• Преподавателю
  • Другое
  • Активизация познавательной деятельности на уроках учебной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Активизация познавательной деятельности на уроках учебной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное казенное учреждение социального обслуживания

«Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»







Активизация познавательной деятельности на уроках учебной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.



М. И. ШАЛДЫРВАН

старший мастер





КУРСК 2016

Активизация познавательной деятельности на уроках учебной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает такое построение учебно-воспитательного процесса, когда мастер производственного обучения целенаправленно возбуждает интерес к предмету изучения, ведет обучающихся от незнания к знанию, от неумения к умению через напряженный мыслительный и физический труд, что повышает эффективность их восприятия, ускоряет формирование у обучающихся знаний, умений и навыков. Для успешного обучения мастеру нужно не только знать свой учебный материал, но и:

  • четко формулировать образовательные задачи в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

  • определять оптимальное содержание занятия в соответствии с требованиями учебной программы, целями, с учетом уровня подготовки обучающихся;

  • прогнозировать уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков как на занятии в целом, так и на отдельных его этапах;

  • выбирать наиболее рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе занятия, высокую познавательную активность обучающихся;

  • сочетать различные формы коллективной и индивидуальной работы на занятии;

  • эффективно использовать имеющиеся технические средства.

Нарушение познавательной функции у обучающихся с ограниченными возможностями требует от мастера постоянной работы над их общим развитием, совершенствованием у них таких форм мышления, как анализ, сравнение, обобщение, а также личностных и нравственных качеств, необходимых для работы в производственных условиях. Обучающиеся с нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в специальных приемах, направленных на развитие познавательных интересов - основного условия формирования произвольного внимания. С этой целью используются различные приемы активизации познавательной деятельности. Особое значение при этом приобретает создание благоприятного психологического климата, способствующего уменьшению тревожности, укреплению у обучающихся веры в собственные силы. Важно правильно организовать труд и отдых обучающихся, предусматривая введение физкультурных пауз, возможность переключения с одного вида деятельности на другой.

Ведущей в учебном процессе является познавательная деятельность, поэтому ей следует уделять особое внимание. Реализация принципа коррекции и компенсации предполагает проведение системы учебно-воспитательных мероприятий, стимулирующих компенсаторные механизмы и способствующие использованию резервных возможностей обучающихся. В задачи коррекции познавательной функции входят: формирование произвольного внимания, преодоление дефектов механической памяти за счет памяти смысловой, развитие способности вычленения существенных признаков и обобщения по ним, формирования пластичного навыка. Решение этих задач способствует активизации познавательной деятельности.

Обучающиеся не могут усвоить большой по объему материал, особенно, если в нем содержатся трудные понятия и явления. Поэтому объяснение должно быть небольшим по объему, содержать ограниченное количество новых сведений. Содержание должно раскрываться конкретно по плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включая новые слова и термины, которые в случае необходимости разбираются предварительно. Обязательным условием является эмоциональное и заинтересованное отношение обучающихся к сообщаемому. Учитывая индивидуальные особенности и характер нарушения познавательной функции у обучающихся, необходимо дозировать учебную нагрузку соответственно возможностям каждого из них. В связи с этим учебный материал разбивается на отдельные ступени или «шаги», добиваясь поэтапного его усвоения. Это обеспечивает доступность учебного материала практически для всех обучающихся, и, следовательно, успех обучения.

Применение разнообразных методов и приемов обучения вызывает интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что важно для выработки мотивированного отношения к производственному обучению. Наглядность - это живое образное слово. Большое внимание уделяется комплексно-методическому обеспечению профессии. Использование дидактического материала, дает возможность проводить занятия с различными методами обучения. Наряду с традиционными методами можно использовать активные методы с применением элементов проблемных ситуаций, деловые и ролевые игры, метод «мозговой атаки» и т.д.

Целесообразно начинать занятие с какого-либо занимательного факта или вопроса. Поставить перед обучающимися проблемный вопрос, который вызывает у них интерес к изучаемому, усиливает познавательную мотивацию, что, в свою очередь, способствует формированию произвольного внимания. Активизация познавательной деятельности, достигаемая при помощи проблемного метода, содержит в себе значительные резервы стимуляции механизмов компенсации нарушенных функций.

