсуждение и защиту рефератов целесообразно провести на заседании предметного кружка.

Для подготовки домашнего задания студентам рекомендуется основная литература: учебник Б.С.Семенова «Ветеринарная хирургия, ортопедия и офтальмология»;

дополнительная: учебник под редакцией А.В.Лебедева, В.А.Лукьяновского, Б.С.Семенова «Общая ветеринарная хирургия».

Подведение итогов учебного занятия

При подведении итогов учебного занятия необходимо отметить знания и интерес студентов при заполнении таблиц-схем, «мудрые совы», активность в процессе изучения новой темы.

Занятие № 8

Тема: «Открытые повреждения мягких тканей»


Цели учебного занятия: предметная - организовать деятельность студентов по восприятию, осмыслению понимания биологии раневого процесса, содействовать формированию умения выявлять взаимосвязи между стадиями воспалительного процесса и процесса заживления в ране;

личностно-ориентированная - помочь студентам осознать практическую и социальную значимость учебного материала.

Тип учебного занятия. Изучение нового учебного материала

Форма организации

образовательного процесса. Лекция «Пресс-конференция»

Оборудование урока. Мультимедиа, учебные пособия по ветеринарной хирургии.

Ведущие положения. Понятие о ране, ранении, царапине, ссадине; составные части раны; течение и исход раневой болезни; классификация ран в зависимости от причины, места локализации, зоны повреждения, степени инфицированности, отношения к полости тела, характера повреждения тканей; основные признаки ран. Биология раневого процесса, его основные фазы и стадии; типы и виды заживления ран у разных видов животных; методы лечения раненых животных.

При ранах наряду с местными изменениями в тканях возникают в той или иной степени, выраженные и общие нарушения в организме (лихорадка, интоксикация и др.), то в последние года введено понятие раневая болезнь - симптомокомплекс местных и общих нарушений в организме животных при ранах.


Методические приемы организации занятия

Организационный этап: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию.

Актуализация знаний.

После проведения основных моментов по организации занятия студентам предлагается определить тему занятия, ее цели.

Чтобы психологически подготовить студентов к общению на учебном занятии и определить название темы предлагается следующий вариант: «на животноводческих комплексах, фермах регистрируют до 30% повреждений мягких тканей, органов и костей, сопровождающиеся болью, зиянием, кровотечением и нарушением функции».

Из приведенной фразы студенты выделяют ключевое слово и определяют название изучаемой темы.

Мотивация и актуализация темы строится на обсуждении основных моментов темы в форме беседы. Следует обратить внимание студентов на основные понятия рана, ранение, раневая болезнь, патогенез травматических заболеваний.

Рана (Vulnus) - открытое механическое повреждение кожи, слизистой оболочки глублежащих тканей и органов, характеризующееся болью, зиянием, кровотечением и нарушением функции.

Ранение - процесс повреждения тканей ранящим предметом.

Поскольку при ранах наряду с местными изменениями в тканях возникают в той или иной степени, выраженные и общие нарушения в организме (лихорадка, интоксикация), то в последние годы введено понятие раневая болезнь - это симптомокомплекс местных и общих нарушений в организме животных при ранах.

Течение и исход раневой болезни зависит от обширности повреждения, характера раневой инфекции, величины кровопотери, состояния организма и его реактивности.

Патогенез травматических заболеваний животных напрямую связан с нейрогуморальной реакцией организма. Нервная система, выполняя защитно-приспособительную роль, в ходе развития раневой болезни может оказывать противоположное влияние на организм животного и играть роль существенного важнейшего патогенетического фактора. Установлено, что морфофункциональная целостность и реактивность отдельных клеток и всей системы организма находятся под влиянием условий внешней среды и в зависимости от исходного в данный момент состояния нервной системы, а также функциональной полноценности эндокринной системы, взаимодействующих друг с другом. Ухудшение координирующей адаптационной функции нервно-эндокринной системы способствует снижению физиологических функций и сопротивляемости клеток периферии. В результате этого внешние факторы, обычно не вызывающие повреждения клеток, оказываются для них травмирующими.

Таким образом, физиологическое состояние, жизненность клеток любой части тела прямо зависит от функционального состояния всего организма, его нейрогуморальной регуляции.

Доказано, что после ликвидации последствий более или менее тяжелой травмы в нервной системе остается как отпечаток следовая доминанта. Нервный след, оставшийся после переболевания, ухудшает трофику, является одной из важных причин рецидивирования болезней.

Из всего изложенного следует, что перевозбуждение нервных центров неблагоприятно сказывается на течении любого патологического процесса, любой болезни.

Вместе с этим необходимо учитывать, что возникшие в результате повреждения патологические изменения, будучи локализованы анатомически, оказываются генерализованными в функциональном отношении преимущественно нервной системой. С другой сторона, нервная система, управляя защитно-приспособительными механизмами, организует локализацию патологического процесса в зоне первичного его возникновения и таким образом как бы ограждает организм от генерализации возникшего местного патологического процесса.

Изучение нового материала.

