- Преподавателю
- Другое
- Программа занятий внеурочной деятельности
Программа занятий внеурочной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трубицына И.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа»
администрации муниципального образования Киреевский район
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________С.А. Чугунцова «___» ___________________ 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Бородинская СОШ »
_________________________ Е.Г. Глебова
«___» ___________________________ 20___ г.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
«Экология живых организмов»
Направление: общеинтеллектуальное
Предназначена: для учащихся 7 класса
Годовое количество часов: 35 ч. (1ч. в неделю)
Ф.И.О. учителя: Трубицына И.В.
Учебный год: 2014-2015
«Рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла, протокол №____ от _____________»
Пояснительная записка
Программа относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Каждый выпускник школы должен ориентироваться в главных законах природы, определяющих устойчивость жизни на Земле, и главных принципах взаимодействия общества и природы, которые являются следствием этих законов. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется не только в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, но и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Изучение природы помогает формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскрывает перед учащимися деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.
Актуальность обусловлена тем, что программа формирует экологическую культуру обучающихся, изменяет потребительское отношение ко всему окружающему миру на созидательную деятельность по его улучшению, развивает мотивацию к обучению, познанию нового.
Данная программа позволяет учащимся изучать природные объекты в их целостности и взаимосвязи с окружающей средой, вырабатывать навыки работы с природным материалом и формировать умения проводить наблюдения и ставить эксперимент, что способствует накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных, позволяет дополнять и углублять знания по биологии и экологии, полученные детьми на уроках.
Важнейшими факторами реализации данной программы являются стремление развивать у учащихся мотивацию к познанию, умение самостоятельно осуществлять поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить, аргументировать свою позицию.
Содержание занятий знакомит учащихся с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, взаимосвязями живых организмов в экосистемах и ролью человека в изменении биологического разнообразия Земли. Формируются представления об экологической эстетике, этике и психологии.
Цель программы:
создать условия для формирования и развития у обучающихся: естественного интереса к природе, общей культуры и позитивных жизненных ценностей в процессе эколого-биологической деятельности, творческих способностей, умения работать в группе, способствовать лучшему усвоению программного материала курса биологии
Задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля - наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
- развитие умения решать проблемы,
- воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;
- выработка ответственности за экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Возраст обучающихся: программа рассчитана для учащихся 7 классов (возраст 12 лет).
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 занятие в неделю.
Формы обучения: коллективные, индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.
Основные методы: методы объяснение, беседа, сообщения, экскурсии нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать; видеть и замечать, наблюдать и воспринимать; диалог, дискуссии, обсуждение, помогают развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить; выполнение самостоятельных исследований, включение детей в творческий процесс направлено на развитие творческих способностей детей; отчет по различным заданиям позволяет доводить работы до результата, фиксировать успех.
Прогнозируемые результаты:
занятия могут помочь учащимся развить и накопить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, помогут сформировать такие качества как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Программа раскроет перед учащимися необходимость принятия мер по охране и приумножению природных богатств нашей страны.
Основные виды деятельности учащихся:
- работа с научно-популярной литературой;
- выращивание и уход за комнатными растениями;
- наблюдение и постановка опытов;
- создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения программы курса:
Личностные
-
овладение знаниями основных принципов и правил отношения к живой природе,
-
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-
развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми;
Метапредметные: представлены в программе в разделе УУД
Предметные отражены в содержании программы.
Познавательные УУД
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии, используя источники биологической информации,
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков),
-
овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
усовершенствовать навык поиска информации в компьютерных источниках информации, освоение эффективных приёмов поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, приобретение первичных навыков формирования и организации собственного информационного пространства;
-
приобретение потребности поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; усовершенствование умения передавать информацию.
Регулятивные УУД
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
-
умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
-
осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;
-
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, формирование способности к проектированию;
Коммуникативные УУД
-
формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы;
-
формировать умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-
умение адекватно использовать речевые средства и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Тематическое содержание программы
Название темы
Кол-во часов
Тема 1. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты.
5 ч.
Тема 2. Экология растений, животных, грибов, бактерий.
15 ч.
Тема 3. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах
5 ч.
Тема 4. Психоэмоциональное восприятие природы
7 ч.
Тема 5. Основы экологической этики и психологии
2 ч.
Повторение
1 ч.
Календарно-тематическое планирование 35 ч., 1 ч. в неделю
Часы
За-нятия
Дата
Тема занятия
Краткое содержание
1
1
Тема 1. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 5ч.
Человек и природа.
Работа со справочным материалом, беседа по вопросам, рассказ учителя.
2
2
Эволюция социальной организации общества и изменение отношения человека к природе.
Работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы.
3
3
Окультуривание растений. Центры происхождения культурных растений.
Рассказ учителя, работа со схемой, беседа по вопросам, заполнение таблицы, творческая работа «Мое любимое блюдо».
4
4
Одомашнивание и селекция животных.
Изучение таблицы о происхождении домашних животных, работа с рисунками лошадей с целью определения направления селекции, творческая работа по составлению рассказа о значении домашних животных для человека.
