Пояснительная записка по башкирскому языку

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Изучение культуры и традиции башкирского народа» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2013.-134 с.

  2. Постановление Правительства РФ от 07.09.2010г. №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

  3. Приказ МОиН РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  5. Письмо МОиН РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  6. Приказ МОиН Челябинской области от 29.06.2010г. №01-438 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2010г.»

  7. Приказ МОиН Челябинской области от 05.10.2010г. №02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

  8. Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

  9. Письмо МОиН Челябинской области от 20 августа 2012 г. №24/6142 «О порядке введения ФГОС ООО в образовательных учреждениях Челябинской области с 1 сентября 2012г.»

  10. Письмо МОиН Челябинской области №24/424 от 24.01.2013г. «О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013 году»

  11. Информационно-методические письма МОиН Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО о преподавании учебных предметов в 2013-2014 учебном году

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №02-600 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  13. Устав МОУ «Коротановская ООШ»

  14. Приказа директора МОУ «Коротановская ООШ» «Об утверждении РУП по предметам учебного плана МОУ «Коротановская ООШ» на 2013-2014 учебный год» № 42/3 от 02.09.203 года.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа основана на авторской программе:
«Башкирский язык и литература для учащихся 1-9 классов школ с русским языком обучения». Авторы: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А.-г.Уфа:«Ватандаш»,2005г.

1. Для знакомства с основами изучения башкирского языка с учащимися 1-4 классов в общеобразовательной русской школе (учащиеся, которые посещают кружок второй год).

2. Для изучения башкирских обычаев, художников, национальных костюмов и блюд, поэзии башкир (учащиеся, которые посещают кружок второй год 1-4 кл.)

В программе последовательно осуществляется переход от простых тем к наиболее сложным.

Обучение с детьми планируется таким образом:

1-4 классы знакомятся с материальной и духовной культурой башкир; изучают башкирский алфавит и счет; учатся составлять слова и предложения литературным языком, пробуют писать, читать, переводить; делают сравнительную характеристику между разговорной и литературной речью; переводят башкирские пословицы, поговорки, сказки с русского языка на башкирский и наоборот; открытки и мини-сказки на родном языке.

2-4 классы будут изучать поэзию и творчество башкирских писателей, которые родились на территории Южного Урала: К.Киньябулатова, Галимов Салям, и творчеством М.Карима; завершают научно-исследовательскую работу по названиям башкирских деревень (Казбаево).

Все эти занятия расширяют кругозор учащихся, предусматривают активные включение учеников в творческую работу с последовательным усилением их самостоятельности, вызовут неподдельный интерес к истории и языку своего народа. Возможно кому-то из учеников помогут при выборе профессии. Не секрет, что башкиры настолько обрусели, что в большинстве семей родители дома разговаривают с детьми только на русском языке. Возможно, что они пытаются помочь детям говорить хорошо на русском языке. При этом родители забывают о том, что каждый человек, в первую очередь, обязан знать свои корни и свой родной язык. В конечном счете дети вырастают людьми без роду, без племени и без языка.

Каждый человек любой национальности должен и обязан знать свой язык, свою историю, материальную и духовную культуру, обычаи и праздники, национальные блюда и костюмы, фольклор и быт, выдающихся писателей и поэтов своего народа, уметь писать и читать на родном языке. Дети стремятся, а родители им нередко помогают изучать иностранные языки, но при этом забывая свой родной язык.
Изучение башкирского языка способствует формированию у младших школьников представлений о языке как средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Изучение родного языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Курс начинается с вводного курса обучения, где учащиеся получают первичные сведения о речи, языке, литературе и культуре, расширяют свой кругозор. Дети овладевают начертанием букв алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность.


2. В системе предметов общеобразовательной школы курс родного языка реализует познавательную, социокультурную цели:

Познавательная цель предполагает:

1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся;

2.ознакомлние учащихся с бытом, народным костюмом, утварью, занятиями, традициями, кухней и национальными праздниками башкирского народа.