Следующий фрагмент занятия складывается из организации восприятия, осмысления студентами изучаемой темы и умения преподавателя ориентироваться в вопросах студентов и с учетом их строить взаимоотношения с аудиторией.

План изучения нового материала.

1. Открытые повреждения мягких тканей.

2. Симптомы и классификация ран.

3. Биология раневого процесса.

4. Виды заживления ран.

5. Принципы, методы лечения ран.

Преподаватель просит письменно за 3-4 минуты задать ему интересующий каждого студента вопрос по данной теме. Затем в течение 4-5 минут он их систематизирует по содержанию и начинает читать лекцию. Обязательным условием является ответ преподавателя на каждый письменный вопрос.

По ходу лекции демонстрируются и комментируются фрагменты слайдов. Преподаватель в ходе лекции «Пресс-конференция» создает ситуацию, которую он же сам и решает. Студенты выполняют роли участников пресс-конференции, они задают преподавателю устные вопросы в процессе лекции.

Примерные вопросы для создания ситуации:


  1. Дайте характеристику раны и классификацию ран.

  2. Какие признаки характерны для раны в первой фазе течения раневого процесса?

  3. Какова клиническая и биологическая характеристика ран в первой и второй фазе.

  4. Назовите известные вам виды заживления ран.

  5. Видовые особенности заживления ран.

  6. Влияние раневой инфекции и раневой микрофлоры на заживление ран.

  7. Значение хирургической обработки в сочетании с физической, химической, биологической антисептикой.

  8. Охарактеризуйте виды хирургической обработки ран.

  9. В чем отличие первичной, вторичной хирургической обработки ран.

  10. Показания и противопоказания к применению первичных и вторичных швов.

  11. Принципы лечения при остром течении асептических воспалений.

  12. Принципы и методы лечения при острогнойных воспалительных процессах.

В данном типе лекции проявляются такие формы обучения как конфликтность, диалогичность общения, вынужденность активного поведения студентов (написание вопросов, активное ожидание ответа на него, анализ ситуации), проверка знаний, управление и стимулирование внимания.

Подводя итоги лекции «Пресс-конференции», преподаватель сформирует общие черты раневой болезни:

- нанесение раны сопровождается сильной болью, зиянием, кровотечением, последующим развитием патологической реакции, а также более или менее значительными местными и общими функциональными нарушениями и токсикоинфекционными явлениями;

- течение и исход раневой болезни зависит от обширности повреждения, характера раневой инфекции, величины кровопотери, состояния организма и его реактивности;

- в зависимости от степени повреждения тканей, отсутствия или наличия микробного загрязнения и некоторых других причин раны заживают по трем основным типам: 1. по первичному натяжению; 2. по вторичному натяжению; 3. под струпом;

- учитывая патологические изменения, раневой процесс протекает в 2-х фазах: 1. фаза гидратации, 2. фаза дегидратации;

- успех лечения раненых животных зависит от возможно ранней, правильно оказанной им первой помощи и последующего лечения соответственно первой и второй фазам раневого процесса.

Первичная проверка понимания изученного материала

Для установления правильности и осознанности студентами изученного материала предлагается заполнить таблицы (приложение 4).

Закрепление новых знаний

Для закрепления студентами знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы, а также для активизации и выявления индивидуальных способов закрепления изученного материала предлагается технология «пчелиный улей».

Студентам в парах предлагается сформулировать два вопроса, которые они хотели бы узнать. На подготовленные вопросы может ответить сам преподаватель либо студенты по желанию.

Организация домашнего задания.

Составление схем-матриц, составление опорного текста по следующим вопросам:

  1. Понятие травма и травматизм.

  2. Основные травмирующие факторы и классификация травматизма.

  3. Понятие рана, клинические признаки ран.

  4. Виды ран в зависимости от причины, степени инфицированности, орудия.

  5. Фазы раневого процесса и их характеристика.

  6. Стадии заживления ран.

  7. Видовые особенности заживления ран.

  8. Лечение операционных, свежих инфицированных и гнойных ран.

Преподаватель предлагает студентам ознакомиться с вопросами следующего занятия по изучаемой теме:

  1. Ожоги: степени ожогов, их клиническая характеристика.

  2. Отморожения: причины, факторы, степени отморожения.

  3. Электротравмы, оказание первой помощи животным при электротравмах.

Рекомендуемая литература: основная - учебник Б.С.Семенова «Ветеринарная хирургия, ортопедия и офтальмология»;

дополнительная - А.В.Лебедев, В.А.Лукьяновский, Б.С.Семенов «Общая ветеринарная хирургия».

Подведение итогов учебного занятия

При подведении итогов занятия необходимо учитывать содержание письменных вопросов студентов, активность, качество заданных вопросов по ходу лекции пресс-конференции, заполнение таблиц.

Занятие № 9

Тема: «Ожоги, обморожения, электротравмы»


Цели занятия: предметная - организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Повреждения (травмы); организовать деятельность студентов по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

личностно-ориентированная - помочь студентам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Тип учебного занятия. Обобщение и систематизация знаний.

Форма организации

образовательного процесса. Урок открытых мыслей.

