Эффективный урок - стимул к успеху учителя и ученика

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Лиственская средняя общеобразовательная школа»







Доклад

на тему: «Эффективный урок - стимул к успеху учителя и ученика»



Выполнила

учитель английского языка

Гравченко Наталья Викторовна



с. Лиственное

декабрь, 2015г.

Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».

Задачи:

  1. Определить критерии эффективного урока.

  2. Выяснить способы, формы и виды организации эффективного урока.

  3. Выяснить, от чего зависит эффективность урока.

  4. Выявить пути и средства, способствующие проведению эффективного урока.

  5. Обозначить наиболее эффетивные методы и приёмы на уроках английского языка.

  6. Выяснить факторы, которые могут помешать эффективности урока.

  7. Осознать необходимость проведения анализа урока.









В жизни ученика, как и в жизни учителя, урок занимает важное место. Урок является основным компонентом школьного образования. Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Вопрос качества, а значит, и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Каждого педагога волнует вопрос, как организовать урок, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться, какие методы и приёмы использовать для достижения эффективного урока.

  • У - целеполагание

  • Р - содержание

  • О - организация

  • К - методика

Урок - динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

Критерии и показатели современного урока

  • Интерес и мотивация

  • Целеполагание урока

  • Характер учебных занятий

  • Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем

  • Активность ученика на уроке

  • Преобладание стиля общения «учитель-ученик»

  • Тип урока

  • Психологический климат урока

  • Рефлексия урока

  • Приёмы, методики, технологии преподавания

Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Для современного урока очень важно правильно формировать УУД. Существуют:

Универсальные учебные действия. /УУД/

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание).

У каждого учителя свои методические подходы и приёмы, которые позволяют успешно и эффективно проводить уроки.

«Что значит слово «эффективность»?

Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эффектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Вся деятельность педагога как бы мы ни изощрялись, строится через урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад.

Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»).

От чего зависит эффективность урока? Наверно, от следующих факторов:

  • 1) Тщательная и всесторонняя подготовка учителя.

  • 2) Конкретность поставленной цели и задач.

  • 3) Выбор типа урока.

  • 4) Продуманность форм и методов обучения. Обучение через открытие!

  • 5) Сотрудничество учителя и ученика.

  • 6) Использование разнообразных средств обучения (учебники и учебные пособия, наглядные средства, технические средства, средства Интернета).

  • 7) Моторная плотность урока, использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.

  • 8) Активная работа учащихся.

  • 9) Творчество

  • 10) Дифференцированная и индивидуальная работа.

  • 11) Эмоциональная атмосфера на уроке (положительный эмоциональный настрой в начале урока, эмоциональная подача материала).

  • 12) Создание ситуации успеха.

  • 13) Использование разнообразных методических приёмов.

  • 14) Мастерство и профессионализм учителя (умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства, умение организовать, умение импровизировать, уверенность в своих знаниях, настойчивость, дисциплинированность, творческое начало личности и т.д.).

Какой урок можно считать эффективным?

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Эффективный урок характеризуется тем, что на таком уроке, при разумной экономии учебного времени, при активной деятельности всех детей, каждый ученик приобретает определённую сумму знаний и навыков. Наименьшие «затраты» - наибольший результат! На таких уроках ученики развивают свои умственные способности. На таких уроках наряду с всесторонним развитием осуществляется также воспитание учащихся. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:

- понят ли учащимися теоретический материал,

- научились ли применять полученные знания на практике,

- сформировались ли умения и навыки по теме урока,

- проведена ли учителем коррекционная работа,

- проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Принцип деятельности - один из основных принципов обучения.

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь»

При подготовке и планировании урока учитель определяет место урока в теме, темы в годовом курсе, выделяет цель и задачи урока, просматривает учебную программу, учебную литературу, восстанавливает в памяти материал учебника, выделяет главную идею урока и опорные знания, продумывает содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала.

Учитель при этом учитывает особенности класса: уровень успеваемости, отношение к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.

