• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад педсовет Роль методического объединения в повышении качества универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС

Доклад педсовет Роль методического объединения в повышении качества универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС

Жизнь стремительно меняется. Человечество живет в условиях информационной цивилизации, в которой главным источником экономического роста являются знания и информация. В новых условиях не может быть эффективным человек, не способный к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию. Именно поэтому появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях совреме...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Корнильева Светлана Юрьевна

руководитель м/о воспитателей ГБУ «КРОЦ»



Роль методического объединения в повышении качества универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС. (1-й слайд)

Жизнь стремительно меняется. Человечество живет в условиях информационной цивилизации, в которой главным источником экономического роста являются знания и информация. В новых условиях не может быть эффективным человек, не способный к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию. Именно поэтому появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества и производства. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности (знать, уметь, применять). (2 - й слайд)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации. Новые образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры. Ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД). Функция универсальных учебных действий - формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Значительная роль в формировании универсальных учебных действий в основной школе принадлежит внеурочной деятельности, которая учитывает возрастные особенности обучающихся. В результате внеурочной деятельности у выпускников будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

(3 - й слайд ) В соответствии с требованиями ФГОС в 2014 - 2015 учебном году, мы начали разработку программы внеурочной деятельности в ГБУ «КРОЦ», которая реализуется по направлениям развития личности:

(4 - й слайд)

- научно - познавательное

- духовно-нравственное

- спортивно-оздоровительное

- социальное

- творческое

Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программы внеурочной деятельности. Программа содержит уровни сложности по выделенным направлениям с 5 класса до 2 курса производственного отделения. Программа содержит уровни сложности и формы реализации, исходя из возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей обучающихся. При практической реализации данной программы обучающиеся делятся на 3 группы. (5- й слайд)

Для каждого уровня разработаны целевые установки в соответствием с возрастными особенностями обучающихся. (6 - й слайд)

1 -й уровень - 5 - 7 классы - приобретение социальных знаний;

2 - й уровень - 8 - 10 классы - формирование ценностного отношения к социальным реалиям;

3 - й уровень - 11 классы - 2 курс - получение опыта самостоятельного социального действия.

(7 - й слайд)

Формирование универсальных учебных действий обеспечивается в процессе всех видов и направлений внеурочной деятельности:

-Игровая деятельность

-Познавательная деятельность

-Проблемно-ценностное общение

-Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

-Художественное творчество

-Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

-Трудовая (производственная) деятельность

-Спортивно-оздоровительная деятельность

-Туристско-краеведческая деятельность.

Вместе с тем каждый из видов внеурочной деятельности, хранящий в себе некоторый социокультурный опыт, предоставляет различные возможности для формирования учебных действий. ( 8,9 - й слайд) В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Но к сожалению, на сегодняшний день эти задачи еще не нашли положительного решения. Большинство обучающихся показывают недостаточную подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, находить выход из нестандартной ситуации. Вот почему перед нами остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Поэтому неслучайно была выбрана тема работы методического объединения воспитателей на 2014 - 2015 учебный год - «Развитие познавательной активности обучающихся, через различные формы внеурочной деятельности». (10 - й слайд)

В октябре 2014 провели семинар «Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС», рассмотрели следующие вопросы: рекомендации ФГОС по направлениям.

1. «Духовно - нравственное направление развития личности».

Сечкина В.И.

2. «Спортивно - оздоровительное и социальное направление развития личности. Литература по ФГОС».

Шипилова С.Ю.

3. «Научно - познавательное направление развития личности».

Корнильева С.Ю.

( 11 - й слайд) На семинаре воспитатели продемонстрировали литературу соответствующую данным направлениям, которую использовали в планировании внеурочной деятельности.

Провели семинар - практикум «Овладение методикой проведения познавательной игры - как формы работы, открывающей возможности самопознания обучающихся». На семинаре заслушали практический опыт педагогов: (12 - й слайд)

Едихановой Г.Г. - Формирование познавательных интересов обучающихся.

Захаровой О.В. - «Дидактические игры как метод формирования познавательного интереса в воспитательном процессе».

В ноябре 2014 года провели теоретический семинар «Отчет по темам самообразования, с демонстрацией личного педагогического опыта». (13 - 17 - й слайд). Внедрение ФГОС второго поколения - новый этап в развитии образования. Это обязывает современного педагога быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Методическое объединение воспитателей постоянно совершенствуется, использует в своей работе различные формы проведения м/о: заседания проводим в форме тренингов, мастер - классов, теоретических и практических семинаров. Заседания проходят в творческой обстановке, способствующей продуктивной работе.

Новосельцева Н.В. - Использование здоровье сберегающих технологий на занятии, как средство повышения эффективности познавательной активности обучающихся.

Нехведович Н.Н. - Развитие познавательного интереса через нравственное воспитание обучающихся и художественное искусство.

Назарова О.Е. - Формирование познавательного интереса к миру природы, через экологическое воспитание.

Салимьянова А.Р., Гудилина Е.В. - Развитие познавательной активности обучающихся в ходе проведения самоподготовки.

Денисова М.А. - Развитие познавательных интересов через внедрение информационно - коммуникативных технологий.

Петракова Г.М. - «Индивидуальная работа на занятии, как средство повышения познавательной активности обучающихся».

Тимофеева А.Ю. - Формирование навыков самостоятельной деятельности и привитие духовно- нравственных качеств личности обучающихся;

Костяшкина С.А. - Разнообразие методов организации воспитательного процесса (из опыта работы).

(18 - й слайд) Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности обучающихся: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

(19, 20, 21 - й слайд) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделение морально-этического содержания событий и действий, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Развитие личностных УУД проходит на основе анализа прочитанных произведений, фильмов, личных примеров, организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения. Мероприятия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

(22,23, 24 - й слайд) Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Развитие познавательных УУД осуществляется в процессе поиска информации при выполнении домашних заданий, в подготовке к проектам.

(25 - й слайд) Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обучающиеся учатся планировать свою деятельность, целесообразно использовать личное время, критически оценивать свои результаты.

(26 - й слайд) Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, проходит через все внеурочную деятельность. Одним из ведущих видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. ( 27, 28, 29, 30 - й слайд) Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Методы, которые были ориентированы на коммуникацию: все формы диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах. Групповая игра и тренинги. В ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В тренинге создаётся специфический вид эмоционального контакта. В ходе тренингов коммуникативной компетентности подростков уделяем внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости - повседневному этикету. Очень важно, чтобы обучающиеся осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Через ролевое проигрывание успешно отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.

(31 - й слайд) В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть внеурочной деятельности. Главное в работе воспитателя - это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеклассных занятий. (32 - й слайд)


© 2010-2022