• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества

Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества

По принципу создания сканограмма очень напоминает фотограмму, которая всегда считались не только удобной для обучения молодых фотографов правилам композиции и азам химических процессов, но и искусством, одним из возможных способов выражения идей. Некоторые фотограммы, особенно работы Ман Рея и Ласло Моголи-Надя считаются образцами классического фототворчества. Сканограмма для детско-юношеской фотостудии — это еще одна возможность для обучения и выражения собственных идей, которая, кроме этого, в...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




«Сканография как метод фотографического творчества»



Разработала педагог

дополнительного образования,

Ерохина Маргарита Леонидовна




г. Петропавловск-Камчатский

2014


«СКАНОГРАФИЯ КАК МЕТОД ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


План


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи

  3. Методические рекомендации

  4. Основная часть:

  • Понятие, история и творческий потенциал «сканографии»

  • Техническое оснащение рабочего места сканографа

  • Технология сканирования

  1. Список литературы

  1. Пояснительная записка

Если нет фотоаппарата - это еще не означает, что нельзя фотографировать. Ведь можно снимать натюрморты, и даже портреты с помощью обычного сканера. Новый метод запечатления первичной действительности называется «Сканография». В России у этого направления фотографии мало любителей, хотя за рубежом оно довольно распространено и уже воспринимается не просто как «трюкачество» или «хулиганство», но и как новый метод полноценного фотографического творчества.

По принципу создания сканограмма очень напоминает фотограмму, которая всегда считались не только удобной для обучения молодых фотографов правилам композиции и азам химических процессов, но и искусством, одним из возможных способов выражения идей. Некоторые фотограммы, особенно работы Ман Рея и Ласло Моголи-Надя считаются образцами классического фототворчества. Сканограмма для детско-юношеской фотостудии - это еще одна возможность для обучения и выражения собственных идей, которая, кроме этого, в отличие от фотограммы, позволяет экономить дефицитные реактивы и фотоматериалы. Но самое важное - необычность получаемого изображения позволяет создавать необыкновенное ощущение теплоты, реалистичности и ностальгии. Выразительные особенности этого метода могут решить изобразительные задачи, недоступные обыкновенному фотоаппарату. Необычная точка съемки и удивительная пластика позволяют делать настоящие открытия, именно поэтому изучение «сканографии» всегда вызывает интерес учащихся студии.

ЦЕЛЬ: инициировать творческую активность учащихся фотообьединения в рамках метода сканографии.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Рассказать о явлении сканографии и ее истории.

  2. Рассказать о технологии создания сканограммы.

  3. Познакомить с опытом работы известных российских и зарубежных сканографов.

  4. Предоставить возможность детям для воплощения идей.

Развивающие:

  1. Привить эстетический вкус и способствовать формированию фотографического видения.

  2. Развить композиционное видение, умение выстраивать кадр.

  3. Стимулировать самостоятельное творчество.

Воспитательные:

  1. Инициировать развитие кругозора, системы знаний о фотографии.

  2. Привить бережное отношение к фотоизображению, внимание к деталям.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Первое знакомство со сканографией происходит на втором году обучения, когда учащиеся уже знакомы с технологией создания фотограммы и имеют практический опыт. В целях экономии материалов и изучения новых технологий, впоследствии к фотограммам обращаются только наиболее заинтересованные в получении знаний о химическом процессе дети или желающие воплотить идеи именно в технике фотограммы.

Работа со сканером предполагает самостоятельное осмысление темы дома и домашнюю подготовку учащихся. Руководителю не следует ограничивать ребят в выборе темы для своих работ, тем самым подталкивать их к самостоятельному творчеству и развитию собственного видения. Следует заранее, перед проведением съемки выбрать жанр сканографии: портрет, натюрморт, иллюстрация и тему для съемки. Одной из любимых тем для съемки является создание иллюстрации к стихотворениям и прозаическим произведениям.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:

По теме «Сканография» можно провести занятия разных типов. Например, комбинированное занятие (II год обучения), которое предполагает следующую структуру:

  • Ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;

  • Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (повторение знаний, связанных с созданием фотограммы и композиции);

  • Изложение нового материала (история, явление и технология сканографии);

  • Закрепление изученного (создание собственных сканограмм из подручных материалов).

