Виртуальная выставка. Материал Исаченко-Русановой Н. В

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виртуальная выставка. Материал Исаченко-Русановой Н.В.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

НОВОКАТЕРИНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ

Виртуальная выставка. Материал Исаченко-Русановой Н.В.




Номинация:

Современная образовательная

организация









ТЕМА: МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ








АВТОР:

Исаченко-Русанова Н.В.

учитель трудового обучения


Если вы удачно выберете профессию и

вложите в нее свою душу,

то счастье само найдет вас.

К.Д Ушинский

Формированию потребности и способности к самоопределению личности в соответствии с ее интеллектуальными возможностями, подготовке людей высокой образованности и квалифицированных специалистов способствует профессиональное самоопределение выпускников школы; дифференцированно по содержанию учебы, в которой учитываются, в первую очередь, основные запросы и профессиональные планы учеников в реальных региональных условиях. Эти положения являются актуальными для учебных заведений и требуют конкретизации целей, содержания и форм организации образовательного процесса.

Правильный выбор будущей профессии - это определение успешности всей жизни личности.

Современная школа призвана обеспечить достижения таких образовательных результатов, которые бы отвечали целям развития личности и требованиям общества. Школа должна создать условия для раскрытия потенциала самопознания, самооценки, самореализации, предоставить возможность каждому ребенку стать успешной личностью.

Профессиональное самоопределение - длительный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере, который охватывает значительный период жизни человека. Удачный выбор профессии зависит от возможности личности соотносить собственные возможности с требованиями определенной профессии, а также способности адаптироваться к переменчивым социально-экономическим условиям.

Для оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению используют такие критерии:

- Мотивационный - признает отношение учеников к будущей профессии.

- Когнитивный - характеризуется наличием знаний относительно индивидуальных особенностей, информированностью о мире профессий.

- Практический - предусматривает наличие у учеников профессионально важных знаний, умений, качеств личности.

У подростков возникают профессиональные планы, они осознают свои интересы и потребности.

Старшеклассники учитывают личную цель выбора, осуществляется сопоставление желательной сферы деятельности, своих идеалов, представления о ценностях и своих реальных возможностях. Профессиональному самоопределению помогает углубленное изучение предметов, введения профильной учебы, специализация школ.

Профессиональная ориентация - ознакомление учеников с разнообразными видами профессиональной деятельности и труда, предоставления им помощи в выборе будущей профессии и специальности соответственно наклонам и способностям.

Эта работа включает у себя три основных направления.

1.Ознакомление учеников с особенностями разных профессий и специальностей, а также с теми условиями к подготовке, физическому развитию и способностям, которые требуют профессии и специальности к человеку. Содержание и формы этой работы могут иметь разносторонний характер и включают изучение жизни и творческой деятельности людей любых профессий - ученых, изобретателей, работников искусства, инженеров, врачей, а также специалистов агропромышленного комплекса, работников фабрик, заводов.

2. Привлечение учеников к посильному труду, показ позитивных сторон и привлекательности промышленного труда, соединенного с созданием материальных ценностей. Когда ученики лично убеждаются в том, какое большое удовольствие приносит человеку труд рабочих специальностей, эти профессии переходят в сферу выбора своего же жизненного самоопределения.

3. Организация трудовой допрофессиональной или начальной профессиональной учебы учеников в системе занятий в школьных мастерских и в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Но за последние годы эта форма профориентации практически перестала существовать.

Профориентация - это система подготовки личности учеников к сознательному выбору профессии.

Организационно-педагогическое обеспечение процесса самоопределения школьников предусматривает осуществление специально организованной педагогической деятельности, в частности профориентационной работы с учениками. Система профориентационной работы состоит из таких структурных элементов: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор.

Профессиональную информацию можно определить как психолого-педагогическую систему формирования личности и активной профориентационной позиции, которая отвечает субъективным и объективным условиям осуществления личностью свободного и осознанного профессионального самоопределения.