Оборудование занятия. Учебники и учебные пособия по ветеринарной хирургии, мультимедиа.

Ведущие положения. Термические и химические повреждения (ожоги термические, химические, термохимические, радиационные, электрические); отморожение, степени отморожения; действие электрического тока.

Ожоги возникают от термического, химического, электрического или радиационного воздействия. При ожогах наблюдают как местные, так и общие нарушения деятельности организма. Местные реактивные воспаления при ожогах проявляются в виде острых воспалительных реакций. Общие нарушения при ожогах проявляются в виде шока, токсемии и сепсиса. Возникает расстройство кровообращения в паренхиматозных органах, особенно в печени, почках и надпочечниках, расширение периферических сосудов, увеличение их проницаемости, возникновение плазмореи, отеков, сгущении крови, уменьшения е количества. Интоксикация приводит к дистрофическим процессам сердечной и других мышц.

При действии холода на ткани наступает рефлекторный спазм сосудов и уменьшается приток крови.

Радиационная травма возникает в результате воздействия на организм животных ионизирующей радиации, которая приводит либо к развитию лучевой болезни, либо к лучевым ожогам.

Методические приемы организации занятия

Организационный этап: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию.

В организационной части преподавателем даются краткие методические рекомендации по организации занятия, излагаются соображения по выбору формы организации занятия.

Сообщается тема урока, цели и основные вопросы ее изучения.

План изучения нового материала.

1. Ожоги.

2. Отморожение.

3. Электротравмы.

4. Первая помощь при электротравме.

Мотивация учебного занятия.

У сельскохозяйственных животных ожоги чаще всего наблюдаются при пожарах в животноводческих помещениях, а у домашних животных (собак и кошек) - вследствие обваривания кипятком, горячим молоком, маслом и другими жидкостями. В военное время термические ожоги возможны при использовании зажигательных снарядов, зажигательных смесей и т.д.

Степень тяжести термического ожога зависит от температуры физического агента, продолжительности его действия, размеров обожженной поверхности и глубины повреждения тканей. Чем глубже повреждение тканей при ожоге, чем больше обожженная поверхность, тем тяжелее ожог. Для установления тяжести ожога пользуются определением степени его согласно принятым классификациям и размерам поверхности повреждения. В нашей стране существует классификация ожогов, которая предусматривает деление ожогов по глубине повреждения на 4 степени: первая - гиперемия кожи; вторая - образование пузырей; третья степень подразделяется на два вида: а) поражение поверхностных слоев дермы, б) омертвение глубоких слоев дермы; 4 - характеризуется омертвением кожи и тканей (мышцы, кости, сухожилия, суставы).

Следует отметить, что в практике фактически приходится чаще наблюдать сочетание различных степеней ожога в связи с неодинаковой силой и продолжительностью воздействия повреждающего фактора на различные участки поверхности кожи.

Отморожение вызывается длительным воздействием низкой температуры. Проявляется оно лишь при определенных условиях, так как густой шерстный покров у животных надежно защищает от этого вида повреждений благодаря низкой теплопроводимости, которая на холоде значительно уменьшает теплоотдачу наружных частей тела и поддерживает для нормальной жизни температуру животного. Молодые, истощенные и старые животные переносят холод хуже, чем взрослые и упитанные. Чем крепче организм и хорошо развита нервная и кровеносная системы, чем лучше питание и состав крови, чем он более закален к холоду, тем более гарантирован организм от отморожения. Подтверждением последнего является холодный метод выращивания телят.

Развитию отморожения способствует повышенная влажность воздуха, а также волосяного и кожного покрова, ветер. Отрицательное влияние могут оказывать местные и общие расстройства кровообращения, вызванные истощением, гиповитаминозом, анемией и другие причины.

Повреждения, вызванные электрическим током, связаны с интенсификацией промышленных животноводческих комплексов и крупных специализированных ферм, широким применением электроэнергии для выполнения многих производственных и технологических операций. Технические нарушения в использовании электрифицированных машин и механизмов, неисправности в электросети и другие причины электробезопасности способствуют возникновению электротравм у сельскохозяйственных животных. В одинаковой мере это относится и к обслуживающему персоналу на промышленных комплексах, операторам машинного доения, ветеринарных и другим работникам животноводства. Сила воздействия электрического тока на организм человека и животных зависит от ряда причин: продолжительности его действия, силы и напряжения, влажности кожи и почвы, а также материала, из которого сделан пол, и, наконец, плотности контакта тела с токонесущими частями прибора, машин и механизмов или электропроводами. Особенно чувствительны к воздействию тока лошади, которые погибают уже при напряжении в электросети 120-150 В.

Поражение током возникает в результате наступления животного на оголенные провода электросети или при контакте. Чаще всего это может быть в системах доильных установок, кормоприготовления и раздачи кормов, обеспечения водоснабжения животноводческих комплексов и поения животных. Бывают случаи поражения молнией при грозовых разрядах в помещениях либо в местах скопления животных.