Еще один вариант - занятие-практикум, которое помимо своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должно способствовать прочному, неформальному усвоению материала. Это занятие следует проводить на III году обучения, в группе, знакомой с понятием «Сканография». Такое занятие предполагает следующую структуру:

  • сообщение темы, цели и задач практикума (желательно тему занятия объявить заранее, чтобы дать детям возможность подготовить объекты для съемки);

  • инструкция по технике безопасности;

  • подбор материалов, оборудования, разделение на подгруппы

  • выполнение работы воспитанников под руководством педагога

  • подведение итогов практической деятельности учащихся.

В процессе изучения данной темы желательно использовать следующие методы работы:

а) групповая форма организации работы, при которой все кружковцы одновременно получают одну и ту же информацию (фронтальная);

б) дискуссия, беседа;

в) самостоятельная работа

г) работа по группам

Основная часть:


Понятие, история и творческий потенциал «сканографии».


Суть сканографии очень проста: различные предметы размещаются на стеклянной панели сканера и сканируются как обычные документы. В результате получается сканограмма - фотографическое изображение, полученное с помощью обычного сканера. Художественная сканография отличается от традиционного сканирования бумажных документов тем, что в качестве оригиналов используются обычные объекты, чаще всего трехмерные, но отличается и от фотографии, так как сама технология создания изображений здесь совершенно другая.

Большими преимуществами отсканированных изображений по сравнению с обычными фотографиями являются необычная глубина резкости, равная по всей плоскости кадра, но очень маленькая в глубину и высокое разрешение. Действительно, высокое оптическое разрешение планшетного сканера обеспечивает качество изображения лучше, чем у снимков, выполненных с использованием многих фотокамер.

ИМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества

Сканография: Гарольд Фейнштейн - Розовые розы


стория применения сканера в фотографических целях началась в 1990-х годах, когда планшетные сканеры стали широко доступными. Зарубежом пик популярности этого явления был с 1993 по 1997 годы. Примерами работ того времени могут служить знаменитые отпечатки сканограмм Дэррила Карена и серии «Сто ракушек» и «Сто цветов» Гарольда Файнштейна, которые размещались в выставочных залах рядом с обычными фотографиями этих мастеров. Еще один художник, Джозеф Шеер, сканировал мотыльков и бабочек (работы серии The Secret Designs of Moths). В 2008 году в городе Лексингтон (штат Вирджиния) состоялась выставка под названием «Сканер как камера», на которой были представлены работы восьми художников из США. Тематика их произведений была самой разной: от оцифрованных старинных фотографий на жестяных пластинках до снимков птиц и насекомых, найденных самими художниками.

В России сканография стала известной совсем недавно. Самым известным и активным в России сканографом является автор многочисленных книг по фотографии, заслуженный работник культуры Российской Федерации, преподаватель фотошколы «Известий», ведущий специалист отдела фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества, ответственный секретарь Союза фотохудожников России, куратор направления детской и молодежной фотографии Светлана Пожарская, Борис Котляр, Николай Багдасарян, который создает целые мультфильмы из сканограмм.

«Как только творец, в роли которого может оказаться каждый из нас, приступает к созданию именно сканограммы как художественного объекта, начинается магия, и ни о какой объективной реальности не может быть и речи, - пишет сканограф Анжела Богатырева, - сканография не может запечатлеть ничего обыденного, это всегда - высказывание, игра. Можно сказать - торжество модернизма. Есть нечто гипнотическое в процессе создания скана: появляется замысел, потом ты находишь предметы, зачастую - раскапываешь в собственных шкафах игрушки из детства или просто что-то милое, но давно забытое; тщательно отбираешь; раскладываешь на сканере, делаешь прогон за прогоном, передвигаешь, следишь не только за эстетикой, но и за сохранением смысловой нагрузки изображения… И волей-неволей создаешь что-то особенное, необычное, недоразгаданное. Даже если ты сканируешь просто свое собственное лицо, изображение все равно получается далеким от обычной фотографии, несколько сюрреалистичным, причудливым».