Профессиональная консультация определяется как система психологического изучения личности ученика с целью предоставления ему обоснованных советов относительно оптимальных для него направлений и средств профессионального самоопределения.

Профессиональный отбор определяется как система работы из предоставления советов и помощи человеку в принятии решения относительно профессии.

Взаимосвязь между профориентацией, профконсультацией и профотбором в системе профориентационной работы имеет определенные особенности, которые выплывают из заданий и логики построения учебно-воспитательного процесса современной школы.

Для того, чтобы ученики могли осознанно выбрать профессию, нужно иметь определенную программу формирования сознательных действий.

В жизни каждого человека есть момент, когда необходимо принять для себя одно из важнейших решений - выбрать дело по душе за призванием, то есть профессию. Выбор профессии недаром называют вторым рождением человека. Ведь от того, насколько правильно сделан выбор профессии, зависит общественная ценность человека и, наконец, ее радость и счастье.

Для сознательного и самостоятельного выбора профессии необходимы знания и наличие многих возможных вариантов выбора, представления о том, каких личностных качеств, способностей требует профессия, какие возможности обеспечивает она для профессиональной карьеры и есть ли спрос на специалистов той или другой профессии на рынке труда.

Сегодня состояние профессиональной учебы, которое определяет социально-экономическое развитие страны, находится не на достаточном уровне.

За исследованиями лишь около 5% людей, занятых любимой деятельностью, достигают высокого уровня профессионализма. Именно поэтому проблема профессионального самоопределения является такой актуальной.

Как учитель трудового обучения считаю, что одним из самых главных направлений моей работы есть профориентационная работа с учениками, начатая с 9 класса.

Работая над проектом, я разработала основные задания профориентационной работы :

  • Углубленное изучение учебных и специальных предметов, к которым оказывается стойкий интерес и способности;

  • Сосредоточение внимания на формирование профессионально важных качеств, необходимых к избранному виду профессиональной деятельности;

  • Осуществление контроля, коррекции профессиональных планов, выявления степени их обоснованности.

  • Направление пути по самоподготовке к будущей профессии, способам самодиагностики, оценка результатов достижений.

  • Формирование основ для социально-профессиональной адаптации: развитие норм, ценностных ориентаций, мотивов выбора профессии, профессиональной направленности.

  • Формирование профессиональных интересов.

Цель проекта - разработать целостную систему формирования успешной личности, сформировать деятельный подход учеников к приобретенным знаниям, развивать навыки профессионального самоопределения разнообразными формами и методами, обеспечить условия для применения профессиональных умений на практике на базе сельской школы.

Проблема приобретения личностью жизненной компетентности, развития ее способностей относительно осмысленного сохранения самостоятельного и творческого воссоздания собственной жизнедеятельности, развития собственной жизненной стратегии, сознательного профессионального самоопределения, достижения жизненного успеха является одной из важнейших проблем, которые появились перед современной молодежью в ХХІ веке.

На современном этапе развития общества особенной актуальности приобретает проблема эффективного и обоснованного профессионального выбора, который осуществляется в контексте общих жизненных планов, целей, ценностей человека. Для успешного будущего молодого человека необходимо:

  • научиться самостоятельно принимать решение, делать жизненный выбор;

  • развивать профессиональное самоопределение;

  • формировать ключевые профессиональные компетенции

  • оформлять жизненный проект;

  • готовиться к продолжению образования;

  • адаптироваться на рынке труда.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать ученикам информационную помощь, знакомя их с миром профессий и требованиями к личности, необходимыми для той или другой профессии.

Сегодня профессиональная ориентация направлена на активизацию действий самого человека в решении индивидуальных проблем занятости и имеет цель способствовать молодежи в самоопределении относительно будущей профессии, получение в оптимально сжатые сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами.

На сегодня важно, особенно в сельской местности, чтобы профориентационная деятельность способствовала установлению равного доступа к самоопределению разным категориям учеников в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Школа должна осознавать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная робота занимает важное место в деятельности учебного заведения, так как она сочетает систему образования с экономической системой, потребности учеников с их будущим.