Учитель для себя всегда ставит цель (программа-максимум). Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока (программа-минимум). Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Каждый этап урока может иметь свою цель. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

При постановке цели следует обращать внимание на совокупность решений множества задач:

Образовательных - содержание, проблемность и наглядность материала, применение учащимися знаний на практике.

Развивающих - интеллектуальные способности учащихся и их развитие.

Воспитательных - воздействие на эмоции и чувства, стиль общения

Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников.

При подготовке и планировании урока по той или иной теме учитель должен продумывать как организовать активную мыслительную деятельность каждого ученика в течение всего урока на всех его этапах.

Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. Очевидно, что необходимо развивать мотивацию познавательной деятельности на уроке через наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

Необходимо также повышать ответственность учащихся за результаты своего труда, причём снимая страх перед плохой отметкой с помощью рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

Для организации эффективного урока необходимо использовать в работе многообразные способы, формы и виды деятельности учащихся:

​ Пресс-конференция, дискуссия, телемост, путешествие, гостиная, аукцион идей;

​ КВН, ролевая игра, игры «взятие крепости», «крестики-нолики», «морской бой», «конкурс вралей», «письма от Мюнхгаузена»;

​ Лекция, беседа, фронтальный опрос, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника, конспектирование, пересказ текста;

​ Групповая работа, работа в парах, совместная деятельность по достижению цели урока, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка;

​ Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата;

​ Творческие задания, исследование, эксперимент, опыты;

​ Практическая деятельность, работа с картами, с иллюстрациями;

​ Составление кроссвордов и дидактических материалов;

​ Музыкальная пауза и физкультминутка;

​ Тестирование и программирование.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью.

Содержание урока - это первая ступенька к результату, а правильный подбор методов и приёмов - это вторая ступенька к результату, а вот качество знаний и умений, использование их в жизни, в новых ситуациях, а также саморазвитие, самообучение, самообразование ученика является результатом.

По взаимосвязи цели, содержания и результата на уроке, по учету особенностей учащихся и их влияние на результат урока можно судить об эффективности урока.

Каждый учитель находится в постоянном поиске оптимальных путей и средств повышения эффективности урока.

Пути и средства повышения эффективности урока:

  • использование личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании (развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся);

  • использование новых образовательных технологий (проблемно - диалогическое обучение, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология формирования типа правильной читательской деятельности);

  • чёткая организация урока: определение целей урока, вида урока, выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями и возможностями обучающихся, определение структуры урока;

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся (работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебно - познавательной деятельности, и с учащимися с низкой учебной мотивацией);

  • проведение мониторинга качества знаний;

  • постоянное повышение педагогического мастерства учителя (чтение педагогической литературы, посещение уроков коллег, занятия на курсах повышения квалификации и т.д.);

  • улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.
Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.
Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Имеются некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

К методам стимулирования и мотивации учения мы относим также метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме.

Передовые учителя умело применяют метод и входящие в него приемы создания эмоционально-нравственной ситуации. Прежде всего они используют прием создания ситуаций нравственных переживаний.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Например, с этой целью используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим школьникам могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, т. е. путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; приучения их к выполнению требований; поощрения их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативного контроля за выполнением требований и в необходимых случаях указания на недостатки, порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к учению. Показ ученикам на убедительных примерах того, что при росте общеобразовательного кругозора значительно повышается производительность труда, создаются возможности для широкого проявления рационализации и изобретательства, для механизации и автоматизации производства, а на этой основе и облегчения трудовых процессов, что применение науки ведет к революционным изменениям на производстве- все это важнейшие элементы формирования понимания общественной значимости труда.

В учебной деятельности важно предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом средней общеобразовательной школы. Надо иметь в виду, что стимулирование долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины.

Какие факторы могут помешать эффективности урока?

