Отчет Интегрирование модуля Использование ИКТ в преподавании и обучении

Сегодня учитель, не владеющий новыми подходами в преподавании и обучении, современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ,  не интересен ученику, отстает от него, а значит, тормозит его развитие.          В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании, а для учащихся новые возможности в обучении.           «ИКТ является действе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стасенко Ольга Анатольевна Портфолио учителя Отчет А

группа № 4 3-го уровня

г.Костанай 19.11.2014год

Рефлексивный отчет об интегрировании модуля "Использование ИКТ в преподавании и обучении" в серию последовательных уроков.

Сегодня учитель, не владеющий новыми подходами в преподавании и обучении, современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ, не интересен ученику, отстает от него, а значит, тормозит его развитие.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании, а для учащихся новые возможности в обучении.

«ИКТ является действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учениками научных понятий. Следовательно, крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании и обучении» [1.166].

Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.

Согласно Программе курсов учитель должен стать компетентным в цифровых технологиях и способным к эффективному использованию ИКТ в преподавании, быть уверенным пользователем информационных технологий для работы, отдыха и общения[1.117]. Чтобы использовать возможности сети Интернет, я создала свой личный сайт на портале "Социальная сеть работников образования nsportal.ru", где размещаю свои статьи, выступления, разработки уроков, общаюсь с коллегами, участвую в обсуждении материалов сайта.

Так как я работаю в школе с неплохой материально-технической базой, у меня не возникают трудности для внедрения модуля ИКТ на своих уроках. Кабинет, в котором проходят уроки биологии, оснащен интерактивным оборудованием. Это прежде всего интерактивная доска, планшет, оборудование для проведения виртуальных лабораторных работ, устройство PASPORT Xplorer GLX, устройства тестирования ACTIVote. Ну и, конечно же, мой электронно-дидактический материал: тренажеры тестов, флэш-анимации, фото, картинки, видеодемонстрации. Имеется выход в Интернет.

Применение компьютерных программных средств на уроках биологии позволяет мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.

Программа курса биологии составлена таким образом, что на каждом уроке учащиеся изучают новый материал, и времени для закрепления недостаточно. При ознакомлении учащихся с новым материалом у меня возникают проблемы, такие как недостаточное усвоение детьми материала урока, недостаток времени для эффективного закрепления и выявления пробелов в знаниях учащихся, так как каждый урок несет в себе новый объем информации, который ученик должен обязательно усвоить и применить на практике. Поэтому перед каждым уроком я продумываю приемы и методы обучения, которые помогли бы обучающимся осваивать новые знания в любых формах и видах. Чтобы обучающиеся без труда обрабатывали получаемую новую информацию, могли применить полученные знания на практике при решения какой-либо задачи и не чувствовали себя отрешенными на уроке из-за непонимания предмета в целом.

Уже на стадии среднесрочного планирования уроков мною было предусмотрено активное применение модуля "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении". При проведении серии последовательных уроков я старалась использовать все возможности кабинета для внедрения модуля "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении".

На четырех последовательных уроках для создания положительного настроя на работу я использовала видеоролики "Работа в команде", "Сила в единстве". Совместная работа в коллаборативной среде - это отличный способ развития активности учащихся, изменения способа их мышления, воспитания социальных навыков: способности работать в команде, принимать групповое решение и нести ответственность за него, стремиться получить новые знания. Кроме того, обсуждение видеороликов приводит к развитию критического мышления учащихся, развивает навыки учащихся вести диалог. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.[1,117] Это ещё раз подчеркивает, что все модули Программы взаимосвязаны.

На уроке в 9 классе по теме «Формы размножения организмов» для постановки проблемы я использовала видеофильм "Рост организма". Учащиеся посмотрели видеофильм и попробовали в ходе обсуждения в паре ответить на вопрос "За счет чего растет организм?"

-Давайте подумаем, как можно сформулировать тему урока? А чтобы это знать, что мы должны уметь и для чего это нам нужно? Вместе с учащимися мы поставили проблему: "Почему я похож на маму и папу?" В результате учащиеся определили тему и цели урока. Эта работа не вызвала затруднений, так как такая форма работы была привычна учащимся.

Отчет Интегрирование модуля Использование ИКТ в преподавании и обученииНа этапе актуализации знаний для развития критического мышления я использовала работу с тренажером "Размножение организмов». Учащиеся должны были установить соответствие между живыми организмами и способами их размножения на интерактивной доске. Так как учащиеся с 6 класса изучают вопросы размножения растений и животных, это задание позволило повторить изученный материал и способствовало развитию знаний учащихся. Некоторые учащиеся с трудом справились с этим заданием. В результате анализа своей работы над этим заданием они наметили для себя пути преодоления этих трудностей, что способствовало развитию навыков саморегуляции учащихся.