Профессия - род трудовой деятельности, занятий, который требует соответствующей подготовки и является источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающих обстоятельствах или направленная деятельность в определенном направлении.

Какая же конкретно профориентационная работа проводится в школе?

  • Формирование позитивного отношения к труду;

  • Проведение спецкурса "Мои профессиональные намерения";

  • Осуществление профинформации школьников;

  • Изучение профессиональных планов учеников выпускников;

  • Выявление структуры интересов и наклонностей учеников;

  • Проведение профконсультаций;

  • Выполнение психофизиологической диагностики способностей;

  • Выявление отклонения в состоянии здоровья учеников и определение профессиональной пригодности по медицинским показателям;

  • Проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;

  • Проведение экскурсий на предприятия, в организации.

Целью профориентационной работы является предоставление помощи ученикам в правильном выборе профессии.

Новокатериновская ОШ І-ІІІ ступеней - это современное общеобразовательное заведение, которое имеет достаточные образовательные достижения и позитивную динамику развития.

Организационно-педагогическое обеспечение процесса профессионального самоопределения учеников школы предусматривает осуществление специально организованной педагогической деятельности, профориентационной работы с учениками, как система работы по подготовке личности к сознательному выбору профессии.

Каждый год результаты профориентационной деятельности в нашей школе дают свои последствия. Благодаря системной работе повышается уровень образованности и подготовленности к современной жизни выпускников.

На данный момент, я работаю учителем трудового обучения в 9-11 классах. В 9 классе в настоящее время изучается раздел "Выбор профессии". В прошлом году была классным руководителем в 11 классе.

По профориентационной работе я работаю в течение 3-х лет (9-11 классы). В этом учебном году я уже подвела итоги.

Сущность, цели и задачи профконсультационной работы классного руководителя во многом определяются вековые особенности учеников.

Подготовка проекта осуществлялась за тремя этапами:

І. Подготовительный этап

ІІ. Практический этап

ІІІ. Итоговый этап

Подготовительный этап - этап профессиональной ориентации учеников, отношения профильных намерений, выбора учениками напрямую профильной учебы в старшей школе. Я спланировала четыре направления работы : профдиагностику учеников; профконсультативную работу; работу с родителями; подготовку к выбору профиля в процессе учебы. Первые три пункта касаются преимущественно работы психолога и классного руководителя, а последний - учителей - предметников.

На подготовительном этапе мной осуществлялось наблюдение, выявление, обоснование и создание соответствующих условий для развития индивидуальности каждого ученика. Задания этого этапа реализовывались путем включения детей в разнообразные формы учебно-трудовой деятельности.

Практический этап заключался в подготовке старшеклассников к самостоятельному и сознательному выбору будущей профессии. Реализовывались отмеченные задания за счет совокупности форм и методов активизации профессионального самоопределения.

Целью итогового этапа является формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, построение перспективы профессионального роста.

Для реализации проекта была проведена спланированная работа, привлечено определенное количество людей. Участники проекта : директор учебного заведения и его заместители, классный руководитель, школьный психолог, библиотекарь, учителя профильных предметов, ученики, родители.

Гибкий подход позволил мне, как классному руководителю, выявить профессиональные качества каждого ученика, сформировать навыки самоопределения, сознательное отношение к выбору будущей профессии.

В ходе профориентационной деятельности в школе предшествовала большая организационная, подготовительная работа. В первую очередь появился вопрос о том, как полнее всего выяснить и учесть профессиональные интересы учеников и их родителей.

Не секрет, что только незначительный процент учеников 9 класса четко ориентируется на будущую профессию. В 11 классе учащиеся уже более осознанно походят к этому вопросу. Они уже четко знают куда пойдут учиться. Проблему выбора профессии подростками необходимо решать совместимыми усилиями школы, семьи, профориентационных служб. Конечно, невозможно выбрать за молодого человека специальность, но предоставить ей достаточную полную информацию о разных профессиях, потребностях, возможности дальнейшего профессионального роста, перспективы трудоустройства всегда необходимо.

