Конспект урока по русскому языку

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России"разработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования. На уроке используются разнообразные формы работы: работа с информацией, работа в группах, работа в парах, осуществляется взаимоконтроль, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся начальной школы. Цель урока:различать непарные твёрдые и мягкие звуки, находить в словах буквосочетания в словах : жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать с ними с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 города Сим

Ашинского муниципального района Челябинской области


Класс: 2

Урок: русский язык

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Составила: учитель начальных классов Мотренко Валентина Борисовна



План-конспект урока

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цель урока: Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.

Задачи:

Познавательные УУД:

  • развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • выявлять сущность, особенности объектов;

  • на основе анализа объектов делать выводы;

  • обобщать и классифицировать по признакам;

  • ориентироваться в упражнениях учебника;

Регулятивные УУД:

  • развивать умение высказывать своё предложение на основе работы с материалом учебника;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • развиваем умение слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные результаты:

  • развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: закрепление и систематизации знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая


Технологическая карта

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Организационно - мотивационный момент.

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнем урок друзья.

Начнём урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

  • Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

  • Если вы любите свою школу, любите учиться, похлопайте в ладоши.

Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полно

-

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает проблемную ситуацию.

Организует подводящий диалог.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Прогнозируют содержание текста.

Устно отвечают на вопросы, приводят свои высказывания.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.

5

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Выход на тему урока

Здравствуйте. Что можете сказать про это слово? Какие ещё вы видите словарные слова?

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Есть ли в словаре, а в каком (орфографическом) слова на это правило?

- Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)- Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.) Какая ещё встретилась орфограмма?( ?( кончает)

На доске: Игра « Найди лишнее» Допиши, какое слово потерялось?

1столбик

2 столбик

3столбик

Стрижи

Роща

грущу

куча

часы

стучу

ежи

Чугун

живёт

Правила: В сочетаниях жи - ши только и всегда пиши

В сочетаниях ча - ща пишем только букву А

В сочетаниях чу - щу пишем только букву У

Вывод: по какой теме мы будем работать на уроке?

Правописание буквосочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Минутка чистописания.

5

Подтверждение темы урока

Загадка: То я в клетку, то в линейку

Написать на мне, сумей- ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ( тетрадь)

Что пишем в чистописании?

Жи -жи - жи В лесу живут ежи.

Ши - ши - ши В коробке есть карандаши

Ча- ча- ча Вы ждали нашего врача

Ща - ща - ща В пруду поймали мы леща

Щу- щу- щу Я по маме грущу

Чу- чу - чу Громко в дверь я постучу

Наблюдение.

Ф

Указывает объект наблюдения

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Отгадывают загадку

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Работа над темой.
Закрепление

5

Подведение детей к самостоятельному выводу

Как пишем в тетрадочке? - Назовите слово в котором пишется удвоенная согласная (Аккуратно, чистоговорки)

Замените одну букву в слове по теме нашего урока и получится другое -( часто) Стихи и сказки какого писателя мы читаем часто? ( А.С.Пушкин)

С. 12 упр.18 Назовите сказку

Найдите слова по теме нашего урока и запишите в нужную строчку

Наблюдение, работа с текстом (сравнение)

Ф, П

Организует подводящий диалог, уточняет правило
Учитель в позиции консультанта- побуждает учащихся к принятию темы и задач урока Организует работу по вопросам. Направляет действия уч-ся на точность выполнения задания.

Записывают нужные и вычеркивают лишние слова. Выделяют буквосочетания, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проверка понимания способа действия.
Развитие умения составлять предложения
5мин

Физминутка

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке (Снежинка)

Работа в группах

Составьте предложения из слов

1.Серая туча затянула всё небо.

2.Медленно в воздухе кружились снежинки.

3. Земля радостно встречала белый пух зимы.

Что общего? Найдите грамматическую основу. Есть ли в предложениях слова по теме урока?
Можно составить текст? Как озаглавим?

Домашнее задание с.11 упр.15

О каком времени года мы сейчас говорим?

Чем вам нравится это время года? А кому очень трудно зимой?

Мы должны совершить добрый поступок!

В каком слове букв5 букв, а звуков5 Почему?

Проверка Д/З упр14

Пословица: Жизнь дана на добрые дела.

Помощь птицам

Снегирь и снег - зто однокоренные слова? Учебник с 139

А какой скоро у нас праздник?

Делу время - потехе час!

Доказатель-ство

Ф

Дает образец короткого доказательства
Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями

Объясняют написания слов, делают выводы.
По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимопроверку, рефлек-сию

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Психофизическая тренировка

1

Релаксация

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Работа в парах

П

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Работа с информацией

5

Работа в парах Толковый словарь ( информация)

Что такое информация?

Вопросы

Верно

Неверно

Нет информации

1.Представление называется « Чудеса Деда Мороза»

2.Представление состоится 25 декабря (четверг) в 14-00 часов.

3.На представление приходить нарядными

4.Представление будет в школе №5 Верхняя Зона


Вывод: Кто справился? Интересно ли было задание? Есть ли в этой информации слова по теме нашего урока? Кто получит снежинки?

Работа по таблице

П

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на пригласительном билете, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

- умение работать в парах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Подведение итогов

5

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Тест

1.

Отметь правильный ответ:

А - Жы - ши; Ча - ща: Чу -щу

М - Жи - ши; Ча - ща: Чу -щу

2.

Отметь правильный ответ:

А - У Яшы кошка Мурка.

О - У Яши кошка Мурка.

3.

Отметь правильный ответ:

Л - Я звоню врачу.

О - Я звоню врачю.

4.

Отметь правильный ответ:

Согласные звуки [ Ж ] [ Ш ]

О - всегда твёрдые

К - всегда мягкие

5.

Отметь правильный ответ:

Согласные звуки [ Ч , ] [ Щ, ]

К - всегда твёрдые

Д - всегда мягкие

6.

Отметь правильный ответ:

Д - чюдо

Е - чудо

7.

Отметь правильный ответ:

Ц - Ученику - удача, учителю - радость.

Е - Ученику - удачя, учителю - радость

Ответ:

Молодец


Рефлексия, контроль,

Ф,П, Г

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценочная деятельность)

5

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Итог - сказка

1. Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»

- Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.

- Закончите фразу:

Сегодня на уроке научился…Знания, полученные на уроке, пригодятся мне…

Своей работой на уроке я… (доволен или нет)


Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Список литературы

для учителя:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2009.

2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.:Просвещение, 2010.

3. Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 2011.

4. Каландарова Н.Н. и др. Олимпиады по рус. языку в начальных классах. Глазов, 20010.

5. КанакинаВ.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение, 2011.

6. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 2009.

7. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.

8. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2010.

для обучающихся:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2011.

2. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 2010.

3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение., 2011.

4. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 2010.

5. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.

6. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2011.

Интернет-ресурсы:

  • Нацпроект «Образование» - Режим доступа: mon.gov.ru./proekt/ideology.

  • Проект «Информатизация системы образования» - Режим доступа: ural-chel.ru/guon/inform.htm.

  • Сайт «Все для учителей начальной школы» - Режим доступа: nsc.1september.ru

  • Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» - Режим доступа: standart.edu.ru

  • Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО - Режим доступа: ipk74.ru

  • Сайт журнала «Вестник образования» - Режим доступа: vestnik.edu.ru

  • Сайт журнала «Начальная школа» - Режим доступа: n-shkola.ru

  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: mon.gou..ru

17


© 2010-2022