Мы не боимся быть инклюзивными

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мы не боимся быть инклюзивными».

В настоящее время в России одним из приоритетных направлений развития образования является инклюзивное образование. Оно дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) обучаться наравне со всеми.

Наша школа в городе стала первопроходцем принявшая идею инклюзии, став в 2011 г участником областной программы «Доступная среда».

Благодаря этой программе была полностью изменена архитектурная среда первого этажа и вход в школу: преобразился фасад здания, сделан пандус, отдельный вход и туалет для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оборудована отдельная раздевалка с камерами хранения, комната отдыха для детей инвалидов и их родителей, в классах установлены интерактивные доски, световые маячки, по ходу движения на полу наклеена ограничительная латеральная лента, в рекреация стоят яркие мягкие диванчики для отдыха и др.

Естественным продолжением этой темы стало развитие инклюзивного обучения в школе. В 2013году на базе школы открыта региональная инновационная площадка по теме «Технология тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы», а в 2014 году на базе школы открыта экспериментальная площадка «Муниципальный ресурсный центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогический коллектив школы №7 принял ту инклюзию, которая не сводится к «реформированию школ и перепланировке учебных помещений», а ту, что обеспечивается при отсутствии физических, психологических или иных барьеров для наших детей.

На данный момент в нашей школе обучаются 36 детей с ОВЗ, из них 21 человек имеют инвалидность. Мы работаем с детьми с задержкой психического и речевого развития, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, слабовидящими и слабослышащими детьми. Обучение их проходит по адаптированным программам. Для каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный план.

Современная педагогика говорит о том, что детям с ОВЗ не обязательно обучаться в специальных учреждениях, что получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Тьюторское сопровождение позволяет дать возможность не только получить образование, но и обеспечить их полноценное участие в жизни общества. Совместное обучение важно и для здоровых детей, поскольку это позволяет развить у них необходимые волевые качества: милосердие, терпение, внимательность к ближнему, ответственность.

В настоящее время в школе функционируют две модели тьюторского сопровождения: тьютор - родитель и тьютор - специалист ресурсного центра, который индивидуально сопровождает ребенка в учебно-воспитательном процессе, становится своеобразным проводником и переводчиком для ребенка, помогает в организации учебного процесса, поведении и социализации.

Как правило, у детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей - повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность. Изоляция детей с ОВЗ и их семей усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Но не только поэтому родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы. Именно поэтому специалистами ресурсного центра было принято решение создать «Объединение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ». В рамках работы этого объединения проводятся творческие мероприятия, персональные выставки детей и взрослых, семинары, встречи, круглые столы и т.п.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в единый образовательный процесс, но и их участие в жизни школы. При этом дети с особенностями в психофизическом развитии и их родители являются не зрителями таких мероприятий, а принимают в них активное участие.

Так в октябре 2014г. в школе прошла акция «В борьбе за здоровье все средства хороши!», направленная на сбор природных и иных материалов для создания сенсорного инструментария. В ней приняли участие учащиеся и родители 1-6 классов. По окончанию акции благодаря помощи именно родителей детей с ОВЗ был создан сенсорный инструментарий: вязанные подушки, набитые каштанами и шишками, коврики, мешочки с секретами и др. Дети с удовольствием приходят к нам расслабиться на созданном с их помощью оборудовании.

Не удивляйтесь! Ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушением интеллекта, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Они сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, какие они есть, быть рядом, поддержать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с Вами любви и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.

Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья не так уж и сложно, нужно лишь не быть черствым, работать не формально, для галочки, а болеть душой, гореть всем сердцем и тогда все получится!!!


В.В. Соломонова, методист по инклюзивному образованию,

Г.А. Попова, педагог-психолог.


© 2010-2022