Осознание необходимости профессионального самоопределения вызывало мысль о создании программы успешного выбора будущей профессии.

Программа "Моя будущая профессия" позволяет ученикам ориентироваться в профессиях и специальностях, помогает в выборе профессиональной деятельности, которая реализуется соответственно способностям, наклонностей, характера, темперамента конкретной личности, помогает оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.

До завершения программы каждый ученик должен самостоятельно разбираться в профориентационной деятельности, квалификационной характеристике избранной профессии и знать:

◄ какие государственные службы оказывают помощь по профориентации и трудоустройству;

◄ какие профессии необходимы в регионе и перспективы его развития;

◄ в каком учебном заведении можно получить данную профессию;

◄ какие открываются перспективы в работе по избранной специальности, возможность карьерного роста.

Принципы построения программы : толерантность, демократизм, сочетание фронтального и индивидуального подхода в воспитании, педагогическое сотрудничество, содействие успешному продвижению учеников в любой деятельности.

При составлении программы я учитывала тот факт, чтобы понять мироощущение ученика, личности, восприятия им учителя и отношения к учителю, к классному коллективу. Участники проекта должны получать обратной связь. Исходя из этого, логика построения программы способствовала социализации и повышению сотрудничества классного руководителя с администрацией школы, с родителями, учителями-предметниками.

Программа основана на региональном материале, так как формирование гражданских, патриотических чувств личности начинается с наименьшего - бережного отношения к тому месту, где человек живет, уважения к истории своей семьи, корням, государству.

І этап. "С любовью к родному краю" (9 класс).

Задачи:

  1. Знакомство с историей и профессиональными традициями семьи, школы.

  2. Знакомство с профессиями родного края.

  3. Воспитание чувства благодарности, уважения к трудовому и культурному наследию Донбасса.

  4. Помощь ученикам в выборе будущей профессии.

ІІ этап. "Кем я буду в этой жизни"? (10-11 классы).

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной и гражданской позиции.

  2. Создание условий для успешной социальной адаптации.

  3. Формирование способностей к жизненному самоопределению и самореализации.

  4. Помощь ученикам в определении профессионального призвания, а также знакомство учеников со способами достижения результатов в профессиональной деятельности.

Программа "Моя будущая профессия" начала работать три года тому, когда ученики учились в 9 классе. По-видимому, в этом возрасте они уже впервые сознательно начинают задумываться над выбором будущей профессии. Через теоретические и практические занятия по организации самопознания и сами изучения учеников основное внимание уделялось:

  • побуждению у них чувства личного достоинства и самоуважения, своей ценности и окружающих людей;

  • постепенному осознанию своих интересов, возможностей и формированию позитивного "Образа "Я";

  • формированию практических навыков здорового образа жизни.


в 2012 - 2013 учебном году


Основные мероприятия


Формы работы

Ответственный

Дата выполнения


"Что я знаю о своей школе, селе, регионе?


Проведение анкетирования


Классный руководитель


Сентябрь

"Давайте познакомимся"

Родительское собрание

Классный руководитель

Сентябрь

"Профессии наших родителей"

Классный час

Родительский комитет, классный руководитель

Октябрь

"Я хочу знать свой край"

Экскурсия

Классный руководитель

Ноябрь

Составление профсловаря

Индивидуальная работа

Классный руководитель

На протяжении года

"Мой путь к профессии"

Круглый стол учеников с родителями

Родительский комитет, творческая группа класса

Декабрь

"Определение профессиональных наклонностей по методике Holland'a

Анкетирование

Психолог

Зам.директора по УВР

Февраль

"Я хочу быть".

