Статья на тему: Эффективность образования через максимум технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность образования через максимум технологий

Васильева С.В.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Воронежский юридический техникум

swetwasi [email protected]

На методику современного образования возложено не мало проблем и требований. Во-первых, как любая другая организация, система образования развивается, требуя того же от участников не только самосовершенствования, но и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Для чего необходимо соответствовать по целому ряду параметров: степени квалификации, уровню образования, саморазвитию. Во-вторых, внешняя среда, наряду с научно-техническим прогрессом и стремительная нынешняя постэкономическая эпоха развития общества принуждают принимать всецело в образовательные процессы максимальное применение информационных технологий. Жизнь современного человека невозможно представить без интернета, компьютеров, телефонов. Осталась одна рыночная ниша в России - система образования, которая как преданный консерватор, как древнейшее предприятие с внушительным стажем, исчисляемым не только одним десятилетием - имеющее свою историю, традиции, обычаи по-прежнему с огромной неохотой принимает в свой коллектив всё ещё как «новичка» - современные информационные технологии.

Участники образовательного процесса раскололись на три части. Первая часть - новаторы-преподаватели, которые всецело приняли когда-то ноу-хау и на данный момент охотно применяют, совершенствуют и рекомендуют коллегам информационные средства обучения. Вторая часть - новаторы-консерваторы, которые частично приняли нововведения и третьи - закоренелые консерваторы, работающие «по старинке»: преподаватель (лектор) - студент (слушатель). Каждый из них имеет свои позиции и представления о школе образования, которые для них являются единственно правильным. Благодаря промышленному перевороту ХIX века развитие человечества не стоит на месте и не даёт возможности останавливаться никому. Поэтому система образования и современные информационные технологии должны быть взаимосвязанными, так как эффективность их применения налицо.

Во-первых, чтение лекций преподавателем и одновременно наглядное представление в виде схем, таблиц, рисунков, ситуаций через мультимедийное оборудование позволяет учащимся закрепить материал зрительно, тем самым сохранив в долгосрочной памяти необходимую информацию. Эффективным является применение на практических и семинарских занятиях в аудиториях иллюстративного и демонстративного материала в виде слайдов, тестов, ситуаций для деловых и обучающих игр. Особенно хорошо воспринимаются учащимися системы анимированной графики и видеомонтажа в процессе решения ситуационных задач (например, по менеджменту) и демонстрация ситуаций деловых игр. Это даёт преимущество во времени - учащиеся сразу вникают в цели, задачи, смысл и интерпретируют информацию правильно, согласно поставленным задачам от отправителя - то есть преподавателя. Усвоение формул через демонстрацию в виде слайдов с дополнительным звуковым сопровождением - речью, применению к каждой формуле разной гаммы цветов - позволяет эффективному запоминанию: типа ЦВЕТ-ИЗОБРАЖЕНИЕ-ГОЛОС. Учащиеся при выполнении и написании контрольных работ легче и быстрее вспоминают и применяют необходимые формулы.

Во-вторых, контроль знаний студентов с тестами эффективен с помощью применения программного обеспечения. В данном случае, студенту предоставляется отдельное личное пространство, что помогает сосредоточиться на задании, не отвлекаясь на близкое «соседство». Этот факт является немаловажным в образовательном процессе. Мы знаем, к примеру, что американская система менеджмента позиционируется через индивидуализм во всех категориях, в том числе и системе образования - за столом сидит по одному студенту, что является немаловажным. В российских учебных заведениях, процесс обучения носит принцип «соседства» учащихся. Решение этого вопроса имеет два варианта - положительный и отрицательный, но во взаимосвязи студента со средствами ЭВМ наибольший результат достигается во взаимодействии один студент-один компьютер. Учащемуся задания тестов и варианты ответов выводятся на экран, время для решения также отображаются на мониторе, число или процент правильных и неправильных ответов считается автоматически. Это позволяет предоставить обучающемуся максимально сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние раздражители, оценить уровень своей подготовленности, проанализировать свои сильные и слабые стороны по предмету и дать себе оценку в настоящее время. Преподавателю даётся возможность максимально сократить время на проверку результатов. По такому же принципу составляются и предоставляются задачи и задания по дисциплинам с немедленным анализом. Применение в образовательном процессе информационных технологий и данной методики контроля знаний, даёт преимущество в межличностных отношениях: преподаватель - студент, так как исключается оценка знаний по принципу субъективного или личного отношения к студенту, а также различного рода ошибок.

В-третьих, проверка курсовых работ, дипломных проектов руководителям в процессе их написания студентами эффективнее через электронную почту. Это позволяет осуществить максимальное сохранение бесценных ресурсов - в первую очередь природных, в виде бумаги и конечно времени. Изменения, дополнения и необходимые корректировки в работах студентов осуществляются и передаются моментально, что позволяет максимально сократить двойную, а иногда и тройную работу с обеих сторон. Причём немаловажным фактом является стирание в вопросах расстояния и опять времени передачи информации. Студенты, находящиеся в другом уголке страны, могут без труда получить информацию в данный момент времени о научной работе. Это даёт возможность формирования системы непрерывного образования.

В-четвёртых, заочное обучение наиболее эффективно через дистанционную технологию. Процесс обучения носит интерактивный характер через взаимодействие обучаемых и преподавателей. Пересылка изучаемых материалов осуществляется через компьютерные коммуникации, так же как оценка знаний и навыков. Это позволяет сократить особо значимый ресурс - время.

Основным и немаловажным негативным моментом применения в образовательном процессе информационных компьютерных технологий является живое общение участников - преподавателей и студентов, студентов между собой. Замена живого общения приводит к общению с самим собой, что приводит к ослаблению диалогического общения и неумению формулирования мысли на профессиональном языке. Так же как труд написания студенческих работ различной сложности, связанных с неотъемлемой работой и применением литературных, печатных источников заменил интернет с готовыми работами и ответами. Учащиеся не задумываются о достоверности информации, её правильности, соответствия поставленным задачам и заданиям. Это отрицательно сказывается на конечном итоге и поставленной цели от выполнения.

Итак, применение в образовательном процессе информационных компьютерных средств носит в себе много положительных моментов, которые доказаны и оправданы за годы применения на практике. В будущем, необходимо расширять и максимально внедрять, а также революционировать систему образования через максимальную замену стандартных средств на новейшие. Так как современное общество, студенты живут в ногу с компьютерами.

© 2010-2022