- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мотренко В.Б. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 города Сим
Ашинского муниципального района Челябинской области
Класс: 2
Урок: русский язык
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Составила: учитель начальных классов Мотренко Валентина Борисовна
План-конспект урока
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Цель урока: Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.
Задачи:
Познавательные УУД:
-
развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
-
выявлять сущность, особенности объектов;
-
на основе анализа объектов делать выводы;
-
обобщать и классифицировать по признакам;
-
ориентироваться в упражнениях учебника;
Регулятивные УУД:
-
развивать умение высказывать своё предложение на основе работы с материалом учебника;
-
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
-
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
-
развиваем умение слушать и понимать других;
-
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-
оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные результаты:
-
развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
-
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: закрепление и систематизации знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Технологическая карта
Этап
урока
Время, мин
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися
Методы
и приемы работы
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I Организационно - мотивационный момент.
1
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок друзья.
Начнём урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
-
Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
-
Если вы любите свою школу, любите учиться, похлопайте в ладоши.
Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полно
-
Ф
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает проблемную ситуацию.
Организует подводящий диалог.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Прогнозируют содержание текста.
Устно отвечают на вопросы, приводят свои высказывания.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
Словарно-орфографическая работа.
5
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Выход на тему урока
Здравствуйте. Что можете сказать про это слово? Какие ещё вы видите словарные слова?
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Есть ли в словаре, а в каком (орфографическом) слова на это правило?
- Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)- Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.) Какая ещё встретилась орфограмма?( ?( кончает)
На доске: Игра « Найди лишнее» Допиши, какое слово потерялось?
1столбик
2 столбик
3столбик
Стрижи
Роща
грущу
куча
часы
стучу
ежи
Чугун
живёт
Правила: В сочетаниях жи - ши только и всегда пиши
В сочетаниях ча - ща пишем только букву А
В сочетаниях чу - щу пишем только букву У
Вывод: по какой теме мы будем работать на уроке?
Правописание буквосочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
Ф
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Минутка чистописания.
5
Подтверждение темы урока
Загадка: То я в клетку, то в линейку
Написать на мне, сумей- ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ( тетрадь)
Что пишем в чистописании?
Жи -жи - жи В лесу живут ежи.
Ши - ши - ши В коробке есть карандаши
Ча- ча- ча Вы ждали нашего врача
Ща - ща - ща В пруду поймали мы леща
Щу- щу- щу Я по маме грущу
Чу- чу - чу Громко в дверь я постучу
Наблюдение.
Ф
Указывает объект наблюдения
Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания
Отгадывают загадку
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Работа над темой.
Закрепление
5
Подведение детей к самостоятельному выводу
Как пишем в тетрадочке? - Назовите слово в котором пишется удвоенная согласная (Аккуратно, чистоговорки)
Замените одну букву в слове по теме нашего урока и получится другое -( часто) Стихи и сказки какого писателя мы читаем часто? ( А.С.Пушкин)
С. 12 упр.18 Назовите сказку
Найдите слова по теме нашего урока и запишите в нужную строчку
Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
Ф, П
Организует подводящий диалог, уточняет правило
Учитель в позиции консультанта- побуждает учащихся к принятию темы и задач урока Организует работу по вопросам. Направляет действия уч-ся на точность выполнения задания.
Записывают нужные и вычеркивают лишние слова. Выделяют буквосочетания, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Проверка понимания способа действия.
Развитие умения составлять предложения
5мин
Физминутка
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке (Снежинка)
Работа в группах
Составьте предложения из слов
1.Серая туча затянула всё небо.
2.Медленно в воздухе кружились снежинки.
3. Земля радостно встречала белый пух зимы.
Что общего? Найдите грамматическую основу. Есть ли в предложениях слова по теме урока?
Можно составить текст? Как озаглавим?
Домашнее задание с.11 упр.15
О каком времени года мы сейчас говорим?
Чем вам нравится это время года? А кому очень трудно зимой?
Мы должны совершить добрый поступок!
В каком слове букв5 букв, а звуков5 Почему?
Проверка Д/З упр14
Пословица: Жизнь дана на добрые дела.
Помощь птицам
Снегирь и снег - зто однокоренные слова? Учебник с 139
А какой скоро у нас праздник?
Делу время - потехе час!
Доказатель-ство
Ф
Дает образец короткого доказательства
Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
Объясняют написания слов, делают выводы.
По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимопроверку, рефлек-сию
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Психофизическая тренировка
1
Релаксация
Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.
Работа в парах
П
Организация психофизической тренировки
Выполняют упражнение для релаксации
Коммуникативные:
- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Работа с информацией
5
Работа в парах Толковый словарь ( информация)
Что такое информация?
Вопросы
Верно
Неверно
Нет информации
1.Представление называется « Чудеса Деда Мороза»
2.Представление состоится 25 декабря (четверг) в 14-00 часов.
3.На представление приходить нарядными
4.Представление будет в школе №5 Верхняя Зона
Вывод: Кто справился? Интересно ли было задание? Есть ли в этой информации слова по теме нашего урока? Кто получит снежинки?
Работа по таблице
П
Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на пригласительном билете, ставят констатирующую оценку
Коммуникативные:
- умение работать в парах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Подведение итогов
5
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Тест
1.
Отметь правильный ответ:
А - Жы - ши; Ча - ща: Чу -щу
М - Жи - ши; Ча - ща: Чу -щу
2.
Отметь правильный ответ:
А - У Яшы кошка Мурка.
О - У Яши кошка Мурка.
3.
Отметь правильный ответ:
Л - Я звоню врачу.
О - Я звоню врачю.
4.
Отметь правильный ответ:
Согласные звуки [ Ж ] [ Ш ]
О - всегда твёрдые
К - всегда мягкие
5.
Отметь правильный ответ:
Согласные звуки [ Ч , ] [ Щ, ]
К - всегда твёрдые
Д - всегда мягкие
6.
Отметь правильный ответ:
Д - чюдо
Е - чудо
7.
Отметь правильный ответ:
Ц - Ученику - удача, учителю - радость.
Е - Ученику - удачя, учителю - радость
Ответ:
Молодец
Рефлексия, контроль,
Ф,П, Г
Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Заключительный этап и рефлексия.
КОД (контрольно-оценочная деятельность)
5
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Итог - сказка
1. Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»
- Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.
- Закончите фразу:
Сегодня на уроке научился…Знания, полученные на уроке, пригодятся мне…
Своей работой на уроке я… (доволен или нет)
Рефлексия, КОД
Ф
Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроки русского языка
Получают позитивный настрой от урока
Регулятивные:
- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Список литературы
для учителя:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2009.
2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.:Просвещение, 2010.
3. Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 2011.
4. Каландарова Н.Н. и др. Олимпиады по рус. языку в начальных классах. Глазов, 20010.
5. КанакинаВ.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение, 2011.
6. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 2009.
7. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.
8. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2010.
для обучающихся:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2011.
2. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 2010.
3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение., 2011.
4. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 2010.
5. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.
6. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2011.
Интернет-ресурсы:
-
Нацпроект «Образование» - Режим доступа: mon.gov.ru./proekt/ideology.
-
Проект «Информатизация системы образования» - Режим доступа: ural-chel.ru/guon/inform.htm.
-
Сайт «Все для учителей начальной школы» - Режим доступа: nsc.1september.ru
-
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» - Режим доступа: standart.edu.ru
-
Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО - Режим доступа: ipk74.ru
-
Сайт журнала «Вестник образования» - Режим доступа: vestnik.edu.ru
-
Сайт журнала «Начальная школа» - Режим доступа: n-shkola.ru
-
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: mon.gou..ru
17