• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Структура и стадии педагогического общения»

Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Структура и стадии педагогического общения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Выступление на семинаре-практикуме

на тему:

«Структура и стадии педагогического общения»



Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Структура и стадии педагогического общения»

подготовила

учитель по цветоводству и

декоративному садоводству

Галяутдинова Зульфира Габдлахатовна







п.г.т. Актюбинский, 2016 год

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев).

Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности. Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной) (Л. А. Хараева).

Общение структура.

с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения:
1) сторона коммуникативная - выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения;
2) сторона интерактивная - выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности; эта сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия, - имеют значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие; исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт;
3) сторона перцептивная - выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Стадии общения.

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии:

1) моделирование предстоящего общения;

2) непосредственное общение;

3) анализ осуществленной технологии общения, моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Чтобы научиться педагогическому общению, нужно четко представлять себе структуру этого процесса, знать, какие умения обеспечивают его осуществление и каким образом можно совершенствовать воспитательное влияние на детей.

I стадия: моделирование общения - предшествует непосредственной встрече педагога с учащимися, связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и группы в целом.

Готовясь к общению, целесообразно ответить на следующие вопросы:

- Какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите?

- Необходима ли эта беседа или можно обойтись другими косвенными средствами?

- Уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане?

- Каковы возможные негативные последствия планируемой беседы?

- Какие приемы воспитательного воздействия вы будете использовать в разговоре?

- Какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать?

- С чего вы начнете беседу и как будете проводить ее (сидя, стоя)?

Продумайте возможности стратегии поведения учащегося в процессе индивидуальной беседы:

- Как он отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие?

- Согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию?

- Не замкнется ли в ходе беседы, а если это произойдет, то какова ваша дальнейшая линия поведения?

- Если учащийся пойдет на конфликт, что вы предпримете?

При каждой встрече с учащимися преподаватель должен суметь увидеть и проанализировать сложившуюся ситуацию, состояние учеников, а также свое собственное состояние, чтобы найти наиболее оптимальный вариант воздействия на воспитанников и изменить (если это необходимо) отношенческую позицию учащихся, настроив их на общение.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия, позволяет представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

II стадия - непосредственное общение.

На этом этапе осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимная оценка собеседников и самих себя.

Нередко бывает, что спланированная система общения неожиданно как бы разбивается о непредвиденные условия самого межличностного процесса. Поэтому на данном этапе общения следует:

1) уточнить условия общения и в соответствии с этим оперативно конкретизировать избранные формы и методы;

2) почувствовать так называемый ситуативный эмоциональный микроклимат общения и соотнести его с прошлыми ощущениями от общения;

3) оперативно начать непосредственный процесс общения.

Педагогическое общение должно строиться на взаимном доверии педагога и учащихся. Для этого необходимо создание атмосферы дружеской расположенности:

 Не начинать разговор, если педагог или учащийся находятся в возбужденном, раздраженном состоянии;

 В ходе беседы проявлять заинтересованность, дружелюбие, уважительное отношение к собеседнику, не допускать иронии, снисходительности;

 Контролировать проявление своих эмоциональных состояний;

 Очень внимательно, сосредоточенно выслушивать учащегося, никогда не перебивать его;

 Не спешить с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;

 Чутко следить за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагировать на них, корректировать психологические ходы в общении.

Все знания, мысли, эмоциональные отношения педагога должны найти свое выражение в его речевой деятельности. Речь педагога должна быть четкая, понятная, образная.

Слово для педагога было и остается основным средством влияния на учащихся. «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу», - писал В. А. Сухомлинский.

Поэтому педагог должен следить за собственной речью, не употреблять вульгарных слов, не повторять речевые ошибки учащихся.

Организуя педагогическое общение, педагог должен стремиться точно и адекватно ориентировать речь на конкретного собеседника. Прежде всего, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащегося, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим нужно выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи.

Завершить контакт необходимо так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Положительные стимулы должны укреплять потребность учащихся в единении со своими преподавателями. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

III стадия - анализ осуществленной технологии общения.

Это очень важно для формирования культуры общения, так как подводится содержательный и эмоциональный итог совершенного межличностного взаимодействия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

- Не повлияло ли на характер беседы ваше настроение, не связанное с содержанием беседы?

- Не проявили ли вы мимикой и позой недовольства разговором?

- Не отвлеклись ли во время беседы?

- Последовательно ли вели основную линию в разговоре?

- Не навязывали ли собеседнику свои аргументы при выработке решения?

- Основательны ли были замечания и возражения?

-Удалось ли быть тактичным на всем протяжении разговора, не иметь предубеждений против собеседника?

- Сумели ли добиться максимума полезности состоявшегося разговора?

Определите недостатки в осуществленном общении. Типизируйте их и работайте над их преодолением:

- попытайтесь определить причины ошибок:

а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;

в) недостаточная саморегуляция в общении;

г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;

е) механическое копирование стиля общения коллег;

ж) психологические барьеры;

- постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

- попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с учащимися;

- продумайте ситуацию будущего общения.

Анализ общения позволит вам разработать более плодотворную модель межличностного взаимодействия, тонко чувствовать партнера, находить точные психологические ходы во взаимодействии с ним.

2. Правила педагогического общения.

1. Формирование чувства «Мы».

Оно достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы.

Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и учащихся. Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между учителем и учениками:

1) Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или не понятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

2) Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об учащемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

3) Барьер «боязни» контакта с учащимися.

Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися.

4) Терминологический. Общаясь с учениками, учитель должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений.

5) Барьер отношений - возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.

Для преодоления психологических барьеров нужно:

- Постараться как бы «остановиться - оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;

- в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Чем выше авторитет учителя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

2. Обязательное установление личностного контакта с детьми.

Людей всегда волнует их личность - отношение к ней, понимание, уважение и т. п. Учащийся, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе общения с учащимися весьма важно устанавливать личностный контакт.

Вспомним, что все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).

Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

3. Демонстрация собственной расположенности, которая проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т. д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.).

4. Постоянное проявление интереса к своим ученикам.

В общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами.

5. Оказание и просьба помощи. Во всякой деятельности учеников нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи.

3. Педагогическое требование.

Посредством своих педагогических воздействий мы формируем у учащихся ценностное отношение или добиваемся проявления желаемого поведения. Для этого мы предъявляем разнообразные требования к учащимся.

Предъявление требования сочетается с уважением: если учитель не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам.

Как предъявлять педагогическое требование?

1. Требование должно быть доведено до конца.

Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что учитель сам несерьезно относится к своему требованию.

2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.

Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция - гарантия успеха.

3. Требование должно предъявляться в этичной форме.

Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение.

Как можно начать общение с учеником? С каких речевых формул?

(Сделай, пожалуйста; будь добр.)

4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию.

Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.

Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.

5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают ученику вникнуть в суть того, что от него хотят.

4. Педагогическое поощрение.

Важной частью педагогического общения является позитивное отношение педагога к личности учащегося и система приемов поощрения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным. Рассмотрим критерии и признаки эффективного общения:

1) Осуществляется постоянно.

2) Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.

3) Учитель поощряет достижения определенных результатов.

4) Ориентирует учащегося на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.

5) Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.

6) Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.

Если педагогическое поощрение соответствует данным требованиям, то оно воздействует на мотивационную сферу личности учащегося. Опираясь на внутренние стимулы, учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения.

Такое поощрение способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.



© 2010-2022