Разработка урока День матери

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея»







Разработка урока на тему:

« Образ матери в народном творчестве»







Преподаватель

Изобразительного искусства

Щербакова Светлана Юрьевна



Байконур 2015 г.

Методические рекомендации. Данный урок может быть представлен учащимся 5-7 классов.

Тема: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормилицы и заступницы.

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормилицы и заступницы на примерах русского фольклора и традиций.

Развивающая: Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Воспитывающая: Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории, бережного и уважительного отношения к женщине и матери.

Оборудование и материалы:

1.Иллюстрации русских народных сказок.

2.презентация на тему «О, женщина - ты чудо!».

3.Литературный ряд: сборник фольклора русского народа.

4.Музыкальный ряд: русские народные песни.

5. Художественные материалы.

План урока.

  1. Вступление

  2. Просмотр презентации.

  3. Беседа.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Анализ работ и домашнее задание.

Ход урока.

1.Вступление.

Учитель: Хочется начать наш сегодняшний урок замечательными строками Р. Гамзатова:

«В жизни мне

сияньем самых ярких звезд

светит, ни на миг не угасая ,

образ твой, что так велик и прост,

Мама, дорогая».

Каждую минуту на планете происходит чудо. Это чудо-рождение ребенка, появление нового человека на свет. Когда рождается маленький человечек, то, конечно же, он ничего не понимает и практически ничего не знает. Почему практически? Да потому что малыш точно знает, что где-то рядом должна быть его мама - самый родной и близкий человек. Да-да, мама и ребенок неразрывно связаны друг с другом и эта связь начинается в утробе матери. Нет ничего святее слова «мать». Любовь к матери заложена самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Место матери всегда особое в нашей жизни, исключительное. Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери - "Богородице Дево, радуйся". Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть обращение: Всепетая.

Учитель: сейчас мы с вами посмотрим на примере работ разных художников и эпох как люди представляли и изображали маму, и женские образы.

2.Просмотр презентации «О, женщина - ты чудо!».

3.Беседа. Но до появления в жизни русского народа христианства, существовало большое количество традиции и обычаев, которые сложились многие тысячелетия назад, которые вошли в плоть и кровь народной жизни. Они впитываются русским человеком с молоком матери и передаются от поколения к поколению.

"Язычник, - отмечал Забелин, - яснее всего постигал и понимал одну великую истину, что жизнь- есть основа всего мира, что она разлита повсюду и чувствуется на каждом шагу, в каждой былинке... Во всем живом мире господствует и повсюду является такое же человеческое существо, как он сам. Он сознавал, что весь видимый мир от былинки до небесного светила одухотворен тою же человеческой душою, ее мыслью, ее чувством, ее волею". Отсюда: не только животные и растения, но и камни мыслили, чувствовали, говорили таким же понятным каждому человеческим языком. Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения, животные в сказках, песнях, эпосе,- это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего проникновения в таинство окружающего мира и осознания неразрывного с ним единения. Недосягаемая всеобъемлющая Вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство космического родства и, следовательно, обережения и заступничества от любых враждебных и злокозненных сил. Фольклор - это закодированная в устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа. Задача проницательного читателя и слушателя - научиться расшифровывать этот код. Сегодня мы с вами познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормилицы и заступницы.

Ни для кого не секрет, что без солнца на земле не было бы жизни. Можно провести аналогию солнце-жизнь-мать. Солнце зачастую имеет женский род. Древнерусское женское название Солнца - Солонь встречается в самой древней из дошедших русских рукописных книг - Остромировом евангелье. По русским народным поверьям, Солнце, возвращаясь из зимы в лето, надевает праздничный сарафан и кокошник, что наглядно свидетельствует о женской принадлежности (об этом же говорит популярная загадка: Что такое: красная девушка в окошко глядит? - Солнце). В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы обращались к дневному светилу: «Матушка, красное солнце».

Мне матушка - красна Солнушка,

А батюшка - светел Месяц,

Братцы у меня - часты Звездушки.

А сестрицы - белы Зорюшки.

А я роду хорошего...

А я роду богатого...

А мой батька - ясен месяц...

Моя матка - красное солнце...