Социокультурная цель

1.изучения родного языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

2.формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций мусульманского народа, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Место учебного предмета в учебном плане

Для достижения поставленных целей изучения башкирского языка, истории и культуры башкирского народа в начальной школе, необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения
развить способности младших школьников к общению в полиэтнической и много конфессиальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике башкирского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному башкирскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

обучение навыкам самостоятельного чтения и понимания художественной литературы, материалов из газет и журналов, публикуемых на башкирском языке;
обучение разговору на башкирском языке и применять его дома, в общественных местах, в процессе деятельности;
ознакомление детей в процессе обучения с историей, культурным наследием, искусством, литературой, обычаями и традициями, выдающимися личностями башкирского народа, привитие уважения и любви к языку, родной земле.
Таким образом, в начальных классах по программе предлагается изучать башкирский язык по трем направлениям - формирование и усовершенствование речевой деятельности, понимание и усвоение фонетических, лексических, грамматических особенностей башкирского языка, обучение работе со связным текстом.

Специфика изучения башкирского языка в школах с русским языком обучения:

Цели и задачи обучения в этих школах отличаются от национальных школ. На первый план здесь выходит обучение детей разговаривать, общаться, читать, т.е уделяется больше времени на развитие речи. Наблюдается разный уровень знаний родного языка обучающихся: кто-то общался дома, а кто-то вовсе его не знает. Это в свою очередь доставляет некоторые трудности в усвоении материала и организации учебного процесса. На изучение башкирского языка в МОУ «Коротановская ООШ» выделяется 1 час в неделю. Обучение чтению и письму организовывается в рамках одного занятия: чтение художественной литературы, обсуждение содержания, изучение норм башкирского языка, работы устного и письменного характера, а также знакомство учащихся с бытом, народным костюмом, утварью, занятиями, традициями, кухней и национальными праздниками башкирского народа, т. е. уроки башкирского языка приобретают форму интегративного урока.

Так как основной задачей русских школ является обучение читать, разговаривать и общаться на башкирском языке, лингвистический материал преподается на основе литературных текстов, посредством наблюдения, нахождения в текстах языковых средств с правильным произношением и письмом, использованием их во время бесед и выполнения творческих работ. Это явление обеспечивает и тематическую, и лексическую связь языкового и литературного материала, помогает в организации воспитательных мероприятий. Ведение занятий языка и истории и культуры башкирского народа в тесной взаимосвязи способствует обогащению словарного запаса, развитию устной и письменной речи учащихся.

В русскоязычной школе на первом месте стоит не подача теоретических знаний, а обучение чтению, пониманию, общению на родном языке, формирование и развитие элементарных навыков письма и знакомство с историей и культурой башкирского народа.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения родного башкирского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками. Школьники работают с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, памятка, статьи). Они учатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки.


  1. Общая характеристика кружковой работы

В 1-4 классах содержание кружкового материала определяется следующим образом:

-темы диалогов для общения;

-художественные и научно-популярные тексты для чтения в классе и дома;

-фонетический, орфоэпический, орфографический, грамматический материал;

-требования к речевым навыкам учащихся;

-список слов, которые должны освоить учащиеся.

В программе для начальных классов материал для разговорной речи, чтения (в классе и дома), грамматики располагается по тематическому принципу. Этот принцип оказывает положительное влияние на изучение необходимого словаря, типовых предложений, также на организацию работ по развитию речи. Помогает по системно, пошагово организовать учебно-воспитательную работу в классе, связать учебный материал с жизнью, обогатить и расширить речевой и жизненный опыт учащихся.
Темы программы можно объединить по следующим блокам: многонациональный российский народ, башкиры - коренной народ Южного Урала, история, литература, культура, искусство, своеобразные традиции народа, выдающие личности, богатство башкирских земель, художественные произведения про животных и растений, тексты разного характера, материалы по развитию речи. По каждым темам предлагаются объяснения по грамматике. Наряду с ними приводятся загадки, пословицы, сказки, песни, грамматические игры.
В обучении грамоте в 1 классе различаются три периода: до букварный - подготовительный; букварный - основной, после букварный - завершающий.