Конкурс творческих работ

Классный руководитель, учитель русского языка

Март

"Ценностный аукцион"

Ролевая игра

Психолог

Апрель


в 2013 - 2014 учебном году

Основные мероприятия


Формы работы

Ответственный

Дата выполнения

"На свете тысяча профессий, и лишь одна из них - твоя"

Час общения

Классный руководитель

Сентябрь

"В поисках своего призвания"

Индивидуальная профконсультация

Психолог

Октябрь

"Основание"

Деловая игра

Классный руководитель, психолог

Ноябрь

"Мы выбираем профессию"

Экскурсии на предприятия, в организации

Классный руководитель

Декабрь

"Профессии моих родителей"

Конкурс произведений

учитель русского языка

Февраль

"Мои жизненные цели"


Тренинг

Психолог

Март

"Профессии, которые невозможно соотнести к ни одному типу"

Дискуссия

Классный руководитель

Апрель

Построение личного профессионального плана

Индивидуальная работа

Классный руководитель

Май


в 2014 - 2015 учебным году

Основные мероприятия

Формы работы

Ответственный

Дата выполнения

"Роль семьи в выборе профессии"

Совместные родительские собрания учеников и родителей

Классный руководитель

Сентябрь

Складывание профсловаря

Индивидуальная работа

Классный руководитель

На протяжении года

"Куда пойти учиться"?

Встреча с представителями ВУЗА, лицеев

Зам.дир. по ВР, зам.дир. по УВР

Октябрь

Март

"Ступеньки профессионального роста"

Адаптивный тренинг

Психолог

Ноябрь

Определение профессиональных наклонностей

по методике

Анкетирование

Психолог, классный руководитель

Декабрь

"Куда пойти учиться?

Посещение ВУЗА, лицеев

Классный руководитель, родители

Январь

"Пути, какие мы выбираем"

Защита проектов

Классный руководитель, творческая группа класса

Февраль

"Моя будущая профессия"

Ярмарка профессий

Классный руководитель, зам.дир. по ВР

Март

Определение уровня готовности к самостоятельному выбору будущей профессии

Заключительное тестирование

Классный руководитель, зам.дир. по УВР

Апрель



На момент окончания 9 класса почти 60% учеников имели высокую мотивацию к самопознанию и сознательному самоопределению, стремлению преодолевать трудности при достижении поставленных целей путем улучшения качества знаний.

Наблюдается позитивная динамика благоприятного комфорта учеников на уроке, снизился уровень тревожности перед сдачей экзаменов. Большинство выбрали экзамены, которые отвечают выбору их профессии. Но что важно, изменилось отношение детей к тому месту, в котором они живут и где им придется работать. Этому способствовали разные экскурсии на предприятия, знакомства с людьми разных профессий, изучения истории своего края.

На классных родительских собраниях я систематически проводила анкетирование родителей с целью выявления у них намерений в учебе своих детей, исследовалось согласование их выбора с выбором детей, удовлетворения деятельностью учебного заведения.

Предпосылкой для будущей трудовой деятельности является профильная учеба в системе общего среднего образования, которое предусматривает учет образовательных потребностей, наклонностей и способностей учеников. Углубленное изучение профильных предметов должно способствовать формированию стойкого интереса, развития соответствующих способностей и ориентации на профессиональную деятельность.

Система внедрения профиля демонстрирует достаточные результаты, которые способствуют повышению образованности и подготовленности к современной жизни наших выпускников. Конечно, профильное изучение ряда предметов, хотя и обеспечивает надлежащий уровень подготовки учеников к вступлению в высшие учебные заведения, но не дает профессии. Задача современной школы заключается в том, чтобы создать условия, предоставить ученикам возможность ориентироваться в жизни, сделать сознательный выбор.

Основной идеей работы с десятиклассниками является участие в общешкольном проекте "Моя профессия". Это дало мне возможность проводить общую диагностику по профориентации, активизировать учеников к жизненному самоопределению, планированию своей карьеры и путей достижения целей. Посещение учебных заведений, встречи с представителями разных вузов и лицеев нашего региона, знакомство с профессиями, необходимыми для процветания и экономикой нашего региона позволило сформировать представление о рынке спроса профессий.