На втором уроке "Типы деления клеток" для первичного закрепления знаний использовала интерактивное задание на соответствие о фазах деления клетки. Такие задания с удовольствием выполняют слабые учащиеся, получают хороший результат, что способствует повышению мотивации этих учащихся к изучению темы урока.

В отношении цифровых технологий технологические знания предполагают владение операционными системами и компьютерными аппаратными средствами, а так же способностью использовать стандартный комплект программных инструментов, позволяющий набирать и редактировать тексты, создавать электронные таблицы, использовать браузеры и электронную почту. [1.169]. Анализируя свою работу и наблюдая за работой своих коллег, я пришла к выводу, что самым распространенным видом цифровых технологий, который используется учителями, является презентация, созданная в офисной программе PowerPoint. И это не удивительно, потому что достаточно обладать минимальными знаниями для создания красочных презентаций к урокам, которые разнообразят занятия, значительно сократят время подачи определенного материала, вовлекут учащихся в работу и мотивируют их на достижение результата. Я считаю, что именно при создании презентаций к урокам и проявляется технологическое, педагогическое и содержательное знание учителя. Мишара и Келер (2006) утверждали, что если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками. [1.170] В планах к урокам презентации не должны выступать просто как определенный этап, а необходимо четко понимать, для чего они нужны и как они помогут достигнуть поставленных целей. За время работы в школе я разграничила все презентации, использованные на уроках, на три вида: презентация-наглядность, презентации для объяснения нового материала, презентации для закрепления знаний и навыков. Презентация - наглядность помогает мне вместить огромный объем информации в один файл, будь то различные картинки, схемы или же просто какая-либо дополнительная информация. На такую презентацию я отвожу не больше 5 минут урока, так как считаю, что их достаточно лишь продемонстрировать. Презентации для объяснения нового материала требуют тщательной подготовки, так как они отражают всю суть новой темы. Здесь я стараюсь использовать все доступные возможности программы PowerPoint: вставки картинок, фигур, видео- и аудиозаписей, применение анимации к тексту, отдельным словам, фигурам или картинкам. Благодаря этому, можно наглядно объяснить ученикам процессы жизнедеятельности живых организмов, схемы тех или иных процессов. Очень наглядно можно объяснить материал при помощи флеш- анимации. На втором уроке продемонстрировала флеш-ролик после того, как учащиеся ознакомились с теоретическим материалом учебника. Целью данного вида работы было наглядно представить информацию о процессе мейоза клетки. Информация очень трудно усваивается ребятами. Во время этого этапа урока я обратила внимание, что ученица А., за которой я вела наблюдение в период практики (она относится к слабым ученикам и является больше визуалом), лучше поняла материал после просмотра ролика, нежели после устного обзора материала и смогла ответить на ряд вопросов. До этого момента я не обращала на это внимание и зачастую довольствовалась лишь редкими её ответами. Анализируя этот урок, я сделала вывод, что А. лучше воспринимает информацию, если увидит ее, а не услышит. Поэтому в будущем я планирую начать использовать программу для создания таких анимированных красочных роликов, использовать их на уроках и размещать их на различных Интернет-ресурсах, потому что в сети их на данный момент очень мало. На четвертом уроке на стадии осмысления, после изучения нового материала учащимися, для ответа на возникшие вопросы в ходе обсуждения использовала флешанимацию, что позволило учащимся наглядно изучить процессы деления клетки и размножения живых организмов.

В презентации возможно размещение и небольших заданий для закрепления изученного. Для того, чтобы не накапливать раздаточный материал на бумаге (тесты, упражнения) я использую, когда это возможно, презентации для закрепления знаний и навыков, в которые я помещаю необходимые для урока задания. Зачастую я создаю слайды с ответами для возможности самостоятельной проверки учениками своих результатов. Это развивает навыки самооценивания учащихся.

В период практики я использовала презентации на всех четырех уроках.