Подготовительный до букварный период
Основная цель данной программы - научить детей с разным уровнем знаний по башкирскому языку разговаривать на башкирском языке, распознавать и выговаривать специфические звуки башкирского литературного языка, составлять диалоги в элементарной форме, понимать услышанное и прочитанное. Ведется подготовительная работа по изучению букв и звуков. При помощи моделей, схем, опорных сигналов ведется обучение по составлению слогов и слов, обозначению количества букв и звуков в слоге, слове, а также твердости и мягкости звуков, усвоению правильного произношения этих звуков.
Обучение чтению и письму основывается на знаниях и навыках детей, полученных на уроках русского языка. К этому времени они уже бывают знакомы со многими буквами и нет необходимости изучать их на занятиях башкирского языка в качестве отдельной новой темы. Но уделяется внимание на изучение этих букв и звуков в башкирских словах. Применение звуков и букв А, О, Ы, Э в обоих языках даются в программе и учебнике как отдельная тема.
В букварный период в школах с русским языком обучения учащимся трудно дается произношение специфических звуков (ә,ү,ө, ,ғ, , ,ң,һ) башкирского языка. Поэтому создаются условия для произношения звуков в процессе общения и пения. Во время занятий предусматривается обучение артикуляции этих звуков специальными методами (аналогия, визуальная и т.д.). Важно обучить с самого начала четко выговаривать звуки, потому что это является в дальнейшем основой для произношения слогов и слов, понимания и отличия их по смыслу.
После букварный период посвящается обучению детей читать, писать, работать с текстом. Научить чтению текстов красиво, правильно, с нужной интонацией. Формирование навыков понимания текста и пересказа.
Одновременно предусматривается знакомство детей с занимаемыми важное место в башкирской литературе произведениями, выдающимися личностями, нравственно-этическими нормами, хорошими традициями и обычаями башкирского народа.
Во 2-4 классах материалы по языку и литературе идут по направлению дальнейшего развития знаний и навыков, полученных в 1 классе, изучения новых и усложненных произведений, повышения их умственного, нравственного, эстетического и общего развития.
Во 2-4 классах учащиеся глубже знакомятся с материалами, посвященных природе Южного Урала, жизни и труду народа, вопросам нравственности и воспитания, а также с эпизодами из жизни детей, произведениями о том, что хорошо и что плохо. Одновременно работают и со связным текстом: получают навыки отличать жанры художественных произведений (рассказ, стихотворение), произведений народного творчества (сказка, загадка, пословица), также задавать вопросы по содержанию текста, определять основную тему и мысль, выражать свое мнение по отношению к персонажам, находить из текста элементарные средства описания и объяснять смысл, применять их в речи.
В каждом классе дети знакомятся с информацией о композиторах, поэтах, писателях, художниках, артистах.


При развитии речи учитываются следующие моменты:

- развитие фонематического слуха, что в свою очередь является основой навыков правильного письма. В башкирском языке письмо основывается на фонетико-фонематическом принципе: многие слова в башкирском языке как слышатся, так и пишутся;
- башкирский язык подчиняется закону сингармонизма. Все гласные - и мягкие, и твердые - оказывают влияние на все слоги слова;
- в башкирском языке слова в предложении занимают устойчивое место. Обычно подлежащее стоит на первом, а сказуемое - на последнем месте; - для развития письменной речи проводятся занятия, где предусмотрены диктанты, изложения, сочинения и другие творческие работы. В отличие от национальных школ, такие работы в школах с русским языком обучения проводятся со специальной подготовкой. Например, перед тем как написать диктант, обсуждается содержание текста, непонятные слова. Каждое предложение повторяется учениками, пробуют писать на доске. И лишь потом медленно записываются предложения. В зависимости от уровня класса и подготовки детей можно по диктанту предложить грамматические задания.

4. Описание места кружка в учебном плане

Согласно учебному плану по внеурочной деятельности в МОУ «Коротановская ООШ» всего на кружок «Изучение культуры и традиции башкирского народа» в 1-4 классах выделяется 137 часов, из них в 1-м классе - 33 часов (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); во 2-м классе - 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели); по 34 часов в 3-х и 4-х классах (1ч. в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).