Важной работой было составление профсловаря. В конкурсе произведений "Мой путь в профессию" и "Здоровье и карьера" я проявила и закрепила позитивное эмоциональное отношение учеников к разным видам трудовой деятельности. Проведение адаптационных тренингових занятий и ролевых игр стали традиционными и эффективными для творческого самовыражения старшеклассника. Увеличилось успешное участие учеников в школьных, районных мероприятиях и конференциях.

Большую роль в предоставлении профориентационных знаний учеников сыграл курс "Бизнес образование", который изучался в школах два года назад. Навыки деловой активности, предприимчивости необходимы молодежи в будущем самостоятельной жизни для решения проблем без посторонней помощи, путем исследования, анализа, постепенного планирования и частичного риска. Современный рынок труда испытывает быстрые изменения. А потому молодым необходимы нужные умения и навыки, получать опыт в разных типах работы; находить занятия, которые заинтересуют и помогут улучшить собственное финансовое положение, быть просто деловыми, предприимчивыми. Поэтому этот факультатив актуален и нужен в условиях реформирования нашей школы.

В этом году мои ученики окончили 11 класс. Они с интересом относились к занятиям, которые помогали им самостоятельно повлиять на свое будущее. Выпускники имели возможность дополнительно знакомиться с полезной для них информацией на классных часах. Используя интересные тестовые задания, они закрепляли знания относительно существующих профессий, поиска работы. Такие беседы ориентируют учеников на правильный выбор профессии, определить свое назначение, найти себя в жизни, быть всесторонне развитой личностью, успешно самореализоваться. В конце 2014-2015 учебного года выпускниками были посещенные ВУЗЫ г. Донецка, техникум г. Комсомольское, представленные факультеты, где можно учиться согласно избранной профессии.

Совместная и целеустремленная работа классного руководителя, администрации школы, родителей и детей, ответственность за результаты своей работы, поиск путей к эффективному воспитанию и учебе привели к достаточно результативным показателям:

  • Выбор профиля учебы в 11-м классе согласно интересам и наклонностям (65%);

  • Показатель удовлетворения учеников уровнем преподавания вырос к 80%;

  • Среди учеников 10-11 классов считают, что их успеваемости мешает недостаточное применение личных усилий (60%);

  • Рост интереса к интенсивной умственной деятельности;

  • "Пошел бы в другую школу, если бы изменились условия" - этот показатель отсутствующий;

  • Рост жизнеутверждающих тенденций учеников (к 85%);

  • Выбор для поступления в ВУЗы согласно избранной профессии (88%).

На основе данных мониторинга эффективности профориентационной работы можно сделать выводы о результатах выполнения проекта. Профориентационная работа направлена не только на формирование знаний и умений, но и на воспитание моральной, творческой личности.

В профориентационной работе школы есть ряд недостатков и нерешенных проблем : недостаточный уровень взаимосвязи школы и родителей в вопросе формирования профессиональных намерений, культура и методика профориентации со стороны семьи, потребность ученика в приобретении профессии. Препятствием для успешного развития профориентации является то, что школа, как правило, расчитана на некоторого среднего школьника; не предоставляет возможности каждому попробовать себя в разных видах практической деятельности. Также эта проблема связана с противоречиями между наклонностями, способностями и требованиями к профессии, которая избирается, несоответствием здоровья, характера, привычек, требованиям, которые относятся к будущей профессии. Не менее важным противоречием являются профессиональные планы молодежи, что имеет высокий уровень образования и потребностью экономики в кадрах, способных выполнять тяжелый физический труд.

Я уверена, что реализация профориентационной учебы, как процесс самовыражения учеников, реализации их способностей, их подготовке к жизни и будущей профессиональной деятельности будут способствовать расцвету нашего донецкого региона.






РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»

Цели: - содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;

  • информировать родителей об учебных заведениях города;

Подготовка к собранию.

  • Проводится анкетирование старшеклассников.

А Н К Е Т А

  1. Любишь ли ты трудиться ?

а) да

б) нет

  1. Какой труд тебе больше нравиться?