ЭОтчет Интегрирование модуля Использование ИКТ в преподавании и обучениито были презентации, подготовленные не только учителем, но и учениками. Так как применение ИКТ в обучении - это одна из форм работы с одаренными детьми, я предложила таким учащимся опрежающие задание с подготовкой презентаций на всех четырех уроках. Я дала возможность таким детям самореализоваться и проявить более глубокий интерес к изучаемой теме. Это позволило им заниматься соответственно своим интеллектуальным способностям. Такая работа позволяет развивать навыки публичного выступления учащихся, развивает критическое мышление ребят, дает возможность анализировать информацию, учится способам безопасного использования сети Интернет. Так же в период практики я узнала от своей коллеги - классного руководителя 9-го класса, что А., за которой я наблюдала во время практики, посещает школьную библиотеку и работает там с компьютером. Я рискнула в качестве домашнего задания на третьем уроке по теме «Гаметогенез» дать ей возможность приготовить презентацию. Разъяснила, что её необходимо отразить на слайдах. Она с удовольствием согласилась. Конечно же, результат был далек от идеала, но прогресс был уже в том, что А, будучи слабой учащейся, проявила интерес к изучаемой теме, запомнила материал и использовала для создания своей презентации дополнительные источники (интернет).

На третьем уроке учащиеся изучали материал по теме "Гаметогенез". В учебнике информации недостаточно для усвоения темы, поэтому учащиеся использовали сотовые телефоны с выходом в Интернет, переходили по ссылке и использовали электронный учебник для дополнительной информации. Эта форма работы позволяет учащимся оценить, отобрать, сформировать и хранить информацию. Так как девятиклассники - активные пользователи сети Интернет, такие задания вызывают интерес всех учащихся. Это позволяет учитывать возрастные особенности учащихся.

На этапе изучения нового материала на всех уроках я включила таймер интерактивной доски, для того, чтобы строго регламентировать время задания.

На этапе закрепления изученного на всех четырех уроках материала я использовала программу интерактивного тестирования ACTIVote, которую я применяю в своей практике уже давно. Её преимущество в том, что учащиеся и учитель имеют возможность сразу в течение нескольких минут увидеть результат тестирования, количество допущенных ошибок. Данная программа позволяет проверить процент усвоения материала. Системное применение программы Activote, вынуждает учащихся готовиться к каждому уроку, всегда быть в процессе познания нового.

Отчет Интегрирование модуля Использование ИКТ в преподавании и обучении

Работа с тестами ActivoteСоздание тестов требует много времени, поэтому я привлекаю учащихся для этой работы. К созданию таких тестов привлекаю как сильных, так и слабых учащихся. Слабые учащиеся используют мною подобранный материал. Но для нахождения правильного ответа им приходится ещё раз обращаться к материалу урока. Сильные учащиеся сами подбирают материал для тестов. Во время подготовки таких тестов дома учащиеся еще раз анализируют информацию, полученную на уроке. Задания учащиеся выполняют с удовольствием, и проведение такого тестирование самими учащимися на уроке позволяет проявить лидерские качества, так как они выступают в роли учителя.

Так как рефлексия - обязательная составляющая урока, я решила, что подведение итога четырех уроков эффективней будет провести с использованием интерактивного тестирования. Мною в программе интерактивного тестирования заранее были созданы вопросы:

1) Понравился ли вам урок?

2) Усвоили ли вы изученный материал?

3) Чувствовали ли вы уверенно себя на уроке?

4) Согласны ли вы с оценкой?

5) Прислушивались ли к вашему мнению?

6) Понравилось ли вам работать в группе?

7) Понравилось ли вам работать в паре?

8Отчет Интегрирование модуля Использование ИКТ в преподавании и обучении) Мне нравится работать одному. Все вопросы сопровождались ответами: А) да B) нет C) частично. Результаты тестирования позволило мне выяснить, насколько учащиеся усвоили темы уроков, как комфортно чувствовали они себя на уроке, и в какой форме (групповой, в паре, самостоятельно) им больше всего понравилось работать.

Хоть мной и применялись некоторые из видов информационно-коммуникационных технологий на уроках, и я считала, что применяю их достаточно хорошо, но после прохождения первого этапа курсов и изучения модуля «Использование и информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении» я пересмотрела свои взгляды на использование возможностей компьютера и других цифровых технологий. И хотя использование ИКТ не предоставляет возможности обеспечения исчерпывающего понимания о предмете, тем не менее, способны облегчить постижение общего представления о нем, обладая гибкостью в получении и использовании знаний. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы совершенствования его преподавания посредством применения новых технологий.[1.169] Сейчас в моих планах на будущее - пополнить копилку цифровых ресурсов новыми, организовать работу в сетевом сообществе учеников, где можно будет размещать различные материалы, касающиеся предмета.

7



© 2010-2022