Экологическая игрушка как фактор заботы о природе и детях

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРУШКА КАК ФАКТОР ЗАБОТЫ О ПРИРОДЕ И ДЕТЯХ


Игрушка - важнейший компонент любой культуры, отражающий национальные традиции и географические особенности. Игрушки способствуют первоначальному познанию окружающего мира, в ходе которого активизируются все органы чувств ребенка. Они имеют ключевое значение в процессе умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания детей. Несомненно, детские игрушки - это своего рода основа, создающая условия для разностороннего развития личности ребенка.

Точная дата появления первой игрушки неизвестна. Однако в ходе археологических раскопок были обнаружены игрушки, датируемые 3-4 тысячелетием до нашей эры и изготовленные из камня, кости, глины и дерева.

В Древнем Египте и Древнем Риме были широко распространены игрушки в виде различных животных, в частности, были найдены фигурки собак, кошек, тигров и коров. Также в Древнем Египте впервые появились игрушки, оснащенные проволочным механизмом.

Кроме животных популярными игрушками во все времена были куклы. Зажиточные люди в Древнем Египте и Древнем Риме могли позволить себе небывалую роскошь - кукол с подвижными руками и ногами, которые крепились к телу с помощью ниток и палок. В Древней Греции и Риме молодые девушки бережно хранили самые красивые и искусно сделанные куклы, чтобы после свадьбы принести их в дар богиням материнства и домашнего очага. Куклы большинства народов мира обожествлялись, участвуя в многочисленных обрядах или выступая оберегами, тем самым выполняя свою защитную сакральную функцию. Ремесленное производство кукол было освоено человеком в XVI веке [2,14].

Самыми поздними по времени возникновения являются мягкие игрушки. Они представляют собой прототипы животных, которые в давние времена шились матерями для своих малышей из лоскутков ткани различных цветов и наполнялись ватой. Впервые такие игрушки появились в XIX столетии. В ХХ веке было организованно массовое производство мягких игрушек, что привело к популярности плюшевых медведей.

На сегодняшний день бесчисленное множество игрушек производятся на предприятиях по всему миру. Это сотни тысяч и миллионы наименований, которые делают жизнь детей насыщеннее и ярче. В настоящее время можно условно выделить два типа производителей игрушек. Первый тип - недобросовестные производители, использующие токсичные материалы и краски и не проверяющие надежность крепления деталей. В результате их продукция не соответствует стандартам качества и безопасности.

В детских погремушках, мячиках, куклах и конструкторах специалистами из Международной ассоциации за будущее без токсинов (IPEN) был обнаружен свинец, ртуть, кадмий, сурьма, мышьяк и хром. В некоторых экземплярах содержание этих опасных для здоровья детей веществ во много сотен и даже тысяч раз превышает допустимые значения.

Второй тип производителей стремится возвратиться к истокам и делать игрушки из естественных и безвредных материалов. Изготовители, неравнодушные к экологии и здоровью детей, непосредственно своей деятельностью вводят понятие «экологическая игрушка». Словосочетание «экологическая игрушка, или eco-friendly toys» в большей степени распространено в зарубежных странах, нежели в России. Вопросам экологической детской продукции огромное внимание уделяется в последнее время на ежегодной международной выставке игрушек Spielwarenmesse International Toy Fair, проводимой в немецком Нюрнберге.

Международная конференция по игрушкам проводится в последний день работы выставки. На ней специалисты обсуждают темы, касающиеся будущего индустрии игрушек и промышленности, а также поднимаются вопросы о безопасности производства и сбыта игрушек. По мнению различных категорий потребителей экологичными являются игрушки из натуральных материалов. К таковым относятся различные деревянные, вязаные игрушки и тряпичные куклы. Деревянные игрушки известны людям с незапамятных времен. Древесина является теплым материалом, приятным на ощупь, хорошо обрабатывается, позволяет изготовлять довольно долговечные изделия. Производство деревянных игрушек не наносит вреда окружающей среде, в отличие от производства игрушек из других материалов. Что касается утилизации, то в случае деревянных игрушек, ущерб природе сводится к минимуму, поскольку древесина - биоразлагаемый материал. Кроме того дерево возобновляемый ресурс, т. е. правильная вырубка (с дальнейшей посадкой новых деревьев) не приведет к экологической катастрофе и истощению природных богатств. На первый взгляд игрушки из дерева кажутся простыми и неинтересными, но практика показывает, что дети с богатым воображением так не считают.

Куклы, сшитые из лоскутков ткани, тоже известны с давних пор. Особенно, они имели широкое распространение в нашей стране, и сегодня их популярность стремительно растет. Тряпичные куклы являются экологичными изделиями с учетом их изготовления из натуральных тканей, хлопковых или льняных, например. Раньше помимо ткани использовали естественные материалы, такие как солома и глина, из которых делали туловище и голову куклы. Известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает доброе, небоязливое отношение к миру [3,124].

