Программа занятий внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________С.А. Чугунцова «___» ___________________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Бородинская СОШ »

_________________________ Е.Г. Глебова

«___» ___________________________ 20___ г.









Рабочая программа занятий внеурочной деятельности

«Экология живых организмов»

Направление: общеинтеллектуальное

Предназначена: для учащихся 7 класса

Годовое количество часов: 35 ч. (1ч. в неделю)

Ф.И.О. учителя: Трубицына И.В.

Учебный год: 2014-2015












«Рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла, протокол №____ от _____________»

Пояснительная записка

Программа относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Каждый выпускник школы должен ориентироваться в главных законах природы, определяющих устойчивость жизни на Земле, и главных принципах взаимодействия общества и природы, которые являются следствием этих законов. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется не только в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, но и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Изучение природы помогает формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскрывает перед учащимися деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Актуальность обусловлена тем, что программа формирует экологическую культуру обучающихся, изменяет потребительское отношение ко всему окружающему миру на созидательную деятельность по его улучшению, развивает мотивацию к обучению, познанию нового.

Данная программа позволяет учащимся изучать природные объекты в их целостности и взаимосвязи с окружающей средой, вырабатывать навыки работы с природным материалом и формировать умения проводить наблюдения и ставить эксперимент, что способствует накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных, позволяет дополнять и углублять знания по биологии и экологии, полученные детьми на уроках.

Важнейшими факторами реализации данной программы являются стремление развивать у учащихся мотивацию к познанию, умение самостоятельно осуществлять поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить, аргументировать свою позицию.

Содержание занятий знакомит учащихся с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, взаимосвязями живых организмов в экосистемах и ролью человека в изменении биологического разнообразия Земли. Формируются представления об экологической эстетике, этике и психологии.

Цель программы:

создать условия для формирования и развития у обучающихся: естественного интереса к природе, общей культуры и позитивных жизненных ценностей в процессе эколого-биологической деятельности, творческих способностей, умения работать в группе, способствовать лучшему усвоению программного материала курса биологии

Задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля - наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

- развитие умения решать проблемы,

- воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;
- выработка ответственности за экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Возраст обучающихся: программа рассчитана для учащихся 7 классов (возраст 12 лет).

Сроки реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 занятие в неделю.

Формы обучения: коллективные, индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.

Основные методы: методы объяснение, беседа, сообщения, экскурсии нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать; видеть и замечать, наблюдать и воспринимать; диалог, дискуссии, обсуждение, помогают развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить; выполнение самостоятельных исследований, включение детей в творческий процесс направлено на развитие творческих способностей детей; отчет по различным заданиям позволяет доводить работы до результата, фиксировать успех.

Прогнозируемые результаты:

занятия могут помочь учащимся развить и накопить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, помогут сформировать такие качества как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Программа раскроет перед учащимися необходимость принятия мер по охране и приумножению природных богатств нашей страны.

Основные виды деятельности учащихся:

- работа с научно-популярной литературой;

- выращивание и уход за комнатными растениями;

- наблюдение и постановка опытов;

- создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения программы курса:

Личностные

  • овладение знаниями основных принципов и правил отношения к живой природе,

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • развитие морально-этического сознания - норм и пра­вил взаимоотношений человека с другими людьми;

Метапредметные: представлены в программе в разделе УУД

Предметные отражены в содержании программы.

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии, используя источники биологической информации,

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков),

  • овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • усовершенствовать навык поиска информации в компьютерных источниках информации, освоение эффективных приёмов поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, приобретение первичных навыков формирования и организации собственного информационного пространства;

  • приобретение потребности поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; усовершенствование умения передавать информацию.

Регулятивные УУД

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,

  • умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

  • контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, формирование способности к проектированию;

Коммуникативные УУД

  • формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы;

  • формировать умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умение адекватно использовать речевые средства и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Тематическое содержание программы


Название темы

Кол-во часов

Тема 1. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты.

5 ч.

Тема 2. Экология растений, животных, грибов, бактерий.

15 ч.

Тема 3. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах

5 ч.

Тема 4. Психоэмоциональное восприятие природы

7 ч.

Тема 5. Основы экологической этики и психологии

2 ч.

Повторение

1 ч.


Календарно-тематическое планирование 35 ч., 1 ч. в неделю


Часы

За-нятия

Дата

Тема занятия

Краткое содержание

1

1

Тема 1. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 5ч.

Человек и природа.

Работа со справочным материалом, беседа по вопросам, рассказ учителя.

2

2

Эволюция социальной организации общества и изменение отношения человека к природе.

Работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы.

3

3

Окультуривание растений. Центры происхождения культурных растений.

Рассказ учителя, работа со схемой, беседа по вопросам, заполнение таблицы, творческая работа «Мое любимое блюдо».

4

4

Одомашнивание и селекция животных.

Изучение таблицы о происхождении домашних животных, работа с рисунками лошадей с целью определения направления селекции, творческая работа по составлению рассказа о значении домашних животных для человека.