5. Описание ценностных ориентиров содержания кружка

Одним из результатов обучения родному башкирскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники башкирского языка.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности башкирского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самопознания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружкового материала
В первом классе личностными результатами изучения кружка «Изучение культуры и традиции башкирского народа» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из учебника «Подарок. Букварь для учащихся-башкир школ с русским языком обучения »

Метапредметными результатами изучения кружка ««Изучение культуры и традиции башкирского народа» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в совместной работе класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Изучение культуры и традиции башкирского народа» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • слушать и читать сказки, стихотворения, рассказы, загадки, веселые истории, находить ответы и пересказывать содержание. Связно рассказывать о прочитанном, услышанном, увиденном;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • знать все звуки и буквы башкирского языка;

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - мягкие, твердые; согласные - звонкие, глухие,); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

  • составить звуковой анализ к слову, отличить согласные звуки, твердые гласные звуки от мягких, правильно произносить звуки, составлять слова.

  • определять количество букв и звуков в слове;

  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

  • уметь применять вопросы: Что делает? Что сделал? Понимать смысл вопросов Какой? Где? Сколько? И отвечать на них;

  • отличать по смыслу местоимения мой, твой, ее, его, ваш, наш;

  • составить устный рассказ по знакомой теме.

  • письменно ответить на вопрос учителя.


В конце после букварного периода можно читать материалы из учебника "Бүләк", некоторые произведения из журнала "Акбузат"и газеты "Йәншишмә" под наблюдением учителя. Словарные слова берутся из словаря учебника, по усмотрению.

Во втором классе личностными результатами изучения курса ««Изучение культуры и традиции башкирского народа» являются следующие умении:

  • осознавать роль языка в жизни и речи людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Средством достижения этих результатов служат тексты учебника, учителя их количество может быть увеличено или уменьшено.

Метапредметными результатами изучения курса «Изучение культуры и традиции башкирского народа» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.


Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в совместной работе класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Изучение культуры и традиции башкирского народа» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать речь и чтение учителя;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

  • делить слова на части для переноса;

  • производить звукобуквенный анализ слова;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;

  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

  • пересказать содержание прослушанного текста, нарисовать рисунок по содержанию текста;

  • задать вопрос по тексту одноклассникам или учителю;

  • знать10-12 стихотворений наизусть;

  • составление и пересказ маленького рассказа по прочитанным текстам, на основе наблюдения:


  • рассказывать об услышанном, выполненных действиях - составлять рассказы по картинам, иллюстрациям, экскурсиям, фильмам.


  • пересказывать содержание текста полностью и в сокращенном виде;


  • уметь высказывать свое мнение по отношению к событию, определенному персонажу;


  • уметь переводить с башкирского языка на русский.

  • читать текст плавно, ровно, не деля слова на слоги:


  • уметь читать поэтические произведения с необходимой интонацией;


  • читать про себя и вслух, по ролям и выборочно;


  • уметь определять тему, основную мысль текста;


  • находить из текста ответы на вопросы;


  • работать с картиной, дать ей название.

  • писать буквы соединив красиво, правильно:


  • списывать небольшой текст;


  • уметь писать ответ на 2-3 вопроса по тексту или картине;


  • находить из текста описание предмета;


  • составить и написать текст по данной ситуации;


  • после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера, изложение, сочинение (в размере 2-4 предложений).

  • Знать 8-10 произведений внеклассного чтения.


Учитель создает условия для того, чтобы ученики сделали первый шаг к осознанию себя носителями языка, почувствовали интерес к его изучению и осознали смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.

В 3-4 классах личностными результатами изучения курса «Изучение культуры и традиции башкирского народа» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.


Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Изучение культуры и традиции башкирского народа» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Изучение культуры и традиции башкирского народа» в 3 классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.