Повреждения, вызываемые в животном организме, подразделяются на две категории: 1. обусловлены непосредственным прохождением электрического тока через организм; 2. связаны с превращением электричества в тепловую энергию, свет, звук.

Следующий фрагмент занятия по первичной проверке понимания полученных знаний проводится в форме собеседования по предложенным вопросам:

  1. Что такое ожог и ожоговая болезнь? Что послужило причиной ожогов у животных?

  2. Что является причиной отморожения и электротравмы у животных? Перечислите факторы, связанные с отморожением и электротравмой.

  3. Сколько существует степеней ожогов и отморожения? От чего зависит степень тяжести ожога и отморожения?

  4. Дайте характеристику клинического проявления степеней ожога.

  5. Какие общие явления развиваются при ожоговой болезни и отморожении

  6. Назовите группы повреждения, вызываемые в животном организме электротоком.

  7. Дайте характеристику местных и общих изменений при электротравме.

  8. В чем заключается первая помощь при электротравме.

  9. В чем заключается комплексный метод лечения ожогов и отморожения?

  10. Расскажите о порядке и последовательности оказания лечебной помощи в острых случаях ожогов и отморожений.

В ходе собеседования идет показ слайдов, подтверждая или опровергая правильность ответов студентов.

На следующем этапе занятия предлагается работа с «пометками на полях». Студентам предлагаются изучить краткие тексты темы, проанализировать их, делая пометки на полях. «V» - я это знаю; «_» - я так не думал «?»; - не вполне понимаю, хочу разобраться; «NB» - совершенно новая информация.

После работы с текстом студенты составляют таблицу:

«V»

«-«

«?»

«NB»



В таблицу заносится информация из текста и распределяется по графам. Информация должна быть короткой, четкой и ясной. Студенты должны четко определить, что они знают, что не знают, что не понимают.

После заполнения таблицы преподаватель анализирует версии, записанные на доске. Каждая версия анализируется с учетом уже полученных студентами знаний.

Использование данного метода позволяет развить познавательную деятельность студентов, информационную и коммуникативную культуру, умение выделять главное в тексте, выявлять способы переработки учебного материала.

Примерный текст

Причиной термического ожога является открытое пламя, горячий воздух при пожарах, горячая вода и другие жидкости. Тяжесть термического ожога зависит от высоты воздействующей температуры, продолжительности ее действия, площади и глубины повреждения тканей. В поврежденных тканях отмечают коагуляционный некроз, серозное или серозно-фибринозное воспаление и ожоговый дерматит. При ожоговых повреждениях тканей отмечают не только местные патологические изменения, но и общие нарушения в организме, проявляющие в виде ожоговой болезни.

Различают 4 степени ожогов. Местные реактивные явления при ожогах проявляются в виде острых воспалительных реакций. При первой и второй степенях ожога они носят серозный, серозно-фибринозный характер и завершаются восстановлением эпителиального покрова. При ожогах третьей и четвертой степени воспалительная реакция носит гнойно-демаркационный характер. На месте ожога образуется толстый слой рубцовой ткани. Общие нарушения при ожогах проявляются в виде шока, токсемии и сепсиса. При повреждении значительной площади тканей в первые часы возникает расстройство кровообращения в паренхиматозных органах, увеличение проницаемости периферических сосудов, отеки, сгущение крови и уменьшение ее количества.

При ожоге первой степени заметно покраснение непигментированной кожи, отечность, болевая реакция.

Ожог второй степени у плотоядных характеризуется образованием пузырей, наполненных серо-коричневым экссудатом. У лошадей - воспалительный отек кожи и подкожной клетчатки. Крупных пузырей у лошадей и крупного рогатого скота не бывает.

Ожог третьей степени характеризуется свертыванием тканевых белков и образованием коагуляционного некроза. В местах отторжения некротизированной кожи образуются длительно не заживающие язвы. Так как обугливание кожи происходит неравномерно, часть волосяных луковиц сохраняется, что способствует восстановлению волосяного покрова.

Ожог четвертой степени сопровождается обугливанием кожи, подлежащей ткани с превращением их в бесструктурную коричневато-черную массу.

На следующей стадии занятия происходит более углубленное продумывание темы.

Студентам предлагаются дифференцированные задания. Они самостоятельно выбирают задания для выполнения (приложение 5).

Этап закрепления новых знаний проводится в форме эвристической беседы.

Каждому студенту предлагается придумать по одному вопросу в рамках темы учебного занятия и записать его на листе бумаги. Затем эти листы передаются от одного студента к другому. Ответ на вопрос записывается в колонку под ответом предыдущего студента. По окончании этой работы все вопросы и ответы зачитываются вслух и фиксируются на доске.