Коррекция внимания обучающихся осуществляется путем предложения им целевых задач: «Как сделать, чтобы…? Каким образом…? Как добиться…? Как, по-вашему, лучше…?». Обучающийся должен попытаться найти способ действия, который привел бы его к решению поставленной задачи. Таким образом, осознано усваивается обучающимися учебный материал, активизируется внимание, развивается их мышление. С помощью продуманных вопросов мастер добивается активности не только хорошо успевающих обучающихся, но и тех, кому обучение дается с трудом. Необходимо подбадривать обучающихся, испытывающих трудности в обучении, обязательно спрашивать их, поощряя желание участвовать в беседе. Иными словами, мастер имеет возможность организовывать дифференцированный подход к обучающимся.

Обучение на основе понимания помогает преодолеть дефекты механической памяти за счет памяти смысловой. Это достигается, например, постановкой вопросов: «Зачем…? Почему...?». При помощи таких вопросов изучаемый материал запоминается, осознано, на основании смысловых связей. Коррекция дефектов памяти осуществляется также посредством включения изучаемого материала в наибольшее число связей. При этом максимально используется наглядность. Обучающийся должен не только слушать объяснение, видеть на доске изображение изучаемого, но и иметь его на своем столе, держать в руках, манипулировать им. Применение натуральной и образной наглядности, символического и схематического изображения имеет определенно коррекционное значение, поскольку в сочетании со словесными методами она активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, служит чувственной опорой для мыслительной деятельности.

В настоящее время выпущено значительное число технических средств. На занятиях с обучающимися, в первую очередь, эффективно используются видеозаписи.. Сведения, содержащиеся в них, в основном доступны пониманию обучающихся и в значительной мере соответствуют программе обучения. Мастер имеет возможность сопровождать показ видеофрагмента своими комментариями. Обучающиеся с ограниченными возможностями быстро утомляются, их внимание рассеивается, поэтому длительность показа учебных фильмов 15 - 20 минут. В ходе показа мастер с помощью вопросов и комментариев привлекает внимание обучающихся к главному, важному в познавательном отношении материалу. С помощью проектора можно демонстрировать записи и зарисовки, схемы, которые обычно пишутся на доске.

Особенно полезно использование динамических графических пособий, которые могут строиться самим мастером, обучающимися под непосредственным руководством мастера, обучающимися самостоятельно. Выбор того или иного варианта зависит от информированности обучающихся об изучаемом материале, их умении пользоваться такого рода пособиями. В результате последовательного поэтапного обучения обучающиеся достаточно успешно овладевают умением составлять и пользоваться подвижными схемами разной сложности. Для этого готовится набор табличек со словами и словосочетаниями, обозначающими общие и частные понятия. По ходу беседы мастером или обучающимся таблички расставляются на магнитной доске в определенной последовательности и соединяются стрелками - указателями, показывающими связь между ними.

Использование в обучении проблемных задач, элементов проблемного обучения, создание простейших проблемных ситуаций, эвристических бесед, игры «мозговой штурм» способствуют коррекции мышления обучающихся, в частности, таких его функций, как анализ и обобщение по существенному признаку, установление причинно-следственных связей, развитие пространственного воображения. При этом наиболее целесообразна постановка следующих вопросов: «Какую функцию несет та или иная деталь или операция? Для чего она нужна? Чем отличается одна модель от другой? Что будет, если пропустить какую-либо операцию или выполнить ее по-другому?». Необходимо, чтобы каждое найденное решение, правильное или ошибочное, могло быть проверенно обучающимся как в словесно-логическом, так и в конкретном плане. При установлении причинно-следственных связей обучающийся должен исходить из функции детали или значении той или иной операции. Далее следует проверить, насколько найденное решение соответствует заданному условию и поставленной цели.

В процессе обучения обучающихся используются инструкции, технологические последовательности, тексты с заданиями и вопросами, тесты. Эта работа является сложным видом умственной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями. Очень важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в тексте, т.е. находить нужный текст, задание и вопросы к нему. Чтение для многих обучающихся представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приемов, способствующих формированию сознательного чтения, желания самостоятельного приобретения профессиональных знаний стимулируя учебно-познавательные мотивы и потребности в познании.

Для закрепления знаний о последовательности выполнения операций при обработке изделия эффективно использовать игру «Ромашка». Обучающиеся с интересом поочередно отрывают лепестки и, изучив название операции на обратной стороне, вставляют их обратно в правильной последовательности. На обратной стороне можно написать вопросы. Обучающиеся, прочитав вопрос, по очереди отвечают. При выполнении этого обучающиеся могут пользоваться инструкционной картой.