Следующее сравнение природы с матерью можно увидеть в поклонение Матери-Земле и беспрекословное ее приятие как Великого материнского первоначала уходит корнями в доисторические времена, в ту пору, когда женщина была и прародительницей и вершительницей судеб рода. Данная эпоха, растянувшаяся на тысячелетия, нашла свое отражение в многочисленных изображениях женщин, олицетворявших великое материнское начало. Земля представлялась живым и жизнедарующим началом, поскольку она плодоносит так же, как плодоносят животные или растения. Отсюда распространенные во многих древних (и не только в древних) культурах сопоставления плодоносящего поля и деторождающей женщины. Одной из главных причин поклонения женщине как Великой богине явилось также и то, что именно с женщин-собирательниц плодов земли зачалось искусство земледелия, сохранение семян и выращивание растений. Человек зовет ее Матерью и привязан к ней всеми фибрами своей души, каждой частичкой своего тела. Никому не хочется расставаться с ней, а если вдруг и случится час разлуки, все помыслы и устремления направлены к тому, чтобы как можно скорей вернуться назад. Русский народ, Родина, родная земля - понятия неразделимые.

Выразителем и олицетворением этой крестьянской идеологии стал былинный богатырь Микула Селянинович, чья сила в прямом смысле дарована самой землей и чья идеология целиком и полностью опирается на земную силу Руси. Микула Селянинович - носитель тяги земной, то есть силы Матери Земли. В сборнике П.Н. Рыбникова приведен прозаический пересказ былины о Святогоре и Микуле. В этой былине Святогор пытается догнать на широком пути-дороге прохожего и никак не может. И тогда проговорил богатырь таковы слова:- Ай же ты, прохожий человек, приостановись не то множечко, не могу тебя догнать на добром поле. Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:- Что у тебя в сумочке?- А вот подыми с земли, так увидишь. Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, - не мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:- Что это у тебя в сумочке накладено? Силы мне не занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу.- В сумочке у меня тяга земная.- Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают как по изотчины?- Я есть Микулушка Селянинович. Микула - носитель тяги земной в прямом смысле: он несет Силу Матери сырой земли в сумочке за плечами, легко обгоняя самого могучего старорусского богатыря Святогора. Тяга земная ,заключенная в котомке, легко прикасается к своему источнику, питаясь необъятной силой Матери Земли, чтобы затем вновь вернуться на плечи Микулы, и передается сполна крестьянскому богатырю.

В народном мировоззрении образ Матери Сырой Земли сливался с образом Богородицы, что давало основание официальным представителям церкви постоянно говорить о двоеверии русского человека. Оба образа действительно тождественны, точнее было бы даже говорить о двух ипостасях одного и того же образа Великой матери, ведущего свое происхождение из незапамятных времен общечеловеческой культуры. Богородица была всегда объектом поклонения русских людей. Образ Матери Сырой Земли в русской литературе и философии восходит к древнейшим дохристианским верованиям и устному народному творчеству. В известном духовном стихе "Как расплачется и расступится Мать сыра земля перед Господом..." Земля исповедывается перед Богом о тяжести своей доли - быть покровительницей грешного рода людского. В другом духовном стихе "Уж как каялся молодец сырой земле...", напротив, человек исповедается Земле-матери в совершенных грехах.

В "Сказании о "Мамаевом побоище" есть потрясающее своим гуманизмом место, когда Мать-земля перед Куликовской битвой плачет о детях своих - русских и татарах, которым только еще предстоит погибнуть в кровавой сече. Один из сподвижников князя Дмитрия Донского - тоже Дмитрий Волынец - приник к земле правым ухом и услышал "землю рыдающую двояко: одна сторона точно женщина громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула громко печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно слышать очень".

В поэтизированном представлении русского человека Земля всегда выступала подлинной матерью и покровительницей всех людей: она не только забирает их после смерти, но и является источником всего живого. "Земля, земля, мати сырая! Всякому человеку земля отец и мать!" - говорится в одном из духовных стихов. Земля-заступница дает человеку силу и могущество, стоит только к ней прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю, превращаются в богатырей, обретают силу великую. Земля одновременно и судья, искупительница грехов. Клятва землею - одна из самых древних, страшных и крепких. При этом землю целовали и даже ели. В народе говорили: "Не лги - земля слышит"; "Грех землю бить - она наша мать". Или: "Питай - как земля питает, учи - как земля учит, люби - как земля любит". Отсюда же строжайший запрет до 25 марта вбивать в землю колья - иначе она отомстит засухой. Чувство почитания Матери-земли, сближение ее с Богородицей и Софией чуть ли не генетически заложено в русских людях и передается ими от поколения к поколению.