  • Непродуманность организационных моментов, этапов урока;

  • неумелое распределение времени на уроке;

  • неумелое использование оборудования;

  • однообразие применяемых методов;

  • слабая материально - техническая база;

  • нарушение учащимися дисциплины;

  • конфликт между педагогом и учащимися;

  • разный темп работы учащихся;

  • разный уровень умственного развития учащихся;

  • недостаточное развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с учебником и дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);

  • загруженность учителя (как следствие, недостаток времени на подготовку к уроку);

  • человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д.)

Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.

Для эффективности урока очень важно проводить анализ (самоанализ) урока. Что же он даёт учителю?

  1. Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы.

  2. Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями.

  3. Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

  4. Развивает интерес к обучающему процессу.

  5. Формирует аналитические способности.

Анализ урока необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения обучающихся.

Наиболее эффективные методы и приёмы на уроках английского языка:

  • Игры (в т.ч. ролевые)

  • Драматизация

  • Инсценировки

  • Физкультминутки

  • Использование песен

  • Проектная работа

На своих уроках я уделяю большое внимание играм.

Условно разделим игры, используемые на уроках, на следующие виды:

  • фронтальные (учитель работает со всем классом).

    • все вместе по картинке (она есть у каждого) ищут вора, укравшего ожерелье, для этого должны сказать, что делают остальные присутствующие и использовать Present Continuous;

    • совместными усилиями нескольких групп рисуют одну картинку (jigsaw drawing)

  • командные: две, три или четыре команды (в зависимости от количества детей в классе) соревнуются в том, кто быстрее и качественнее выполнит задание, а именно:

    • напишут новые слова на доске;

    • подберут правильные артикли к словам, употребленным в данных ситуациях;

    • соберут разбросанные слова в словосочетания;

    • подберут формы нерегулярных глаголов по их первой форме;

    • соберут предложение или текст из отдельных слов;

    • соберут текст по его обрывкам (jigsaw reading);

    • сочинят связанный текст, используя данные глаголы в Past Simple;

    • выполнят задание на соответствие (у доски или по группам);

    • отгадают загадку, загаданную другой командой;

    • узнают лживую информацию в истории или описании, рассказанном другой командой;

    • найдут несоответствие на картинке или в тексте;

    • по описанию другой команды отгадают, какую картинку из трех соперники описывали;

    • правильно переведут предложения другой команды с русского на английский язык;

    • пронесут слово или фразу через весь ряд играющих и напишут правильно на доске («сломанный телефон»);

    • переведут предложения или слова и в награду им откроется картинка;

    • совместно перескажут текст;

    • коллективно сочинят стихотворение / лимерик или выразят мнение о фильме, книге или подростковой проблеме и др.

Игра «Крестики-нолики», урок-викторина или конкурс коллективного проекта также относятся к командным играм.

  • К игровым заданиям можно отнести ролевые игры, где группа учащихся направлена на разыгрывание конкретной жизненной ситуации по проходимой теме. Таких групп на уроке может быть несколько и целью урока для учащихся становится выявление самой лучшей сценки.

Я использую также различные виды игр, например: «Слышу - не слышу».

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ... , все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

«Буквы рассыпались».

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

«Вставь букву».

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.

Например: англ. с..t, a...d, a...m, p...n, r...d, с..г, s...t, г...n, t...n, o...d, t...a, l...g, h...n, h...r, h...s, f...x, e...g, e...t, b...d. (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

«Картинка».

Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т. д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

Игры для работы с алфавитом «5 карточек».

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

Ролевые игры.

Ребята активно участвуют в таких заданиях, как: соедини части пословиц и найди им эквивалент в русском языке, найди слова по цифрам (буквы зашифрованы под цифрами, которые соответствуют их порядку по алфавиту), разгадай кроссворд. Учащиеся работают индивидуально, в парах и группах, поют песни на английском языке (используется компьютер), проводятся физкультминутки, например: разминка «Hands up». Head, shoulders…(учащиеся поют песню и выполняют действия) и др.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

© 2010-2022