Активизирует процесс обучения так же игра «Лото». Это эффективная игра для формирования у обучающихся представлений, понятий и определений простых предметов и явлений. В комплекте игры 12 больших и 36 малых карт-лото. На больших картах изображены детали, узлы, и т.д. За ограниченное время из малых карт необходимо отобрать только те, которые соответствуют изображению на большой карте.

Игра «Домино» применяется в целях запоминания необходимой профессиональной информации по теме «Машинные швы». Карточки - домино состоят из двойной информации: изображения швов и их названий. Правила выполнения действий соответствуют традиционной игре.

Использование различного рода головоломок, кроссвордов, ребусов развивают сообразительность, находчивость, активизирует мыслительную деятельность умственно отсталых обучающихся.

Особенно эффективно при изучении новых терминов применение игры «Поле чудес». На доске прикрепляются карточки с «загадочным» словом и рассказывается, что там зашифровано. Обучающиеся поочередно называют буквы алфавита, таким образом, открывается слово.

С целью обучения умению замечать происходящие изменения, наблюдать труд людей, анализировать явления, обобщать их, мастером применяется показ поузловой обработки изделия. В связи с тем, что обучающиеся с ограниченными возможностями не умеют планомерно и полно анализировать объекты и явления, проводится специальная работа, направленная на то, чтобы наблюдения обучающимися были продуктивны. Мастер руководит наблюдениями обучающихся с помощью системы вопросов и комментариев, количество которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у обучающихся умения приобретать знания о последовательности выполнения и характерных признаках операций, выделять существенное, сравнивать, делать выводы и обобщения. При выполнении показа можно предложить более успешному обучающемуся продолжить выполнение работы, что вызывает больший интерес к просмотру трудовых приемов.

Для закрепления знаний, совершенствования умений и навыков применяется выполнение практической работы обучающимися. Сформированные в ходе выполнения разных упражнений знания и умения служат фундаментом для дальнейшего обучения. Переход от легкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шагами», в тесной взаимосвязи с ранее изученным. Практические работы должны использоваться в определенной системе с постепенным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности у обучающихся при их выполнении. Обязательным условием при этом является повторение типов упражнений на ограниченном учебном материале, что необходимо для выработки определенных умений.

Задания к практической работе должны предельно расчленяться. Каждое новое для обучающихся задание прорабатывается отдельно, затем оно сочетается с заданиями, выполненными ранее. Наряду с этим следует стремиться к разнообразию заданий, чтобы избегать механической работы обучающихся и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях приближенных предыдущим, а затем в новых. Выполнение практической работы дает возможность организовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, что выражается в степени трудности задания, его объеме и характере помощи. Желательно предлагать обучающимся задания, способствующие развитию инициативы и творчества, требующие выбора рационального пути выполнения.

Практические работы могут проводиться фронтально со всей группой, возможна групповая форма организации, при которой каждая группа обеспечивается работой в зависимости от способностей. При подборе работ соблюдается индивидуальный и дифференцированный подход. Обучающиеся должны быть обучены приемам самоконтроля. Обязательным условием является помощь мастера вначале деятельная и дифференцированная, а затем она должна постепенно сокращаться и сводиться в основном к организации и управлению работой обучающихся. Практическая работа - это особый вид индивидуальной деятельности обучающихся, осуществляемый под руководством, но без посредственного участия мастера, характеризующийся большой активностью протекания познавательных процессов, повышением эффективности процесса обучения и подготовки обучающихся к самостоятельному пополнению знаний и умений.

Обучающийся, имеющий недостаточную трудоспособность, теряет веру в свои силы, а неудачные попытки трудовой деятельности приводят к тому, что он замыкается. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы у обучающихся исчезло чувство тревожности, страха за ошибку.

Состояние тревожности может быть снято как благоприятной атмосферой на занятиях, так и применением недорогих материалов, снижающих или исключающих боязнь испортить изделие. Важно, чтобы обучающийся мог в любое время проверить правильность своей деятельности (например, сравнить свою работу с образцом, прибегнуть к программированному пособию и т. д.). Снятию тревожности способствует также индивидуальный подход, который реализуется через дозирование заданий и требует от мастера знания возможностей каждого обучающегося. Выполняемое задание делится на мелкие операции и распределяется между обучающимися по их способностям. Поставленная задача должна быть достаточно сложной для обучающегося, чтобы вызвать у него интерес, и в то же время посильной, чтобы решение ее было связано с осознанием успеха.