На сканере все привычные вещи выглядят иначе, он дает иную перспективу. На ограниченном пространстве сканера могут уместиться новые миры, странные герои, новые и сложные идеи. Сканография может стать не просто изображением, но и увеличительным стеклом, зеркалом, и искривленным листом глянцевателя.

Техническое оснащение рабочего места сканографа

Самой главной, необходимой вещью в арсенале сканографа является сканер, изначально разработанный для получения копий с плоских оригиналов. В определении, данном в учебнике «Информатика и информационные технологии», он определяется как «устройство для преобразования графической информации в цифровой формат». Однако сканеры имеют возможность копировать и объемные объекты.

Прообразы современных сканеров появились еще в XIX веке. В 1857 году флорентийский аббат Джованни Казелли изобрёл прибор для передачи изображения на расстояние, названный впоследствии пантелеграф. Передаваемая картинка наносилась на барабан токопроводящими чернилами и считывалась с помощью иглы. В 1902 году, немецким физиком Артуром Корном была запатентована технология фотоэлектрического сканирования, получившая впоследствии название телефакс. Сегодня существует множество разновидностей сканеров: планшетные, ручные, листопротяжные, книжные, барабанные, слйд-сканеры и некоторые другие. Для сканографии используются планшетные сканеры.

В конструкцию современных планшетных сканеров входит подвижная лампа, расположенная под стеклом, движение которой регулируется шаговым двигателем. Свет, отраженный от объекта, через систему зеркал попадает на чувствительную матрицу (англ. CCD - Couple-Charged Device), далее на аналого-цифровой преобразователь (устройство для преобразования входной аналоговый сигнал в дискретный код) и передается в компьютер. За каждый шаг двигателя сканируется полоска объекта. Все они потом объединяются программным обеспечением в общее изображение. К основными характеристиками сканера относятся оптическое разрешение, глубина цвета и диапазон оптических плотностей.

Оптическое разрешение: измеряется в точках на дюйм (dots per inch, dpi). Чем больше разрешение у сканера, тем больше информации об оригинале может быть введено в компьютер и подвергнуто дальнейшей обработке. Сканеры значительно отличаются от фотокамер, оптическое разрешение планшетного сканера может превышать 5000 пикселей на дюйм (200 пикселей на мм). Такой результат не может не сказаться на улучшении качества печати. Сканер снимает изображение не целиком, а по строчкам. По вертикали планшетного сканера движется полоска светочувствительных элементов и снимает по точкам изображение строку за строкой. Чем больше светочувствительных элементов у сканера, тем больше точек он может снять с каждой горизонтальной полосы изображения. Это и называется оптическим разрешением.

Глубина цвета: эта характеристика обозначает количество цветов, которое способен распознать сканер. Большинство компьютерных приложений, исключая профессиональные графические пакеты, работают с 24 битным представлением (16.77 миллионов оттенков цвета). У сканеров эта характеристика, как правило, выше - 36 бит.

Динамический диапазон: который характеризует, какой диапазон оптических плотностей оригинала сканер может распознать, не потеряв оттенки ни в светах, ни в тенях оригинала.

Для сканографа также очень важна глубина резкости, для работы традиционного использования сканера она не важна и как правило является очень маленькой, 1-2 см, хотя в большинстве своем именно это является причиной удивительного мягкого рисунка сканера. Ещё одной особенностью сканера является потрясающая резкость по всему полю изображения. Объектив же фотокамеры выдает максимальную резкость в центре, а дальше ее значение падает.