По итогам обсуждения преподаватель выделяет главное в учебном материале:

* термические и химические повреждения у сельскохозяйственных животных чаще всего наблюдают при пожарах в животноводческих помещениях, в результате воздействия химических веществ на наружные покровы тела животного и слизистые оболочки при неправильном использовании и небрежном хранении химикатов;

* степень тяжести ожогов зависит от температуры, продолжительности ее действия, размеров обожженной поверхности и глубины повреждения тканей. В практике чаще всего наблюдают сочетание различных степеней ожога в связи с неодинаковой силой и продолжительностью воздействия повреждающего фактора на различные участки поверхности кожи. При второй степени ожога пузыри образуются у плотоядных животных и свиней. У лошадей и крупного рогатого скота пузыри образуются редко. Вместо них возникают значительные отеки подкожной клетчатки;

* комплекс общих патологических сдвигов, возникающих в организме при ожогах, определяется как ожоговая болезнь;

* в основе повреждающего действия кислот , щелочей, солей тяжелых металлов лежит то, что при непосредственном контакте с живыми тканями они входят в соединение с белками протоплазмы клеток. При этом кислоты, соли тяжелых металлов коагулируют белки, а щелочи вызывают обезвоживание тканей, их разжижение. При этом белок растворяется, вызывая омыление жиров и влажный некроз тканей;

* развитию отморожения способствует повышенная влажность воздуха, обильное потение животных, местные и общие расстройства кровообращения, истощение гиповитаминозы, инфекционные болезни и т.д.

Чем ниже температура и продолжительнее ее воздействие, тем тяжелее повреждение тканей при отморожении. Однако при сильном движении воздуха в сочетании с высокой влажностью отморожение может наступить и при нулевой температуре;

* повреждения, вызываемые электрическим током, связаны с интенсивной электрификацией промышленных животноводческих комплексов и крупных специализированных ферм. Нарушение техники безопасности способствуют возникновению у животных электротравм. Наиболее опасным является малопериодный ток с частотой 50 периодов в секунду. С повышением частоты опасность переменного тока уменьшается. Сила тока в 0,1 А (100 мА) является опасной для жизни. Более опасным для жизни всех животных считается переменный ток в 120 В и более;

* изменения в тканях при действиях электротока близки к обычным термическим.

Организация домашнего задания. Составление опорного текста, подготовка докладов и сообщений.

Вопросы для составления опорного текста.

  1. В каких случаях могут возникать ожоги, чем они характеризуются.

  2. Принципы и методы лечения при ожогах.

  3. Причины, патогенез отморожения.

  4. Клиническая характеристика степеней отморожения.

  5. Оказание первой помощи при отморожениях.

  6. Причины электротравм на промышленных животноводческих фермах.

  7. Группы повреждений, вызываемые в животном организме электротоком.

  8. Оказание первой помощи и лечение при электротравмах.

Темы докладов и сообщений.

  1. Термические ожоги: факторы, степени тяжести, фазы ожоговой болезни, их клиническая и патоморфологическая характеристика.

  2. Этиопатогенез ожога.

  3. Этиопатогенез отморожения.

  4. Характеристика общих и местных явлений при ожогах и отморожениях.

  5. Комплексный метод лечения ожогов и отморожений. Порядок и последовательность оказания лечебной помощи в острых случаях ожогов и отморожений.

  6. Причины электротравм на промышленных животноводческих комплексах. Группы повреждений, вызываемые в животном организме электротоком. Патогенез местных и общих изменений при электротравме.

  7. Формы лучевой болезни, их клинические признаки. Влияние малых и больших доз ионизирующей радиации на заживление ран, переломов костей. Особенности заживления ран и переломов костей на фоне лучевой болезни.

Обсуждение и защиту докладов и сообщений можно провести на заседаниях предметного кружка.

Рекомендуемая литература: основная - учебник Б.С.Семенова «Ветеринарная хирургия, ортопедия и офтальмология»;

дополнительная - А.В.Лебедев, В.А.Лукьяновский, Б.С.Семенов «Общая ветеринарная хирургия».

При подведении итогов занятия необходимо учитывать активность работы, как группы, так и отдельных студентов.





Занятие № № 10-11

Тема: «Исследование раненого животного»

«Лечение раненого животного»

Цели учебного занятия: предметная - обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий студентов в рамках темы: «Повреждения (травмы)»; организовать деятельность студентов по самостоятельному применению клинических методов исследования раненых животных и выбора оптимального метода лечения их;

личностно-ориентированная - создать условия для развития у студентов умений по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; помочь студентам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Тип учебного занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма организации

образовательного процесса: практическое занятие, деловая игра

Оборудование занятия: инструменты для исследования: плессиметр, перкуссионный молоточек, фонендоскоп, зонды металлические, измерительная лента; набор медикаментов: настойка йода 5% спиртовой раствор, перманганат калия, мазь Вишневского, 2% раствор новокаина, антибиотики, антисептические порошки; вата, бинт; инструменты: ножницы, пинцеты, скальпели, шприцы, иглы инъекционные, порошковдуватели; бланки истории болезни.

Ведущие положения. По данной теме необходимо всесторонне и последовательно осмотреть раненое животное, зарегистрировать данные о клинических признаках в истории болезни и в рабочей тетради.

Клиническое исследование животного на основании анамнестических данных (время ранения, вид ранившего предмета, характер первой помощи.

Определение фазы заживления раны, степени бактериального воздействия на организм раненого животного.