Игрушечные изделия, созданные посредством вязания, можно назвать подвидом тряпичных. Вязаные игрушки приятны на ощупь, не вызывают аллергических реакций и способствуют развитию мелкой моторики и тактильному познанию ребенком окружающего мира. На сегодняшний день понятие «экологическая игрушка» становится шире и сложнее. Это не только игрушка, изготовленная из безопасных натуральных материалов, но и игрушка, созданная в соответствии с принципами сбережения природных ресурсов и прививающая детям любовь к окружающей среде с первых дней жизни. Сама идея экологической игрушки заключается в том, чтобы помочь понять детям, что такое экология и окружающая среда и какова роль человека в ее сохранении. Только такую игрушку мы с полным основанием можем назвать игрушкой с экологическим содержанием.

Игрушки тайской компании PlanToys, серии PlanCity являются уникальной основой для ознакомления с альтернативными источниками энергии, раздельным сбором мусора и экономным энергопотреблением. Их продукция представлена игрушками в виде фонарей уличного освещения на солнечных батареях, урн с контейнерами для раздельного сбора отходов, электрических автозаправок со специальным значком, экологической станции для поездов с велосипедом и набором «Зеленый дом» - с солнечными батареями и ветряным энергогенератором на крыше, деревянной мебелью и нарисованной стеной озеленения.

Компания UNITRUST предлагает новую увлекательную серию «экологических игрушек» - электромеханические конструкторы IQ KEY Green. Их особенность в том, что для работы собранных из конструктора IQ KEY моделей используется солнечная энергия. Фирма Dickie Toys выпустила игровые наборы серии Eco Farm, которые как считают производители, способствуют развитию ответственного отношения детей к окружающей среде. Все машинки, трактора, конвейерные игрушечные фермы работают без батареек и изготовлены из материала, возобновляемого на 70 процентов. Привить детям любовь и бережное отношение к своей планете помогают различные игровые наборы для высаживания и выращивания растений. Данный вид органических комплектов предлагают зарубежные и российские компании Happy Plant, Organicals, Plantanimals, Botanicals ,World Alive, РастимМир, Ботаник, Юный садовод и т.п.

Одной из важных составляющих производства игрушек является экомаркировка товара. Экомаркировка - это не состав продукта, а содержательный и понятный знак, который компания получает право использовать, пройдя добровольную сертификацию по требовательным критериям. В сущности это инструмент, помогающий предприятиям позиционировать свою продукцию в нише «эко», а потребителям находить такую продукцию. В некоторых странах процент доверия к экомаркировке на упаковке товара достигает 91% («Белый лебедь» в Скандинавии, «Голубой Ангел» в Германии). Ответственные производители сопровождают свои игрушки не только маркировкой, с какого возраста рекомендуется данная игрушка, но и сертификатом качества, где обязательно сообщают о том, из каких материалов изготовлена игрушка и как она протестирована на безопасность. Система экомаркировки в России недостаточно развита.

Следует также заметить, что в нашей стране отсутствуют строгие нормативы и квалифицированная действующая система контроля при реализации и производстве детских игрушек. По этой причине в Россию импортируются образцы игрушек, крайне разрушительных для психики и духовно-нравственного здоровья детей. Трансформеры, куклы-киллеры, мутанты и монстры содержат в себе опасный и враждебный потенциал, искажающий положительный образ человека. На прилавках магазинов можно найти игровые наборы, имеющие жестокое и антигуманное значение, склонность к танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и т.п. (например, наборы «Кровавый убийца», «Гибель цивилизации», «Война миров» и др.). Подобные игрушки исключают возможность творческой игры и насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству. Если же ребенок с детства окружен такими «антиигрушками», то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию в нем может быть утрачена навсегда[1,105].

Производство и распространение духовно опасных игрушек может привести к глубочайшей духовной деградации и деформации нашего общества, к потере морально-нравственных ориентиров, ценностей и принципов. В данной ситуации необходимо установление законодательных требований к детским игрушкам в целях недопущения производства и оборота детских игрушек, которые могут нанести вред жизни, физическому, психологическому и духовно-нравственному здоровью и развитию ребенка.

Таким образом, можно дать полное определение понятию «экологическая игрушка». Экологическая игрушка - это игрушка, созданная из естественных и безвредных для здоровья материалов и способствующая формированию первооснов экологического мышления и усвоению начальных элементов культуры природопользования. Такой подход в создании игрушки ориентирует детей на позитивные ценности культуры и раскрывает ребенка в качестве созидателя, творца, и носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости и трудолюбия.

1. Абраменкова В. В. Осторожно, антиигрушка: Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание. 2005 . № 4. С. 98-108.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. 1995. № 3. С. 10-15 .

3. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 123-128. ©



© 2010-2022