Технология сканирования


При всей кажущейся простоте, сканография - довольно сложный, с технической точки зрения, способ создания художественных произведений. Если принцип действия всех сканеров одинаков, то техническое устройство может серьёзно различаться. Расположение и свойства источника света, характеристики призмы, качество стекла, геометрические характеристики системы зеркал - все это привносит свои тонкие и очень важные особенности. Именно по этой причине в области сканографии так мало универсальных рекомендаций. Основой любого успешного результата здесь является эксперимент с расположением оригинала, или оригиналов, выбором параметров сканирования и расстановкой дополнительных источников света.

Технология получения изображения не выглядит сложной. Прежде всего, перед сканированием объекта необходимо очистить поверхность стекла. Оцифровка мелких предметов потребует от вас больших значений разрешения сканера, поэтому даже мельчайшее загрязнение будет перенесено сканером на конечное изображение, что может внести серьёзные помехи в изображение и привести к увеличению времени обработки изображения в графическом редакторе. Не стоит закрывать крышку сканера, чтобы не сдавливать объекты съемки. Для защиты от постороннего света сканировать надо в темной комнате или накрывать аппарат непрозрачной накидкой, как это делали фотографы на заре фотографии. Лампа сканера направлена под углом, поэтому данный факт очень важно учитывать при создании сканограмм предметов с высоким отражающим эффектом (металл, жидкости и т. д.). Светлые предметы сканируются легче чем темные.

Технология получения сканограммы, на первый взгляд, проста. Но на самом деле добиться желаемого результата получается не с первого раза. Очень важным здесь является выбор идеи и композиции. Сканограммы, обладая особенным пластическим рисунком, могут выразить то, что становится недостижимым для традиционной фотографии. Сканировать можно все, но если придется сканировать острые или пачкающие предметы, то, чтобы не повредить сканер, на него необходимо положить тонкое защитное стекло. Сканирование предметов для будущей сканограммы не очень отличается от сканирования каких-либо документов. Необходимо только не забыть установить высокое разрешение (это нам поможет для получения более четкого изображения).

С помощью метода сканирования можно создавать не только натюрморты, но и портреты, которые существенно отличаются от традиционных. Самое сложное при работе с живыми объектами - выдержка. Очень трудно неподвижно держать голову, пока движется сканирующая лампа. Надо иметь большое терпение, чтобы не получить смаз при сканировании изображения. В отличие от аналоговой фотографии, сканер рвет изображение линиями, и в результате вместо целого лица получаются раздробленные фрагменты. Хотя иногда, это можно использовать как художественный прием.

Заключение

Полученные сканографии поражают. Потенциал нового метода фиксирования действительности очень высок, а процесс сканирования очень творческий и увлекательный, а потому обязательно заинтересует учащихся. А для педагога это возможность научить детей видеть пространство кадра и располагать предметы в его плоскости. Благодаря сканографии дети высказывают свои идеи, делятся с миром своими фантазиями и мнениями. Несмотря на кажущуюся простоту, такие изображения на самом деле могут раскрыть душу предмета и воплотить любую идею.

Список литературы


  1. Информатика и информационные технологии: учебник [Электронный ресурс]: Центр компьютерных технологий (ЦКТ) Московского государственного индустриального университета - Режим доступа: ctc.msiu.ru/materials/Book1/index.html - 1.03.2013

  2. Светлана Пожарская: сканография - новая грань фотоискусства [Электронный ресурс]: FotoIsland - Режим доступа: fotoisland.ru/stati/svetlana-pozharskaya-skanografiya-%E2%80%93-novaya-gran-fotoiskusstva.html

  3. Сканер [Электронный ресурс]: SkanKiev Penskiy group - Режим доступа: scankiev.com.ua/articles/000009.htm - 1.03.2013

  4. Фрост Ли 50 фотопроектов: новые идеи для творчества - М.: АРТ-РОДНИК, 2009, - 160.

Приложение

(сканографии учащихся фотостудии «Ракурс» Екатерины Толкачевой, Анастасии Поплевко, руководителя студии Ерохиной Маргариты Леонидовны)

Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества

Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества


Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества


Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества












Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества

Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества

Методическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчестваМетодическая разработка по фотоделу Сканография как метод фотографического творчества

© 2010-2022