Применение игровых форм при выполнении практического задания позволяет создавать типичные производственные ситуации, в ходе которых выявляются не только знания обучающихся, но и умения находить оптимальные решения поставленной перед ними задачи, вырабатывать навыки поведения в бригаде, умение анализировать характер межличностных взаимоотношений, проверить свою коммуникабельность. Игра максимально мобилизует знания и опыт обучаемых, вызывает потребность пополнять их..

Игра «Экипаж» вызывает эмоциональный отклик у обучающихся, развивая сообразительность, находчивость, повышая значимость профессиональных знаний и умений. Группа делится на команды, называемые «экипажем». В каждом экипаже имеется командир, штурман и пилоты. Перед экипажем ставиться цель: освоить новый материал - обработку детали. Обучающиеся работают с технологической последовательностью. После этого начинают действовать: сначала командир повторяет задание своим подчиненным, а затем принимает зачет у штурмана, потом у каждого члена экипажа и выставляет в зачетный лист оценки допуска к выполнению практического задания. Затем организованно распределяется последовательность выполнения задания между членами экипажа. Участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут не только показать профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера как решительность, оперативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит ход игры. От результата каждого зависит успех всего экипажа. Во время разбора игры ее участники учатся отстаивать свои мнения, убеждать друг друга, прислушиваться к мнению других. Подводя итоги, каждый командир сообщает о результатах и участии каждого члена экипажа в выполнении задания. Мастер отмечает удачные решения, правильные высказывания, качество выполненных работ экипажами, указывает на допущенные ошибки и дает совет, как их исправить и избежать в следующий раз.

Большую пользу приносит использование комбинированных контрольных заданий, в которых сочетаются два требования: выполнить практическое задание и описать ход его выполнения. При этом одни обучающиеся сначала выполняют задание, а потом описывают последовательность своих действий. Другие, наоборот, сначала описывают порядок выполнения операций, а затем приступают к практическому изготовлению изделия. Так проверяются умения и знания по выполнению всех видов швов, обработке отдельных деталей: воротника, рукавов, карманов и т.д. При проведении письменного опроса - описания последовательности используется раздаточный материал, карточки-задания с неправильной последовательностью операций.

При наличии условных связей между деятельностью и сопровождающим ее успехом у обучающихся повышается уровень самооценки и уровень притязаний. Положительные эмоции, связанные с достижениями в учебе, повышают познавательные возможности, делают более благоприятным исходный фон работоспособности, на котором происходит обучение.

Правильно организованная практической работы обучающихся способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в собственных силах.

В процессе обучения профессии обучающимся целесообразно предлагается оценить готовое изделие. Если при этом обнаруживается брак, то обучающийся должен определить, чем он вызван: какая допущена ошибка, на какой операции, как избежать ошибки, возможно ли исправить этот дефект и каким образом. Такой вид обучения способствует развитию навыков самоконтроля, а также умению находить причинно-следственные связи: дефект должен анализироваться как следствие ошибки, а ошибка - как причина дефекта.

Актуальной задачей профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями является формирование пластичного навыка, т.е. навыка, который мог бы быть перенесен в другие условия или рационализирован. Это имеет большое значение, так как технология современного производства постоянно совершенствуется, изменяется и автоматизированный, но недостаточно пластичный навык может стать препятствием профессиональной адаптации обучающегося. Для развития пластичного навыка меняются задания (перемещение рабочих мест), варьируются условия (работа в малых группах), и тем самым обучающиеся тренируются в переносе навыка. Пластичность навыка тесно связана с развитием способности выделения существенного и обобщения по существенному признаку. Большую роль при этом играет тесная связь и преемственность между теоретическим и производственным обучениями. Поэтому оптимальным для обучения обучающихся следует считать максимальное сближение или даже соединение проблемного производственного обучения со специальной технологией, что достигается, например, путем проведения бинарных уроков.

Большинство обучающихся имеют заниженную самооценку и соответственно невысокий уровень притязаний, что свидетельствует о нарушениях эмоционально-волевой сферы. Учитывая эмоциональную неуравновешенность специфического контингента обучающихся, на занятиях должна поддерживаться спокойная доброжелательная атмосфера без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций; с пониманием, чуткостью и терпением воспринимать разные смены настроения, беспричинную злобность или эйфорию. Необходимо правильно оценивать знания и умения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, чтобы отметка не вызывала безразличие, зависть, соперничество, корыстолюбие.



© 2010-2022