Открытый урок в 8 классе

     Данный урок был проведен на профессиональном уровне, вызвал неподдельный интерес обучающихся и был построен в форме диалога между учителем и школьниками. Урок построен на основе сопоставления, сравнения образов художественных героев двух  совершенно различных писателей и культур: Ф.М.Достоевского "Мальчики", Россия и Ги де Мопассана "Папа Симона", Франция. Такие разные писатели, такая далекая Франция, но понимание таких качеств личностей, как сострадание и милосердие, чуткость и внимательно...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Человек-вот тайна!

Цель:продолжить знакомство с художественным миром Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

актуализировать нравственные проблемы борьбы добра и зла в душе человека, сострадания к другому человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявление человеческого в человеке;

обогатить детей опытом нравственных переживаний, размышлений о самомнении, самолюбовании.

Оборудование: книги-тексты, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки

Ход урока:

  1. Чтение стихотворения учителем (под музыку )

Открываю томик одинокий,

Томик в переплете полинялом.

Человек писал вот эти строки,

Я не знаю , для чего писал он.

Пусть он думал и любил иначе,

И в столетьях мы не повстречались.

Если я от этих строчек плачу,

Значит, мне они предназначались.

В.Тушнова

- Какие же и чьи строки я сегодня выбрала для нашего урока? Предназначаются ли они для нас, как говорит Вероника Тушнова?

2. Чтение отрывков

«Господа, мы скоро расстанемся… согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать - во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге».

- Узнали? Да, Достоевский «Мальчики»

«Он подумал о своем доме, о маме, ему сделалось очень грустно, он снова заплакал, дрожа всем телом. Он стал на колени и начал читать молитву, как перед сном, но не мог ее окончить, потому что рыдания бурно, неудержимо подступили к горлу, сотрясая его».

-А это чьи строки? Да, Ги Де Мопассан «Папа Симона»

- Как вы думаете, почему «Мальчики» Достоевского и «Папа Симона» Мопассана?

- Да, вы верно уловили близость этих строк, но где-то даже прямые совпадения страниц русского и французского прозаиков.

- Но, что мы с вами не назвали (тему урока), о чем же будем говорить?

Предлагаю посмотреть друг на друга. Попробуйте вглядеться в лицо соседа и ответить на вопрос, о чем он думает? А о чем он думал вчера? Что он любит больше всего на свете, а что не нравится вообще? Почему у него грустные глаза, или наоборот, веселые?

- Это нам неведомо. А неведомое есть загадка, тайна. Значит, каждый человек есть тайна. Предлагаю так и назвать урок (Слайд 2)

Так писал Ф.М.Достоевский, будучи молодым, своему брату (чтение эпиграфа урока) (Слайд 3)

Таким образом, цель нашего урока: разобраться в тайнах человеческих. А помогут нам в этом герои Достоевского и Мопассана.

- Вы уловили близость двух разных произведений. А попытайтесь найти точки соприкосновения. Для этого выбираете карточку, берете соответствующий текст и заполняете таблицу, озвучив которую, мы увидим точки соприкосновения и ответим на вопрос: о чем же так похоже пишут лучшие в мире прозаики.

4. Работа в группах

Точки соприкосновения

Илюша

Герои

Симон

Ситуация

Язык детского портрета

(описание мальчиков)

Средства выразительности



5. Обсуждение.

Вывод: разные культуры, язык, такая далекая Франция, но представление о добре и зле, о сострадании, милосердии одинаковое.

-Все ли совпадает в повествованиях?

Жестокость мальчиков Мопассана не идет ни в какое сравнение с «детворой»Достоевского .

6. Но, кроме Илюши и Симона присутствуют и другие персонажи: Коля Красоткин, Алеша Карамазов, Филипп, штабс-капитан. Кто же является главным героем в своем поизведении?

_Почему Коля Красоткин? Да, он сильная незаурядная личность, которая жаждет понять и объяснить себе мир.

Но всегда ли он смел? Чего боится Коля? (смеха над собой, проявлять естественные порывы души) и от этого мучает себя и окружающих, особенно мать. Готов уничтожить весь порядок вещей.

- Штабс-капитан. Что вы можете сказать о нем?

-Об Алеше Карамазове в книге 10 написано намного меньше, чем о Коле Красоткине. Но значит ли это, что не Алеша главный герой?

- Алеша всегда упоминается, когда Коля думает о нем, желает с ним встретиться.

- Что ждет от этой встречи Красоткин? («Мы или сразу станем друзьями на век или разойдемся до гробовой доски»)

- Какую роль играет Карамазов среди мальчишек? (Примиряет бывших врагов, успокаивает Колю, помогает ему справиться с отчаянием, с самоуничижением, возвращает ему веру в себя. Почему?

Алеша открывает ему те потаенные порывы, которые действительно заслуживают уважения и восхищения: «Будьте же не такой, как все».

- Филипп. Почему соглашается стать папой Симону?

Из сострадания. И становится таким папой, которым гордился бы каждый.

- Так кто же центральные герои Достоевского и Мопассана? (Обсуждение в группах)

- О ком мы можем сказать: красивый человек?

7. Красота образа.

Достоевский писал: красота спасет мир. Покажите это на образах ваших главных героев(комментарии от групп)

Филипп спасает Симона, Алеша - мальчиков, Колю Красоткина.

- О какой красоте идет речь?

- О каких же тайнах человека говорят Достоевский и Мопассан?

8. Чтение учителем эпилога ( стр886 «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского)

9. Заполнение таблицы осмысления. Рефлексия

Что я узнал

Как применить в жизни полученные сведения

Вопросы, возникшие в процессе обсуждения





© 2010-2022