• Преподавателю
  • Другое
  • Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через духовно-нравственное воспитание

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через духовно-нравственное воспитание

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через духовно-нравственное воспитание

О.Н.Артамонова,

учитель истоков МБОУ «СОШ №1

с углублённым изучение

отдельных предметов»

г.Великий Устюг



На мой взгляд, позитивное содержание компетентностей - это социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Важным фактором нравственного воспитания обучающегося является его общение со взрослыми и сверстниками. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, воспитание нравственности и коммуникативных компетенций приобретает особую значимость.

Во ФГОС ОО духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, формирование коммуникативных компетенций, определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.

Коммуникативная компетентность, по мнению Петровской Л. А. - это умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение нравственных норм, этно- и социально - психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами нравственного поведения).

Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовно- нравственное воспитание - это целенаправленный процесс трансляции нравственного опыта предыдущих поколений. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность - Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья - Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука - Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа - Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество - Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Развитие и прогресс нации зависят от того, насколько хорошо развиты и воспитаны ее умы и сердца. Не имеет смысла ждать развития нации, представители которой далеки от интеллектуально начала и обрели свет внутри себя. Прогресс и величие нации в значительной степени зависят от единства цели ее представителей. В обществе, в котором одно и то же одни называют белым, а другие черным, всегда можно наблюдать метание из одной крайности в другую, и пока оно остается таким разобщенным, не может быть и речи о начале каких либо позитивных процессов. Поколения, не получившие равноценное воспитание и взращенные в разных культурах, всегда делились на отдельные враждебно настроенные друг на друга лагеря.

В отличие от прежних времен, в наше время нравственность уже не воспринимается людьми как совокупность всех высоких и благородных достоинств. Современный человек больше хочет видеть в ней тонкость манер и внешнюю воспитанность. Однако, к сожалению, даже в таком виде мы далеко не во всех людях обнаруживаем нравственность.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника через развитие коммуникативных компетенций.

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Педагог обязан научить детей не только общаться, не только находить партнеров в общении, но и самому оставаться нравственным, и выбирать партнера с высокой нравственностью. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуре. Важно осознание обучающимися того, что нужно «увидеть» скрытые невербальные знаки. Например: бессознательное движение глаз «влево, вверх» значит что партнер скрывает информацию. Дети должны знать эти приемы, но им необходимо объяснить что нравственность превыше всего.

По мнению турецких ученых: «Дети - это ценность, а их воспитание - это еще большая ценность». Будущее каждого человека напрямую связано с тем, что он воспринял и какое влияние испытал на себе школьном возрасте. Если он растет и воспитывается в атмосфере, которая дает ему все только самое лучшее и благородное, то можно надеяться на то, что со временем он проявит себя как личность, обладающая живым умом, нравственностью и благородством. Учитель обязан возвышать новое поколение, воспитывая в них воспитанность и нравственность. Что бы ни давали читать детям, будь то поэзия или проза, это должно придавать силу их мысли, твердость их духу, подпитывать их веру в будущее и стойкость, чтобы потом вы могли приобрести в их лице поколение с сильной волей и здоровым рассудком.

В Законе «Об образовании». В ст. 14, п. 1-2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:

- самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;

- укрепление и совершенствование правового государства;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества;

- формирование духовно-нравственной личности;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

По мнению Р.С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающий у школьников акты их общения с другими людьми, трудности с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения ( тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты - это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек - это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.

Для продуктивного общения с другими людьми А.А. Бодалев предполагает необходимость обладания личностью определенной психологической культурой, основные положения которой сводит к трем основным элементам:

1) умению разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;

2) адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;

3) выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям.

Так как первой школой для ребенка, душа которого чиста как зеркало с фотографической точностью и быстротой способна фиксировать все что увидит, является его собственный дом, а первым учителем - его мать. Воспитать хороших матерей, не растрачивая попусту и не уничтожая их потенциал - это первостепенная цель, достижение которой гарантирует нации долгие века счастливого существования.

Таким образом, развитие коммуникативных компетенций в процессе духовно- нравственного воспитания является неотъемлемой частью начального образования.

Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Предлагаю рекомендации по формированию коммуникативных качеств у обучающихся, рассчитанные на один год.
Цель рекомендаций - формирование коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире.
Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо:
1. Развивать личностные качества ребенка.
2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности.
3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать личность новым социальным опытом.
Для эффективного решения поставленных целей и задач педагогическую деятельность осуществляла на системной основе. Система строилась в соответствии со следующими принципами:
1. Личностно-ориентированный подход.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
- Опора на положительные качества личности ребенка.
- Подкрепление индивидуальных успехов.
2. Деятельностный подход.
- Мотивация деятельности, направленной на сотворчество.
- Социальная значимость выполняемой деятельности.
- Результаты совместной деятельности.
Для организации деятельности использовала совокупность методов:
1. Метод педагогического наблюдения.
2. Метод личного примера.
3. Метод эмоционального воздействия на учащихся.
4. Метод убеждения.
5. Метод упражнений.
6. Метод диагностики.
7. Метод изучения литературы по интересующему вопросу.
8. Метод проектов.
Реализация каждого метода предполагала использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.
В работе с детьми, вариативно, использовались следующие приёмы:
1.Коммуникативные приёмы.
2. Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
Для положительной реализации рекомендаций использовала различные формы работы.
1. Игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные.
2. Дела: коллективные, творческие.
3. Мероприятия: конкурсы, общешкольные мероприятия, олимпиады, научно-практические конференции, КВН, спортивные мероприятия. Совместные посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии.
4. Индивидуальная работа: беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов.
5. Работа с родителями: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование.
Формирование коммуникативной компетенции - один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
Из всего выше перечисленного следует, что освоение элементов коммуникативной культуры в школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал.


© 2010-2022