5

5

Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

Рассказ учителя, знакомство с геохронологической таблицей, беседа по вопросам.

6

1

Тема 2. Экология растений, животных, грибов, бактерий 15 ч.

Изучение роста и размножения грибов. Плесневые грибы.

Работа над презентацией «Грибы», изучение шляпочных грибы, изготовление микропрепарата плесневого гриба, изучение строения плесневого гриба, формулировка выводов о значении шляпочных грибов и плесени в природе и для человека.

7

2

Лишайники.

Рассказ учителя, беседа, наблюдения в природе.

8

3

Особенности внешнего строения коры деревьев.

Поиск информации об отличиях коры деревьев, беседа, составление коллекции коры деревьев.

9

4

Жизненные формы живых организмов.

Работа с дополнительным материалом, беседа, работа с пластилином, заполнение таблицы с выводами об оптимальной форме тела, характерной для планктонного организма.

10

5

Разнообразие комнатных растений.

Рассказ учителя, описание комнатных растений классного кабинета, подготовка сообщений, презентаций о комнатных растениях в нашей школе.

11

6

Значение комнатных растений для человека.

Беседа, просмотр и обсуждение презентаций и сообщений.

12

7

Вегетативное размножение комнатных растений.

Беседа, практическая работа по размножению комнатных растений.

13

8

Экологические группы птиц.

Прослушивание голосов птиц, рассказ учителя, рисунки птиц разных экологических групп.

14

9

Как помочь птицам зимой.

Наблюдение за птицами в природе, Изготовление кормушек для птиц, фотографирование птиц, прилетающих к кормушке.

15

10

Узнаем о кошках.

Рассказ учителя, сообщения учащихся. Работа с дополнительным материалом, творческое задание: написание эссе о своем любимце.

16

11

Домашние питомцы.

Рассказ учителя, презентация, беседа.

17

12

Лекарственные растения и правила их сбора.

Беседа, просмотр презентации, чтение и обсуждение дополнительного материала.

18

13

Изучение листьев растений. Разнообразие формы листовой пластины у деревьев и кустарников.

Исследование форм листовых пластинок деревьев и кустарников, выявление сходства с геометрическими фигурами, изучение типов листьев по дополнительному материалу.

19

14

Синантропные виды.

Работа в парах по изучению синантропных видов животных, работа по заданиям учителя, беседа.

20

15

Моделирование пищевых связей.

Рассказ учителя, работа по составлению пищевых цепей, изготовление пособий для демонстрации пищевых цепей.

21

1

Тема 3. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах 5ч.

Многообразие экосистем суши.

Рассказ учителя, работа со схемой, заполнение таблицы, беседа.

22

2

Структура экосистем.

Изучение дополнительного материала, ответы на вопросы в парах, работа по заполнению таблицы, составлению пищевых цепей, беседа.

23

3

Изучение водных экосистем.

Рассказ учителя, работа с дополнительным текстом, беседа.

24

4

Виртуальная экологическая тропа.

Работа в парах, работа с дополнительным материалом, составление модели экологической тропы.

25

5

Экологическое равновесие. Основные экологические законы.

Рассказ учителя, работа по заполнению таблицы, работа с дополнительным текстом, составление схем.

26

1

Тема 4. Психоэмоциональное восприятие природы 7ч.

Краски растений.

Заполнение таблицы, рассказ учителя, рассказ учеников.

27

2

Цвета леса.

Беседа, рисунки.

28

3

Лесные звуки.

Прослушивание звуков, беседа, самонаблюдение.

29

4

Образное восприятие природы.

Прослушивание музыки, стихотворений о временах года, рисунки.

30

5

Животные в мифах, легендах и сказках.

Беседа, сообщения учащихся, работа в группах.

31

6

Растения в мифах, легендах и сказках.

Беседа, сообщения учащихся, работа в группах.

32

7

Животные и растения в государственной символике.

Работа в группах, заполнение таблиц, работа с материалами Интернета.

33

1

Тема 5. Основы экологической этики и психологии 2ч.

Принципы экологической этики.

Рассказ учителя, работа в группах, беседа, рисунки учащихся.

34

2

Человеческая популяция на планете.

Работа со статистическим материалом, построение графика, беседа, просмотр презентации, ее обсуждение.

35

1

Повторение 1ч.

Творческие отчеты учащихся по темам: роль человека в изменении биоразнообразия планеты, экология растений, животных, грибов, бактерий, взаимосвязи живых организмов в экосистемах.

Творческие отчеты учащихся.

Используемая литература:

1. В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А. Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования 6-7 классы», М.: «ВАКО», 2014г .

2. Н.А. Степанчук «Модели экологического образования. Программы, рекомендации, уроки», Волгоград, изд. «Учитель», 2011г.

3. В.М. Суворова «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии», Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г.

4. В.С. Долгачева «Обучение общественно-полезному труду. Комнатное цветоводство», М. «ВЛАДОС», 2012г.

5. Диск «Голоса весны. Экскурсия в природу. 57 видов птиц средней полосы России», Государственный Дарвиновский музей г.Москва.

Интернет-ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов на сайте school-collection.ru

© 2010-2022