Понимать текст при чтении или пересказе учителя, текст при самостоятельном чтении:

  • понимать диалог из 3-6 предложений (реплик) и уметь его продолжить; уметь задавать вопросы учителю или однокласснику по прочитанному или услышанному тексту;

  • уметь называть тему текста, его основную мысль.

Принимать участие в беседе по прочитанному произведению, картине, экскурсии, просмотренному фильму, определенной ситуации:

  • рассказать содержание текста и продолжить его;

  • элементарно описывать предмет, явление, персонаж, выразить свое отношение;

  • читать с соответствующей интонацией утвердительные, вопросительные, восклицательные предложения, поэтические произведения и пересказать их;

  • объяснить значения образных слов, средств описания в тексте и уметь применять их в речи;

  • уметь составлять маленькие рассказы по определенной ситуации;

  • наизусть рассказывать 4-5 стихотворений.

Читать текст ровно, осмысленно, правильно, целыми словами;

  • верно определять логические ударения, паузы:

  • текст читать выразительно;

  • дать оценку событиям, поступкам, характерам, героев;

  • находить из текста незнакомые слова, постараться дать объяснение, работать со словарями;

  • дать названия частям текста, иллюстрациям, составить план по маленькому тексту;

  • знать различия таких жанров как рассказ, сказка, пословица, загадка.

Списывать и писать по памяти небольшие предложения:

  • писать ответ на вопросы по тексту, наблюдениям, экскурсии;

  • написать содержание текста из 3-6 предложений;

  • переводить с одного языка на другой;

  • писать маленькие сочинение и изложение обучаемого характера;

  • освоить написанное в элементарном порядке.

  • Читать и пересказывать произведения для внеклассного чтения, материалы из газет и журналов.

Предметными результатами изучения курса «Изучение культуры и традиции башкирского народа» в 4 классе является сформированность следующих умений:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.

  • делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; по ситуации продолжить текст.

  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему;

  • составить диалог по заданной теме, продолжить диалог:

  • по фильму, картине, по услышанным и увиденным ситуациям;

  • дать оценку поступкам, характерам героев; отстаивать свою точку зрения;

  • находить из текста элементы описания, образные слова, пословицы; применять в речи;

  • пересказывать текст с переводом на русский язык;

  • знать и пересказывать 10-12 стихотворений

  • делить текст на части, озаглавить их, составить план;

  • собрать материал из газет и журналов и составить по ним рассказ;

  • отобрать из текста необходимые части;

  • находить из текста незнакомые слова, уметь работать со словарями.

  • писать буквы красиво соединяя с другими буквами:

  • писать творческие диктанты, изложение и сочинения обучаемого характера;

  • проверять письмо одноклассника и свое.

  • читать дома книги, газеты и журналы на башкирском языке и в классе обсуждать прочитанное.

Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся должны осмысленно относились к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

7.Учебно-методическийкомплекс

Учебная

Программа

Учебники,

учебныепособия

Печатные пособия

Дидактический материал

«Башкирский язык и литература для учащихся 1-9 классов школ с рус ским языком обучения». Авторы: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А.-г.Уфа:«Ватандаш»,2005г.
«Башкортостан: Краткая энциклопедия». - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996, 672 с.

Живые родники. 3-4», Уфа, Китап, 2006.

- «Подарок: Букварь для учащихся-башкир школ с русским языком обучения» Авторы: Тулумбаев Х.А., Давлетшина М.С.
- «Башкирский язык: Учебник для учащихся-башкир 2 класса школ с русским языков обучения". Авторы: ТулумбаевХ.А.,Давлетшина М.С.
- «Башкирский язык: Учебник для учащихся-башкир 3 класса школ с русским языков обучения". Авторы: ТулумбаевХ.А.,Давлетшина М.С.
- «Башкирский язык: Учебник для учащихся-башкир 4 класса школ с русским языков обучения". Авторы: ТулумбаевХ.А.,Давлетшина М.С.