И еще один пример сравнения с матерью можно проследить в русском фольклоре. Река - это источник жизни. Она дает воду и пищу. И поэтому ее нередко называют - матушкой (Волга-матушка, Речка матушка). В русской народной сказке «Гуси лебеди» девочка просит укрыть их с братом от погони. Обращаясь к реке она говорит: - Речка - матушка,укрой нас с братцем, сбереги.

Еще один культ матери кормилицы воплотился в культе коровы-кормилицы - символа плодородия, изобилия и благоденствия. Традиция возвеличивания образа коровы закрепилась русском народном миросозерцании. В некоторых русских диалектах невеста называлась коровой, отсюда каравай - невестин хлеб, ибо призван был магически обеспечить плодовитость невесты и благополучие семьи. При этом бык олицетворял жениха. Популярная детская игровая песенка (несомненно древнего происхождения) с припевом "каравай, каравай, кого хочешь, выбирай" также предполагает перемещение по кругу.

В сказке о волшебной корове, где отец женился на вдове с тремя дочерями (Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка). Мачеха с дочерями пытается извести падчерицу, но той помогает волшебная Коровка- Буренка. Когда мачеха с помощью дочерей выследила Корову, она велит ее зарезать. Но падчерица, по совету буренки, собирает косточки и закапывает и из него вырастает яблоня - одно яблоко золотое, другое серебряное, которые никому не даются (золото и серебро здесь, как и полагается, олицетворяют Солнце и Луну.) Увидал ее в таком виде царский сын и влюбился. Таким образом корова-матушка ( в которой жила душа ее умершей матери) помогает бедной девушке найти свое счастье.

Можно привести еще много примеров из русского фольклора, где предметы или герои отождествляются с матерью-заступницей, с матерью - помощницей, с матерью - покровительницей.

4.Постановка художественной задачи. Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать наших мам. Можно нарисовать портрет мамы по-памяти, а можно создать композицию на тему «Моя мама на работе». Несмотря на то, что изобрадение человека очень сложное задание, но я верю, что ваше хорошее настроение и любовь к маме , которую вы будете изображать- поможет вам.

5 Практическое выполнение задания.Учащиеся материалом по-выбору рисуют работу на заданную тему.

7.Анализ работ и домашнее задание. Вот и подошел к концу наш с вами урок.И даваите с вами устроим импровизированную выставку робот и каждый расскажет, что он изобразил на своей работе.(Дети по-очереди рассказывают и показавают одноклассникам свои рисунки, учитель коментирует и обязательно говорит одобрительные слова каждому автору).После учитель задает домашнее задание: Нарисовать композицию «Я и моя семья».

Учитель: И подводя итог нашего с вами сегодняшнего урока хочется сказать: «Дети - самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу, к сожалению, дети не всегда понимают, что значит для них мать. Они не редко видят в ней человека, который готовит им еду, стирает, гладит, учит уму - разуму. Но мать - это и тот человек, которому можно довериться, рассказать о своих проблемах. Мама все поймет. Наши мамы любящие, заботливые. Они еще и прекрасные труженицы. Среди них есть и педагоги, и врачи, и бухгалтера, и ученые.»

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает -

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо -

Красива по-своему каждая мама -

Любовью своей материнской красива.

С. Богомазов



Список используемой литературы:

1 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1995. Т.1. С.291.

2 Уотсон Л. Ошибка Ромео // Жизнь земная и последующая. М., 1991. С. 346.

3. См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. М., 1975. С. 132.

4. См: Рейзема Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума. М., 1991.

5. См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993.

6. Умов Н.И. Собрание сочинений. Т.3. С. 414, 495, 517.

7. См.: Чижевский А.Л. Теория Космических Эр // Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986. С. 424 - 427.

8.Редактор.Ярошенко Н.Русские волшебные сказки»Ридерз Дайджест».2006.

6


© 2010-2022