Первичная хирургическая обработка раны проводится методом частичного ее иссечения (осмотр раны, исследование направления раневого канала, иссечение поврежденных мышц, фасций, апоневрозов, остановка кровотечения).

Лечение ран закрытым и открытым методами. Закрытое лечение ран предусматривает туалет раны, обработка раны антисептическими веществами, дренирование раны, наложение повязки. Открытое лечение ран применяют при ожогах, осложнениях ран гнилостной микрофлорой, а также лечение ран во второй фазе заживления.

Методические приемы организации занятия

В организационной части преподаватель дает краткие методические рекомендации по организации занятия, излагает соображения, исходя из которых, он рекомендует данную форму организации урока.

Преподаватель сообщает тему занятия, цели и основные вопросы ее изучения.

План занятия

  1. Клиническое исследование раненого животного.

  2. Дифференциальная диагностика повреждения тканей.

  3. Лечение раненого животного.

Актуализацию знаний по изученной теме можно провести в форме собеседования.

Перечень вопросов:

  1. Из каких приемов состоит план клинического исследования животных?

  2. Что включает в себя осмотр животных?

  3. Для чего проводится пальпация патологического очага?

  4. Каковы признаки ран?

  5. Чем характеризуется рана в первой фазе раневого процесса?

  6. Чем характеризуется рана во второй фазе раневого процесса?

  7. Каковы видовые особенности заживления ран?

  8. Какие виды хирургической обработки вам известны?

  9. Что такое первичная хирургическая обработка ран и чем она отличается от вторичной?

  10. Какие средства ускоряют заживление ран?

Следующим этапом занятия является этап применения знаний и способов деятельности, который обеспечивает усвоение и закрепление студентами знаний на уровне их применения в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

Основными показателями данного этапа является правильность, полнота, осознанность и действенность знаний студентов, самостоятельность в выполнении заданий, углубление знаний изучаемой темы.

Данный этап проводится в форме деловой игры.

Деловая игра состоит из следующих частей:

- инструктажа преподавателя о проведении игры: соблюдение техники безопасности при работе с животными, хирургическими инструментами, правил личной гигиены; цель игры- ознакомиться с методикой исследования раненого животного; содержание - провести клиническое исследование раненого животного, патологического очага; конечный результат - поставить правильный диагноз раненому животному и назначить лечение. Формируются «производственный совет», 2 микрогруппы по 5-6 человек. Участники микрогруппы выбирают лидера.

- участники игры знакомятся с правилами и методикой выполнения заданий:

1. Общее клиническое исследование раненого животного.

2. Фиксация животного по способу Гесса.

3. Исследование патологического очага, определение фазы раневого процесса и постановка диагноза.

4. Туалет раны и проведение вторичной хирургической обработки.

5. Оптимальный выбор лекарственных препаратов и лечение раненого животного.

Преподаватель знакомит студентов с правилами игры, где учитываются: профессиональные знания и умения, эрудированность, решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, гуманное отношение к животным, дисциплинированность, штрафные очки за неправильное выполнение действий.

Примерная таблица критерий оценок.

Правила игры

Фамилия, имя, отчество студентов

.


Профессиональн знания и умения



Эрудированность



Решительность и оперативность



Коммуникативн



Инициативность и активность



Гуманность



Дисциплина



Штрафные очки



Всего баллов



Студенты знакомятся с бланками истории и дневника болезни, которые им необходимо заполнить по ходу игры (приложение 6).

Студенты самостоятельно распределяют роли внутри подгруппы: рабочие-фиксаторы - 3 человека, ветеринарный фельдшер - 1, помощники-ассистенты -2. «Производственный совет» включает начальника участка, главного ветеринарного специалиста, инженера по технике безопасности.

Игра включает изучение ситуации, обсуждение и принятие решений:

При проведении клинического исследования больного животного студенты проводят регистрацию, собирают данные анамнеза, выясняют условия содержания животного, уточняют причину, время заболевания, проводилось или нет лечение, если да, то какое.

При исследовании отдельных систем организма животного студенты подробно отмечают состояние каждой из них и особенно выделяют отклонения от физиологической нормы. При выяснении этиологии болезни студенты должны определить возможные причины и предрасполагающие факторы. При описании клинических признаков студенты должны подчеркнуть особенности наблюдаемого случая.

При внешнем исследовании раны устанавливают степень повреждения кожи, величину отека, инфильтрата или пролиферата, характер экссудата, его консистенцию, цвет, запах, наличие в нем инородных частиц. Затем студенты проводят туалет раны, определяют степень напряжения тканей в зоне повреждения, состояние раневых краев, жизнеспособность поврежденных тканей, фазу раневого процесса и приступают к внутреннему исследованию раны: зондированием устанавливают наличие в раневом канале мертвых тканей, перемычек, полостей, затеков, определяют степень повреждения и состояние грануляции стенок и дна, количество и качество экссудата и определяют способ хирургической обработки раны.

Необходимо также провести дифференциальную диагностику на основании анамнестических и клинических исследований, поставить диагноз, разработать и провести комплекс лечебных процедур.