- Журнал "Акбузат";
- Журнал "Учитель Башкортостана"

- электронное пособие "Букварь по башкирскому языку"




8. Технические средства обучения:

- ноутбук

9.Оборудование класса:

- учебная доска, парты





Пояснительная записка

Рабочая программа по башкирскому языку в 5-9 классах составлена на основе следующих нормативных документов:

Рабочая программа «Башкирский язык» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2013.-134 с.

  2. Постановление Правительства РФ от 07.09.2010г. №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

  3. Приказ МОиН РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  5. Письмо МОиН РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  6. Приказ МОиН Челябинской области от 29.06.2010г. №01-438 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2010г.»

  7. Приказ МОиН Челябинской области от 05.10.2010г. №02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

  8. Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

  9. Письмо МОиН Челябинской области от 20 августа 2012 г. №24/6142 «О порядке введения ФГОС ООО в образовательных учреждениях Челябинской области с 1 сентября 2012г.»

  10. Письмо МОиН Челябинской области №24/424 от 24.01.2013г. «О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013 году»

  11. Информационно-методические письма МОиН Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО о преподавании учебных предметов в 2013-2014 учебном году

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №02-600 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  13. Устав МОУ «Коротановская ООШ»

  14. Приказа директора МОУ «Коротановская ООШ» «Об утверждении РУП по предметам учебного плана МОУ «Коротановская ООШ» на 2013-2014 учебный год» № 42/3 от 02.09.203 года.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа основана на авторской программе:
«Башкирский язык и литература для учащихся 1-9 классов школ с русским языком обучения». Авторы: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А.-г.Уфа:«Ватандаш»,2005г.

При создании программы учитывались возрастные, национальные особенности детей, сходство синтаксических конструкций. Разработка программы для первоначального этапа обучения башкирскому языку продиктована стремлением создать такие условия обучения, которые позволили бы в сжатые сроки приобрести способность воспринимать и понимать башкирскую речь. Обучение башкирскому языку будет успешным только тогда, когда оно будет опираться на активизацию познавательных, мыслительных способностей учащихся.
Большое внимание нужно уделять упражнениям по обучению произношению. Упражнять детей в правильном произношении отдельных башкирских звуков(,ə, ӊ, ө, һ, җ, ү, , ӷ ) и их сочетаний нужно на каждом уроке. Нужно иметь в виду, что каждое башкирское слово, содержащее для учащихся трудный звук или сочетание звуков, необходимо неоднократно произнести самому учителю, чтобы ученик мог воспринять его на слух и правильно воспроизвести. Большое место при обучении правильному произношению должно занять заучивание стихов, песен, загадок, в которых употребляются слова с трудными для учащихся звуками и звукосочетаниями.
Для того чтобы пользоваться башкирским языком как средством общения, недостаточно накопить определённый словарный запас и научиться правильно произносить слова. Активное овладение языком требует умения строить предложения и словосочетания, а это означает необходимость овладения грамматическим строем башкирского языка. Поэтому, обучая башкирскому языку, учитель должен заботиться о том, чтобы дети овладели грамматическими формами башкирского языка, научились строить предложения и словосочетания по образцам, которые даёт учитель. Дети учатся понимать и употреблять повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Программой предусмотрено понимание и составление предложений типа: 1) Был у ыусы. Алма ызыл, тəмле. Балалар я алар. Ирина китап у ый. Мин айтам. Ул айта. ин кайта ы . Китапты ал. Ишекте ас. Бабай ауылда йəшəй. Без уна а барабы . Мине апайым у ыта. ин ним эшл йен? Урман ниндай?
В развитии связной речи большую помощь окажет работа по картинкам(составление рассказа под руководством учителя), диалогическая речь.

Для изучения башкирского языка в 5-9 классах русскоязычной школе по учебному плану отведено 1 часа в неделю в каждом классе. За весь учебный год - 34 часа.

Цели обучения башкирскому языку

Изучение башкирского языка в русскоязычной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в трех основных видах речевой деятельности (говорении, чтении, письме);

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и

ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям республики изучаемого государственного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях де-

фицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения государственного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;

развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся и способствующих самостоятельному изучению башкирского языка и культуры республики изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.


РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ


Чтение

Вся первая четверть посвящена обучению технике чтения: установление графемно-морфемных соответствий (буква-звук), формирование базовых орфографических навыков на основе фонетических. В дальнейшем чтение используется как средство формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических, фонетических) и смежных речевых (письменных и устных монологических и диалогических) навыков и умений.

Обучение чтению проходит поэтапно: разные типы слоги в изолированных словах - словосочетания - простые предложения - мини-тексты.

В третьей и четвертой четвертях чтение выступает не только как средство обучения, но и как самостоятельный вид деятельности и предусматривает формирование и развитие навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, а также таких технологий чтения, как языковой догадки, выделение существенных и второстепенных моментов, работа со словарем.

Чтение с текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов с пониманием основного содержания - 10-15 слов.

Объем текстов с полным пониманием текста до 20-30 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Письменная речь

Современные тенденции развития коммуникационных технологий предъявляют новые требования к формированию и развитию навыков письменной речи.

В год обучения формируются базовые графические и орфографические навыки. Элементарные форма записи:

  • подстановка пропущенных слов и словосочетаний;

  • выделение ключевой информации;

  • списывание и выписывание ключевой информации и т.д.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

Заполнение анкеты (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес);

Оформление почтового конверта (писать адрес, поздравление).

Аудирование

В первой четверти аудирование используется в качестве средства формирования базовых фонетических навыков.

В дальнейшем владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

♦ выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

♦ выбирать главные факты, опуская второстепенные;

♦ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам

учащихся 5 классов, имеет образовательную и воспитательную ценность.

Время звучания текстов для аудирования - до 1минуты.

Говорение

Диалогическая речь. В 5 классе формируются такие речевые умения, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения

как:

♦ начать, поддержать и закончить разговор;

♦ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;

♦ вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.

Объем диалогов - до 3 реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов до 3-х реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь.

Развитие монологической речи предусматривает овладение следующими умениями:

  • кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение,

  • передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

  • делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.

Объем монологического высказывания - до 5-7 фраз.


Социокультурные знания и умения

Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование башкирского языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомством с:

  • фамилиями и именами выдающихся людей в республике изучаемого языка;

  • оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;

  • иноязычными сказками и легендами, рассказами;

  • с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, столицами республики изучаемого языка);

  • с традициями проведения праздников в республике изучаемого языка.

Предусматривается овладение умениями:

  • писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на башкирском языке;

  • правильно оформлять адрес на башкирском языке.

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ


Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков башкирского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Лексическая сторона речи

Формирование объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру республики изучаемого языка. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

Знание основных способов словообразования:

а) аффиксации:

  • числительныессуффиксами

б) словосложения: существительное + существительное

Распознавание и использование интернациональных слов.

Грамматическая сторона речи

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи

  • сложносочиненных предложений с сочинительными союзами

  • сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами

  • различных типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы

  • знание признаков и навыки распознавания и употребления модальных определенного, неопределенного и нулевого артиклей;

  • неисчисляемых и исчисляемых существительных, существительных в функции прилагательного, притяжательного падежа имен существительных,

  • степеней сравнения прилагательных, в том числе, образованных не по правилу

  • личных местоимения в именительном падежах,

  • количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20.

Требования к уровню подготовки учащихся 5-9 класса

В результате изучения башкирского языка ученик 5-9 класс должны

Знать/понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

  • особенности структуры простых и сложных предложений;

  • интонацию различных коммуникативных типов предложений;

  • признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

Уметь:

говорение

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем селе, о своей стране и республике изучаемого языка;

  • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного.

аудирование

  • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию;

  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные.

чтение

  • читать аутентичные с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием,

  • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

  • заполнять анкеты и формуляры;

  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания целостной картины поле язычного, поликультурного мира,

  • осознания места и роли родного и изучаемого государственного языка в этом мире;

  • приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные,

  • ознакомления представителей других стран, республик с культурой своего народа;

  • осознания себя гражданином своей страны, республики и мира.



© 2010-2022