а) умственный

б) физический

в) умственный и физический

  1. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?

  2. Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?

  3. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу?

  4. Какие виды физического труда ты выполняешь?

а) ежедневно - ...

б) один-два раза в неделю - ...

в) иногда - ...

  1. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравиться?

  2. Что ты испытываешь, когда ничем не занят?

  3. Что побуждает тебя трудиться?

а) интерес

б) веление сердца и разума

в) требование родителей

г) любовь и уважение к родителям, взрослым

д) материальная нужда

е) другое ( напиши)

  1. Какое общественное поручение ты выполняешь?

  2. Что побуждает тебя заниматься общественной работой?

а) интерес

б) «давление» классного руководителя

в) общественное мнение коллектива класса

г ) другое (напиши)

  1. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?

  2. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?

  • Во время классного часа учащиеся пишут мини-сочинение на иему «Моя будущая профессия».

Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. На доске слова В.Г.Белинского:

« Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».

  1. Оформлена выставка мини-сочинений уч-ся (без подписей) «Моя будущая профессия».

ХОД СОБРАНИЯ.

  • Вступительное слово классного руководителя о теме собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы.

  • Выступление председателя родительского комитета класса.

С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят и родителей. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах - на производстве, в общественной жизни, в семье.

Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научными достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания является нравственная зрелость.

Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

Выпускник с новеньким аттестатом - словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в Вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.

Наша - родителей и школы - задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.

  • Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, что у всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако, выбор для некоторых остается только мечтой - не верят в себя, в свои силы, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

( можно провести анкетирование и сделать анализ анкет)

Труд - главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит, как правило, их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

  • Выступление специалиста - профконсультанта с информацией о находящихся в городе и области учебных заведениях, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.

  • Заключительное слово, принятие решения собрания.

Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, педагогов, всех неравнодушных к судьбе молодых людей.

Когда-то Н.К.Крупская правильно писала: «Только когда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - тогда только он может черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ:

1.Провести классный час «Мир интересных и нужных профессий» с приглашением специалистов.

  1. Провести тестирование уч-ся для уточнения их проф.интересов.

Методика "Матрица выбора профессии"


Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи


1. Какой объект деятельности тебя привлекает?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студен­ ты, клиенты и пациенты, покупатели и пасса­
жиры, зрители, читатели, сотрудники)

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, ко­ ды, чертежи, иностранные языки, языки про­ граммирования)

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конст­ рукции, приборы, машины)

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись)

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорас тущие, декоративные)

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молоч­ ные, кондитерские и хлебобулочные изде­ лия, консервы, плоды, овощи, фрукты)

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, во доемы, месторождения)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

2.1. Управление (руководство чьей-то дея­ тельностью)

2.2. Облуживание (удовлетворение чьих-то по­ требностей)

2.3. Образование (воспитание, обучение, фор­ мирование личности)

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

2.5. Творчество (создание оригинальных произ­ведений искусства)

2.6. Производство (изготовление продукции)

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

2.9. Защита (охрана от враждебных действий)

2.10. Контроль (проверка и наблюдение)



Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наибо

лее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.



Список использованной литературы



  1. Закатнов Д.О., Жемера Н.В., Тименко М. П. Твоя будущая профессия: Пособие по профориентации. - К.: Украинская книга, 1999. - 312 с.

  2. Методика формирования профессионального самоопределения учеников на разных вековых этапах/ Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина. - Кемерово: ОблІУУ, 1996. - 149 с.

  3. Нечипорук З.С. Воспитание профессиональных интересов у старшеклассников. - К.: Советов. Школа, 1967. - 102 с.

  4. Павлютенков Є.А. Кем быть? - К.: Молодежь, 1989. - 198 с.

  5. Подготовка к профессиональной учебе и труду : Учебно-методическое пособие/ за редакцией. Г.О. Балла, П. С. Перепелки, В.В.Рибалка. - К.: Научная мысль, 2000. - 188 с.


© 2010-2022