Данные результатов исследования и выполненные лечебные процедуры студенты записывают в историю и дневник болезни.

На «производственном совете» лидеры публично «защищают» действия своей подгруппы, дают конкретную оценку проявленных профессиональных знаний и умений. «Производственный совет», согласно распределенных обязанностей должен рассмотреть и анализировать действия каждой из подгрупп, выделить наиболее интересные моменты в выполнении тех или иных заданий, указать на допущенные ошибки и определить правильность выполнения их.

По итогам игры и определению «производственного совета» определяется победитель.

В конце занятия преподаватель подводит итоги и анализ игры: анализ и оценка достигнутых результатов, анализ действий и активности участников, ошибок, допущенных в игре, и их причин, выставление оценок.

Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности должно включать этап контроля и самоконтроля и коррекции. Это позволит выявить качество усвоения студентами знаний по изучаемой теме, определить недостатки, установить причины выявленных недостатков.

В качестве контроля и самоконтроля преподаватель может предложить студентам матрицы и тестовые задания (приложение 7).

При подведении итогов занятия необходимо дать качественную оценку работы группы и отдельных студентов, отметить результативность деловой игры, профессионализм студентов в проявлении знаний и умений по данной теме.










































Заключение


Данное учебно-методическое пособие посвящено теоретическим, практическим и методическим особенностям обучения по профессиональным модулям и адресовано преподавателям средних специальных учебных заведений.

В пособии представлены поурочные разработки 5 занятий по ПМ. 02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных тема: «Повреждения (травмы)».

Учебно-методическое пособие отражает методы обучения, которые могут быть самыми разнообразными, однако все они позволяют понять, как учить современного студента, как развивать его способности, формировать общеучебные умения и навыки; формы обучения - групповая, индивидуальная; типы уроков - вводное, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности, обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, совершенствование знаний, умений и навыков; формы организации образовательного процесса - лекция - шоу, лекция «Пресс-конференция», «урок открытых мыслей», деловая игра; средства обучения - рабочие тетради, учебные пособия, видеослайды. Использование современных методов и средств обучения повышает значимость самостоятельной работы студентов.

Лекция как метод обучения имеет четкую композицию. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему учебный материал, а благодаря системности его подачи у студентов можно создать целостное представление об изучаемом материале. Использование активных нетрадиционных лекций: лекции - шоу и лекции «Пресс-конференции» дает возможность привить элементы творчества и одновременно рационального мышления, приблизить студентов к профессиональной деятельности, в которую непосредственно входит процесс общения и умение решать профессиональные задачи или ситуации разной сложности.

В основу подобных лекций легли визуальные изображения для сопровождения устной информации, визуальные схемы, что дает возможность устной речи и визуального изображения дополнять друг друга, повышая информативность материала и уровень восприятия, осмысления и запоминания. У студентов развивается восприимчивость к визуальной информации, умение расшифровывать визуальную информацию, повышается характерный эмоциональный уровень, при котором более ясно и отчетливо воспринимаются новые мысли, идеи, гипотезы. Появляется желание самим попробовать визуализировать, а это умение необходимо при участии в деловых играх.

Применение на занятиях активных нетрадиционных лекций дает возможность студентам задавать вопросы, а преподавателю ориентироваться в этих вопросах и с их учетом строить взаимоотношения со студентами. Подобные лекции способствуют сокращению времени систематизации вопросов и нагляднее продемонстрировать возможности диалогического общения. С точки зрения функций и целей нетрадиционные лекции способствуют достижению таких целей, как проверка знаний и умений, управление и стимулирование внимания и активности, достижение процесса использования обратной связи для коррекции информации в лекции, выхода из конфликтной ситуации.

Активные нетрадиционные лекции могут проводится в начале темы (цель-выявление круга интересов и потребностей студентов, уровня знакомства с темой); в середине (цель - акцентирование внимания на узловых моментах, проблемах); и в конце (цель - подведение итогов, определение перспектив развития темы).

В данных нетрадиционных лекциях использованы такие характеристики форм обучения, как конфликтность, диалогичность общения, ведение элементов разыгрывания ролей, вынужденность активного поведения студентов.

В качестве активного метода практического обучения профессиональной деятельности на занятиях использована деловая игра. Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, при чем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры.

Деловая игра направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения; в ходе ее развиваются творческое мышление и профессиональные умения специалистов, деятельность которых, в конечном счете, сводится к принятию решений. Участники игры могут показать не только профессиональные знания и умения, но и эрудированность, решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко, зависит исход игры.

Учебно-методическое пособие содержит таблицы, схемы, тестовые задания, которые позволяют активизировать процесс обучения и воспитания студентов.

Применение слайдов как средства обучения на теоретических, так и практических занятиях, позволяют вызвать и закрепить интерес к изучаемой теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, сформулировать условия учебной, познавательной задачи, обобщать и систематизировать учебный материал.



Список литературы

Белов А.Д. Общая ветеринарная хирургия. - М., 1990. - 592 с.

Калашник И.А. Практикум по общей и частной ветеринарной хирургии. - М., 1988. - 303 с.