5
5
Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. Редкие и исчезающие виды растений и животных.
Рассказ учителя, знакомство с геохронологической таблицей, беседа по вопросам.
6
1
Тема 2. Экология растений, животных, грибов, бактерий 15 ч.
Изучение роста и размножения грибов. Плесневые грибы.
Работа над презентацией «Грибы», изучение шляпочных грибы, изготовление микропрепарата плесневого гриба, изучение строения плесневого гриба, формулировка выводов о значении шляпочных грибов и плесени в природе и для человека.
7
2
Лишайники.
Рассказ учителя, беседа, наблюдения в природе.
8
3
Особенности внешнего строения коры деревьев.
Поиск информации об отличиях коры деревьев, беседа, составление коллекции коры деревьев.
9
4
Жизненные формы живых организмов.
Работа с дополнительным материалом, беседа, работа с пластилином, заполнение таблицы с выводами об оптимальной форме тела, характерной для планктонного организма.
10
5
Разнообразие комнатных растений.
Рассказ учителя, описание комнатных растений классного кабинета, подготовка сообщений, презентаций о комнатных растениях в нашей школе.
11
6
Значение комнатных растений для человека.
Беседа, просмотр и обсуждение презентаций и сообщений.
12
7
Вегетативное размножение комнатных растений.
Беседа, практическая работа по размножению комнатных растений.
13
8
Экологические группы птиц.
Прослушивание голосов птиц, рассказ учителя, рисунки птиц разных экологических групп.
14
9
Как помочь птицам зимой.
Наблюдение за птицами в природе, Изготовление кормушек для птиц, фотографирование птиц, прилетающих к кормушке.
15
10
Узнаем о кошках.
Рассказ учителя, сообщения учащихся. Работа с дополнительным материалом, творческое задание: написание эссе о своем любимце.
16
11
Домашние питомцы.
Рассказ учителя, презентация, беседа.
17
12
Лекарственные растения и правила их сбора.
Беседа, просмотр презентации, чтение и обсуждение дополнительного материала.
18
13
Изучение листьев растений. Разнообразие формы листовой пластины у деревьев и кустарников.
Исследование форм листовых пластинок деревьев и кустарников, выявление сходства с геометрическими фигурами, изучение типов листьев по дополнительному материалу.
19
14
Синантропные виды.
Работа в парах по изучению синантропных видов животных, работа по заданиям учителя, беседа.
20
15
Моделирование пищевых связей.
Рассказ учителя, работа по составлению пищевых цепей, изготовление пособий для демонстрации пищевых цепей.
21
1
Тема 3. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах 5ч.
Многообразие экосистем суши.
Рассказ учителя, работа со схемой, заполнение таблицы, беседа.
22
2
Структура экосистем.
Изучение дополнительного материала, ответы на вопросы в парах, работа по заполнению таблицы, составлению пищевых цепей, беседа.
23
3
Изучение водных экосистем.
Рассказ учителя, работа с дополнительным текстом, беседа.
24
4
Виртуальная экологическая тропа.
Работа в парах, работа с дополнительным материалом, составление модели экологической тропы.
25
5
Экологическое равновесие. Основные экологические законы.
Рассказ учителя, работа по заполнению таблицы, работа с дополнительным текстом, составление схем.
26
1
Тема 4. Психоэмоциональное восприятие природы 7ч.
Краски растений.
Заполнение таблицы, рассказ учителя, рассказ учеников.
27
2
Цвета леса.
Беседа, рисунки.
28
3
Лесные звуки.
Прослушивание звуков, беседа, самонаблюдение.
29
4
Образное восприятие природы.
Прослушивание музыки, стихотворений о временах года, рисунки.
30
5
Животные в мифах, легендах и сказках.
Беседа, сообщения учащихся, работа в группах.
31
6
Растения в мифах, легендах и сказках.
Беседа, сообщения учащихся, работа в группах.
32
7
Животные и растения в государственной символике.
Работа в группах, заполнение таблиц, работа с материалами Интернета.
33
1
Тема 5. Основы экологической этики и психологии 2ч.
Принципы экологической этики.
Рассказ учителя, работа в группах, беседа, рисунки учащихся.
34
2
Человеческая популяция на планете.
Работа со статистическим материалом, построение графика, беседа, просмотр презентации, ее обсуждение.
35
1
Повторение 1ч.
Творческие отчеты учащихся по темам: роль человека в изменении биоразнообразия планеты, экология растений, животных, грибов, бактерий, взаимосвязи живых организмов в экосистемах.
Творческие отчеты учащихся.
Используемая литература:
1. В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А. Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования 6-7 классы», М.: «ВАКО», 2014г .
2. Н.А. Степанчук «Модели экологического образования. Программы, рекомендации, уроки», Волгоград, изд. «Учитель», 2011г.
3. В.М. Суворова «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии», Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г.
4. В.С. Долгачева «Обучение общественно-полезному труду. Комнатное цветоводство», М. «ВЛАДОС», 2012г.
5. Диск «Голоса весны. Экскурсия в природу. 57 видов птиц средней полосы России», Государственный Дарвиновский музей г.Москва.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов на сайте school-collection.ru