Лебедев А.В. Общая ветеринарная хирургия. - М., Колос, 2000. - 488 с.

Лукьяновский В.А. Практикум по хирургии, ортопедии и офтальмологии. - М., 1988. - 207 с.

Семенов Б.С. Ветеринарная хирургия, ортопедия и офтальмология. - М., КолосС, 2003 - 376 с.

Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., - 2001. - 272 с.

Певцова Е.А. Теория и методика обучения. - М., 2003. - 400 с.












Приложение 1


Классификация травм

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/







Приложение 2

Классификация травматизма

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/




Приложение 3

Классификация повреждений тканей

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/


























Приложение 4

Задание 1


Схема раневого процесса в фазе гидратации и дегидратации

№ п/п

Фаза гидратации (периоды)

Фаза дегидратации (периоды регенерации)

1.

Отек

Развитие дегидратации

2.

Клеточная инфильтрация, барьеризация, фагоцитоз и ферментолиз.

3.

Гнойная экссудация

Эпителизация

4.

Рубцевание



























Задание 2


Схема классификации ран

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/












Задание 3


Дифференцирование клинических признаков в зависимости от характера повреждения тканей (для примера заполнены данные на резаную рану).

Признаки для дифференцирования ран

Виды ран

колотая

резаная

рубленная

рваная

ушибленная

Вид оружия

стекло, нож, бритва.

Внешний вид раны

линейный или лоскутный

Характер повреждения тканей

имеет ровные сильно зияющие края, сильно кровоточит

Условия для заживления ран

благоприятные


Задание 4

Дифференцирование клинических признаков в зависимости от характера повреждения тканей (для примера заполнены данные на разможенную рану).

Признаки для дифференцирования ран

Виды ран

разможенная

укушенная

отравленная

огнестрельная

Вид оружия

автомашина, трактор, поезд

Внешний вид раны

края неровные, припухшие, ткани раздавлены и пропитаны кровью

Характер повреждения тканей

кровотечение незначительное, сильные боли

Условия для заживления ран

неблагоприятные


Задание 5


Структурно-логическая схема «с пропусками»


Стадийность гнойного воспаления у лошади

Задание: дополните стадийности фаз


Первая фаза

1 2 3

Серозно-фибринозный Изъязвление-

Отек-инфильтрат опорожнение полости

абсцесса

Вторая фаза


1 2 3

Эпителизация и

рубцевание ткани


















Задание 6


Структурно-логическая схема «с пропусками»

Стадийности гнойного воспаления у крупного рогатого скота

Задание: обозначьте недостающие стадийности фаз

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/

Фибринозный Образование абсцесса

воспалительный отек






Приложение 5

На оценку «4» составить схему:

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/

На оценку «5» составить дифференцированную таблицу по следующей схеме:

Признаки для дифференцирования повреждений

Виды повреждений

ожог

отморожение

электротравма

Причина


Видовая принадлежность


Признаки по степени повреждения тканей:


1


2


3


4











Приложение 6


Примерная схема истории болезни

№ п/п

План клинического исследования

Результаты проведенных исследований

1

Регистрация животного

2

Анамнез

3

Общие исследования больного животного

4

Клинические исследования отдельных систем

5

Исследование патологического очага

6

Специальные исследования

7

Первичный диагноз

8

Дифференциальный диагноз

9

Окончательный диагноз

10

Прогноз

11

Лечение

12

Эпикриз

Примерная схема дневника болезни

Дата

Т

П

Д

Симптомы и специальные исследования

Терапия

Режим и содержание










Приложение 7


Задание 1.

Биофизико-коллоидно-химические изменения наиболее выражены:

1

В первой фазе заживления раны

2

Во второй фазе заживления раны

3

В третьей фазе заживления раны

4

В четвертой фазе заживления раны

Задание 2.

Заживление ран по вторичному натяжению характерно для:

асептических ран

инфицированных ран

царапинах или ссадинах

наличие сгустков крови, инородных тел, очагов некроза


Задание 3.

Способы хирургической обработки ран:

частичное иссечение раны

обработка антисептическими средствами

туалет раны

рассечение раны



Задание 4


Заполните матрицу:


Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/

1

наименование

2 наименование

3 наименование






Задание 5


Внесите необходимые дополнения.

Учебно методическое пособие по проведению занятий модульного блока по ПМ. 02 на тему Повреждения /травмы/

Задание 6

Внесите основные видовые особенности фазности заживления ран:

Фазы заживления ран

Особенности фазового заживления ран

Первая фаза заживления ран

Вторая фаза заживления ран

Третья фаза заживления ран




Задание 7

Заполните матрицу.

Запишите видовые особенности раневого процесса, характерные для указанных животных.

Видовые особенности биологии раневого процесса у животных

Вид животных

крупный рогатый скот

птица

лошади

свиньи

плотоядные

Гнойно-ферментативный тип очищения ран

3

5

Гнойно-секвестрационное очищение ран

1

4

Секвестрационное заживление ран

1

2

3

4

5
























































































































































































© 2010-2022